Горжибюс: … и стоит мне рассердиться…
Люсиль: Ах, боже мой, дядюшка!..
Горжибюс (ласково): Что с тобой, Люсиль?..
Люсиль: Ваш гнев…
Валер: Как?!.. Ты испугалась? Но разве ты не видишь, что отец лишь всячески старается казаться рассерженным?..
Горжибюс: Ах, негодяй! Вон что выдумал! Злодей готов уверять, что я отнюдь не сержусь!.. Нет-с, вы ошибаетесь, сударь, – я прямо в ярости, да-с, в чрезвычайной ярости, и чтобы доказать вам это… (ласково, Люсили) но сперва, милое дитя мое, пойди в свою комнату, иди, иди… (резко) А вы, сыночек, извольте остаться – нам нужно потолковать об очень важных вещах…
Мой дорогой читатель!
Вы верите в гнев Горжибюса? Или соглашаетесь с Валером, что отец притворяется сердитым?
Напомню, что это за произведение… Я привел диалог из пьесы Ж.-Б. Мольера «Казакин».
Давайте вместе ответим на поставленные мною вопросы.
Как мы выражаем эмоции?
Прежде всего, внешне… через мимику, позы, жесты и, как Горжибюс, – интонацией голоса.
Достаточно ли этого? Валер сомневается. Мы сами не очень верим в искренность главного героя. Почему складывается ощущение, будто чего-то не хватает?
Мы читаем, как ведет себя Горжибюс, сопоставляем с нашим поведением, когда злимся на кого-то… – и понимаем, что одновременно сердиться и успокаивать, когда мы в ярости, невозможно!
Согласны?
Получается, чтобы судить об эмоциональном состоянии другого человека, НЕДОСТАТОЧНО ТОЛЬКО ВНЕШНЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВ.
Другой пример. Знакомый или партнер улыбается нам. Всегда ли такое выражение лица говорит о том, что у него все хорошо?
Я часто наблюдаю улыбку у клиентов на первых сессиях. И она сигнализирует мне о том, что у человека нет доступа к своим переживаниям. Он чувствует одно, а внешне выражает другое. Одна из задач при работе с клиентом – как раз научить его понимать свои чувства.
Но важно распознавать и эмоции партнера. Поэтому я начинаю книгу с диалога героев Мольера.
Почему распознавать эмоции других полезно?
Представьте такую ситуацию. Мы встречаем знакомого. Он в задумчивости. А у нас хорошее настроение. И мы радостно говорим: «О, привет! Давно не виделись. Чего такой грустный?»
Установится контакт?
Наши эмоциональные состояния не совпадают, знакомый не поддержит наш оптимизм. Скорее, он ответит что-то формальное и уйдет от разговора.
Чтобы общение состоялось, важно не только понять эмоции партнера, но и быть созвучным им. То есть если наш знакомый печален, то и наша речь должна быть неторопливой и негромкой.
И такие наши умения сегодня называют эмоциональным интеллектом.
Мы уже выяснили: только внешнего проявления эмоции недостаточно, чтобы говорить о реальном переживании партнера.
Когда мы доверяем чувствам другого человека?
Обратимся к произведению Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу»:
«Корнеев приходит в неописуемую ярость. Лицо его темнеет, и сейчас же заметно темнеет в комнате. Огромная туча наползает на солнце. Свирепый порыв ветра сотрясает дуб. Где-то звенят вылетевшие стекла. У стола подгибаются ножки, проседает только что восстановленная раскладушка. В тусклом зеркале вспыхивают и гаснут зловещие огни».
Эта и предыдущая сцены иллюстрируют одну и ту же эмоцию: ярость. Только в диалоге Мольера ее описание вызвало у нас улыбку, а у Стругацких подобранные образы заставили в нее поверить.
То есть о настоящем переживании можно говорить, когда эмоция не только внешне оформлена, но и имеет наполнение.
Вспомните наши ощущения, когда мы очень злимся. Что-то внутри поднимается, даже «ударяет в голову».
