По всей вероятности, в трактате сведены документы, относящиеся к периодам Весен и Осеней а так же Борющихся царств.
Полководец Сунь У, которому приписывается авторство трактата, жил в VI – V вв. до н.э. Прославился своими походами против царств Чу, Ци, и Цзинь.
Много научных работ посвящено династийным циклам древнего Китая. Большинство исследований опираются на связь династийных циклов с политикой и экономикой. В этой работе хотелось бы прояснить связь династийного цикла со стратегией.
Суньцзы написан во время первого, и самого длинного в истории Китая династийного цикла – Чжоу. Династия Шан, наследником которой является Чжоу, существовала в столь глубокой древности, что мы практически не имеем достоверных сведений о ней. Кроме того, династийный цикл Шан вряд ли можно сравнить с последующими, он имеет свои особенности, например ту, что в эпоху Шан народы Великой Китайской равнины были слишком разными, и еще не переплавились в единую нацию.
Мифологическую династию Ся, предшественника Шан, рассматривать не представляется возможным, ввиду отсутствия фактического материала, а на легенды опираться наивно.
Итак, династия Чжоу образовалась в 1027 году до н.э. Номинально Чжоу являлось единой империей с абсолютной властью императора. Император был и главным жрецом в государстве. Реально же император управлял центральным округом, а периферические уделы роздал родственникам, или местной элите. Таким образом, с самого начала Чжоу была лишь конгломератом автономий. Причем окраинные уделы имели возможность расти за счет присоединения пограничных территорий варваров, а центральный удел расти не мог, и пропорции за сотни лет сильно изменились не в пользу императорского удела. С течением времени каждый удельный князь все более обособлялся от империи. Он содержал собственное войско и собственный бюрократический аппарат, ничем не уступавший императорскому. Император не получал и не перераспределял доходы с земель своих вассалов. За ним остались лишь высшие сакральные функции. Именно эти сакральные функции посредника между людьми и Небом выделяли его в ряду других могущественных феодалов.
В период Весен и Осеней отдельные уделы вели обычные феодальные войны, не отличавшиеся ни особой остротой, ни вовлечением в борьбу значительной части населения. Скорее, это были конфликты между родственниками, чем ожесточенные войны за выживание народа. Военные расходы были невелики, так как воевало в основном, рыцарство, а широкие мобилизации крестьян никогда не проводились. (В отличии от войн между Шан и Чжоу, когда мобилизовалось все мужское население).
Поэтому стратегия периода Весен и Осеней отличалась неторопливостью, конфликты были длительными, политические союзы то заключались, то распадались, значительных изменений на политической карте не наблюдалось. Угроза вторжения варваров в этот период была невелика, так как еще не образовались большие государства кочевников, а технологически Китай оставлял их далеко позади.
Основной боевой единицей была боевая колесница, перевозившая мастера стрельбы из лука. Когда колесница сближалась с пехотой, стрелок успевал уложить около 12 человек, прежде чем пехотинцы добегали до повозки. Тогда колесница перемещалась, и процесс начинался сначала… Верховая езда в тот период практически не использовалась, так как не были изобретены седло и стремена.
Особенности военной стратегии этого времени отражены в главах 4 и 6. Они перекликаются с философией недеяния и следования, позднее великолепно разработанной даосами. В Даодецзине есть ссылка на опыт военного дела, применительно к недеянию. Но в Суньцзы нет ссылок на Лаоцзы и Конфуция. Вероятно, текст этих двух глав Суньцзы восходит к периоду Весен и Осеней, и написан задолго до Конфуция и Лаоцзы – во всяком случае, до начала периода Борющихся царств.
Практически это выглядело приблизительно так:
Большие семьи феодалов постоянно сталкивались с проблемой наследования, принцы соперничали за звание наследника, братья и дети правителя выдвигали свои права на территории.
Какие-то претенденты уничтожались, какие-то изгонялись. И очень часты были ситуации, когда претендент с небольшим отрядом телохранителей-побратимов странствовал вокруг спорной территории. Небольшой отряд мог возобновлять свои потребности в оружии, лошадях, и деньгах за счет противника, а питание и ночлег не представляли проблемы.
В стычках с другими аристократами претендент не имел цели обязательно уничтожить своего родственника, он вполне мог отпустить его, взяв только оружие и пару нефритовых подвесок, и с таким ресурсом кочевать еще пару лет.
Также он был заинтересован в симпатиях сообщества аристократов, поэтому логичным было рыцарское отношение к побежденным, помощь раненым, уважение стариков и дам.
Странствуя по не принадлежащим им территориям, такой отряд должен был ладить с местным населением, вступать во взаимовыгодные отношения. Как пример, справедливо судить локальные конфликты, выступать в роли Робин Гудов древности, помогать крестьянам против притеснителей.
Такой образ жизни стихийно приводил к возникновению феномена «странствующих героев», «странствующих рыцарей», о чем я более подробно написал в книге «Китайское рыцарство».
Наследник ожидал ослабления конкурента, накапливал добрую славу, вербовал союзников среди аристократов, искал поддержку простолюдинов, чтобы в подходящее время произвести переворот.
Период Борющихся царств имел свои особенности. Во-первых, произошли технологические усовершенствования орудий войны. Появились латы, способные защищать от стрел, стальной меч, стали формироваться отряды верховой конницы. С IV в до н. э. в Китай через северное царство Чжао проникла новая воинская одежда, перенятая от северных кочевников – штаны для воинов. Так же появилось седло для лошадей, а позднее и стремена. Все это привело к исчезновению колесниц с поля сражений. Главной боевой единицей стали полки латных копьеносцев. Конница использовалась как вспомогательные отряды. Количественный состав войск увеличился в сотни раз. Старое аристократическое рыцарство так же потеряло свое былое значение.
