Идея страхования неразрывно связана с его универсальным значением как средства, способного устранить или, во всяком случае, сделать менее имущественно ощутимым (минимизировать) неблагоприятный результат воздействия отдельных обстоятельств, затрагивающих ту или иную сферу хозяйственной деятельности.
Непрерывное изменение самой среды жизнедеятельности человека объективно вызывает все большее разнообразие неблагоприятных факторов, которые являются рисками:
– природные силы стихийного характера (наводнения, бури, землетрясения и т. п.);
– несчастные случаи (транспортные аварии и катастрофы, пандемии (например, коронавируса), эпидемии и т. п.);
– открытие человечеством новых свойств материи (ядерные материалы, ионизирующее излучение), а также иные научные изыскания (например, бактериологические испытания и др.).
Возникающие при этом широкомасштабные убытки носят непредвиденный характер и не могут быть предупреждены ни совершенствованием системы общественных отношений, ни общей высокой культурой и профессионализмом осуществления той или иной деятельности.
Поэтому в жизни общества невозможно исключить события стихийного характера, наносящие ущерб государству (обществу) в целом либо отдельным гражданам и организациям. Данные события получили название страховых событий. Их появление можно предусмотреть заранее. Однако прогнозируется здесь не само событие, а лишь возможность его появления. Потенциальность наступления страховых событий обычно называют страховыми рисками.
Человечеством выработано три группы способов по управлению возникающими рисками и, как следствие, по снижение степени возникающих убытков: 1) превентивные способы; 2) репрессивные способы; 3) страховые способы[1].
Превенция (от позднелат. praeventio – опережаю, предупреждаю) – предупреждение, предохранение, предотвращение. Превентивные способы – это совокупность организационных и технических мероприятий, призванных снизить или предотвратить вероятность наступления опасных событий. К таким способам относится система техники безопасности, противопожарные меры, установка различных сигнализаций и охранных устройств, мероприятия по охране окружающей природной среды, иные меры, призванные снизить или предотвратить вероятность наступления подобных событий. Например, в целях исключения (снижения) риска кражи в неблагоприятном районе смена места жительства на благополучный район.
Репрессия (лат. repressio) – подавление. Репрессивные способы – это совокупность мероприятий по уменьшению убытков при наступлении опасного события. К ним относится ликвидация последствий наступивших рисков, как следствие – уменьшение причиненного вреда. В их числе можно назвать мероприятия по пожаротушению, в т. ч. один из способов тушения открытого огня в открытой местности – встречным огнем, мероприятия карантинного характера по изоляции и много другое.
Страхование (лат. (pro vita) cautio, что дословно можно перевести с латинского как средства к жизни в результате предосторожности). Интересна этимология слова «страхование». В английском языке корнем слова страхование – insurance является sure – быть уверенным. Через этот институт, осуществив страхование, лицо приобретает уверенность в своем завтрашнем дне.
В российском варианте корнем слова «страхование» является страх, т. е. действовать на свой страх и риск. Осуществив страхование, лицо делится своим риском, разделяет его с другими, тем самым риск самого лица уменьшается. В конечном счете, лицо становится более уверенным.
Страховые способы (в широком смысле этого слова) – это организация системы накопления средств для компенсирования возможного ущерба от наступления в будущем опасных событий. В рамках страховых способов можно выделить несколько подуровней:
а) индивидуальные и корпоративные резервы – система накопления средств на уровне граждан и организаций. Так называемое «самострахование», не являющееся страхованием как таковым;
б) натуральные и финансовые страховые резервы государства (федеральный, региональный, муниципальный уровень), обеспечивающие в необходимых случаях страховую защиту собственности и личности. В составе бюджета любого уровня образуются резервные фонды, за счет средств которых осуществляется ликвидация и компенсация причиненного вреда от крупных катаклизмов. В чистом виде также не является страхованием;
в) страховые резервы – собственно страхование, в рамках которого накопление средств от последствий наступления опасных событий осуществляется специально созданным субъектом гражданских отношений – страховой организацией[2].
Как отмечал видный немецкий экономист А. Манэс, в обширной экономической науке «страхованию должно быть отведено выдающееся место, так как оно во всех своих видах удобным и чрезвычайно целесообразным способом служит обеспечению материального благополучия человека»[3].
Причем страхование – это защита не просто от последствий наступления опасных неблагоприятных событий, а только от случайных событий, которые могут наступить с некоторой заранее оцененной вероятностью.
Все три группы способов по управлению рисками находятся в тесном переплетении и взаимосвязи.
Превенция в страховании включает в себя выполняемые страховщиком такие мероприятия, как разработку условий страхования, применение франшиз, риск-менеджмент, мероприятия по обеспечению сохранности имущества, профилактике травматизма, заболеваемости, дорожно-транспортных происшествий и т. д. Их финансирование осуществляется непосредственно страховщиком.
Репрессия в страховании включает в себя мероприятия по борьбе со стихийными бедствиями для уменьшения размеров гибели или повреждения застрахованного имущества (тушение пожара, борьба с наводнением и т. д.).
Собственно страхование – это формирование страхового фонда из поступающих от страхователей взносов с целью последующих страховых выплат при наступлении опасных событий – страховых случаев.
На примере страхования автомобиля по риску каско переплетение и учет данных способов выглядит следующим образом. При оценке риска будет учитываться место хранения автомобиля, наличие охранных устройств, что отразится на уплачиваемой страхователем страховой премии. При наступлении страхового случая страхователь доложен будет принять меры к уменьшению возникшего ущерба. В противном случае страховщик освобождается от возмещения причиненных убытков, если страхователь умышленно не принял необходимых для этого мер.
В рамках медицинского страхования страховым возмещением могут покрываться расходы по оплате прививок, а это превентивная группа способов.
Страхование как экономическая категория представляет собой экономический механизм, основанный на принципе распределения убытка, понесенного в одном случае, между некоторым множеством других, которые подвержены аналогичной (однородной) опасности.
Обеспечивая таким образом восстановление имущественной сферы отдельной организации или определенного лица, экономическая сторона страхования выполняет двуединую функцию: позволяет участникам хозяйственного оборота уверенно действовать в настоящем, а также обоснованно прогнозировать свое будущее развитие, что, в свою очередь, создает основу устойчивого развития всей экономики. (Правда такое значение страхования не должно приводить к его абсолютизации – трактовке как исключительно экономической категории, что нередко отстаивается и в экономической литературе.)
В теории неоднозначно решается вопрос о том, чем считается страхование: способом, формой, методом, регулятором, совокупностью мероприятий либо экономических отношений.
По мнению В.К. Райхера, страхование есть форма организации централизованного (в той или иной мере) страхового фонда за счет децентрализованных источников – взносов его участников. По утверждению Ф.В. Коньшина[4], страхование является одним из методов создания централизованного страхового фонда для возмещения за счет страховых взносов потерь в народном хозяйстве от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также для выплат соответствующих сумм в связи с наступлением определенных событий, связанных с жизнью и трудоспособностью застрахованных лиц.
Указание на комплекс экономических отношений – основной признак страхования как экономической категории, в то же время нельзя отрицать договорной характер этих отношений.
В качестве признаков, характеризующих экономическую категорию страхования, выделяют: возникновение денежных перераспределительных отношений, обусловленных наличием страхового риска; вероятность наступления страхового случая; разложение нанесенного ущерба между страхователями; перераспределение ущерба во времени и пространстве; возвратность мобилизованных в страховой фонд средств[5].
По-разному в литературе определяется экономическая сущность страхования. По мнению А.А. Гвозденко, сущность состоит в формировании страховщиком за счет страховых взносов страхователей страхового фонда, предназначенного для страховых выплат страхователем при наступлении страховых случаев[6]. На первое место выходит понятие страхового фонда.
Другие ученые видят экономическую сущность страхования в том, что убытки раскладываются на многих страхователей, а взносы последних сравнительно необременительны для каждого из них. В данном случае значение придается категории убытков. Разница между суммой собранных страховых взносов и суммой выплаченных убытков составляет доход страховщиков[7].
Представляется, что, указанные подходы не следует противопоставлять друг другу. Понятия «убытки» и «страховой фонд» тесно взаимосвязаны между собой и не могут отдельно существовать. Возмещение убытков производится за счет средств страхового фонда, который находится в ведении либо государства, либо страховщика. Так, централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной формах. Страховой фонд страховщика создается посредством уплаты страховых взносов страхователями.
Страховые экономические отношения выступают в форме создания и распределения денежного фонда, находящегося в управлении специальной организации (страховщика), путем предварительной аккумуляции денежных средств (взносов) заинтересованных участников экономического оборота (страхователей).
