«Хочу сразу сказать, что все, что я расскажу, является моим личным мнением, основанном на своем опыте. Я его никому не навязываю, и оно является субъективным. Я понимаю, что мой рассказ может вызвать волну негатива и осуждения. Но тем не менее, я хочу рассказать, почему я считаю, что лучше доверить лечение зубов частной клинике, а не государственной стоматологии.
Я расскажу по порядку почему так считаю. Начну с того, что я сам работал в государственной поликлинике на протяжении двух лет. Я начинал карьеру врача в государственном учреждении, поэтому знаю, о чем говорю. Это не понаслышке, не то, чтобы я что-то где-то увидел, подсмотрел или мне рассказали. Я сам был внутри этой системы, знаю, как это все устроено, как выглядит и как работает.
И самое первое, что хочется сказать, это оборудование. Если сравнивать медицинское оборудование частной стоматологии и государственной поликлиники, то между этими двумя структурами огромная пропасть. Дело в том, что в частной клинике врачи сами выбирают себе соответствующее оборудование. Естественно, в пределах выделенного бюджета.
Владелец клиники понимает, что от оборудования зависит ее репутация, комфорт пациентов, качество работы врачей. Поэтому каждый, кто открывает частную клинику или частный медицинский кабинет, старается выбрать и приобрести самое лучшее по его бюджету оборудование. Самые лучшие установки, наконечники, бормашины и так далее.
Это нужно для того, чтобы, во-первых, обеспечить комфортом себя или своих врачей во время работы, а, во-вторых, иметь тот предсказуемый результат работы, который ожидается. Этого не скажешь о государственных поликлиниках.
Потому что большинство государственных поликлиник все свое оборудование покупает по госзакупкам. Есть определенные торги, в которых участвует та или иная поликлиника, и она покупает оборудование у какого-то одного выигравшего торги поставщика. И покупается далеко не самое лучшее оборудование.
Это происходит потому, что существует большая иерархия в государственных структурах. В госклиниках большая градация: врач первой категории, второй категории, кандидат медицинских наук, доктор медицинских наук, заместитель главного врача, секретари, бухгалтерия, сам главврач. Все они влияют на госзакупки и не все они чисты на руку. Некоторые имеют намерение с этого что-то поиметь для себя. К сожалению, это так.
Поэтому все, что покупается в государственные поликлиники, к сожалению, не всегда самого лучшего качества. Я, конечно, работал не в самой лучшей поликлинике вообще, в принципе, она находилась на самой окраине города и многими пациентами там были сельские жители, но тем не менее там были старые установки.
Конечно, через какое-то время их начали менять, но, опять же, на самые дешевые китайские установки не самого лучшего качества. Эти установки приходилось ремонтировать примерно каждые две недели. Были постоянные перебои с подачей воды и воздуха, постоянные перебои с электроникой.
У нас там постоянно находился работник сервиса, который их ремонтировал, что доставляло огромный дискомфорт как врачам, которым приходилось откладывать прием людей, так и пациентам, которым приходилось ждать, пока все починят.
А до того, как установки решили обновить, установки стояли просто ужасные. И дело даже не в том, что мне и другим врачам было неудобно на них работать. Это было некомфортно самим пациентам. Представьте, что вы садитесь в деревянное кресло, в котором находиться крайне неудобно.
А ради чего? Ради того, что там дешево? Но вы же должны понимать, что если там дешевле, то и качество хуже. Вы можете сказать, мол, какая разница, все равно этот врач работает в две смены – первую отрабатывает в поликлинике, а во вторую идет в частную клинику или кабинет.
Но здесь есть нюансы, которые я вам сейчас разберу. Самый главный нюанс, это время работы. Точнее, время приема. Когда я работал в государственной поликлинике, мой рабочий день начинался в восемь утра и заканчивался в 13 часов.
И за этот промежуток времени я принимал порядка 25-30 пациентов. Более опытные мои коллеги могли принимать до 35 пациентов. Это первичные обращения, это острая боль, пациенты, которым назначено, это какие-то пенсионеры, с которыми тоже нужно работать.
