1. Миссия фирмы – ментальный вирус.
2. Миссия фирмы – инструмент манипулирования большинством, осуществляемого меньшинством с помощью конструкта ментального вируса.
3. Миссия и цель фирмы обосновывают справедливость цены продукции фирмы в глазах покупателя: цель – себестоимость, миссия – прибыль.
4. Содержание миссии значения не имеет.
5. Значение имеет мессия – вирусоноситель.
6. Роль мессии отведена собственнику. Перепоручить ее он никому не сможет, как бы страстно этого ни желал.
7. Корпоративная культура – инструмент введения коллектива фирмы в транс для приятия им неестественной модели жизни на весь рабочий день.
В пространственно-временном континууме стратегического менеджмента прежде всего надо осознать, где ты находишься, что тебя окружает и как первое связано со вторым. Иными словами, нужна пространственная ориентация. Но это пространство особого свойства – каждый создает его сам в своем сознании. Сколько членов руководящей команды – столько и пространств. Не приведя эти пространства в соответствие друг с другом, бесполезно пытаться следовать единым маршрутом. Поэтому построение стратегии должно начинаться с принципов осознания и описания стратегического пространства. В любой фирме есть единственный человек, которого по-настоящему волнует ее будущее и которому может понадобиться стратегия – это собственник. В первой части мы и рассмотрим, как можно представить стратегическое пространство и какие ловушки и иллюзии подстерегают нас на этом пути.
Одна из таких ловушек заключается в том, что хрустальная мечта практически любого российского собственника – найти надежного профессионального менеджера, которому можно смело доверить свой бизнес и приступить к реализации голубой мечты – отдыхать, путешествовать, короче, стать свободным человеком. При этом собственник не хочет (или уже не может) разрывать пуповину, связывающую его с бизнесом. Поэтому альянс наемного менеджера, которому при найме обещали полную свободу действий, и собственника, которому кажется, что чужой человек не способен до конца понять «душу» его бизнеса, с самого начала обречен на неудачу. Жаль, что выясняется это не сразу, ко взаимному разочарованию.
Собственнику стоит понять простую истину, выраженную Сервантесом в «Дон Кихоте»: «И тут Санчо захотелось сделать то, чего, кроме него, никто на свете сделать не мог». Увы, не все на свете можно перепоручить. Нельзя взять в лизинг чужие ум и образование. Нельзя перекупить харизму. Купле-продаже подлежат лишь их внешние имитаторы. Как то ни грустно для собственников, но вдохновение сотрудников на самоотверженный труд, а покупателей – на лояльность фирменным брендам тоже не поддаются простой прививке. Это как раз то, чего никто на свете, кроме собственника, сделать-создать-обеспечить не сможет – это надо вырастить терпеливо и бережно, как виноградную лозу. И для этого ему нужны соответствующие инструменты.
И в первую очередь, собственнику придется решать – стоит ли верить консультантам, которые безапелляционно утверждают, что ни одно успешное предприятие не может существовать без четкой миссии фирмы и отлаженной корпоративной культуры. Много чего еще утверждают консультанты, но в этих пунктах они на редкость единодушны. Попытки разобраться с этими «наворотами» самому обычно ни к чему хорошему не приводят – учебники туманны и неконкретны, а рассуждения «гуру» консалтинга таинственны и многозначны. В этой книге автор постарался показать не только, какую конкретную пользу может принести собственнику миссия фирмы, но и какие обязанности она на него накладывает.
Именно собственнику придется стать Мессией собственного бизнеса. Первым эту идею высказал Брюс Бартон. В 1925 году он написал бестселлер «The Man Nobody Knows» («Человек, которого никто не знает»). В ней Бартон заявил, что Иисус заложил основы современного бизнеса. Она заставила всю страну (США) пересмотреть отношение к бизнесу.
Собственники, понявшие всю тяжесть этого пути, или продают свой бизнес «на глиссаде», или все же находят в себе силы на «второе дыхание». Не понявшие продолжают искать чудо-менеджеров. Не буду тратить время читателей на примеры – каждый из вас легко найдет их в своей практике.
Изложение сделано по возможности кратким, а каждая глава части первой завершается резюме, в котором кратко сформулирована суть главы.
Но чтение не будет легким – каждая глава части первой заканчивается суфийской притчей, призванной расшевелить воображение читателя в нужном автору направлении. Почему заканчивается, а не начинается? Если Вы действительно хотите найти ответы на важные для Вас вопросы, Вы вернетесь и еще раз подумаете над тем, что только что прочитали «по диагонали» ©
Удачи!
