Александр Иванович Долгов, Елена Александровна Прокопенко Стратегический менеджмент

Уже немало лет прошло с начала рыночных преобразований в России. На рубеже XX —XXI вв. утверждалось [1]: «Сквозь дым финансовых скандалов начинают проступать контуры будущей экономики России. Формируются новые индустриальные лидеры, старые гиганты постепенно превращаются в современные компании, а те, кто этого сделать не смог, тихо или громко умирают. Экономика России либо должна стать эффективной, повторив послевоенный рывок Японии и Европы, либо она больше не будет экономикой развитой страны.

Эффективная экономика – это прежде всего эффективное управление. Понимание российскими менеджерами современных концепций управления, умение использовать их в реальной практике, выработка общего языка для руководителей – основа формирования управленческой культуры XXI века».

Одной из важнейших дисциплин, без которых невозможно формирование современной управленческой культуры, является дисциплина, получившая в действующем образовательном Госстандарте название СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНДЖЕМЕНТ.

Основные цели изучения данной дисциплины могут быть сформулированы следующим образом:

• во-первых, усвоить основные понятия стратегического менеджмента, показать его роль и научить отличать его от других видов управления;

• во-вторых, изучить технику анализа внешней и внутренней среды организации и научиться построению на этой базе стратегии и основам ее реализации;

• в-третьих, изучить основные модели и инструменты стратегического менеджмента, применимые в различных конкретных условиях деятельности организации.

Стратегический менеджмент – это принципиально новый для России вид профессиональной деятельности и в связи с этим существенно новый (в исторических мерках) для учебных заведений экономического профиля предмет изучения.

Для любой российской организации, функционирующей в настоящее время в рыночных условиях, приемлемого аналога в практике бывшего советского народного хозяйства просто не существовало.

В условиях новых экономических реалий знания о стратегическом менеджменте для специалистов, получающих высшее образование, являются не только полезными, но и крайне необходимыми, определяющими их будущий профессиональный уровень.

При подготовке данной публикации авторы ориентировались на синтез вместе с творческой переработкой материалов следующих апробированных в практике педагогической деятельности высшей школы и получивших заслуженное признание изданий:

• модуль 4 модульной программы для менеджеров «Стратегическое управление» С.А. Попова [1];

• учебник по стратегическому управлению О.А. Виханского [2];

• переводная книга, автором которой является классик теории стратегического менеджмента Игорь Ансофф [3].

В отношении разработки учебников и учебных пособий по дисциплине, располагающей, как в данном случае, множеством разнообразных изданий, авторы руководствовались специфической концепцией.

Сущность концепции может быть сформулирована так: в интересах обучаемых в учебной литературе предпочтительно неограниченное использование на уровне прямого воспроизведения самых лучших, наиболее удачных и поучительных известных (ранее опубликованных) понятий, трактовок, текстовых формулировок, примеров, таблиц и рисунков, если они не могут быть заменены лучшими собственными авторскими.

При тщательном оформлении необходимых ссылок на заимствуемые и используемые материалы это юридически законно. Кроме того, это морально оправдано без каких-либо сомнений, в отличие от обычно рекомендуемого пересказа используемого своими словами (что фактически подталкивает к скрытой форме плагиата).

Авторы использованных материалов в случае оформления ссылок становятся реальными соавторами новой учебной публикации, не участвуя в ее создании, и хотя такое соавторство не отмечается гонораром, они приобретают ряд преимуществ:

• во-первых, новая публикация работает на известность имени соавтора, что очень ценно с точки зрения его неформального общественного признания;

• во-вторых, при существенном многократном цитировании используемая публикация попадает в список основной литературы по изучаемой дисциплине (применяемой при углубленном самостоятельном изучении материала, а также при проведении семинаров и выполнении учебно-научных работ, в том числе курсовых и выпускных квалификационных) в том учебном заведении, где она преподается. Другими словами, новая публикация оказывается рекламой для используемых в ней публикаций в той степени, в которой осуществляются ссылки, что может обратиться для неофициальных соавторов материальным преимуществом.

В заключение следует особо отметить, что в начальной части изложения (подраздел 1.2) преднамеренно представлен материал по игровым методам обучения, чтобы создать контекст для применения таких методов, в том числе компьютерно-реализованных, при проведении практических занятий по дисциплине.

Загрузка...