Вестники несчастий

Всегда и у всех народов было замечено, что явление комет сопровождается большими бедствиями… и не следует философам считать эти вещи баснями.

Джеймс Грегори (1702 г.)

До чего же интересно рассматривать старые памятные медали!

На них запечатлены не только лики великих предков, но и различные события. Эти миниатюры, с нашей современной точки, зрения необычайно наивны и всегда привлекают внимание посетителей различных музеев. Не знаю, есть ли где-нибудь коллекция, посвящённая кометам, но, по-моему, она была бы необычайно интересной. И не только тем, что изображено на медалях, а скорее надписями на них.



Вот хотя бы одна: носилки, на покрывале которых лежат шлем и меч. К носилкам прислонена книга, а над шлемом блестит комета. На надписи читаем: «Угроза кометы», а на оборотной стороне более длинное поучение: «Бог посылает нам комету, чтобы мы исправили нашу жизнь. 1618 г.». К этому же событию относится более скромный по изображению экземпляр – прут, свеча, сложенные руки, обращённые к Солнцу. Надпись по кругу гласит: «Никто не будет ранен, кто чтит Бога».



А вот серебряная миниатюра, выбитая в память о комете 1664 года, более вычурна. На ней виновница торжества изображена в окружении звёзд. На обороте можно увидеть преклонившего колени человека с воздетыми к небесам руками и обращение: «Господи! Не наказывай меня во гневе Твоем».

По случаю появления небесной гостьи в 1860 году была выбита медаль со следующей надписью: «Когда на небесном своде горит хвост кометы, то мы должны видеть в этом гнев Бога».

В выпуске медалей с отчеканенными на них нравоучениями ничего странного нет. Ведь в те далекие времена таинственное, внезапное появление «волосатой звезды» (а именно так переводится слово «комета») с громадным хвостом производило впечатление чего-то необъяснимо страшного, сулящего большие беды. А страх всегда порождает различные суеверия. И тогда на сцену выходят потусторонние силы.

Участники различных диспутов о сущности комет в те времена расходились лишь в одном – кто породил хвостатые чудища. Если одни философы считали, что они созданы Богом, а перемещают их по небосводу по своему усмотрению ангелы, то другие исходили из диаметрально противоположных предпосылок: их извлекают злые духи из ада. Объединяло же спорщиков мнение, что кометы появляются лишь с одной целью – устрашать людей и удерживать их от дурных поступков.

Влияние комет на жизнь людей, по представлениям наших предшественников, было самым различным. «Восемь толкований возможны для кометы, когда она появляется на небе: ветер, подорожание, чума, война, засуха, землетрясение, конец света, смерть владыки», – так полагали в Средние века. И вроде бы статистика подтверждала это.

Считалось, что в год смерти Юлия Цезаря комета явилась лишь затем, чтобы принять дух великого римлянина. Правда, здесь были и разночтения. Некоторые верили, что небесная гостья и есть сама душа императора, переселяющаяся в загробный мир.

Ещё до нашей эры римский историк Светоний полагал, что все зверства, сопутствующие правлению императора Нерона, были предопределены появлением кометы. Она якобы так на него повлияла, что он не мог остановиться в своих кровавых злодеяниях. Дело в том, что ещё в юные годы астролог заверил Нерона в возможности отвратить пагубное влияние кометы, обратив знамение божье против своих ближних или подданных. В этом случае погибнут они, а не император. И вот результат – убиты мать, две жены, большая часть родственников. Отравлен его воспитатель – философ Сенека, сожжён Рим.

Тот же Светоний сообщает: «Нерон решил извести знать… Все дети осуждённых были сосланы, а затем уморены голодомили отравлены». И, по мнению императора, средство оказалось действенным – он пережил яркие кометы 60-го и 66-го годов до нашей эры. И всё же пророчество сработало: не дожидаясь очередной кометы, Нерон покончил жизнь самоубийством.

Но далеко не всегда сиятельные персоны пугались небесных знамений. Говорят, что Веспасиан, будучи уже тяжело больным, обращаясь к испуганным придворным, увидевшим комету, воскликнул: «Эта волосатая звезда не предвещает мне никаких бед. Скорее, она угрожает парфянскому царю, ибо он волосат, а я лыс». Как видите, трактовка небесных явлений целиком зависела от уверенности в себе правителей.