Наиболее известным исследователем страхового фонда с цивилистических позиций из российских правоведов являлся профессор В.К. Райхер. Страховой фонд он определял так: как материальная основа страхования по источнику своего образования носит децентрализованный характер (взносы отдельных его участников), однако управляемый страховой организацией становится централизованным фондом, сохраняя свои строго целевые направленность и назначение – возмещение имущественных потерь, возникающих у лиц, участвующих в его создании[8].
С точки зрения его экономической сущности страхование представляет собой систему (совокупность) экономических отношений, основанную на принципе распределения (разложения) имущественных потерь, вызываемых экстраординарными обстоятельствами, материальной формой которых выступает страховой фонд, используемый в целях возмещения (покрытия) непредвиденных (случайных) убытков, возникающих у лиц, участвующих в его создании.[9]
В российской (впрочем, как и в советской) экономической литературе под страховой защитой, которая является центральным понятием института страхования, понимается совокупность распределительных и перераспределительных отношений, обеспечивающих отдельным гражданам, юридическим лицам и обществу в целом возмещение ущерба, нанесенного стихийными и иными факторами, возможность отрицательного воздействия которых можно предусмотреть заранее.
В современной экономике определяющее значение приобретает состояние финансово-кредитной и инвестиционной инфраструктуры, где страховые компании наряду с банками и кредитными учреждениями обеспечивают ее насыщение финансовыми ресурсами. Особое значение среди такого финансового источника, как внутренне инвестиции, принадлежит резервам, формируемым компаниями по страхованию жизни, особенно при развитии накопительных (сберегательных) видов страхования жизни.
Возрастает роль страхования как эффективного экономического средства осуществления жилищной, образовательной и пенсионной реформ посредством разработки долгосрочных страховых программ.
С точки зрения экономистов страхование является не просто экономической категорией, а категорией финансовой, а частично даже и кредитной категорией. Это обусловлено тем, что денежный страховой фонд служит основой перераспределительных отношений, создавая основу для осуществления коммерческих операций и инвестиционной деятельности. Все это приближает страховую деятельность по своей экономической сути к сфере финансов и кредита.
Страховые экономические отношения имеют свою специфику:
а) страхование имеет дело только с неблагоприятными, случайными и вероятными событиями, которые случались раньше (или можно предположить, что случатся) и могут произойти в будущем и причинить убытки;
б) абсолютное большинство коммерческих отношений в основе своей построены на принципе строгой индивидуальной эквивалентности, что следует из их менового характера. Страхование же носит алеаторный характер. В страховых отношениях эквивалентность является иной. Например, уплаченный страховой взнос может составлять сотые доли процента страховой суммы и выплачиваемого исходя из него страхового возмещения;
в) страховые экономические отношения характеризуются замкнутостью и солидарностью. В них вступают не все субъекты, а только те, кто подвержен соответствующей опасности, заключил договоры и оплатил установленные взносы. Соответственно, страховые выплаты выплачиваются не всем, у кого возникли убытки, а только страхователям, внесшим страховые взносы в страховой фонд.
В целом экономическую сущность страхования характеризуют следующие признаки:
– наличие перераспределительных отношений;
– наличие страхового риска и критериев его оценки;
– формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщика;
– сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов;
– материальной основой страховых экономических отношений выступает страховой фонд;
– солидарная ответственность всех страхователей за ущерб;
– замкнутая раскладка ущерба;
– перераспределение ущерба в пространстве и во времени;
– самоокупаемость страховой деятельности.
Финансовую устойчивость страхования объясняет то, что в основе наступления опасных событий находится закон больших числе и теория вероятности. Случайное распределение убытков для большинства рисков имеет форму убывающей кривой: чем больше величина убытка, тем меньше его вероятность. Тем самым мелкие убытки встречаются гораздо чаще, чем крупные.
Простейшая форма зависимости между вероятностью наступления неблагоприятного события и тяжестью его последствий в западной литературе получила название «треугольника Хайнриха» – американский экономист-статистик, который провел изучение нескольких десятков тысяч страховых дел в имущественном страховании (видимо, автостраховании) за несколько лет, что позволило ему выявить следующую закономерность о соотношении страховых случаев и возникших из них последствий, приводящих к возникновению повреждений.
Данная диаграмма показывает количественное соотношение крупных, средних и малых рисков, каждый из которых может привести, соответственно, к крупным, средним и незначительным повреждениям.
Оперирование указанными данными позволяет грамотно рассчитать страховые тарифы, определить показатели убыточности в страховании. Важнейший из них – убыточность страховых операций это отношение в отчетном периоде суммы оплаченных страховщиком убытков произошедших (сумма выплаченного страхового возмещения) и суммы страховых резервов по заявленным, но ещё неурегулированным убыткам к сумме заработанной страховой премии.
Можно выразить формулой: УСО = (ΣСВ +РЗУ) / ΣСП×100 %,
где УСО – убыточность страховой операции;
ΣСВ – сумма выплаченного страхового возмещения в отчетном периоде;
РЗУ – резерв заявленных, но неурегулированных убытков в отчетном периоде;
ΣСП – сумма заработанной страховой премии в отчетном периоде.
Как справедливо отмечает К. Маркс, наличие заранее образованного денежного резерва одинаково служит и потребностям «материального бытия», составляя экономическую необходимость всякого общественного производства[10], и целям защиты и обеспечения жизнедеятельности самого человека. В этом проявляется важнейшее социально-экономическое значение страхового фонда.
Говоря о социально-экономическом значении страхования во всех сферах жизни, профессор В.Р. Идельсон при чтении курса лекций по страховому праву в 1907 году отмечал следующее: «…па помощь предпринимателю, перебрасывающему товары за тысячи верст, на помощь предпринимателю-перевозчику приходит страхование, гарантирующее их от почти неизбежных случайных потерь. И вообще, в ту минуту, когда новые условия обмена требуют новых затрат, страхование гарантирует от того, чтобы случай не погубил этих затрат. Вспомним далее громадное развитие кредита в современном хозяйственном строе. Значение страхования в этом процессе развития громадно. Широкое распространение кредита под застроенную недвижимость возможно лишь при наличности страхования строения. Ломбардный кредит растет с той минуты, когда страхование начинает обеспечивать кредитору эквивалент заложенной вещи на случай ее гибели. Кредит под процентные бумаги, могущие выйти в тираж, приобретает особое значение при страховании этих бумаг. Даже распространению чисто личного кредита пытались способствовать страхованием кредита по векселям. В тех хозяйствах, где увеличивался капитал, естественно росло значение страхования этого капитала. Точно так же страхование обеспечивало устойчивость мелких хозяйств, гарантируя их на случай падежа скота, гибели урожая от градобития, от филоксеры. Наконец, ипотечное страхование облегчает распространение столь необходимого для мелких хозяйств (например, в случаях наследственного раздела) поземельного кредита. Скажем еще о развитии страхования в связи с ростом городов. Возрастающая заселенность городов, скученность построек в них вызвали, с одной стороны, все увеличивающуюся пожарную опасность с другой – увеличенную заболеваемость городских жителей. К страхованию недвижимости и движимости от огня и к страхованию на случаи болезни присоединился ряд иных – пока еще мало развитых отраслей страхования – страхования на случай несчастья от порчи водопроводных труб, от сырости в домах… Страхование жизни указывает нам на другую роль страхования – на его роль в борьбе с известными тенденциями социального строя. Мощное развитие страхования обусловило его самостоятельное значение в народном хозяйстве.»[11]
В настоящее время хозяйствующие субъекты все больше испытывают потребность в страховании не только своих основных и оборотных средств, но и финансовых рисков: потери прибыли, убытков от перерывов в производственном процессе, дополнительных расходов, неправомерного применения санкций государственными органами и пр.
В условиях советской административно-командной системы страхование для всей производственно-хозяйственной деятельности в стране носило обязательный характер. Поэтому оно не стимулировало ответственности работников, не способствовало, да и не могло способствовать занятию подобающего места в экономике государства. Эти условия формировали весьма ограниченный перечень страховых услуг.
Переход к рыночной экономике вызвал значительный рост видов и подвидов страхования, существенное развитие добровольного страхования и в первую очередь страхования имущественного. Страхование послужило важным фактором стимулирования хозяйственной активности его участников.
