…И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
А.С. Пушкин
Когда я говорю, что мы все уникальны, я говорю о том, что каждый из нас по-своему объединяет в себе все то общечеловеческое, которое есть в каждом из нас.
Все равно человек остается человеком, а всем людям свойственно вести себя в каких-то основополагающих вещах более-менее одинаково.
Именно поэтому нас так хорошо «просчитывают» маркетологи, цель которых – побольше нам продать.
Однако, такое знание о типичности человеческой природы нам, специалистам «красивых» и творческих сфер, вполне на руку.
Ведь, зная, что движет людьми, мы можем людьми (да и собой!) управлять.
Конечно, я не призываю управлять людьми с корыстными или не совсем честными целями.
Но вот повести клиента за собой туда, где ему тоже будет хорошо – это задача любого успешного специалиста, а также задача качественного, хорошо «сделанного» бизнеса!
Из-за типичности человеческого поведения мы сами часто попадаем в ловушки своих же страхов и ограничивающих убеждений.
И совершаем ошибки.
К тому же, мы все носим «очки». И не всегда розовые.
Задача успешного мастера – максимально хорошо протереть стекла своих «очков». Настроиться на реальность.
Полностью, конечно, вы очки своего личного восприятия не снимете, ведь у нас у всех в голове есть набор собственных шаблонов и схем, но вот стремиться увидеть этот мир и свою профессиональную деятельность максимально объективно – можно и нужно!
Главное – вообще допустить, что вы пока в очках, розовых или не очень.
Перемены всегда начинаются с осознания, что вы в чем-то ошибаетесь или что-то делаете не так.
Заметьте – многие люди просто отрицают наличие у себя проблем!
Так работает наш мозг – включается психологическая защита. Так проще не сталкиваться с тем, с чем сталкиваться неприятно и даже больно. Именно поэтому психологи в своей работе используют инструменты, помогающие им обойти защиты клиента и подойти к внутренней боли, чтобы ее пролечить.
Признать ошибку
Помню, какой прорыв я совершила в своей деятельности, когда честно призналась себе, что отстала от других стилистов в том, что перестала внедрять современные тенденции в образы. Мне казалось, что я просто пошла у своих клиентов на поводу, ведь им же не нужна мода.
Но, на самом деле, мне было просто удобнее не учиться дальше, а всех «модных» специалистов критиковать. Как я поняла позже, за моим отрицанием стоял страх двигаться в новое и нежелание этому новому учиться. Когда я осознала, что завидую более «продвинутым» стилистам и просто боюсь предлагать своим клиентам то, что не совсем умею, я стала учиться дальше и постепенно преодолела этот барьер.
Качество моих работ на порядок улучшилось, а в самом моем взаимодействии с клиентами появился некий «огонек» – ведь все, что я теперь делала, было мне самой интересно. На этот «огонек» потянулись и новые клиенты, которых я раньше просто боялась.
Кстати, клиентам часто нужна не какая-то конкретная система или философия, а им нужен живой человек, горящий своей деятельностью! Клиенты приходят к вам не потому, что сами знают, как им надо, а потому, что они как раз ничего в вашей сфере не понимают. Им нужна ваша помощь и ваше желание им помочь! Когда у мастера «горят глаза», клиенты это сразу же видят и вашими идеями увлекаются. Поэтому не держитесь за то, что заставляет вас работать «на автомате» и все время кого-то и что-то критиковать.
И, если уж мы говорим в этой главе о шаблонах, то и ошибки, которые совершают все мастера, достаточно типичные.
Их можно даже представить как ТОП-20 самых очевидных ошибок мастера.
Вот они.
ТОП-20 ошибок мастера
1. Отсутствие продуманного движения в профессии, какой-то четкой стратегии. Вы не воспринимаете свое дело как серьезный бизнес.
2. Хаотичные действия из разряда «хоть что-то улучшить», а также копирование чужих стратегий или попытки «делать, как все».
3. Непонимание, к чему вы стремитесь и чего именно вы хотите в итоге достичь (не абстрактно, а в виде конкретных результатов! В сфере услуг, да и в любом бизнесе, – это цифры, цифры и цифры! Как минимум, нужно знать количество клиентов, которое вы хотите иметь, и свой желаемый доход).
4. Обесценивание себя и своей деятельности – сравнение себя с другими и выискивание в своем бизнесе только плохого. (Нужно не искать плохое и хорошее, нужно выписать, что на данный момент у вас в принципе есть, и проанализировать, что из этого работает, а что – не работает).
5. Перенесение неудач со своего бизнеса на себя («Если у меня что-то не получается, значит, я неудачник!). Никогда не мыслите так, это – путь к выгоранию. Более продуктивное мышление – такое: в моей деятельности то-то и то-то не так. Как это можно улучшить? Но об этом мы много будем говорить ниже.