Более агрессивно поступил испанский король Карл V, который, не желая расставаться со своим высоким положением, о возможности чего его «известила» появившаяся комета, пытался отогнать несчастье стрельбой по непрошеной гостье из пистолета, но, как показалось ему, безуспешно. Комета не исчезла, и ему ничего не оставалось, как отречься от престола. Тем не менее через сто с лишним лет Альфонс IV, король Португалии, открыл пальбу по яркой комете 1664 года из аркебузы и, как он считал, проделал это наилучшим образом, так как ничего плохого для него не произошло.

В судьбоносность комет верили далеко не все. Королева Великобритании Елизавета I, известная тем, что сплотила страну для борьбы с Испанией, в 1577 году, когда флот Великой армады угрожал Англии, увидела на небе огромную комету. Придворные уговаривали королеву не смотреть на ужасную гостью, чтобы не искушать судьбу. Но она, воскликнув: «Жребий брошен», подошла к окну и долго глядела на великолепное зрелище.

Многие правители держали при своих дворах астрологов, которые по расположению планет и движению комет относительно звёзд предсказывали судьбу не только своим властителям, но и целым народам. Так, например, считалось, что комета, появившаяся под знаком Овна, предсказывает кровавые войны, массовые смерти, засуху и падение венценосных голов. Тем кометам, что красовались под Скорпионом, ко всем предыдущим бедам прибавляли ещё нашествие несметных полчищ саранчи и гусениц. Если же звезда возникала под знаком Рыб, то считалось, что непременно будут войны, эпидемии чумы и несчастья с царственными особами. Эти пророчества наводили на всех страх вплоть до XVIII века.


Комета 1577 года над Прагой


Правда, и положение самих астрологов было весьма шатким. Их собственная судьба часто зависела от их же собственных прогнозов. Так, Тиберий не очень-то верил им и частенько топил незадачливых предсказателей судеб в Тибре.

А вот Людовик XIV, хорошо знакомый нам по роману Александра Дюма «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», прославился ещё и тем, что при появлении кометы в 1664 году собрал в Париже первый, как бы мы теперь назвали это мероприятие, астрологический симпозиум с такой «повесткой дня»: «Как может повлиять хвостатая звезда на его судьбу и здоровье членов королевской фамилии?». И хотя в те годы многие уже не верили в подобные прорицания и шутили по этому поводу, брат короля возражал скептикам, говоря: «Хорошо вам, господа, шутить – вы не принцы».


Кометы в виде мечей


Подобным суевериям был подвержен даже великий учёный эпохи Возрождения Парацельс, нанесший смертельный удар алхимии. С одной стороны, он считал, что «химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства». И в то же время он был уверен в возможности создания гомункулуса в колбе и считал, что кометы нам посылают ангелы, чтобы предупредить о близкой кончине. Надо признаться, некие основания так полагать у него были.

Кончина ряда известных людей действительно совпадала с появлением небесных сигналов: знаменитый полководец Атилла, вождь племени гуннов, прозванный римлянами за жестокость «бичом Божьим»; и другой, не менее известный завоеватель, основатель ислама и магометанского государства Магомет; и король Англии Генрих I; и полюбившийся нам по книгам Ричард Львиное сердце, а также германский император Фридрих II, папа Иннокентий IV и папа Урбан IV – вот далеко не полный список «жертв» комет.

Заглянув в будущее, любой астролог увидел бы там и продолжение траурного списка: король Эдуард VII – властелин Британской империи, скончался от бронхита в годпрохождения по небу хвостатой звезды. Президент Кеннеди погиб от пули в Далласе в 1963 году, когда на небе была обнаружена комета.

И всё же следует сказать, что большинство людей, вошедших в историю, умерли, не созерцая этих грозных символов. Но, как известно, такие случаи сторонниками «кометной теории смертей» не учитывались.

Вроде бы простым смертным бояться было нечего, кометы грозили лишь сильным мира сего. Недаром английский драматург Вильям Шекспир в драме «Юлий Цезарь» устами одного из действующих лиц говорил:

«В день смерти нищих

не горят кометы,

Лишь смерть царей

огнём вещает небо».