Функции страхования и его содержание тесно взаимосвязаны. Можно выделить следующие социально-экономические функции страхования:
1) аккумулирующая (накопительная или сберегательная) функция заключается в формировании денежных фондов для обеспечения возмещения вреда. Формирование страхового фонда производится за счет страховых взносов конкретных страхователей, которые в конченом счете служат основой для страховых выплат по произошедшим страховым случаям. В личном страховании данная функция направлена на личное материальное обеспечение граждан, ибо страховые суммы выплачиваются страхователю (выгодоприобретателю) при наступлении определенных событий;
2) восстановительная (защитная) функция состоит в возмещении причиненного ущерба. Выплата проводится из средств страхового фонда;
3) предупредительная функция состоит в предупреждении и минимизации возможного ущерба. За счет страховых взносов, формирующих страховой фонд, могут финансироваться профилактические мероприятия, такие как противопожарные, санитарно-эпидемиологические, мероприятия по безопасности дорожного движения;
4) стимулирующая функция направлена на стимулирование развития предпринимательской деятельности. Это происходит через страхование предпринимательских рисков и, как следствие, через освобождение дополнительных денежных средств, которые предпринимателю не нужно резервировать в целях компенсирования возможного ущерба и которые он может направить на развитие бизнеса.
Значение страхования заключается в том, что оно обеспечивает компенсацию причиненного страхователю ущерба, т. к. нередко выступает единственным (или основным) способом возмещения убытков.
В свою очередь для страховщика страхование представляет собой вид предпринимательской деятельности, заключающейся в получении страховой премии, которая вкладывается им в те или иные активы и позволяет извлечь собственный инвестиционный доход. Это возможно благодаря тому, что наступление страховых случаев носит не обязательный, а вероятностный характер.
Известный российский цивилист профессор Г.Ф. Шершеневич, определяя значение страхования, отмечал следующее: «Освободиться от страха угрожающих хозяйству тех или иных опасностей – значит приобрести новую экономическую силу. Эту задачу с успехом способно выполнить только страхование. Оно устраняет или ослабляет момент риска, давая прочную почву для твёрдых расчётов и обоснованных комбинаций, что отражается самым благоприятным образом на народном хозяйстве, внося устойчивость и спокойствие во всю экономическую жизнь общества»»[12].
Анализ исторического развития страхования позволяет говорить, что его можно рассматривать как стратегический сегмент экономики, так как:
– оно позволяет существенно снизить нагрузку на расходную часть бюджетов различных уровней;
– способствует социально-экономической стабильности в обществе, являясь элементом социальной защиты;
– является источником внутренних долгосрочных инвестиций в экономику;
– позволяет оптимизировать деятельность хозяйствующих субъектов за счет централизации и уменьшения компенсационных фондов, а также за счет участия в восстановлении и обновлении основных производственных фондов;
– обеспечивает гарантии компенсации ущерба.
Подводя итог вышесказанному, страхование можно определить как общественно-полезный вид деятельности, при котором граждане и организации заранее страхуют себя от наступления неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в особый фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счет средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму[13].
Еще профессор В.Р. Идельсон при чтении курса лекций по страховому праву в Санкт-Петербургском политехническом институте в 1907 году отмечал: «Страховой договор может быть предметом изучения различных дисциплин. По содержанию, как один из видов хозяйственной деятельности человека, он рассматривается политической экономией; по форме, как известный род правоотношений, он изучается правом»[14].
Поэтому представляется, что страхование, безусловно, является экономико-правовой категорией, т. к. в ней, существует экономическое начало, но в то же время данная категория существует в определенной правовой форме, в частности, страхование осуществляется только посредством заключаемых договоров. Кроме того, существует значительное законодательное регулирование отношений по страхованию. Таким образом, страхование необходимо считать экономико-правовой категорией.
Легальное определение страхования закреплено в Законе РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В статье 2 Закона страхование определяется как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
В свою очередь страховая деятельность (страховое дело) – это сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
Задачами организации страхового дела являются:
– проведение единой государственной политики в сфере страхования;
– установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1).
Возникновение страхования теряется в глубокой древности. Отдельные его операции можно обнаружить уже в Шумере. Местными торговцами в период около 2000 лет до н. э. выдавались финансовые гарантии или сумма денег (в форме займа или создания «общей кассы») для защиты их интересов в случае утраты груза во время перевозки.
В Вавилонии в 1750-х годах до н. э. Законы царя Хаммурапи предусматривали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы разделять на всех убытки, постигшие кого-либо в пути от нападения разбойников, ограбления, кражи или пропажи[15]. Кроме того, в положениях Законов содержались общие правила о выкупе государством своих воинов, попавших в плен. Такой выкуп производился при недостаточности денежных средств у семьи воина либо храма города, в котором он жил.
Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения и других морских опасностей заключались между корабельщиками-купцами на берегах Персидского залива, в Финикии и др.
Первичные зачатки организационных форм страхования в виде некоего подобия страхового фонда существовали в Древней Индии, Древнем Египте, Древнем Израиле и были по преимуществу организациями взаимопомощи ремесленников и торговцев.
В частности, строители, занятые на строительстве крупных объектов, могли организовывать кассы взаимопомощи, из которых производились выплаты тем работникам-строителям, которые получили увечья в результате несчастного случая. В случае же их гибели – выплаты производились членам их семей[16].
В Древнем Риме представители власти сами становились гарантами определенных рисков, подписывая особые протоколы о возмещении ущерба от потери судов в случае военных действий или шторма с поставщиками и торговцами, которые брали на себя обязательство снабжать легионеров в Испании.
Также в республике учреждались специальные коллегии для борьбы со всякого рода опасностями путем сбережения через специальные кассы необходимых средств. Особой разновидностью являлись похоронные коллегии (похоронные товарищества). Как отмечает профессор Н.С. Суворов, «члены этих коллегий, которыми могли быть даже рабы с согласия их господ и которые вообще вербовались из низших недостаточных классов населения (tenuiores), собирались раз в месяц для внесения и сбора членских взносов, из которых составлялась общая касса коллегий, для религиозных же целей могли собираться и чаще. Из общей кассы в случае смерти одного из членов выдавалась денежная сумма (funeratitium) для покрытия издержек погребения»[17].
В средние века – Х век н. э. – существовала англо-саксонская гильдия, которая учредила особую кассу для возмещения своим участникам стоимости украденного у них скота. В XII веке в Исландии крестьяне образовывали союзы для совместного несения убытков от пожаров и падежа скота.
Все эти зарождающиеся формы страхования были построены на началах общности интересов участников и проникнуты товарищеским духом единения.
Однако предпосылки к появлению современного (коммерческого) страхования возникли из морской торговли и таких сделок, как морской заем, который зародился в Древней Греции и впоследствии прочно закрепился в Средиземноморье. Морской заем представлял собой нечто среднее между обыкновенным займом и товариществом. Займодавец выдавал заемщику-судовладельцу определенную сумму денег, которая возвращалась займодавцу только в случае благополучного прибытия корабля в назначенный порт. В случае гибели корабля и товаров займодавец ничего не получал.
В частности, в Древней Греции греческий мыслитель Демосфен в середине IV века до н. э. отмечал, что торговец мог обратиться за ссудой для своего торгового путешествия. И возвращал он ее только в случае успешного завершения своего торгового путешествия, но возвращал на 30 % больше, чем получал.
Из этого впоследствии развились два института – институт ростовщичества в форме займа и институт морского страхования.
Окончательно морской заем, из которого развилось морское страхование как институт сформировался в XII веке н. э. В данном случае при морском страховании займодавец стал выплачивать заемщику сумму денег только в случае гибели товара. То есть не при заключении договора, а при наступлении предусмотренного договором события. Проценты же, выплачиваемые заемщиком, превратились в страховые премии. И к середине XIV века все это превратилось в чистое страхование.
По мнению профессора В.И. Серебровского, морской заем явился «исходным пунктом для морского страхования»[18], из которого впоследствии и развивалось современное страхование.
В практике была закреплена письменная форма договора страхования. Самый первый из них в форме морского страхового полиса датирован 1347 годом и относился к страхованию перевозки груза из Генуи на о. Майорка на судне «Санта Крус». В нем была отчетливо определена роль страхового платежа, и власти Генуи обязали заключать договор страхования у нотариуса. В Генуе же появилось первое страховое общество, занимающееся транспортным страхованием. Первый из регламентирующих документов касался маршрутов движения морской торговли.
В это же время возникает так называемый полис — документ, выдаваемый страховщиком, сменивший сложную форму нотариального засвидетельствования морского страхования.