И это движение внутри указывает на существование некой психической энергии. В традиционной китайской медицине ее называли Ци, в йоге – Прана. Австрийский психолог Зигмунд Фрейд определял ее как энергию либидо. Он утверждал, что в разные возрастные периоды она концентрируется в определенных зонах тела и определяет развитие человека. Ученик Фрейда, американский психолог Вильгельм Райх, обозначал ее словом «оргон» и утверждал, что она течет свободно только в здоровом организме.
Как бы эту энергию ни называли, важно одно: ЭМОЦИЯ ИМЕЕТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ.
Однако и это утверждение не дает ответ на вопрос: «Из чего сделаны наши эмоции?»
Мы вспомнили наши ощущения, когда злимся. Но что еще происходит с нашим телом?
Мы стискиваем зубы, сжимаем кулаки, начинаем глубже и чаще дышать. Артериальное давление растет, пульс учащается. Это знаки того, что ЭМОЦИЯ МЕНЯЕТ ГОРМОНАЛЬНЫЙ ФОН.
Как полученная информация помогает управлять стрессом?
Мы договорились, что эмоция – это энергия, прежде всего психическая. Из курса школьной физики мы помним, что любая энергия совершает работу. Значит, и каждая эмоция должна совершить работу или быть выражена!
Уже более 20 лет я преподаю в медицинском университете. Однажды ко мне обратилась студентка и попросила научить ее радоваться. Я удивился. Обычно выражение радости не вызывает трудностей. И так было у ее сокурсников. А она, застенчивая девушка, стеснялась «громко» радоваться. Конечно, я согласился ей помочь.
Чаще мы не принимаем и блокируем наши гневные эмоции, поскольку не знаем, что делать со злостью и раздражением. Но мы научимся этому чуть позже в главе «Семь способов эмоциональной разрядки».
Итак… если эмоция, по разным причинам, не находит выражения, то напряжение сохраняется. А любое напряжение – это стресс.
Эмоция, как психическое явление, отражает отношение человека к миру, другим людям, самому себе и результатам своей деятельности. Для этого нам дана широкая палитра переживаний. Однако среди них есть такие, которые нам пока недоступны.
Предлагаю исследовать этот вопрос и выполнить одно упражнение.
Готовы?..
Шаг 1. Пожалуйста, возьмите лист бумаги, озаглавьте его «Моя палитра эмоций» и выпишите все эмоции и чувства, которые вы знаете.
Шаг 2. Ознакомьтесь со списком эмоций (см. ниже). При необходимости дополните вашу палитру эмоциями из этого списка.
Шаг 3. Внимательно изучите обновленный состав вашей палитры эмоций. Те эмоции и чувства, которые вы переживали в прошлом, отметьте заглавной буквой «П»; те, которые переживаете в настоящее время, – «Н»; те, которые хотите пережить в будущем, – «Б».
Шаг 4. Обратите внимание на переживания с маркировкой «Б». Ответьте на вопрос: где и как вы можете получить эти эмоции?
Сохраните вашу палитру эмоций. Что делать с эмоциями прошлого и настоящего, вы узнаете чуть позже.
Из списка эмоций важно выделить базовые. Напомню, что в психологии так называют эмоции, которые присущи всем здоровым людям и одинаково проявляются у представителей разных культур. Именно на их основе разворачивается многообразие переживаний человека.
Широко известен подход американского психолога Кэррола Изарда. Он выделяет десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Однако у исследователей нет единого мнения по поводу того, какие эмоции считать базовыми и каково их количество.
Давайте построим собственную модель эмоциональной сферы. Она поможет разобраться в этом непростом вопросе и лучше понимать наши состояния.
Возьмем четыре базовые эмоции: радость, печаль, гнев, страх. Почему именно эти? Они простые, древние и во многом определяют наше поведение.
Рис. 1. Четыре базовые эмоции
Посмотрите на рис. 1. Начнем с пары «гнев – страх». Русский психолог Лев Семенович Выготский метко назвал эти эмоции «отвердевшей формой поведения, возникшей из инстинкта самосохранения». Действительно, в ситуации опасности мы либо нападаем, либо обороняемся.