Но, главное, каждый удельный князь присвоил себе гораздо большие ритуальные полномочия. Он еще не соперничал открыто с потомками рода Чжоу, но считал себя практически равным ему. В итоге страна окончательно развалилась на мелкие самостоятельные царства, страдающие недостатком легитимности.
В этот период борьба между царствами достигла небывалой жесткости, родственные связи были утеряны, аграрное население несло на себе воинскую повинность. Содержание больших армий требовало огромных расходов, а их новые источники не были найдены. Доходы царств падали, и они постоянно пребывали на грани экономического коллапса. Отсутствие ресурса заставляло мелкие государства отчаянно воевать между собой, в надежде разбогатеть за счет соседа. Экономика истощалась, мелкие царства гибли и поглощались более крупными соседями.
В начале периода Чжоу был только 71 удел, в течении периода Чуньцю (Весен и осеней) в войнах (в разное время) участвовали около 1200 больших и малых владений. К началу периода Чжаньго (Борющихся царств) – боролись лишь семь оставшихся крупных царств.
В период отчаянной нехватки ресурсов возобладала стратегия молниеносной войны – малой кровью, могучим ударом, на чужой территории. (Суньцзы был переведен в Европе в 1910 году, и перед второй мировой войной стал популярен в Германии, России и Японии).
Большинство глав трактата раскрывают именно стратегию блицкрига. И в массовое западное сознание запали высказывания именно из этих глав. Такое понимание безусловно очень однобоко.
Блицкриг – ключевое слово для понимания стратегии конечной фазы периода Весен и Осеней, и начала периода Борющихся Царств. Чтобы сразу войти в суть дела, давайте ознакомимся с текстом трактата из второй главы:
«Если используешь их в битве, но победа долго не приходит, их оружие притупляется, а рвение – ослабевает. Если осаждаешь города, их силы истощаются. Если подвергаешь войско длительной войне, запасов государства не хватит. Когда оружие притупилось, а дух – угнетен, когда наши силы истощены, а запасы – израсходованы, тогда удельные князья воспользуются нашей слабостью и поднимутся. Даже если у тебя есть мудрые полководцы, они не смогут ничего достичь. Поэтому я слышал об успехе быстрых военных походов, и не слышал об успехе затяжных. Ни одно государство не извлекло выгоды из длительной войны. Те, кто недостаточно понимают опасности войны, не могут понять и выгоду от войны».
Эти слова сказаны о войне, в которой участвует большое количество слабых государств. Образно говоря, когда мыши дерутся между собой, своевременный выход из схватки крайне важен, кто завяз в захвате, того закусают со всех сторон. Поэтому слабые стороны не заинтересованы в длительной войне – на ослабевших нападут сразу все – как пираньи. И никакие длительные союзы в этой ситуации невозможны.
Таким образом, стратегия блицкрига применима для ситуаций отсутствия ресурсов, для слабых нестабильных сторон, участвующих во множественном конфликте.
Также важно и то, что никакая из участвующих в конфликте сторон не обладала преимуществом дао правителя. Все правители были не легитимны. И ни один не мог собрать вокруг себя лучших людей. Поэтому одни полководцы метались из царства в царство, другие совсем уходили от мира, кто-то уплывал через море в Японию, а кто-то и сам объявлял себя суверенным правителем.
Но многих достойных людей сумели привлечь к управлению в восточном полуварварском государстве Цинь, и ситуация резко изменилась.
Унификация мер и весов, письменности, способствовала оживлению торговли. Запрет кровной мести, жесткие наказания привели к резкому снижению преступности, росту населения. Ясная система наград и наказаний в армии стимулировала героизм и выдвижение способных командиров.
В сельском хозяйстве упорядочились законы, и урожайность возросла.
Появился такой новый стратегический элемент, как ресурс. Империя Цинь имела избыток ресурсов по сравнению с любым другим царством того времени, а после присоединения Чу – и больше, чем у всех остальных, вместе взятых. И в этой ситуации Цинь охотно посылала войска без цели одержать победу – противник терял ресурс, и следующая волна накрывала его с головой. Тем же путем в период Троецарствия империя Вей завалила У, а затем и Шу.
К слову сказать, в период Троецарствия доктрина блицкрига потерпела еще одно ужасное фиаско. Царство Шу имело гениального полководца Чжуге Ляна, его территория была закрыта неприступными горными хребтами, а перевалы были перекрыты заставами, на которых один человек мог удерживать тысячу.
Царство У было отделено широкой и бурной рекой Янцзы, и имело все преимущества географического положения. (Первый мост через эту реку был построен лишь в середине ХХ века.)
Вэй имело широкие равнины, практически без естественных защитных препятствий. Тем не менее, именно Вэй одержало окончательную победу. Секрет прост – Вэй было гораздо больше, практически вся территория была пригодна для сельскохозяйственной деятельности. Вэй собирала большие урожаи зерна, имело больше продовольствия и, соответственно, имело больше населения. После каждого поражения вэйцы посылали еще большие армии, постоянно истощая своих противников.
Но вернемся к периоду возникновения империи Цинь. Правители Цинь привлекли к управлению ученых-легистов, которые модернизировали государственный аппарат и провели радикальные реформы в сельском хозяйстве. В результате Цинь смогла содержать большее количество солдат и чаще обновлять вооружение. Так, сочетая методы гражданского и военного управления, Цинь добилась большого могущества. Имея больший ресурс, Цинь довольно грамотно распорядилось им, и китайские царства стали падать одно за другим. Во всех завоеванных территориях проводились те же, что и в Цинь, аграрные преобразования, унификация письменности, мер и весов, и могущество империи росло. Попытки оставшихся независимых царств построить стратегический союз были развалены, и Цинь объединила в себе весь цивилизованный Китай.