Дополнительный вклад в создание морского законодательства и морского страхования был сделан в 1435 году, когда был принят специфический акт – Los Capitolos de Barselona (Барселонские капитулы). По данному акту страхователь был обязан декларировать общую сумму займов, взятых для путешествия; запрещалось фиктивное страхование; определены факторы, приводящие к наступлению страхового случая, в т. ч. устанавливалась презумпция гибели судна в случае отсутствия информации о нем; регламентировался порядок проведения проверок и осуществления страховых выплат. Это был, по сути дела, Международный кодекс по мореплаванию и страхованию, признанный также и в арабском мире. Завершением правового обеспечения морской торговли и страхования можно считать «Вехи моря», изданные в Руане в 1500 году.
Зарождение современного страхования произошло в середине XVII века и объясняется экономическим процессами – промышленными буржуазными революциями, первая из которых произошла в Англии.
В 1662 году Эдвард Ллойд основывает газету «Новости Ллойда», дававшую своим читателям сведения об отправлениях и прибытиях судов во всех портах мира. В кофейне Эдварда Ллойда купцы договорились создать специальный денежный фонд, за счет средств которого производить погашения ущерба, причиненного купцу, попавшему в беду (например, в случае гибели или пропажи корабля).
Через четыре года – в 1666 году – на ее основе была создана и «Страховая контора Ллойда». Когда торговец обращался туда с просьбой застраховать груз, находившийся на корабле, страховщики Ллойда в соответствии со своим опытом оценивали сумму риска, учитывали время года и продолжительность плавания, репутацию перевозчика и торговца, опыт капитана, команды, надежность судна, вид и вес груза. Уже через 60 лет Ллойд, несмотря на острую конкуренцию, контролировал 99 % рынка морского страхования.
Большинство исследователей считают 1662 или 1666 годы годами зарождения современного страхования[19].
(Хотя есть и иная версия, что первая страховая организация была учреждена в 1310 году во фландрийском городе Брюгге с целью защиты имущественных интересов купечества и ремесленных гильдий[20].)
В XVII веке морское страхование не являлось еще собственно финансовой операцией и было скорее разумным пари, а каждый корабль – ставкой. Суда, как и товары, имели многочисленных собственников, чтобы в случае необходимости облегчить возмещение утраты. Стоимость крупных судов для целей страхования делилась на доли, и каждая часть независимо от других частей страховалась ее владельцем отдельно у Ллойда.
По уровню и темпам развития морское страхование опережало огневое страхование и страхование жизни.
Даже самое развитое морское страхование сохраняло в «техническом» плане свою специфику: было гораздо легче объединиться страховщикам, чем страхователям. Для развития взаимного страхования было необходимо, чтобы каждый осознал необходимость такого шага. В 1666 году в Англии после пожара в Лондоне, который уничтожил практически весь центр города, было учреждена страховая организация «Огневой полис» для страхования домов и других сооружений. Со временем в Англии был издан Устав огневого страхования.
В течение следующих нескольких лет по всей Европе возникли страховые компании. Они действовали по принципу обществ взаимного страхования, основной целью которых, как и при морском страховании, являлось не извлечение прибыли, а возможное уменьшение потенциального будущего ущерба. Постепенно содружества совместного страхования (и в первую очередь компании по страхованию огня, который являлся одним из основных страховых рисков) стали преобразовываться в коммерческие профессиональные страховые компании, которые преследовали цель извлечения прибыли от подобных страховых операций. В основе подобных договоров страхования лежало обязательство по выплате денежного возмещения, достаточного для найма специалистов (строителей, плотников, каменщиков и т. д.) для устранения повреждений или восстановления сгоревшего дома.
Одновременно со страхованием от пожаров стали появляться фонды страхования жизни. По некоторым данным первый полис страхования жизни был выдан в 1574 году. Целью договоров страхования жизни являлось обеспечение страхователя определенными суммами на возможные случаи, указанные в договоре. Причем в случае если в период действия договора страховые случаи не наступали, страховые суммы (или определенные их части) получали сами застрахованные лица. Таким образом, страхование жизни представляло собой определенный способ накопления средств для застрахованных лиц.
Следует отметить, что развитие страхования, и прежде всего страхования жизни, неразрывно было связано с достижениями в области математики. В середине XVII века математики Блез Паскаль и Пьер Ферма вплотную подошли к формулированию принципов теории вероятностей. По результатам работ Паскаля оказалось возможным поставить страхование жизни на научную основу. Дальнейшее развитие этой отрасли страхования связано с Голландией и с именем Христиана Гюйгенса. В 1714 году появляется работа швейцарского математика Даниила Бернулли, в которой был сформулирован закон больших чисел. Перечисленные успехи в области математики позволили Прайсу в 1762 году создать первую страховую компанию по действительному страхованию жизни.
Интересным является опыт шотландских священников-пресвитерианцев Александра Вебстера и Роберта Уоллеса, которые в 1744 году задумали создать страховой Фонд попечения о вдовах и сиротах священников Шотландской церкви, чтобы обеспечить пенсией вдов и сирот священнослужителей. Идея состояла в том, чтобы все священники вносили часть своего дохода в фонд, деньги вкладывались в ценные бумаги, и если бы кто-то из вкладчиков умирал, то его вдова бы получала от фонда выплаты, которые позволили бы ей безбедно жить до конца своих дней. В этих целях они обратились к профессору математики Эдинбургского университета Колину Маклорину. Втроем они собрали данные об умерших священниках, уточнили, в каком возрасте они скончались, и вычислили, сколько примерно священников будет умирать каждый год.
Это исследование было основано также на математическом законе больших чисел Якоба Бернулли, который установил принцип, согласно которому единичное событие – смерть конкретного лица – прогнозируется трудно, зато с большой точностью можно предсказать исход многих схожих событий.
Пригодились для этого и страховые таблицы Эдмонда Галлея, которые еще 50 лет назад (в конце XVII века) проанализировал 1238 записей о рождении и 1174 записи о смертях из архива немецкого города Бреслау, составил таблицы, из которых следовало, что, например, вероятность смерти в текущем году 25-летнего человека составляет 1:100, а 50-летнего – 1:39. Так называемые таблицы смертности.
Опираясь на полученные данные, Вебстер и Уоллес подсчитали, что из имеющихся в Шотландии 930 священников каждые 12 месяцев будут умирать 27, из которых 18 оставят вдов. У кого вдов не будет, у пяти останутся малолетние дети. Также у двоих из тех, кто умрет в браке, останутся дети младше 16 лет от предыдущего брака. Дальше они вычислили, сколько лет пройдет до смерти вдовы или вступления ее в повторный брак – в этом случае выплаты также прекращались.
Они высчитали, что если каждый священник ежегодно будет платить 2 фунта, 12 шиллингов и 2 пенса, то это будет гарантировать вдове ежегодно 10 фунтов. Солидная по тем временам сумма. Если же уровень ежегодных платежей священника увеличить до 6 фунтов, 11 шиллингов и 3 пенсов, то вдова может рассчитывать на 25 фунтов ежегодного дохода.
Они спрогнозировали, что через 21 год, к 1765 году, данный фонд будет оперировать капиталом в размере 58 348 фунтов. И действительно, к этому году фонд оперировал суммой лишь на 1 фунт меньше – 58 347 фунтов[21].
В настоящее время Фонд «Шотландские вдовы» является одним из крупнейших страховых частных пенсионных компаний в мире и обладает капиталом в размере 100 млрд фунтов стерлингов.
В середине XIX века появляется перестрахование, представляющее собой передачу страховщиками рисков страховых выплат другому страховщику.
В конце XIX – начале XX века страхование, причем особенно имущественное страхование, продолжает интенсивно развиваться. Страхование начинает дифференцироваться по различным основаниям. Например, по характеру страхового случая выделялось страхование от всяких краж; краж со взломом; карманных краж. По объекту страхования выделялось страхование от краж велосипедов; пишущих машинок; спортивного инвентаря.
Появились новые виды страхования: страхование от несчастных случаев, страхование гражданской ответственности. На их основе возникали многочисленные подвиды, разновидности, формы и варианты страхования. Например, в Англии в 1921 году в рамках страхования жизни и здоровья было введено страхование по поводу аппендицита. В 1933 году после эпидемии простудных заболеваний в Англии появилось страхование от воспаления легких. В XX веке появилось также страхование авиационных и космических рисков.
Возникновение и развитие страхование в России можно разделить на три этапа.
Первый этап – зарождение страхования в России.