Автор
В последнее время, с легкой руки датского профессора Йеспера Кунде, стало популярным словосочетание «корпоративная религия» [1]. Под ним обычно понимается набор корпоративных документов (кодекс поведения сотрудника фирмы, ценности фирмы, бренд-бук, положения о подразделениях фирмы, должностные инструкции ит.д.) и созданная на их основе атмосфера внутри фирмы, которые мотивируют сотрудников на производительный труд на благо фирмы. Одним из ключевых понятий, положенных в основу корпоративной религии, является категория «миссия фирмы». И именно этой категории фатально не везет с инструментальным применением – практически каждый учебник по менеджменту/маркетингу/брендингу, как только речь заходит о стратегии, – описывает, как ее применить, но ни один из них не дает четкой методики, как ее создать.
В то же время, есть область знаний, насчитывающая тысячи лет, вобравшая в себя опыт многих поколений, подкрепленный всемирной историей, и которая содержит многократно и тщательно проработанные категории «миссия», «паства», «пастырь», «катехизис», «экзегеза», современное толкование которых существенно улучшит понимание процессов управления массовым сознанием и сознанием отдельных индивидов. Более того, эти категории сопровождены не менее тщательно отлаженными механизмами их эффективного использования. Эта область – религия (христианство, буддизм, ислам, иудаизм), а также ее отдельные течения (протестантство, чань-буддизм, суфизм, каббалистика). И просто нерационально продолжать «изобретать велосипед», не обращая внимания на вполне доступное нам богатство мысли, сосредоточенное в богословских трудах.
Нельзя не отметить определенную эпатажность сравнения корпоративной культуры с религией. Один из партнеров Йеспера Кунде делится первым впечатлением, которое произвело на него такое сравнение: «Его выступление называлось «Корпоративная религия». Как хороший мальчик-католик я испытал мгновенное раздражение. Религия – слово с такой тяжелой смысловой нагрузкой. Как смеет этот датчанин даже думать, чтобы корпорации стали религиозными? Это отдавало культами, Роном Хаббардом, промыванием мозгов и избиением Библии. Мое нутро либерала съежилось. Короче, я был задет».
Действительно, подобная попытка вызывает поначалу довольно противоречивые чувства – от возмущения, вызванного попыткой применить сакральное знание в утилитарных целях, до возмущения попыткой применения архаичных текстов в научных целях. Но логический анализ приходит на помощь и вскоре сквозь корпоративные кодексы и сакральные тексты начинают проступать четкие похожие конструкции и «времен связующая нить». Последуем же ей.
Зарубежный опыт (где, собственно, и возникла категория миссии) свидетельствует, что крупные фирмы тратят на ее формулирование от нескольких часов до нескольких месяцев. На первый взгляд, прочитав формулировки миссий известных зарубежных фирм, приведенных в таблице 1, трудно поверить, что они потребовали нескольких месяцев труда. Увидев же формулировки миссий некоторых отечественных фирм, укрепляешься в мысли, что для них даже нескольких часов многовато.
Таблица 1
Формулировки миссий зарубежных фирм
В первую очередь, удивляет сиюминутность и утилитарность формулировок. Профессор стратегического менеджмента в Высшей школе бизнеса при Университете штата Алабама А. Дж. Стрикленд III [2] утверждает: «Если стратегическое видение определяет будущий образ компании, то миссия описывает деятельность компании в настоящее время: какие товары и услуги она производит, кто ее клиенты, каковы технологические и деловые возможности. Большинство компаний включают миссию в свои годовые отчеты и размещают на Web-сайтах. Миссия ничего не говорит о направлении развития компании, будущей деятельности и бизнес – планах. Таким образом, стратегическое видение отражает будущее компании, а миссия – настоящее». Довольно категоричное утверждение, в которое хочется поверить, поддавшись скромному обаянию простоты, но которое низводит миссию до простого описания бизнеса.
Другой зарубежный автор, Грегори Р.Райтер [3], подтверждает утилитарное назначение миссии: «Обобщая суть многочисленных западных публикаций по проблемам разработки миссии организации, можно сказать, что в миссии организации описываются продукты, услуги, технология, рынки сбыта компании и отражаются ценности и приоритеты тех, кто принимает стратегические решения. В то же время реальность в странах СНГ такова, что наемные работники еще не привыкли открыто обсуждать ценности и приоритеты своей фирмы, закреплять их в документах и тем более отождествлять свои интересы и ценности с интересами и ценностями фирмы. Поэтому при разработке миссии организации следует не говорить о философских аспектах ведения бизнеса, которые многим производственникам представляются чистой абстракцией (их черед придет позднее), а отвечать на конкретные вопросы:
Какие продукты мы хотим производить?