Как бы подводя черту, автор книги «Кометомания», написанной в период перехода от средневековой астрологии к современной астрономии, пишет: «Если признаться, что кометы загрязняют и воспламеняют воздух, а также истощают сок Земли, то отсюда логически вытекает, что они служат причиной бесплодия почвы, порчи и высыхания её плодов, а это естественно ведёт к смерти, голоду и нужде. И в качестве неизбежного следствия из этого мы должны ожидать болезней, моровых поветрий, смертей и особенно внезапных кончин многих Великих Мира сего, ибо таковые ранее и легче других становятся жертвами, поскольку изысканность их стола и роскошный образ жизни, а также великие заботы и бдения, ослабляющие и изнуряющие их тело, делают их более подверженными, нежели подлый люд».

Тем не менее «подлый люд», или, иначе говоря, простолюдины, тоже не жаловали появления небесных знамений. Судите сами, за что их можно было любить?

В 66 году нашей эры историк Иосиф Флавий писал: «Среди других предостережений, комета с хвостом, который представляли как лезвие меча, была видна над городом в течение целого года». Он упрекал своих сограждан в том, что они не обращают внимания на небесные сигналы и слушают разных подстрекателей, призывающих к борьбе против завоевателей. Однако жители столицы вновь присоединённой к Римской империи провинции Иудеи – Иерусалима – не послушались его совета и восстали, перебив оставленный для поддержания порядка гарнизон.

Восстание быстро охватило всю страну. Два года потребовалось полководцу Веспасиану, чтобы подавить бунт, утопив его в крови. Но Иерусалим, хотя осаждающие солдаты и ожидали богатую добычу в городе и поэтому особенно рвались в бой, взять не удалось.

В апреле 70 года Веспасиан, став императором, отбыл в Рим, а его сын Тит, получив командование над войсками, начал осаду столицы. Город был переполнен беженцами. Ужаснейшие подробности осады и штурма города описаны Флавием в книге «Иудейская война». Расправа над непокорными была не менее жестокой, чем штурм. А над Землёй сияла, как провозвестница разрушения Иерусалима, новая хвостатая звезда. Две кометы – две страшные страницы истории!

451 год нашей эры… Полчища гуннских племён под предводительством Атиллы вторглись на юг современной Франции, опустошили и разорили его, осадили Орлеан. Для отражения нашествия римляне мобилизовали все силы, призвав на помощь вестготов, бургундцев, франков. Римский полководец Аэций в битве при Каталаунской равнине разбил войско завоевателя. Кровопролитная битва – на поле боя осталось около 180 тысяч убитых – происходила, как утверждают хроники тех лет, когда комета раскинула над Землёй свой хвост.

Все летописцы того времени сходятся на том, что победа Аэция была предопределена небесной гостьей. Правда, согласно тем же хроникам, немалую роль сыграли и два лунных затмения. Побеждённому же Аттиле пришлось убраться за Рейн…

Приход «большой и знаменитой», как её назвали современники, кометы 1066 года совпал с Пасхой. Недавно Гарольд II стал королём Англии, и ничто не предвещало несчастья, но люди с опаской посматривали на небесную пришелицу, от которой всё небо казалось объятым пламенем, а среди белого дня пал мрак. Что сулила она? Все ждали беды, и она пришла.

28 сентября к югу страны подошли на семистах ладьях войска герцога Вильгельма Нормандского. Не встретив сопротивления, они прошли по старой римской дороге и укрепились лагерем у городка Гастингс. С севера к нему с остатками армии, только что разгромившей норвежцев, двинулся король англосаксов.

Битва разыгралась 14 октября. Несмотря на малочисленность своих воинов, Гарольд успешно отражал все атаки норманнов. И лишь военная хитрость Вильгельма решила исход сражения: он приказал стрелять тяжёлыми стрелами не прямо в цель, а вверх. Град стрел обрушился на англичан, дробя шлемы, раня головы, плечи, руки. А главное, чья-то стрела попала в Гарольда, и он упал к подножию штандарта. Всё было кончено. Вокруг павшего короля завязалась резня.