Появление страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права – «Русской правдой» (Х – XI вв.), в которой приводятся нормы, касающиеся материального возмещения вреда общиной (вервью) в случае убийства. Например: «Если кто убьет княжеского мужа, совершив на него нападение, и убийца не будет пойман, платит за него 80 гривен та округа, где найден убитый. Если же убит простой человек, то округа платит 40 гривен». Выплачиваемый штраф за убийство назывался «вира» («дикая вира»), и в том случае, если кто-либо отказывался от уплаты дикой виры, то в дальнейшем округа ему тоже не помогала, и он был вынужден платить сам за себя.
Как отмечал профессор С.А. Рыбников, проявление страхового элемента здесь состояло в том, что уплата виры была связана со смертью лица, сумма виры распределялась на всех членов общины в виде подушной раскладки, возможным была рассрочка ее уплаты на несколько лет[22].
Историческая наука располагает данными о чумачестве. Чумаки торговали рыбой и солью, ездили к берегам Черного и Азовского морей, продавали эти товары на ярмарках, закупали там другие товары и завозили их по разным местам. Они совершали свои путешествия караванами (ватагами) на подводах, запряженных волами. Обычаями чумацкой торговли устанавливалось, что если в пути у чумака падет вол, то на артельные деньги покупается другой.
В этом просматривается одна и та же цель – обеспечение возмещения убытков от стихийных и других опасностей каждого из участников сообщества за счет всех его членов.
В качестве прообраза страхования можно рассматривать и соглашения между городом Новгородом (Новгородская республика) и германскими городами, заключенными в середине XIII века, об ответственности за путевой риск.
Примеры прообразов обязательного государственного страхования можно найти во времена Московской Руси. Как известно, в результате набегов крымских и ногайских татар в рабство попадало множество людей. Для их освобождения выплачивался выкуп. В этих целях была создана специальная финансовая база. Предписание на этот счет содержится в 72-й главе «Стоглава» (1551 г.) «Об искуплении пленных». В ней предусматривался выкуп за счет царской казны, но затраченные средства возвращались в виде ежегодной раскладки среди податного населения – полоняничного сбора. Выкупная цена дифференцировалась в размере от 40 до 600 рублей и зависела от многих факторов[23].
Был создан специальный Полоняничный приказ, который занимался делами военнопленных, собирал полоняничный сбор, осуществлял выкуп военнопленных и их доставку на родину. Данные полномочия через некоторое время передали Посольскому приказу.
В Соборном уложении 1649 года положения о полоняничном сборе были закреплены в главе 72 «О искуплении пленных». Суммы выкупа («окупа») устанавливались с учетом социального положения пленника:
а) за пашенных крестьян и боярских людей по 15 руб. за человека;
б) за посадских людей – по 20 руб. за человека;
в) за стрельцов и казаков украинских («украинных») городов – по 25 руб. за человека;
г) за московских стрельцов – по 40 руб. за человека;
д) за дворян и боярских детей, которых привозят турецкие («турские»), крымские и греческие («гречане») послы и которых пленили в результате боев или на посольской службе – со 100 четвертей земли поместья по 20 руб.;
е) за дворян и боярских детей, которых пленили не в результате боев или не на посольской службе, со 100 четвертей земли поместья по 5 руб.
С податного населения были установлены следующие сборы: с посадских дворов, с ямщиков, с жителей городов и посадов, с уездных патриарших, с митрополитских, архиепископских, епископских и монастырских вотчин, с крестьян и бобылей с двора по 8 денег[24]. С государевых дворцовых сел, черных волостей, с помещиковых и вотчинниковых крестьян с двора по 4 деньги. Со служилых людей, со стрельцов, с казаков и с пушкарей, с казенных плотников с двора по 2 деньги[25].
По мнению профессора В.К. Райхера, в указанной налоговой системе финансирования выкупа пленных просматриваются все существенные элементы обязательного государственного страхования на случай пленения. И, в отличие от государственного страхования эпохи капитализма, оно представляет собой не коммерческое предприятие, а форму взаимопомощи, организованную государством[26].
До конца XVIII века страхование в России развивалось медленно, потребности в страховой защите рисков покрывались услугами иностранных страховых компаний.
В 1765 году в Риге, бывшей западной окраиной Российской империи, было основано первое общество взаимного страхования от огня. В других русских городах в XVIII веке страхования не существовало. Исключение составлял Санкт-Петербург. Во второй половине XVIII века значительное число домов аристократии страховалось за границей.
Екатерина Вторая одновременно с организацией ипотечного кредита предприняла попытку создания государственного страхования. Манифест от 28 июня 1786 года «Об учреждении государственного заемного банка» запрещал страховать имущество в иностранных компаниях. При учрежденном Государственном заемном банке была открыта Государственная страховая экспедиция. Страховые операции данной экспедиции ограничивались избранными объектами – каменные дома, каменные фабрики. Страховая сумма не должна была превышать 75 % стоимости недвижимости, страховой тариф был для всех одинаков и составлял 1,5 %.
В 1797 г. для страхования товаров российское правительство учредило при Ассигнационном банке Страховую контору. Однако данная организация оказалась финансово неустойчивой и была ликвидирована через восемь лет. В 1798–1799 годах была предпринята попытка создать общество взаимного страхования под контролем государства. Но она также не получила развития. Так закончился первый этап истории российского страхования, закончился, по сути дела, крушением принципа государственной страховой монополии.
Второй этап (начало XIX века) – зарождение современного страхования и начало формирования страхового рынка, появление частных страховых компаний. Это совершалось при сильной государственной поддержке. В этот момент стала происходить замена абсолютной и бессрочной государственной страховой монополии на монополию частную, которая просуществовала до 1847 года, когда и была упразднена. Именно в этот период в России произошла промышленная буржуазная революция.
Наибольшее распространение в России того времени получило страхование от огня. Именно в этих целях в 1827 году было учреждено «Первое Российское страховое от огня общество». В течение последующих тридцати лет было открыты еще несколько акционерных обществ по страхованию от огня – «Второе Российское страховое от огня общество» (1835 г.); «Саламандра» (1855 г.); «Надежда» (1856 г.).
В уставе «Первого Российского страхового общества» было определено, что «Страхование от огня ни в коем случае не должно служить поводом для прибыли; оно имеет единственную цель – возместить действительную потерю в имуществе, пожаром причиненную, соразмерную сумме, в какой имущество было застраховано».
Государственная поддержка формирующейся страховой системы заключалась в том, что указанная организация («Первое Российское страховое общество») было освобождено от уплаты всех налогов, за исключением страховой пошлины в размер 25 коп. с каждой тысячи рублей страховой суммы. Кроме того, указанной компании была предоставлена 20-летняя привилегия производить страхование от огня в Санкт-Петербургской, Московской, Эстляндской, Курляндской, Лифляндской губерниях и в г. Одессе. В конце XIX века она открыла операции по страхованию от несчастных случаев, а также транспортному страхованию.
Появившемся позднее «Второму Российскому страховому обществу» и «Саламандре» также были предоставлены государственные привилегии по страхованию на определенной территории.
Данные общества постепенно охватывали зарождающийся рынок в центральной России. Фактически происходит замена существовавшей ранее государственной монополии на частную монополию с ограниченным сроком своего действия.
В 1835 году в России было организовано первое акционерное общество по страхованию жизни, которое получило название «Российское общество страхования капиталов и доходов». Впоследствии общество было переименовано в «Жизнь». Общество получило от государства монополию на проведение страхования жизни в России в течение 20 лет. Общество осуществляло следующие виды страхования: а) страхование капиталов в пользу наследников (страхование на случай смерти); б) страхование пенсии в пользу наследников при условии дожития до определенного срока (смешанное страхование); в) страхование пенсии в пользу самого страхователя (страхование на дожитие); г) страхование капиталов и пенсий в пользу детей при достижении ими определенного возраста. За первые 20 лет деятельности общества к 1855 году было заключено чуть более 3300 договоров страхования жизни. А к 1885 году число договоров страхования достигло 8000.
Старейшими также являются акционерные общества, но без монопольных привилегий: «Московское страховое от огня общество» – основано в 1858 г., «Русское» – 1867 г., «Коммерческое» – 1870 г., «Варшавское» – 1870 г., «Северное» – 1871 г. и некоторые другие.
В сфере транспортного страхования в 1846 году был принят Закон о морском страховании.
Третий этап становления страхования в России характеризуется созданием полноценного национального страхового рынка. Отмена крепостного права, замена натурального хозяйства денежным, развитие капиталистических отношений – все это создавало предпосылки для образования такого рынка.
В 1864 году было утверждено Положение о земском страховании. Согласно данному нормативному акту страхованием стали заниматься земские учреждения. Земское страхование существовало в двух разновидностях: обязательное и добровольное. Обязательное распространялось на страхование сельских построек от огня. Добровольное, помимо страхования от огня, предусматривало также страхование крупного рогатого скота, лошадей. А также предпринимались попытки страхования от градобития.