Где и кому мы хотим их продавать?
Как компания будет заботиться о работниках?
Как мы будем взаимодействовать с государством и обществом?
Чем мы отличаемся от конкурентов? и т. д.»
Формулировка Грегори Райтера настораживает меня, как консультанта, поскольку в одну кучу свалены, с одной стороны, ценности и приоритеты, с другой – в угоду «недоразвитым» наемным работникам в странах СНГ – продукты и клиенты. Более того, утверждается, что вначале следует формулировать «игрушечную» (урезанную) миссию, которая, по мере «взросления» этих работников, может быть доформулирована до настоящей.
Именно эта «приземленность» определений миссии фирмы, по моему мнению, лишает ее животворной силы, которая наполняет деятельность лучших фирм глубоким содержанием и делает их мировыми лидерами. Похоже, что процитированным авторам не удалось ухватить «огонь» миссии и им осталось только скрупулезно исследовать ее «пепел».
Отечественный опыт. В.Я.Смерек [4] считает, что миссия начинает свое шествие в умах и сердцах российской бизнес-элиты лишь с 2000-го года и приводит обширную коллекцию определений миссии. Классификация этих определений позволила автору разделить их на четыре класса:
А. Определение через «род» и «видовое отличие»:
1. Миссия – это главная суперцель, предназначение системы (организации);
2. Миссия – это общая цель деятельности организации;
3. Миссия – это кредо, цели, философия, ценности, принципы, или проще, описание нашего бизнеса;
4. Миссия – взгляд на бизнес в долгосрочной перспективе в смысле того, каким он стремится стать и кому оказывать услуги;
5. Миссия – вдохновляющее и впечатляющее представление о будущей роли и основных задачах организации, существенно выходящее за рамки ее современной деловой среды и конкурентной позиции;
6. Это основная идеология компании, которая наиболее стойка к действию времени;
7. Миссия – это магистральное направление развития организации на 50-100 лет, выраженное в качественных категориях;
8. Миссия – это вневременная общественно-полезная цель;
9. Миссия – это то кем мы можем быть, а не то кем и чем мы хотим быть;
10. Миссия – это основная, философия, доктрина и парадигма существования компании;
11. Миссия – видение компанией своего предназначения в рамках общества;
12. Миссия – основной смысл существования организации;
13. Миссия – это основная идеология организации;
14. Миссия – это результат и процесс;
15. Миссия – сжатое представление деятельности организации;
16. Миссия – это процесс обдумывания и осмысления своего бизнеса;
17. Миссия – это хорошо отредактированное и сжатое описание всего бизнеса организации;
18. Миссия – это прицеливание в будущее;
19. Миссия – это главная суперцель, предназначение системы (организации), которая одновременно является для нее ориентиром, призывом и мотиватором к действиям.
Б. Определение через метафору:
1. Миссия это та роль, которую организация собирается играть на сцене своего бизнеса (В.С. Ефремов);
2. Миссия это маяк, путеводная звезда, ведущая фирму к успеху;
3. Миссия – это «клей» организации, который не позволяет ей распасться по мере роста, децентрализации, диверсификации и т. п.;
4. Миссия – это мечта, вера и надежда организации;
5. Миссия – это исходная точка, от которой начинается «танец» целей и стратегий организации;
6. Миссия – это «национальная идея» организации;
7. Миссия – это входной билет в будущее;
8. Миссия – это «Заир» (по П.Коэльо) для стратегических менеджеров;
9. Миссия – это увеличительное стекло, которое собирает воедино все разбросанные по организации инициативы;
10. Миссия – это попытка структурировать хаос;
11. Миссия – это таран, которым организация пронзает будущее;
12. Миссия – это шоколадная конфетка для менеджмента;
13. Миссия – это ледокол, который прокладывает путь к успеху;
14. Миссия – это фильтр деятельности;
15. Миссия – это гвоздь (стержень) деятельности организации;
16. Миссия – совесть прошлого и глаза будущего;
17. Миссия – это лицо, отпечатки пальцев и фамилия компании;
18. Миссия – это лакмусовая бумажка собственников и менеджеров компании;
19. Миссия – это большая надежда, в плохой ситуации;
20. Миссия – мудрость организации;
21. Миссия = креатив х интеллект х упорство;
