Введение

Реформы в сфере образования в последние 15-20 лет идут и в развитых, и в развивающихся странах. Это обусловлено тем, что роль образования в современном обществе стремительно меняется. Из передачи знаний от поколения к поколению образование становится мощным механизмом подстройки общества под быстро меняющиеся экономическую и социальную среды. Социальные новации становятся важными элементами развития, поскольку социальные процессы в настоящее время оказываются все более динамичными. Например, большие потоки мигрантов и беженцев требуют адекватных социальных ответов со стороны стран, в которые направлены данные потоки. Образование превращается в один из механизмов адаптации вновь прибывших и, помимо этого, обеспечивает адаптацию к изменившимся условиям жителей и тех стран, куда прибывают мигранты.

Одновременно сама система образования должна меняться, чтобы обеспечить эффективное решение стоящих перед образованием новых проблем, включая межнациональные и межконфессиональные отношения. Таким образом, те вызовы, которые уже стояли перед образованием, связанные с технологическим развитием и мощными экономическими изменениями, происходящими в современном мире, дополнились и интенсивными социальными переменами.

Российская Федерация также сталкивается и с экономическими, и с социальными вызовами для системы образования. Меняется содержание общего образования, внедряются новые образовательные стандарты начальной, основной и старшей школы; дошкольное образование становится частью общего и для него также устанавливается образовательный стандарт, вводится профессиональный стандарт учителя, повышается средняя заработная плата педагогических работников. Все содержательные перемены повлекли за собой институциональные, управленческие и экономические, потребовали и продолжают требовать принципиально новых подходов к финансированию, как бюджетному, так и внебюджетному данной сферы, повышению эффективности использования поступающих в систему общего образования ресурсов.

Одним из существенных вызовов для российской системы образования стало резкое повышение доли выпускников 11 класса школы, идущих в вузы. Возник значительный сегмент платного образования в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, получил развитие частный сектор высшего образования. Вместе с тем в последние годы выросла численность выпускников 9 класса, которые поступают в систему среднего профессионального образования. Мотивом перехода этой когорты учащихся в организации СПО, как показывают социологические исследования, в конечном итоге является также поступление в вуз, но в обход сдачи Единого государственного экзамена.

Одновременно стало быстро трансформироваться дополнительное образование детей и взрослых, получило развитие дистанционное дополнительное профессиональное образование, быстро развивается массовое открытое онлайн-образование, включая и его русскоязычный сегмент.

Все это ставит новые задачи реформирования системы образования. Вместе с тем большинство реформаторских идей, которые служили основой изменения данной сферы в последние годы, реализовано. Поэтому в настоящее время требуется значительно более тонкая настройка тех реформ, которые должны быть осуществлены в период до 2024 г. и заложить потенциал развития системы образования до 2035 г. Основным требованием должна стать реализуемость мер образовательной политики, снижение рисков негативных последствий, поскольку речь идет о системе образования, а следовательно, затрагивает интересы подавляющего большинства российского населения. В связи с этим меры политики должны быть направлены в первую очередь на создание современных условий получения образования на всей территории России, а также на развитие кадрового потенциала системы образования, поскольку, несмотря на обилие технических средств и информационных технологий, роль преподавателя (воспитателя, учителя) не только не снижается, а растет.

Загрузка...