Кроме того, помимо земских учреждений и частных компаний, операции по страхованию производили и правительственные учреждения.
Государство поддержало формирование обществ взаимного страхования, которые были созданы в Полтаве (1863 г.), Туле (1863 г.), Перми (1864 г.), Ревеле (1864 г.), Риге (1864 г.), Харькове (1864 г.), Череповце (1864 г.) и др.
В 1874 году владельцы страховых акционерных обществ по страхованию от огня заключают специальное тарифное соглашение (конвенцию), направленное на недопущение возникновения новых страховых предприятий и раздробления операций между ними. Все эти страховые организации были связаны общим тарифом, но деятельность каждой регулировалась собственным уставом и полисными условиями, что приводило к жесткой конкурентной борьбе.
Несмотря на это на рынке появлялись новые общества взаимного страхования. К 1885 году их насчитывалось уже 32, а к началу XX века уже более 80 обществ взаимного страхования. Данные организации учредили в 1909 году Всероссийский союз обществ взаимного страхования. Был принят Устав Российского союза обществ взаимного от огня страхования.
Развитие национального страхового рынка во второй половине XIX века потребовало введения мер государственного регулирования страховых правоотношений и создания системы страхового надзора.
В 1894 году в России был установлен государственный страховой надзор за деятельностью страховых компаний. Функции органа государственного страхового надзора выполняло Министерство внутренних дел. Устанавливалась публичная отчетность страховых компаний.
В 1885 году был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ, и в Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк» (США). В 1889 г. была разрешена деятельность страховых обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США). Однако данные страховые компании занимались исключительно страхованием жизни. Причем к 1913 году во всех 11 страховых обществах, занимающихся страхованием жизни (8 российских и 3 названных иностранных общества), общее число действующих договоров страхования жизни превышало 357 тысяч.
Активно развивались операции по перестрахованию на зарубежном страховом рынке. С другой стороны, акционерные страховые общества России энергично участвовали в страховых операциях за границей. Так, страховое общество «Россия», крупнейшее среди русских акционерных обществ по объему операций и размеру капитала, проводило операции по восьми видам страхования на территории Российской империи и осуществляло страховые операции в Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах. Все это обеспечивало интеграцию российского национального страхового рынка в мировой.
Страхование продолжало развиваться и дифференцироваться. В 1887 году в России появилось страхование от несчастных случаев. В 1897 году – страхование ценностей, перевозимых по почте, в 1900 году – страхование от краж со взломом[27].
В начале XX века страхованием от огня недвижимого и движимого имущества занимались 15 русских страховых обществ, транспортным страхованием – 11, страхованием жизни (на случай смерти, смешанное, на дожитие, рент) и от несчастных случаев – 6, страхованием стекол – 2. Кроме того, 148 обществ взаимного страхования занимались страхованием от огня, и 270 земских учреждений также занимались страхованием. Кроме того, весьма популярным было страхование скота от падежа, страхование посевов от градобития, страхование ценных бумаг от тиража (от изменения в меньшую сторону курса ценной бумаги по отношению к ее номиналу), перестрахование.
Знаковым событием для дореволюционной российской цивилистики явилось разработка Высочайше учрежденной Редакционной Комиссией проекта Гражданского уложения 1905 года.. Несмотря на то, что Гражданское уложение так и не было введено в действие в Российской империи, оно во многом предопределило последующее развитие как дореволюционного, так и советского и даже современного российского гражданского законодательства. Страхованию в нем была посвящена глава 20, содержащая 48 статей. Кроме этого, в четырнадцати других статьях проекта Гражданского уложения также предусматривались нормы, посвященные регулированию отдельных аспектов страхования[28].
Значение проекта Гражданского уложения таково, что ГК РСФСР 1922, 1964 года, ГК иных союзных республик СССР, а также современный ГК РФ во многом использовали нормативный материал проекта Гражданского уложения.
23 июня 1912 года государем Николаем II были утверждены принятые Государственной Думой и одобренные Государственным советом два закона, заложившие основы социального страхования рабочих: «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев». Первый из страховых законов распространялся на фабрично-заводских рабочих, охватывая около 2,5 млн человек. Закон исходил из следующего:
– рабочие имели право на получение пособия по болезни (независимо от того, носило ли заболевание производственный характер) и по беременности и родам, а также на бесплатную медицинскую помощь;
– пособие по болезни выплачивалось по страховому принципу, то есть за счет невозвращаемых взносов самих застрахованных и дополнительных взносов («приплат») работодателей, из которых формировалась имущественная основа страхования;
– страховщиками выступали независимые больничные кассы, управляемые совместно застрахованными и предпринимателями;
– больничные кассы не были ориентированы на накопление фондов, не выделяли индивидуальные счета участников и не возвращали взносы при выходе из кассы;
– больничные кассы дополнительно не занимались страхованием от несчастных случаев и пенсионным страхованием.
По сути, это прообраз современного социального и медицинского страхования.
Второй страховой закон предусматривал проведение выплат в случае наступления несчастного случая на производстве. Он распространялся на фабрично-заводские, горнозаводские, железнодорожные, судоходные и трамвайные предприятия, на которых постоянно работали не менее 20 рабочих. Все работники и служащие указанных предприятий без различия пола и возраста должны были застраховаться от несчастных случаев.
Страхование осуществлялось в страховых товариществах. Участниками этих товариществ были владельцы предприятий. Страхование осуществлялось за счет владельцев предприятий. Владельцы предприятий, страхующие рабочих, освобождались от обязанности возмещать причиненный вред в результате несчастного случая[29].
Несмотря на во многом передовой для российского государства характер законов, рассматриваемые в тот момент в Государственной Думе законопроекты критиковались некоторыми политическим партиями. В частности, одной из резолюций VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП, проходившей 18–30 января 1912 года «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» было зафиксировано, что «2. Наилучшей формой страхования рабочих является государственное страхование их, построенное на следующих основаниях: а) оно должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка благодаря безработице; b) страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейства; с) все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство; d) всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.
3. Всем этим основным требованиям рационально построенного страхования коренным образом противоречит правительственный законопроект, принятый Государственной Думой; он а) касается лишь двух видов страхования – от несчастных случаев и болезней; b) он охватывает лишь небольшую (по самым снисходительным подсчетам – одну шестую) часть российского пролетариата, оставляя за бортом страхования целые области (Сибирь, в правительственной редакции еще – Кавказ) и целые категории рабочих, особенно нуждающихся в страховании (сельскохозяйственные, строительные, железнодорожные; почтово-телеграфные, приказчики и т. д.); с) устанавливает нищенские размеры вознаграждения (максимальное вознаграждение при полном увечье – два-три заработка, притом исчисляемого на основаниях ниже действительного)… d) лишает страховые учреждения всякой самостоятельности, отдавая их под перекрестный надзор чиновников (из «Присутствий» и «Совета по делам страхования»), жандармерии, полиции (которым, помимо общего надзора, предоставляется право направлять их деятельность по существу, влиять на их личный состав и т. д.), хозяев…»[30].
И все же указанные законы «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев» являлись первым опытом подобного регулирования и улучшали социальное положение рабочих.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последовавшие за ней крупнейшие политические и экономические потрясения в российском обществе стали причиной глубокого финансово-экономического и политического кризиса. Страховые суммы заключенных договоров и страховые платежи оказались обесцененными из-за падения покупательской способности рубля и начавшейся инфляции. В конечном счете все это привело к развалу страховой системы.
После Октябрьской революции 1917 года установление контроля над банковской системой, страхованием, транспортом, связью, а также крупнейшими заводами и фабриками было определено в качестве приоритета в деятельности советского государства. По мнению руководителя советского государства
B. И. Ленина, важнейшим приоритетом являлась «…национализация страхового дела, т. е. объединение всех страховых компаний в одну, централизация их деятельности и контроль за ней государства… В страховое дело вложены капиталистами сотни миллионов, вся работа выполняется служащими. Объединение этого дела понизило бы страховую премию, дало бы массу удобств и облегчений всем страхующимся, позволило бы расширить их круг при прежней затрате сил и средств»[31].
Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России имела две составляющие: установление государственного контроля над всеми видами страхования и объявление страхования во всех видах и формах государственной монополией.