22. Миссия – 11-я заповедь для компании;
23. Миссия – укротитель сложности;
24. Миссия – «навар» организационных процессов;
25. Миссия – суп с целей, инициатив и красивых слов;
26. Миссия – это кипящий бульон амбиций, фантазий и веры менеджмента;
27. Миссия – это плод от скрещивания мечты со здравым смыслом;
28. Миссия – это альма-матер консультантов;
29. Миссия – навязчивая идея в бизнесе;
30. Миссия – это лестница (дорога) которая ведет вверх;
31. Миссия – царь, идол и бог для компании;
32. Миссия – пифия организации;
33. Миссия – краткое поэтическое и героическое описание бизнеса;
34. Миссия – ребенок рожденный от контактов консультантов, менеджеров и сотрудников организации;
35. Миссия – красавица стратегического менеджмента;
36. Миссия – сознание организации;
37. Миссия – вектор направленный в будущее;
38. Миссия – это нить (мост) между прошлым, настоящим и будущим;
39. Миссия – это мишень для организации;
40. Миссия – это третий глаз для менеджмента;
41. Миссия – это «Сократ» организации;
42. Миссия – кутюрье корпоративной культуры;
43. Миссия – силомер амбиций;
44. Миссия – властелин целей организации;
45. Миссия – мантра для персонала организации;
46. Миссия – нить Ариадны ведущая к успеху;
47. Миссия – кузнец успеха организации;
48. Миссия – выражение «Эго» организации;
49. Миссия – штурман организации;
50. Миссия – это штурм будущего;
51. Миссия – это фундамент корпоративной культуры;
В. Негативные определения:
1. Миссия – это очередная выдумка и дополнительный заработок консультантов;
2. Миссия – это пустая трата времени;
3. Миссия – это усложнение деятельности организации;
4. Миссия – это использование колдовства и шаманства в бизнесе;
5. Миссия – оксюморон составленный из противоположных интересов заинтересованных лиц организации;
6. Миссия – декларация своей «пушистости» и «крутости» перед обществом;
7. Миссия – это шоу консультантов;
8. Миссия – это новое платье голого короля;
9. Миссия – это очередная никому ненужная бумажка;
10. Миссия – это новое изобретение бюрократии;
11. Миссия – это зло, но зло необходимое;
12. Миссия – дамоклов меч зависший над организацией;
Г. То, для чего нужна миссия:
1. Миссия разрабатывается не для того, чтобы указать конкретное окончание, а скорее чтобы определить мотив, общее направление, образ, тональность и философию, которыми будет руководствоваться бизнес;
2. Миссия – это то, что интегрирует, организует и вдохновляет;
3. Миссия – это инструмент согласования интересов всех лиц, связанных с организацией (собственников, руководство, персонал, клиентов и др.);
4. Миссия – смысл бытия организации;
5. Миссия – это Дао организации;
6. Миссия – отправная точка стратегического менеджмента;
7. Миссия – это конституция, основной закон организации;
8. Миссия – это то к чему мы всегда стремимся, но никогда не достигаем;
9. Миссия – это главный критерий оценки необходимости всех действий, осуществляемых в организации;
10. Миссия – это признак зрелости и профессионализма собственников и менеджеров;
11. Миссия – это использование подходов системного анализа к деятельности организаций;
12. Миссия – это платформа для всей последующей деятельности организации;
13. Миссия – это индикатор всей деятельности;
14. Миссия – это борьба за власть, это – политика;
15. Миссия – осад (след) креативности и компетентности сотрудников;
16. Миссия – ценный нематериальный ресурс организации;
17. Миссия – инструмент позиционирования;
18. Миссия – верный указатель для заинтересованных групп;
19. Миссия – вызов «патриотам» организации;
20. Миссия – попытка осознать, неосознанные процессы;
Первый класс (А) «определений через род и видовое отличие» содержит наиболее научно полные определения, позволяющие продуктивно их использовать. Но даже в них нет единства, много расплывчатых и неконкретных категорий.
Второй класс (Б) «определений через метафору» еще менее продуктивен и содержит отдаленные признаки того, на что может быть похоже понятие миссии.
Третий класс (В) «негативных определений» дополняет признаки миссии через ряд того, чего в ней быть не должно.
И четвертый ряд косвенных определений (Г) «того, для чего нужна миссия» не позволяет четко определить категорию, но подводит к ней.
