На социологическую науку в целом и на социологию спорта (одну из частных областей социологического знания) многие ученые смотрят как на совокупность специфических социальных теорий, скрепленных определенной методологией и методикой. Однако при этом иногда упускается из виду, что социологические методы и технологии могут выступать общим основанием для самых различных областей социальной практики, инвариантным инструментарием научно-исследовательской деятельности, инструментарием, включающим формально-логические и конкретно-содержательные процедуры и операции.
Конкретно-социологические исследования как раз и восполняют указанное упущение, исправляют отмеченный недостаток в процессе изучения предельно разнообразных вопросов и проблем социальной деятельности и отношений (в том числе в сфере физической культуры и спорта), ориентируясь на применение данного инструментария.
Имея в своем арсенале комплексный механизм разработки и реализации целостных и сложно организованных научно-исследовательских программ, конкретно-социологические исследования (КСИ) позволяют не только обеспечить глубину и полноту научного анализа, структурную четкость и логическую строгость аналитических документов, но и подняться на уровень социальных научно-практических проектов.
В предлагаемой коллективной монографии, также имеющей характерные особенности учебного пособия, последовательно излагаются три самостоятельные, но объединенные общей теоретической социально-философской концепцией спорта социально-педагогические проекта. Социальные – с точки зрения их комплексного и широкого охвата финансово-экономических, социально-политических, правовых, религиозных, иных основ и закономерностей функционирования и развития сферы физической культуры и спорта; педагогические – с позиции их учебно-образовательной направленности на широкие круги физкультурно-спортивной общественности.
В узко социальном плане данная монография предназначена для профильных специалистов и руководителей.
Первый социально-педагогический проект, выполненный Ю. А. Цегельным, нацелен на поиск и исследование альтернативных возможностей системной организации и управления функционированием муниципальной сферы физической культуры и спорта, более того, на моделирование оптимального алгоритма ее долгосрочного и прогрессивного развития с учетом действующего законодательства, прецедентов финансово-экономического и правового обеспечения, административно-хозяйственного бюрократического управления.
Второй социально-педагогический проект под авторством А. Г. Алексеева также касается законодательных основ и прецедентных механизмов организационно-управленческой работы, прежде всего муниципальных властей, но не прямо, а в преломлении проблемы «разгула» и «беспредела» многочисленных неформальных молодежных движений и субкультур, многие из которых активно позиционировали и позиционируют свою тесную связь со спортом.
Наконец, третий социально-педагогический проект, подготовленный Киртоакэ Александру, посвящен разработке модели антикризисной реорганизации районной сферы физической культуры и спорта уже не в России, а в Республике Молдова. Эта модель базируется на этнокультурных традициях и современной широкой востребованности, массовой популярности народной борьбы «трынтэ», а также близких ей по духу и основам комплексной подготовки спортсменов вольной и классической борьбы, самбо и дзюдо.
Отличительной чертой данных проектов является глубокий и всесторонний социальный анализ, но, главное, реалистичность этого анализа, исследование и конкретный учет действительных, а не мнимых социальных сил, закономерностей, факторов влияния.
Каждый из этих факторов порожден, как правило, весьма далекими от спорта интересами, преследует свои, отнюдь не спортивные цели.
Все вместе эти факторы создают вокруг спорта совершенно ненужные, чуждые спортивной деятельности ажиотаж и шумиху. Приходится только удивляться, что сфера физической культуры и спорта при всех этих «страстях вокруг спорта» еще умудряется как-то выживать, но выживать скорее не благодаря, а вопреки.