23 марта 1918 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального»[32]. Специально для этого был образован Совет по делам страхования, члены которого назначались Советом Народных Комиссаров, аппаратом же Совета стал Комиссариат по делам страхования. 28 ноября 1918 года был издан Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике» [33], объявивший страховое дело государственной монополией. Государственный контроль был установлен над всеми видами страхования, все частные страховые общества были ликвидированы, а бывшие земские (народно-советские) и взаимно-городские страховые организации объявлялись достоянием РСФСР. Декретом было установлено, что страхование советского имущества и советских предприятий не производится.
Страхование жизни продолжило осуществляться на прежних началах государственными сберегательными кассами. Однако Декретом Совета Народных Комиссаров от 18.11.1919 г. «Об аннулировании договоров по страхованию жизни»[34] оно также было упразднено.
Такой подход полностью отвечал проводимой советским государством в тот период экономической политике – политике военного коммунизма, предполагавшей отказ от товарно-денежных отношений. Полная ликвидация оставшихся страховых операций была осуществлена Декретом Совета Народных Комиссаров от 18.12.1920 г. «Об организации государственной хозяйственной помощи пострадавшим от стихийных бедствий»[35]. Согласно данному документу государственное монопольное имущественное страхование от стихийных бедствий также было упразднено и заменено государственной помощью пострадавшим от стихийных бедствий.
Фактически все это привело к полному разгрому страхового дела, которое начали восстанавливать уже после Гражданской войны. В качестве альтернативы планировалось внедрить систему безвозмездной государственной помощи для трудовых хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий.
Ренессанс в вопросе страхования наметился с середины 1921 года и был вызван изменением проводимой государством экономической политики. В марте 1921 года на съезде правящей партии РКП (б) взамен политики «Военного коммунизма» был провозглашен новый курс – «Новая экономическая политика» (НЭП), целью которого было восстановление народного хозяйства и переход к построению социалистического строя. В рамках этого курса осуществлялась реанимация финансовой системы страны.
В этих целях 6 октября 1921 года был принят Декрет «О государственном имущественном страховании»[36], который предусматривал необходимость организации на территории всей страны государственного имущественного страхования частных хозяйств. Страхование осуществлялось от таких стихийных бедствий, как пожар, падеж скота, градобитие растительных культур, а также аварии на путях водного и сухопутного транспорта.
Этот декрет вводил государственное добровольное имущественное страхование, а со временем предлагал предусмотреть обязательное государственное страхование. Государственное обязательное страхование должно было распространяться на все частные хозяйства и предприятия, земледельческие, промышленные, промысловые, ремесленные, кустарные, как единоличные, так и коллективные, т. е. принадлежащие артелям, товариществам, обществам и коммунам. Кроме того, такому страхованию должны были подлежать также арендуемые частными лицами и указанными выше коллективами и находящиеся в их временном распоряжении на иных (кроме аренды) основаниях государственное имущество и предприятия.
Кооперативным организациям вместо обязательного государственного страхования было предоставлено право организации взаимного страхования своего имущества от стихийных бедствий.
Функции по государственному имущественному страхованию постепенно закреплялись за специально созданным органом (предприятием) – Главным управлением государственного страхования (Госстрах РСФСР), который был образован в системе Народного Комиссариата финансов РСФСР. Данному органу было поручено разработать по согласованию с заинтересованными ведомствами положения, правила и инструкции по организации государственного имущественного страхования.
С образованием СССР были образованы общесоюзные государственные органы управления, включая учреждение Госстраха СССР, который также обладал монопольным правом на страховую деятельность.
По этим причинам принятый в 1922 году Гражданский кодекс РСФСР не мог обойти стороной и институт страхования. Страхование наряду с институтами имущественного найма, куплей-продажей, меной, займом, подрядом, поручительством, поручением, доверенностью, товариществом, обязательствами, возникающими вследствие неосновательного обогащения, обязательствами, возникающими вследствие причинения вреда, наследственным правом вошел в число тринадцати правовых институтов, получивших самостоятельную регламентацию в ГК РСФСР 1922 г. Правовое регулирование договора страхования включало в себя 32 статьи (ст.367–398)[37].
В целях развития страхования и большего его проникновения в жизнь общества государство продолжило издание соответствующих нормативных актов и после принятия ГК РСФСР 1922 г. В их числе можно назвать постановление СНК СССР от 11.11.1924 г. «О государственном страховании в сельских местностях»[38] (этот нормативный акт требовал максимального учета местных особенностей в отношении распространения страхования на те или иные виды имущества, размера страховых взносов, способов их взимания), Декрет СНК РСФСР от 10.09.1926 г. «О привлечении местного населения к страховому делу»[39].
Профессором В.И. Серебровским в «Очерках советского страхового права» предложена следующая классификация специальных источников советского страхового права, которые действовали к 1925 году:
1) нормативные акты, изданные центральными общесоюзными органами всеобщей компетенции (например, Положение о НКФ СССР, Постановление СНК СССР «О государственном страховании в сельской местности», Постановление СНК СССР «О государственном гарантийном страховании», Постановление ЦИК и СНК Союза ССР «О выгодоприобретателях по договорам личного страхования и их правах»;
2) нормативные акты, изданные центральными органами всеобщей компетенции союзных республик (например, уже названный Декрет СНК от 06.10.1921 г. «О государственном имущественном страховании», действовавший по РСФСР, ГК РСФСР, Декрет СНК «О страховании имуществ»);
3) нормативные акты, изданные НКФ и другими наркоматами (например, утвержденное НКФ РСФСР Положение «О совете по делам страхования»; Правила страхования (обязательного страхования посевов, утв. НКФ 09.04.1922 г., Правила добровольного страхования от огня, утв. НКФ 02.05.1922 г., и др.);
4) нормативные акты, изданные Госстрахом, – различные инструкции по осуществлению разных видов страхования;
5) нормативные акты, изданные местными органами управления, постановления по страхованию – Моссовета, Ленинградского совета и др.;
6) нормы иностранного страхового права. Например, Гамбургские общие правила морского страхования 1867 г., по которым совершались сделки по морскому страхованию страховыми обществами на Северном море[40].
Имущественные гражданско-правовые отношения регламентировались ГК РСФСР 1922 г.[41] Помимо этого отношения по страхованию регламентировались многими подзаконными актами. В их числе – Положение о государственном страховании СССР, утвержденное постановлением Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 18.09.1925 г[42]., включавшее в себя 61 статью и 12 пунктов приложений к двум статьям и 5 статей вводного закона. При этом, однако, еще сохранялось взаимное кооперативное страхование.
Для укрепления доверия к советскому страхованию Госстрахом при участии внешнеторговых организаций в 1925 году было создано Черноморско-Балтийское страховое общество (Блекбалси), а в 1927 году в Германии – Черноморско-Балтийское транспортное страховое общество (Софаг). Эти общества страховали импорт СССР из ведущих европейских стран и Америки; Госстрах страховал весь экспорт, а также часть импорта, преимущественно из приграничных стран.
В период с 1926 по 1940 год государственное имущественное страхование развивалось быстрыми темпами, увеличивалось число объектов обязательного имущественного страхования, повышалось страховое обеспечение, расширялась ответственность страховщиков. Однако основным направлением его развития было обязательное имущественное страхование, включая обязательное окладное страхование имущества от огня.
В числе специальных видов имущественного страхования, осуществляемого в СССР в этот период, можно выделить:
– страхование в сельской местности[43];
– страхование гражданской ответственности, возникающей на путях сообщения[44];
– страхование стекол от излома и разбития[45];
– страхование облигаций государственного внутреннего займа от выхода в тираж погашения[46];
– страхование грузов при морской перевозке[47] и др.
Дополнительная специфика регламентирования добровольного страхования устанавливалась Постановлением Совнаркома СССР от 05.09.1936 г. «О работе Госстраха по добровольному страхованию»[48].
В 1930-е годы весьма популярным стало коллективное страхование жизни – договоры страхования жизни рабочих и служащих на случай смерти или инвалидности заключались кассами взаимопомощи с Госстрахом, если желание застраховаться было высказано не менее чем 75 % членов данной кассы. Страховая сумма была едина для всех в пределах от 10 до 100 руб. на одного человека. Договор заключался на один год и впоследствии мог возобновляться. Страховой взнос был единым и составлял 0,96 руб. на одного человека[49]. Договор коллективного страхования оформлялся единым страховым свидетельством. Коллективное страхование жизни просуществовало до 1 января 1943 года, когда ему на смену пришло индивидуальное страхование жизни, предусмотренное Постановлением СНК СССР от 13.12.1942 г. «О добровольном страховании жизни»[50].