Из этого набора в основном «опоэтизированных» определений видно, насколько расплывчаты и романтизированы представления и толкования анализируемой категории в отечественном бизнесе. В отличие от приведенных выше формулировок миссий западных фирм здесь мы имеем дело с «философией», «доктриной», «идеологией», «тональностью», «кредо», «суперцелью» и прочими «трескучими» терминами, покрытыми пылью научного коммунизма и исторического материализма.
Почему меня не устраивают эти определения?
Во-первых, потому, что они смешивают категорию «миссия» с категорией «цель» (1, 2, 3 и 9 определения). Ниже будет показано, что это – грубая метоодологическая ошибка.
Во-вторых, потому что миссию пытаются определить через философию. Это – грубая калька с англоязычных текстов, в которых под философией понимается нечто иное, чем у нас. На Западе философия, как правило, инструментальна, в отличие от нашей, замыкающейся на себе и в себе самой исчерпывающейся. Именно поэтому наша философия обычно ветвиста, но бесплодна.
В-третьих, ни одно из этих определений не отвечает на вопрос – зачем конкретно нужна миссия и что это такое?
Дальнейшее проникновение в сущность миссии требует предварительного ответа на неизбежно возникающие вопросы – чем миссия отличается от главной цели и видения фирмы.
К сожалению, большинство толстых книг по стратегии фирмы толкуют миссию расплывчато и многозначно, отходя от основных правил формулировки определений через «род и видовое отличие», и внося сумятицу в мозги обучаемых.
Материал этой главы наглядно показывает, что большинство авторов этих книг сами до конца не поняли, что стоит за этой важнейшей категорией.
Философы, логики и знатоки закона были призваны ко двору, чтобы проэкзаменовать Насреддина. Случай был серьезный, так как Насреддину приписывалось, что он ходил из деревни в деревню и говорил следующие слова: «Так называемые мудрецы – люди невежественные, нерешительные и бестолковые». Он обвинялся в подрыве государственной безопасности.
– Можешь говорить первым, – сказал Король.
– Пусть принесут бумагу и перья, – сказал Мулла.
Принесли.
– Дайте их семи первым ученым.
Раздали.
– Пусть каждый из них отдельно напишет ответ на такой вопрос: «Что такое хлеб?»
Ученые написали.
Бумаги были вручены Королю, который зачитал их.
Первый сказал: – Хлеб – это пища.
Второй сказал: – Это мука и вода.
Третий: – Дар Господа Бога.
Четвертый: – Испеченное тесто.
Пятый: – Изменчивое понятие, находиться в согласии с тем, что вы подразумеваете под словом хлеб.
Шестой: – Питательное вещество.
Седьмой: – Никто, в действительности, не знает.
– Когда они решат, что такое хлеб, – сказал Насреддин, – для них возможно будет разрешить и другие проблемы. Например: прав я или неправ. Можете ли вы доверить дела по оценке и суждениям людям, подобным этим? Разве не странно (а может, и не странно), что они не могут согласиться относительно того, что они едят каждый день, И, тем не менее, они единодушно считают меня еретиком?
Главная цель фирмы должна реально определять развитие фирмы, поэтому должна быть сформулирована «без прикрас», открыто и даже, если потребуют обстоятельства, прагматически цинично.
Достаточно много консультантских копий сломано о такую главную цель фирмы, как максимизация прибыли. Можно добавить обломки своего копья и глубокомысленно порассуждать о том, что «настоящий стрелок целит выше», сославшись на средневековую восточную мудрость. Но любой бизнесмен за прибылью и так подразумевает одному ему видимую цель, для достижения которой прибыль служит только средством. Не озвучивает же он ее по простой причине – эта «настоящая» цель мало вдохновит его сотрудников. Поэтому он заменяет ее набором эвфемизмов: «максимизация прибыли», «расширение доли рынка», «сокращение затрат» и т. д.
Заявленная или незаявленная – цель максимизации прибыли прозрачна для клиентов и потребителей продукции фирмы. Клиенты прекрасно понимают, что по всемогущему закону сохранения прибыль будет получена исключительно за счет средств, изъятых у них, и это их мало вдохновляет на способствование этому процессу. Идиллии не получается. От клиентов необходимо чем-то «откупиться».
Если выстраивать аргументацию на языке экономики, пытаясь доказать клиенту, что цена справедлива, что фирма несет ощутимые затраты на обеспечение качества продукции, мотивацию персонала – получится типичный «мрофнок»[2], который никого не обманет. Можно обосновать любые затраты, но как объяснить справедливость прибыли, позволяющей бизнесмену содержать шикарный офис, парк престижных автомобилей и дорогие швейцарские часы на руке объясняющего?