6. Иллюзии мастера. Их очень, очень много! Начиная от неправильных выводов («Если клиенты не идут, значит, что-то не так с клиентами»), до попыток продать людям то, что им не нужно, но зато потешить свое эго. С иллюзиями можно бороться только максимально четкой констатацией фактов и максимально четким анализом существующей действительности. Но и об этом – чуть позже.
7. Убеждения, что все и всегда должно с первого раза получаться. Запомните, бизнес – это постоянный тест и отсеивание того, что не работает. В бизнесе у вас не получится «навсегда разбогатеть» и остановиться.
8. Бесконечно учиться вместо того, чтобы брать и делать. А еще – объяснять себе, что вы не можете чего-то сделать, пока еще чуть-чуть для этого не доучились. («Вечные ученики»).
9. Занижать планку, обходиться «малым». Это когда вы мыслите примерно так: «Вот сегодня я заработала 1000 рублей, и хорошо». Нужно мыслить стратегией! Нужно знать, сколько вы хотите зарабатывать в перспективе (как минимум – в месяц!), и на что хотите эти деньги в итоге тратить. Ваша личная цель – это очень важно.
10. Заниматься «украшательствами» вместо того, чтобы менять то, что не работает. Это я называю «японской системой» – то, чего мы не видим, как будто и нет. У вас дом вашего бизнеса разваливается, а вы вешаете на стены «картины» в виде улучшения дизайна страницы или выбора новых статуэток в свой старый кабинет! Сюда же – все «бонусы за покупку» или «у нас вы можете попить чаю», если, в целом, к вам никто не хочет идти. Нужно четко понимать, что вы делаете и для чего. И видеть, что у вас разваливается.
11. «Прогибания» под клиентов и непонимание, кто вы такой, и какую ценность вы, как специалист, людям несете.
12. Ошибки в имидже – что вы транслируете своим внешним видом, и соответствует ли он тому, кто вы такие на самом деле, и что вы хотите своим образом сказать.
13. Заурядность. Многие мастера похожи друг на друга даже внешне. Есть такое правило жизни: крайности заметны лучше, чем «серединка». В «красивом бизнесе» побеждают не те, у кого «средние» цены и «средний» внешний вид, а лучшие и… худшие! Как ни странно.
14. Мыслить крайностями – это тоже ошибка. «Все или ничего» – это девиз погибающих героев из книг. Даже улучшения нужно внедрять постепенно, а еще – уметь радоваться, когда что-то у вас сделано «достаточно хорошо». Все «отличники» в сфере услуг гарантированно выгорают!
15. Казаться кем-то другим. При таком подходе не будет ни клиентов, ни денег, даже если вы выберете, на ваш взгляд, самый «красивый» образ. Проверено лично мной! Быть собой, местами несовершенным, – вот что ведет к успеху.
16. Думать, что если вы усердно работаете, то успех сам к вам придет. Нет, это как раз та ошибка, которая погубила более 80% мастеров. Так что, считайте, у вас уже практически нет конкурентов. Нужно делать только нужное, иначе у вас на успех просто не останется времени.
17. Не интересоваться тем, что происходит в вашей сфере и в смежных сферах. Не общаться с коллегами, не выходить «в люди». Многие мастера просто день и ночь работают в своих кабинетах, а о них все равно никто не знает! Еще больше мастеров давно отстали от жизни, что видно также из их работ. Нельзя убирать руку с пульса времени. Тем более, в сфере услуг!
18. Не заявлять о себе, не иметь площадок для коммуникации с аудиторией. Здесь все понятно, без комментариев! Тема про социальные сети требует отдельной книги.
19. Отсутствие цельности в подаче себя и своей деятельности. Это когда даже оформление ваших страниц везде разное – нет понимания, «про что» вы, нет понимания, что именно вы хотите о себе рассказать. Но это уже тема личного бренда. В этой книге мы ее тоже коснемся.
20. Но основной ошибкой является все-таки то, что вы вообще не пытаетесь что-то в своей деятельности изменить. Это как в «Алисе в Стране чудес» – «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте». Вся сфера услуг – это такой вот сплошной бег на длинные дистанции. Но можно идти пешком, в своем темпе, и при этом все успевать. Как? В этой книге я как раз вас этому и научу.
Какие ошибки вы у себя нашли?
Хочу утешить вас и сказать, что в основе всех этих ошибок лежит не какая-то ваша глупость или «недостаточность», как человека и специалиста, а просто отсутствие знаний о том, как можно жить и работать иначе. Из серии: «А что, так тоже можно было?».
Нарабатывайте знания, на которые вы сможете по-настоящему опереться в деле улучшения вашего бизнеса. Так вы сможете выстроить свою собственную стратегию успешного мастера.