И все это направлено на то, чтобы врач мог получить хоть какую-то зарплату. Потому что зарплата врача-стоматолога в поликлинике складывается из тех единиц, которые он наработает, сдаст в кассу, а уже из этой суммы ему рассчитывается зарплата.
А план у каждой поликлиники разный. Вы должны понимать, что для того, чтобы врач получил какую-то зарплату, ему нужно выполнить определенный план. Когда я работал в ортопедическом отделении, у меня план был 200 тысяч рублей в месяц. Тогда доллар США стоил примерно 60 рублей.
И если бы я сдавал в месяц эти 200 тысяч рублей, то получал бы с них всего 10 процентов. Но, чтобы выполнить этот план… вы должны понимать, что когда я работал в той поликлинике, одна металлокерамическая коронка стоила 3100 рублей.
А теперь представьте, сколько мне нужно было сделать таких коронок, чтобы выполнить тот план в 200 тысяч. Сразу скажу, что за два года работы в поликлинике я не смог выполнить этот план ни разу. Потому что мне банально просто не хватало времени, чтобы принимать такое количество пациентов.
Поэтому в среднем в месяц я сдавал в кассу по 140-150 тысяч, с чего получал зарплату порядка 14-15 тысяч. И именно такое положение дел заставляет врачей после государственной поликлиники идти работать еще и в частную клинику.
И опять же, могу сказать, что врачи, которые после первой смены в государственной поликлинике уходят на вторую в частную клинику, идут туда отдыхать. Они идут туда работать в свое удовольствие. Им не нужно там торопиться, они работают на хорошем оборудовании, с хорошими материалами.
Потому что в государственных клиниках особо на материалы не тратятся. Там покупают все самое бюджетное и отечественного производства. Очень редко, когда закупается что-то действительно хорошее, импортного производства. Все покупалось, как правило, советское, а сейчас приобретается российское. А это, к сожалению, далеко не лучшие по качеству материалы.
А некоторые материалы мне даже приходилось покупать самому, за свой счет. Потому что ты понимаешь, что вот от этого “цемента” зависит то, сколько простоит эта коронка. И ты не хочешь, чтобы к тебе каждые две недели приходил этот пациент и ты снова ему там все это фиксировал. Поэтому приходилось идти в магазин и покупать все это за свои деньги.
В частной же клинике ты подходишь к директору и говоришь, что тебе нужно. Он это закупает, и все, никаких проблем у тебя с этим нет. И когда люди уходили из государственной поликлиники в частную, допустим, во вторую смену в этот же день, они работали по записи.
Если взять меня. Я работал до часу, потом ехал в частную клинику и работал там с трех часов до шести или семи часов вечера. И за эти три или четыре часа я принимал всего двух или трех пациентов. Я не спешил, работал на хорошей установке и с хорошими материалами. Там я работал с хорошей лабораторией, которая делает те же самые коронки, протезы, вкладки, накладки и так далее.
И я там понимал, что здесь у меня работа получается намного качественнее, хотя бы даже за счет того, что я имею больший запас времени для того, чтобы уделить его конкретно этому пациенту. Чтобы сделать свою работу лучше, чтобы лучше снять, допустим, слепок или обточить лучше зуб. И в конце концов, даже лучше сделать анестезию.
Конечно же, от всего этого зависит результат работы. Сейчас пропагандируется, что у нас отличная бюджетная медицина. Но это, к сожалению, не так. По крайней мере я могу это сказать про стоматологию. Я не говорю за все государственные стоматологии. Конечно, есть поликлиники с хорошим ремонтом и оборудованием.
Но дело в том, что вот этот план, вот эту текучку пациентов, вот это малое количество времени, выделенное на одного пациента, никто не отменял. В любой поликлинике у врача есть определенный лимит по времени и план по тому, сколько денег он должен сдать в кассу. Ну и, в конце концов, каждый человек понимает, что чем больше он наработает, тем больше он сдаст в кассу, и тем больше он получит зарплаты.
Поэтому то, что нам говорят сейчас о хорошей бюджетной медицине, это не совсем так. Это, я бы сказал, лукавство. Именно это сподвигло меня уволиться из государственной поликлиники. Потому что я понимал, что работа в этой поликлинике, не доставляет мне никакого удовольствия. Поскольку я все-таки заканчивал мединститут, хочу быть настоящим врачом, хочу помогать людям, и понимать, что то, что я делаю, будет идти пациенту во благо.