Эмоции радости и печали также образуют известную пару. Их связь закреплена в культуре разных народов. Она находит отражение в устном творчестве. Вспомните русские пословицы: «Кто в субботу смеется, в воскресенье плакать будет», «Кто смешлив, тот и слезлив». Об этом же картина русского художника Виктора Васнецова «Песнь радости и печали (Сирин и Алконост)». Рекомендую посмотреть ее в Интернете.
Таким образом, наша модель эмоциональной сферы иллюстрирует идею парности эмоций и их взаимное дополнение. На примере этих четырех эмоций я утверждаю, что все эмоции важны для жизни.
Я часто читаю лекции по стресс-менеджменту. И в этом месте обычно задаю слушателям вопрос: «Зачем нужен гнев?»
Пожалуйста, ответьте на этот вопрос самостоятельно. Ответ не очевиден. И мы разберем его позже.
Возможно, вы знаете шутку: «Нет, я не люблю алкоголь. Но мне так нравится, что он со мной делает».
То же самое можно сказать об эмоциях. Неважно, как они называются, важно то, что они с нами делают.
Поговорим подробнее о четырех базовых эмоциях.
Радость связана с удовлетворением актуальной потребности и направляет активность психики вовне.
Печаль вызывает состояние, которое снижает интерес к внешнему миру, направляет активность психики вглубь себя.
Гнев вызывается возникновением препятствий на пути к цели.
Страх возникает при ожидании опасности, угрозы, неблагополучия.
Когда мы размышляем о действии эмоций на наше состояние, это не означает, что мы целиком зависим от внешних обстоятельств. Конечно, мы можем говорить: «Я грущу, потому что кто-то был несправедлив ко мне». Замечу, мы способны сами вызывать у себя те или иные эмоции.
Скажите, в каком состоянии легче общаться: когда мы настроены на радость или на печаль?
Очевидно, что общение пройдет гладко, если мы радостны. Не следует понимать эту эмоцию только как веселье и смех. Мы уже обсудили, что радость направляет психику вовне. Это экстравертированная эмоция, она ориентирует на других. То есть радость обеспечивает нужное для успешного общения состояние.
А какое состояние полезно для размышлений?
То, которое ориентирует на себя, погружает в себя. И такое состояние дает печаль. Это интровертированная эмоция. И ее также не следует понимать узко, как грусть и уныние. В русском языке есть удачный синоним состоянию, которое я имею в виду, – «легкая грусть».
А теперь самое время поговорить о гневе. Когда я спрашиваю, зачем он нужен, то часто слышу о его последствиях: непонимании, ссоре, расставании и прочем. Гнев воспринимается исключительно как разрушительное и ненужное переживание. Но так ли это?
Напоминаю, мы говорим о психологическом состоянии, которое вызывает эмоция. Гнев в норме дает бодрость и уверенность. Он помогает защитить собственные интересы и близкого человека. Это то самое «возмущение духа» Иисуса Христа, когда он изгонял торгующих из храма.
Зачем нужен страх? На этой эмоции остановимся подробно и рассмотрим три варианта.
Вариант первый. Мы имеем много страхов. Тогда говорят о нашей высокой тревожности. В этом случае типичное для нас поведение – избегание трудностей и конфликтов. Понятно, что такой жизненный сценарий не позволяет достигать нужных нам результатов.
Вариант второй. Мы не замечаем страхи. Тогда говорят о нашей низкой тревожности. Кажется, что низкий уровень – показатель нашего психологического благополучия! Но я специально отметил, что низкотревожный человек не замечает свои страхи. То есть они у него есть. Но он вытесняет их из сознания.
В чем это проявляется?
Такой человек склонен к риску. А узнать его можно по характерным занятиям: паркур, зацепинг, экстремальный спорт.
Помните известного немецкого гонщика «Формулы-1» Михаэля Шумахера?
Знаете, как закончилась его спортивная карьера? 29 декабря 2013 года он катался на лыжах во французском Мерибеле. Гонщик съехал с основной трассы, наткнулся на камень и ударился головой о выступ скалы. Шумахер получил тяжелую травму, сегодня не ходит и не разговаривает.