С клиентом нужно разговаривать на другом языке, который должен позволить сформулировать понятный ему «противовес» прибыли. Этот противовес – «нечто», выраженное во внеэкономических категориях, – должен иметь четкий измеритель – эквивалент прибыли. И если сама прибыль является собственностью фирмы, у этого «нечто» должен быть другой собственник – клиент. Именно он должен получить это «нечто» в безраздельное владение. И именно это «нечто» должно быть эквивалентным части цены, уплаченной за него – прибыли. Таким образом, можно следующим образом определить содержание миссии:
Содержание миссии – это обещание фирмы клиенту, сформулированное на языке эмоций и по силе эмоционального воздействия равное или превосходящее видимую (вычислимую) прибыль фирмы.
Цель формулируется на языке логики и работает на ментальном уровне – уровне левого полушария. Содержание же миссии формулируется на языке образов и апеллирует к эмоциям – на уровне правого полушария[3].
Неспособность различать язык логики и язык образов приводит к искреннему непониманию рядом сотрудников фирмы (а иногда – и низкоквалифицированными консультантами) назначения миссии и ее отличия от главной цели. Это непонимание сродни тому чувству, которое испытали обитатели Флатландии [5], когда у них появился представитель третьего измерения – гость из Пространства. Чувство напоминало священный ужас. В нашем случае все ограничивается простым раздражением.
Содержание миссии фирмы образует вектор или векторный базис, определяющий пространство, в котором формулируется «видение». Именно «скалярность» многих формулировок миссий выдает их сходство с главной целью и неспособность выполнить главное предназначение миссии (сравните миссии фирм под номерами 1 и 3 в таблице 1).
Например, в миссии компании NorthWindLandResourcesInc. есть вектор в будущее, заданный заботой о грядущих поколениях. В миссии же фирмы Otis Elevator отражена утилитарная функция производимых ей устройств. Именно в этом их принципиальная разница.
Грамотно сформулированная миссия фирмы уводит клиента из настоящего, отвлекает от него, заманивает в «светлое будущее», делая его осязаемым и достижимом в неконкретном по срокам, но несомненно, близком отрезке времени. Легче всего это сделать, «омертвив» само время, «заморозив» его. Для этого в сознание клиента внедряется правдоподобный имитатор реального времени – линейное время. В нем все «логично» и «справедливо», выстроено по линеечке, с четкими причинно-следственными связями, в отличие от реального времени, в котором зачастую все перепутано и нелогично. Внедрив в сознание клиента такую модель, остается сделать несложную операцию, лежащую в основе искусства престидижитации – подменить исходные посылки на нужные «творцу миссии» и далее генерировать желательные для него логические умозаключения, строго по правилам формальной логики. Уставший от несовершенства (нелогичности) реального времени, клиент с радостью погружается в простой и понятный мир, нарисованный ему «творцом миссии». Сложность этого искусственного мирка несложно © регулировать, множа сущности и шаги алгоритмов, «усыпляя бдительность» как простых умов, так и умов, «взыскующих истины».
Наибольший интерес вызывает именно количественная мера, заложенная в отличии миссии от главной цели, описанном в предыдущем параграфе. Миссия призвана уравновесить негативный эффект, вызванный осознанием клиентом того факта, что прибыль фирмы «несправедливо» изымается из его кармана. Конечно, на это можно закрыть глаза, приняв во внимание, что и сам клиент, без сомнения, закладывает прибыль в цену своей продукции и должен действовать по принципу «вор у вора шапку украл». Тем не менее, негативный оттенок остается и не способствует формированию лояльности клиентов.
«Мерой справедливости» служит себестоимость продукции. Покупатель знает, может оценить по аналогии или смутно догадывается (по силе рекламного давления и затратам на его поддержание), какую долю составляет себестоимость в цене предлагаемого ему товара. Например, посещая ресторан в обеденное время и видя практически пустой зал, можно оценить, что видимое малое количество посетителей оплачивает затраты на содержание ресторана. Остается посетить ресторан вечером и справиться у гардеробщика, насколько часто здесь проходят корпоративные мероприятия, банкеты и свадьбы. Вам станет понятно, что цены, по сравнению с себестоимостью, завышены в 2–3 раза (и это – в среднем отечественном ресторане). Цены в винной карте послужат лучшим проверочным показателем. Подобную методику легко освоит человек, даже не знакомый с основами экономики.