Но то, что я делал в поликлинике, к сожалению, не всегда было людям во благо. Потому что это было, грубо говоря, лечение симптомов, но не лечение основного заболевания, как такового.
Я понимал, что то, что мы делаем в поликлинике, не простоит долго, не будет хорошо функционировать, а, возможно, даже будет доставлять какой-то дискомфорт пациенту. Меня все это не устраивало. Я хотел изменить это, и именно поэтому ушел оттуда.
Сейчас у меня частная практика, я имею свой небольшой кабинет, где работаю сам на себя. Так что все разговоры о замечательной государственной медицине, где все сделают дешевле и быстрее, являются неправдой.
Надо понимать, что бесплатный сыр только в мышеловке. Не бывает дешево и хорошо. Конечно, есть врачи, которые в поликлинике стараются, работают. Но когда такой большой поток пациентов, очень велик риск того, что врач просто профессионально перегорит. Он будет работать как робот. Он не будет думать о вас и заботиться о вашем здоровье. Он не станет заботиться о том, чтобы его работа служила вам долго.
У него в голове будет только одно: “я пришел на работу, мне нужно во что бы то ни стало выполнить план, а для этого мне нужно сделать это и это”. У него огромный поток пациентов. Вы сегодня к нему пришли, он вас пролечил и мгновенно о вас забыл. Потому что у него очень много людей и всех запомнить просто нереально.
Поэтому риск профессионального перегорания в стоматологической поликлинике у врача намного выше. А врач, который перегорел профессионально, намного страшнее того врача, который только начинает работать.
Потому что те, кто только начинает работать, стараются. Они пытаются сделать что-то новое и пытаются сделать свою работу хорошо. К сожалению, те врачи, которые работают давным-давно, это, как правило, люди старой закалки.
У них в голове только одно: я так работаю уже 30 или 40 лет, и я все знаю и все умею. Это в корне неправильное убеждение. Потому что сейчас любая сфера медицины развивается настолько быстро, что нужно быть “на гребне волны”. Нужно следить за новыми трендами, за новыми методами лечения, протезирования и т.д., чтобы с минимальным количеством негативных последствий можно было лечить человека.
Поэтому такая “философия”, что я, мол, очень долго работаю, я все перепробовал и знаю, как и что делать вдоль и поперек, это совершенно неправильно. И, к огромному сожалению, в государственных поликлиниках очень много таких врачей.
Я знаю несколько частных клиник, как там обстоят дела. Так вот, там сами директора требуют от своих сотрудников-врачей проходить обучение самым передовым методикам лечения и диагностирования. Потому что, опять же, в частной структуре директора, управляющие этой клиникой, заинтересованы в том, чтобы у них работали высокие профессионалы своего дела. И в том, чтобы врач делал свою работу хорошо и отлично.
Чтобы не было потом негативных отзывов, не дай Бог, судебных разбирательств. Для того, чтобы человек, который ушел из этой клиники, привел туда еще людей, поскольку ему там понравилось.
Поэтому я считаю, что от стереотипа того, что лучше пойти в государственную клинику нежели в частную, нужно уходить. Это я говорю как человек, знающий всю эту систему государственной медицины изнутри.
Может быть, если говорить про лечебное дело, про кардиологов, пульмонологов и врачей других специальностей, не стоматологов, то там дело обстоит иначе. Но в стоматологии, в государственных поликлиниках, далеко не все так хорошо, как нам порой рассказывают.
И большинство врачей, которые хотят как-то развиваться и расти в профессиональном плане, долго сидеть в поликлинике не будет. Если он там задержался надолго, то значит желания расти и идти в ногу со временем у него нет.
А если у человека нет такого желания, то я считаю такого специалиста не совсем хорошим и высококлассным врачом. Потому что именно в желании самосовершенствоваться кроется способность человека сострадать и выполнять свою работу качественно, относиться к ней ответственно и заботиться о здоровье своих пациентов”.