Комета и землетрясение в Стамбуле. 1556 г. Гравюра на дереве


Во Франции, в городе Байо, и сейчас можно видеть семидесятиметровый гобелен, на котором изображены фрагменты из жизни Гарольда и Вильгельма. Считается, что это произведение искусства выткано супругой Вильгельма Матильдой Фландрской и её придворными дамами. Одна или две сцены, расшитые нитками восьми цветов, посвящены комете 1066 года. На них космическая гостья похожа на ажурное сооружение, на которое указывают пальцами зеваки, а король Гарольд сидит на троне с таким видом, «словно его только что хлопнули по августейшему уху мокрой камбалой», как шутливо описывает этот гобелен в книге «Комета надвигается» Н. Колдер.

Пожалуй, одна из самых страшных страниц истории Европы связана с появлением кометы 1456 года.

В 1451 году трон Османского государства занял Мехмед II, прозванный впоследствии Завоевателем. Это был умный, властолюбивый правитель, обладающий железной волей и необычайным коварством. О его жестокости, так же как и о воинских удачах, ходили легенды. Его целью было уничтожение Византии. Для этого он начал готовить армию и отливать пушки. Одна из них, пушка Урбана, стреляла каменными ядрами на два километра, а тащили её 60 волов.

В конце мая 1453 года после полуторамесячной осады турецкая армия, имевшая двадцатикратное превосходство над противником, овладела Константинополем, прекрасной столицей когда-то могущественной Византийской империи. Христианское население города было безжалостно вырезано. Путь на Балканы и дальше, в Центральную Европу, завоевателям был открыт.

Со страхом взирали жители этих мест на небеса, где раскинула свой прекрасный хвост комета. У многих на устах была молитва: «Господи всемогущий, от турок и кометы избавь нас!» Но молитва не помогала. Войска янычар опустошили территории нынешней Румынии, Венгрии, Болгарии. Ужас, охвативший христиан, усиливался слухами о жестокости противника.

Папа римский Каликст III успокаивал сограждан: комета имеет форму креста, а раз так, то она благословляет поход против неверных. Это заявление вдохновило государственных и военных деятелей Европы, они готовились к решительной схватке с врагом.

Турки было затрепетали, но вдруг поняли, что хвост кометы более похож на любимое оружие Магомета – ятаган (он так же изогнут), с помощью которого была уже отправлена к праотцам не одна христианская душа. Папа присмотрелся повнимательнее и осознал, что почитатели Аллаха правы. Он счёл причиной ошибки собственную близорукость и велел церквам звонить ежедневно в полдень во все колокола, а всем добрым католикам под этот звон произносить молитвы и проклинать комету, а заодно с ней и турок.

Однако волосатая звезда сыграла шутку с Каликстом III. Оказалось, что он проклял её зря – неверные были разбиты под Белградом и опасность турецкого нашествия миновала. Вот и верь после этого небесным предсказаниям!

Кометы заставляли сжиматься сердца от страха не только на Западе. Киевский летописец Нестор в Лаврентьевской летописи так изобразил комету 1066 года: «В сеи времена было знамение на западе, явилась звезда превеликая, имевшая лучи как кровь; она восходила вечером после захода солнца и виделась семь дней, её появление не к добру, ибо много было тогда междоусобиц и нашествие поганых на Русскую землю».

Не сильно изменились взгляды на космических визитёров и позже. Вот один пример из Смутного времени: разруха в Московском государстве, восшествие на престол Бориса Годунова, вторжение поляков, Лжедмитрий, борьба с иноземцами, и вот, наконец, на престоле воцарился родоначальник новой династии Михаил Федорович Романов. Вот тут-то и появляется небесное знамение – комета. Но уже столько пережито ужасов и потрясений, что в комете хочется увидеть что-то иное, а не вестницу новых бед. Гораздо удобнее рассматривать её как гонца, посланного с хорошими вестями. И вот как трактуется её приход: «В лето 7127 (1618) года бысть знамение велие: на небеси явися над самою Москвою звезда… И стояше на Польскую и Немецкие земли хвостом… Царь же и людие все, видя такое знамение на небесах, вельми ужасошася. Чаяху, что сие есть знамение московскому царству… Мудрые же люди философы о той звезде стаху толковати, что та есть звезда не к погибели московскому государству, но к радости и к тишине. О той же звезде толкуется: как она стоит главою над которым государством, ни которова же мятежа в том государстве не живёт, а на кои государства она стоит хвостом, в тех же государствах бывает всякое нестроение и бывает кровопролитие многое и междоусобные брани и войны великие меж ними. Також толкование и сбысться».

Загрузка...