Итак, как мы уже говорили выше, покупателю заведомо ясно, что в цене товара заложена не только «справедливая» часть (себестоимость), но и доход предпринимателя, изымаемый из кармана покупателя. А вот тут возникает вопрос: «За что?» Разглагольствования предпринимателей о средствах, необходимых на развитие бизнеса, мало убеждают, тем более, что наглядно видно, на автомобиле какой марки ездит предприниматель, часы какой марки у него на руке и вообще, насколько дорого он одет. Если все эти признаки показывают, что доход предпринимателя выше, чем таковой у покупателя, никакая логика не убедит последнего в справедливости цены.
Именно здесь и становится понятным первое приближение «тайной миссии» миссии. Содержание миссии фирмы должна «заворожить» покупателя, отвлечь его внимание от логических рассуждений и увести в область чувств и эмоций.
Логические рассуждения замыкаются на главную цель фирмы. Именно главная цель фирмы должна убедительно повествовать об общественно полезных функциях, выполняемых фирмой, о пользе ее товаров. Область существования главной цели – «рацио» покупателя. Таким образом, главная цель «покрывает» себестоимость товара и действует в настоящем времени.
Рис. 1. Соотношение главной цели фирмы и ее миссии.
Роль же миссии фирмы – обосновать необходимость и разумность надбавки к себестоимости в глазах покупателя. Именно здесь и надо обратиться к его чувствам и эмоциям, способным заглушить голос разума – к его «эмо». Для более эффективного воздействия целесообразно подключить «туманные» образы светлого совместного будущего, позволяющие отключить покупателя от привычных ориентиров. Для этого следует использовать современные разработки в сфере манипуляции сознанием покупателя – от методик нейро-лингвистического программирования до приемов и методов деструктивных культов.
Миссия фирмы во многом подобна компьютерному вирусу, внедряющемуся в основную программу, а при удачном внедрении – и в операционную систему. Иными словами, миссия проникает в логические построения и умозаключения покупателя, подменяет их эмоциональными реакциями и постулатами, основанными на вере, и полностью овладевает его сознанием. Далее человек будет действовать по заданной миссией программе, полагая, что действует свободно и самостоятельно. Более того, он начнет «вербовать» новых обращенных со страстью неофита. Вот и найдено ключевое понятие:
Миссия фирмы – вирус!
Здесь уместно вспомнить фантастический роман Нила Стивенсона «Лавина» [6], в котором описан древнешумерский ментальный вирус «нам-шуб», передаваемый с помощью глиняных табличек. Не обладая образным языком Стивенсона, не буду тратить время читателей на описание этого вируса, – укажу только на силу и продуктивность образа, найденного фантастом, а роман заинтересовавшиеся смогут прочесть сами.
Миссия фирмы должна переходить от человека к человеку, «заражая» все большие массы людей, подобно вирусу.
При этом она должна содержать обещание, отвлекающее потребителя от реальной себестоимости товара и убеждающее его в справедливости заявленной цены.
Один человек, измученный бесконечными неудачами, поклялся, что если несчастья оставят его, он продаст свой дом и раздаст все деньги, которые получит за него, нищим.
Через некоторое время судьба стала милостивой к нему, и он вспомнил о своей клятве. Но ему не хотелось терять так много денег, и тогда он придумал выход из положения.
Он объявил, что продаст свой дом, но с кошкой в придачу. За дом он просил одну серебряную монету, а за кошку – десять тысяч.
Вскоре пришел покупатель и купил дом и кошку. Одну монету, полученную за дом, человек отдал беднякам, а десять тысяч, вырученные за кошку, оставил себе.
Более глубокая аналогия миссии с вирусом требует обращения к биологии.
Условно процесс вирусного инфицирования в масштабах одной клетки можно разбить на несколько взаимоперекрывающихся этапов:
• Присоединение к клеточной мембране – так называемая адсорбция. Обычно для того, чтобы вирион адсорбировался на поверхности клетки, она должна иметь в составе своей плазматической мембраны белок (часто гликопротеин) – рецептор, специфичный для данного вируса. Наличие рецептора нередко определяет круг хозяев данного вируса, а также его тканеспецифичность.
• Проникновение в клетку. На следующем этапе вирусу необходимо доставить внутрь клетки свою генетическую информацию. Некоторые вирусы привносят также собственные белки, необходимые для её реализации.
• Перепрограммирование клетки. При заражении вирусом в клетке активируются специальные механизмы противовирусной защиты. Заражённые клетки начинают синтезировать сигнальные молекулы – интер-фероны, переводящие окружающие здоровые клетки в противовирусное состояние и активирующие системы иммунитета. Повреждения, вызываемые размножением вируса в клетке, могут быть обнаружены системами внутреннего клеточного контроля, и такая клетка должна будет «покончить жизнь самоубийством» в ходе процесса, называемого апоптозом или программируемой клеточной смерти.
• От способности вируса преодолевать системы противовирусной защиты напрямую зависит его выживание. Неудивительно, что многие вирусы (например, пикорнавирусы, флавивирусы) в ходе эволюции приобрели способность подавлять синтез интерферонов, апоптозную программу и так далее. Кроме подавления противовирусной защиты, вирусы стремятся создать в клетке максимально благоприятные условия для развития своего потомства.
• Персистенция. Некоторые вирусы могут переходить в латентное состояние, слабо вмешиваясь в процессы, происходящие в клетке, и активироваться лишь при определённых условиях.
• Создание новых вирусных компонентов. Размножение вирусов в самом общем случае предусматривает три процесса – 1) транскрипция вирусного генома – то есть синтез вирусной мРНК, 2) её трансляция, то есть синтез вирусных белков и 3) репликация вирусного генома. У многих вирусов существуют системы контроля, обеспечивающие оптимальное расходование биоматериалов клетки-хозяина. Например, когда вирусной мРНК накоплено достаточно, транскрипция вирусного генома подавляется, а репликация напротив – активируется.
• Созревание вирионов и выход из клетки. В конце концов, ново-синтезированные геномные РНК или ДНК одеваются соответсвующими белками и выходят из клетки. Следует сказать, что активно размножающийся вирус не всегда убивает клетку-хозяина – клетка может продолжать жить и продуцировать вирус.
В переложении на язык нашей ситуации мы имеем в исходном состоянии фирму, живущую по своим законам и производящей продукт, предназначенный для потребления потребителем.
Потребитель при этом живет своей жизнью, опираясь на собственную модель окружающего его мира и свою собственную систему ценностей.
Фирма заинтересована, чтобы ее продукт «вписался» в эту модель и систему ценностей таким образом, чтобы потребитель заплатил за него именно ту цену, которую определила фирма, исходя из своих целей.
Практически невозможно, чтобы такое совпадение произошло. Что же остается фирме? Ждать и надеяться? Производить то, что нужно потребителю и по той цене, которая его устраивает? Это – долгий, практически бесконечный процесс, на который ни у одной фирмы нет времени.
Другой путь, основанный на идее ментального вируса, предполагает следующую схему, подобную изложенной выше:
• Изучение модели окружающего мира потребителя и системы его жизненных ценностей.
• Формулирование главной цели и дерева целей фирмы.
• Построение модели окружающего мира и системы жизненных ценностей потребителя, имитирующих действующие прототипы и обеспечивающих достижение целей фирмы (содержание миссии фирмы).
• Разработка комплекса коммуникаций, обеспечивающих быструю и неискаженную доставку содержания миссии фирмы до сознания потребителя.
• Внедрение содержания миссии фирмы в сознание потребителя и подмена им действующих прототипов.
• Внешнее воздействие на сознание потребителя, активизирующее внедренную миссию фирмы и побуждающее потребителя, во-первых, на нужные фирме действия и, во-вторых, на убеждение других потребителей копировать его поведение через приятие внедренной миссии фирмы.
Заметим, что аналогия с вирусом продуктивна и в сфере распространения религиозного послания. Проследим аналогию на примере компьютерного вируса. Для этого используем его характеристику из статьи из Википедии:
Компьютерный вирус – разновидность компьютерной программы, отличительной особенностью которой является способность к размножению (саморепликация). В дополнение к этому он может повреждать или полностью уничтожать данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа – Википедия.
Так саморепликация и лежит в основе распространения идеи христианства, то есть, миссии церкви.
Вирусы распространялись, внедряя себя в исполняемый код других программ или же заменяя собой другие программы – Википедия.
Перевести человека из одной религии в другую легче, чем привлечь неверующего. Даже если он верит в духов и поклоняется идолам – лучше для христианства, чем если он не верит ни во что.
Иными словами, вирусный механизм довольно эффективен в природе, религии и должен хорошо проявить себя в бизнесе.
Кроме принятия общей идеи, заключающейся в том, что миссия фирмы – это вирус, необходимо тщательно спланировать механизм ее реализации и распространения, основываясь на глубоком знании механизма действия и распространения биологического вируса.