Возможно, он избежал бы трагедии, если следовал бы третьему варианту, когда мы знаем про свои страхи и принимаем их во внимание; здраво оцениваем пользу, которую они несут. Ведь именно они делают нас осторожными. Страх в норме – это чувство самосохранения. Он страхует нас, когда возникает угроза здоровью и жизни. Летчики военной авиации иногда шутят: «Мы боимся, но не трусим».
Что означает данная фраза?
Не позорно «бояться» и проявлять осторожность. Позорно «трусить», то есть бежать с поля боя.
Итак, мы договорились, что эмоция – это энергия. Она дает нам переживание, каждое из которых окрашено по-своему.
Хороших или плохих переживаний не существует. И само слово имеет глубокий смысл: все можно ПЕРЕЖИТЬ.
Когда эмоция становится чувством? Часто эти понятия смешивают и рассматривают как синонимы.
Мы проявляем себя в мире через мысли, эмоции, поведение. Наше переживание является эмоцией, когда вызванное им состояние влияет только на поведение. Нам радостно – мы смеемся, печалимся – молчим, гневаемся – сжимаем кулаки, боимся – отходим в сторону. Действительно, эти четыре переживания мы уверенно можем отнести к эмоциям. И не случайно они являются базовыми и вошли в модель эмоциональной сферы.
Возьмем другие фундаментальные эмоции, которые предлагает американский психолог Кэррол Изард.
Интерес – это познавательная эмоция. Она дает нам внутреннюю мотивацию. Интерес всегда направлен на конкретный предмет: человека, книгу, событие и т. д.
Отвращение, презрение – эти переживания также имеют внешний стимул. Отвращение может вызвать и человек, и пища. Презрение – только человек. Конечно, можно «презирать опасность». Но это выражение имеет другой смысл и является синонимом «рисковать».
Стыд, вина – переживания, которые помогают приспособиться к обществу. И они возникают по поводу нашего несоответствия предложенному образцу.
Можно утверждать: переживание становится чувством всякий раз, когда оно соединяется с мыслью, идеей. Посмотрите на формулу:
Чувство = Эмоция + Идея
Поэтому интерес, отвращение, презрение, стыд, вина – скорее чувства… В повседневной речи мы так и говорим: чувство отвращения, чувство стыда, чувство вины.
Более того, наши базовые эмоции – радость, печаль, гнев, страх, – которые изначально свободны от идеи, могут превращаться в чувства, если появляется повод. Мы все радуемся успехам детей, печалимся, когда что-то не получается, злимся на партнера и боимся неизвестности.
Эмоции, будучи переживаниями в «чистом» виде, делают нас свободными в выборе внутреннего состояния и гибкими в поведении.
Чувства являются «идейными» переживаниями, приспосабливают к жизни в обществе, окрашивают культурную жизнь.
Если граница между эмоцией и чувством размыта, то зачем нам знать эти нюансы?
Часто формула чувства приобретает другой вид:
Чувство = Эмоция → Идея
То есть эмоция сцепляется с идеей. И мы начинаем зависеть от человека или предмета.
Возьмем пример из жизни. Почему девушка ревнует парня? Чтобы ответить на вопрос, распишем формулу ревности. Допустим, такой вариант:
Ревность = Гнев: Страх → Идея
Ревность – «гневосодержащее» чувство. В числителе – та эмоция, которая на поверхности. Потому девушка активно выражает недовольство. Но причина ее поведения в знаменателе – неосознаваемом страхе остаться одной. И страх сцеплен с идеей «Все мужчины ходят “налево”». Так учила мать девушки, поскольку отец оставил их. На это же указывает опыт подруг.
Если девушка больше не хочет ревновать, то правильно будет учиться самостоятельности, защищать личные границы, знать, как поступать, если случится измена. Идея о мужском непостоянстве как таковая останется в уме, но перестанет питать страх девушки. Она теперь уверена в себе и осторожна в выборе партнера.
Приведу другой пример – неприязнь некоторых людей к мясу. Замечу, мы говорим о психологической, а не о медицинской причине данного явления.