В Конституции СССР 1936 г.[51] был закреплен принцип, что вопросы организации государственного страхования относятся к компетенции Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления (подп. «п» ст. 14 Конституции СССР 1936 г.).
4 апреля 1940 года был принят Закон «Об обязательном окладном страховании»[52], который на десятилетия определил основные принципы обязательного имущественного страхования в виде окладного страхования. Обязательное окладное страхование в СССР распространялось на:
а) строения, принадлежащие кооперативам и частным лицам, страхуемые от огня;
б) растительные культуры, страхуемые от градобития;
в) скот, страхуемый от падежа.
Обязательное окладное страхование было рассчитано на массовое применение, поэтому пользовалось упрощенными формами. Обычно оно не обеспечивало действительной стоимости имущества, а шло путем установления однородных групповых норм, которые носили название окладных. В соответствии с ними на страхователя начислялся известный обязательный платеж – оклад. Имущество считалось застрахованным в силу закона, и это не требовало заключения договора с Госстрахом. Районы действия окладного страхования, страховые тарифы, страховые премии, сроки страховых периодов устанавливались помимо воли страхователей. Неуплаченная страховая премия перечислялась в недоимку и взыскивалась в бесспорном административном порядке. Причем страхование считалось заключенным, хотя бы страховая премия и не была уплачена.
Тем самым окладное страхование во многом имело в себе элементы административного института и было похоже на специальный налог.
С началом Великой отечественной войны (ВОВ) было принято Постановление СНК СССР от 08.07.1941 г. № 1840 «О страховой ответственности органов Госстраха», согласно которому Госстрах не нес страховой ответственности в случаях смерти застрахованных или утраты ими трудоспособности, а также в случае гибели или повреждения застрахованного имущества, происшедших в результате военных действий.
В период ВОВ страхование выступало важным инструментом по наполнению доходов государственного бюджета. В частности, за период войны Госстрахом было передано в доход государственного бюджета 5,8 млрд руб. посредством покупки облигаций госзаймов и отчислений от прибыли. 2/3 от этой суммы приходилось на обязательное окладное страхование, а остальное – на добровольное страхование имущества коопераций и организаций.
После войны страхование вновь начинает развиваться. В конце 1948 года было принято новое Постановление Совмина СССР от 28.12.1948 г. № 4864 «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного страхования СССР и его органах (Госстрах СССР)»[53]. В нем подтверждалась монополия Госстраха на проведение страховых операций, четко оговаривались функции, права и обязанности органов страхования всех уровней, структура средств и порядок их использования. Причем чуть ранее, в 1947 году, из системы Госстраха было выделено в качестве самостоятельной организации Управление иностранного страхования при Минфине СССР (Ингосстрах СССР).
В соответствии с указанным нормативным правовым актом было определено, что имущественное и личное страхование осуществляется Госстрахом СССР в форме обязательного и добровольного. К обязательному страхованию относится:
– обязательное окладное страхование имущества колхозов и имущества, являющегося личной собственностью граждан;
– обязательное страхование государственного жилищного фонда и государственного имущества, сданного в аренду или пользование на иных началах отдельным лицам или частным организациям;
– обязательное страхование пассажиров на путях железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного сообщения.
Добровольное страхование осуществлялось в виде:
– добровольного страхования имущества государственных учреждений и предприятий, кооперативных, профессиональных и других общественных организаций и колхозов, имущества, являющегося личной собственностью граждан;
– личного страхования, в том числе – страхования от несчастных случаев, страхования членов добровольных пожарных дружин на промышленных предприятиях.
Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 08.12.1961 г.[54] было предусмотрено, что гражданские кодексы и иные акты гражданского законодательства союзных республик регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, как предусмотренные Основами, так и не предусмотренные ими (абз. 1 ст. 3 Основ гражданского законодательства СССР).
В то же время правовое регулирование отношений по государственному страхованию было отнесено к компетенции Союза ССР. Законодательством союзных республик могло осуществляться регулирование вопросов государственного страхования, но только тех, которые были прямо отнесены к их ведению законодательством СССР (2 ст. 3 Основ гражданского законодательства СССР).
В дальнейшем в развитие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик был принят Гражданский кодекс РСФСР. Причем содержание главы 33 «Государственное страхование» ГК РСФСР 1964 г.[55] (ст. 386–390) было абсолютно идентично главе 10 «Государственное страхование» (ст. 78–82) Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.
Главный акцент в правовом регулировании государственного страхования был сделан на подзаконные нормативные акты общесоюзного уровня: постановления Совета Министров СССР), нормативные акты Минфина СССР, в числе которых необходимо назвать правила и инструкции по отдельным видам государственного страхования, а также инструкции и рекомендации Госстраха СССР[56].
Общее руководство государственным страхованием было возложено на Минфин СССР, за которым закреплялись полномочия по определению видов добровольного личного страхования, утверждения правил и инструкций по всем вопросам государственного страхования[57].
В 1960—1970-е годы рядом решений Совета министров СССР, указов Президиума ВС СССР были введены новые условия обязательного страхования имущества колхозов. В сферу страховой защиты вошло практически все имущество колхозов: урожай сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственные животные, здания, сооружения, транспорт, оборудование, многолетние насаждения; страховое обеспечение стало определяться исходя из средней урожайности культур; впервые было введено страхование молодняка животных.
По новым правилам стало проводиться страхование домашнего имущества и транспорта граждан. Была расширена ответственность Госстраха СССР по заключенным договорам и одновременно снижены тарифы. С 1965 года увеличился возрастной лимит принимаемых на страхование лиц по возрасту – до 65 лет (до этого момента с 1947 года Госстрахом было введено правило, что на страхование принимались лица в возрасте до 60 лет). С 1968 года в качестве самостоятельного вида стало проводиться страхование детей. С 1977 года появляется страхование ко дню бракосочетания. К началу 1975 года число застрахованных по личному страхованию ежегодно составлял 60 млн человек, а показатель охвата страхованием рабочих, служащих и колхозников достиг 52 %.
Как видно, в это время усиленными темпами развивалось личное страхование. К 1985 году договоры личного страхования ежегодно заключали более 100 млн человек. В середине 80-х появилось страхование детей от несчастных случаев, страхование школьников от несчастных случаев, а в 1988 году – добровольное страхование дополнительной пенсии для рабочих, служащих и колхозников.
С середины 1970-х годов приобретает популярность страхование гражданами транспортных средств (КАСКО). И к 1983 году было заключено около 4 млн договоров страхования транспортных средств, при всем при этом в собственности граждан находилось 20 млн транспортных средств. Соответственно, каждое пятое транспортное средство было застраховано.
2 сентября 1982 года было принято Постановление Совета Министров СССР № 815 «О государственном добровольном личном страховании»[58], которым было установлено, что государственное добровольное личное страхование граждан проводится на случай смерти, постоянной полной или частичной утраты ими общей трудоспособности в результате несчастного случая и других причин, указанных в правилах страхования. При наступлении постоянной полной или частичной утраты общей трудоспособности выплата страховых сумм застрахованным производилась на основании результатов врачебно-страховой экспертизы, организуемой и проводимой органами государственного страхования.
В 1980-е годы в СССР осуществлялось 14 видов имущественного страхования и 9 личного, а всего 23 вида страхования. В числе имущественного страхования необходимо назвать:
– страхование имущества колхозов (страхование сельскохозяйственных культур, животных, строений и другого имущества), которое осуществлялось в обязательном порядке;
– страхование имущества совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий (страхование сельскохозяйственных культур, животных, строений и другого имущества), которое осуществлялось в обязательном порядке;
– страхование имущества кооперативных и общественных учреждений, которое осуществлялось добровольно;
– страхование имущества граждан (обязательное (окладное) страхование и добровольное). Добровольное страхование имущества граждан включало в себя: а) страхование строений[59]; б) домашнего имущества[60]; в) животных[61]; г) средств наземного транспорта[62].
– страхование государственного имущества, сданного в аренду, или иной вид пользования.
Личное страхование было представлено двумя подвидами: страхование жизни и страхование от несчастных случаев. К страхованию жизни относилось:
– смешанное страхование жизни;
– страхование детей;
– страхование к бракосочетанию;
– пожизненное страхование на случай смерти и утраты трудоспособности;
– страхование пенсий.
Страхование от несчастных случаев включало в себя:
– индивидуальное страхование от несчастных случаев;
– страхование работников за счет организаций;
– страхование пассажиров (носило обязательный характер).
С 1983 года по новым правилам стало проводиться обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам. Оценка строений стала проводиться исходя из действующих государственных розничных цен. Было отменено обязательное страхование мелкого скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах.