Глава I. Философия – мать всех наук. Почва для появления философии стоиков

Ты сможешь прожить свою жизнь счастливо, если сумеешь идти правильным путем.

Марк Аврелий Антонин

Греческое слово «философия» дословно означает «любовь к мудрости». Обратим на это особое внимание – ранняя античная философия не фокусировалась на какой-то определенной проблеме, она стремилась охватить все явления природы, тайны Вселенной и человеческого бытия. Постепенно в философии возникали отдельные направления и течения, в числе которых стоицизм занимает особое место.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

К так называемым предфилософам относят, например, Гомера и Гесиода, которые не были учеными, но в их произведениях сохранилась древнейшая мифологическая картина мира.

Миф – начало всего

Считается, что склонность философствовать заложена в самой природе человека. Поиск ответов на вечные вопросы – каково происхождение мира, что есть любовь, в чем смысл жизни – занимал человечество на протяжении тысячелетий.

Когда, собственно, родилась философия – вопрос спорный. Ее родиной часто называют античную Грецию, но задолго до появления древних греческих полисов в мире рождались и расцветали явления, которые ученые иногда условно называют предфилософией или дофилософскими способами познания мира. Например, мифы.

Миф – это не просто сказка или чей-то вымысел. Главная функция мифов, которые рождались у любого народа в самый ранний период его истории, – разъяснение явлений природы, попытка подвести базу под такие вещи, как появление в мире человека, животных и растений, неизбежность смерти, возникновение болезней и разнообразных чувств.

АНТИЧНОСТЬ

Этим термином принято объединять эпоху цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.


Юбер Робер. Виды Рима. 1780-е


Например, у множества народов почитались божества, так или иначе связанные с грозой и молнией: Зевс у древних греков, Перун у славян, Тор у скандинавов. Ничего удивительного в этом нет: для древнего человека гроза и молнии были одним из самых пугающих и самых непонятных явлений. До наших дней дошли египетские, греческие, вавилонские мифы, повествующие о рождении Неба и Земли; сохранились предания разных народов о богах, способных вызывать в душе людей любовь и ненависть, ревность и печаль. Не умея разъяснить явления природы и многое другое с позиции науки, человек интерпретировал происходящее при помощи мифа. Большинство древних мифологических систем описывали появление Вселенной «из первородного Хаоса», а мифологические божества представляли собой в основном олицетворения сил природы.


Голова Зевса. Иллюстрация из словаря Брокгауза и Ефрона. 1890-е


Постепенно на смену мифу приходят ранние формы религий. В чем разница, если и там, и здесь фигурируют боги? На самом деле мы далеко не всегда знаем, как именно называли своих мифологических богов древние египтяне или вавилоняне. У большинства народов для этих существ, связанных с силами природы, были свои собственные определения, богами их называют в основном в переводах, облегчая понимание читателю. Но для удобства мы их тоже называем именно так. Можно сказать, что мифологические боги древних греков, египтян или жителей Двуречья были гораздо ближе к человеку. Да, они могли карать людей, ведущих себя недостойно, обладали бессмертием и огромной силой, но в то же время наравне с людьми могли участвовать в войнах и даже вступать в браки с простыми смертными. Когда же на земле появляются первые религии – иудаизм, христианство и так далее, новые божества уже стоят неизмеримо выше человека, и для того чтобы соответствовать всем догматам религии, этот самый человек должен соблюдать определенные жесткие правила.

Логос. Поиски первоначала

Философия отличается и от религии, и от мифа. Ее обычно связывают с древнегреческим словом «логос», которое можно примерно перевести как «изречение», «язык», «слово». Потом появились еще более широкие определения – «закон», «научное знание», «мировой порядок». Переход от мифа к Логосу – это, собственно, и есть рождение философии. Миф объяснял те или иные природные явления, но никак их не обосновывал, довольствуясь различными поэтическими (или не очень) картинками. Например, природный ум дельфинов греки объясняли тем, что когда-то дельфины были людьми – разбойниками, которых за непочтение к нему бог Дионис обратил в морских млекопитающих. В эпоху Логоса человека уже не устраивают такие разъяснения, он пытается найти логическое истолкование всего сущего, отыскать общие закономерности, которые помогли бы не только обосновать отдельные явления, но и создать единую стройную картину.

ГЕРАКЛИТ

Этого философа называли Мрачным или Темным за очень запутанный смысл его писаний.

Родиной философии в ее общепринятом смысле считается Древняя Греция, а первым философом часто называют Фалеса Милетского, родившегося примерно в 630–620-х годах до нашей эры (VII в. до н. э.). Наряду с двумя другими философами этого времени – Анаксимандром и Анаксименом – Фалес представляет так называемую милетскую школу.

Начинается греческая философия с поисков первоначала: откуда появился мир? Чем был древний Хаос, если мы все же примем на веру мифологические разъяснения о рождении Вселенной? Можно ли разложить на исходные составляющие различные «кирпичики» природы – скалы, растения, океанскую воду, человеческое тело? И не получится ли так, что в основе всего сущего лежит некое универсальное первоначало? Фалес видел это самое первоначало в воде, Анаксимен – в воздухе; философ чуть более позднего времени – Гераклит – считал источником всего сущего огонь. Задумывались первые философы и о строении Вселенной, и о происхождении и составе небесных тел: так, например, Анаксимандр был уверен, что небесные светила – это не плотные самостоятельные тела, а нечто вроде окошек в небесной сфере, за которыми бушует небесный огонь. Также он считается возможным автором первой карты мира (увы, она не дошла до нас, но сохранились ее описания).


Антонио Канова. Урания, муза астрономии, рассказывает Фалесу о Вселенной. 1799


Обратим внимание, что философия тогда не делилась на отдельные области знания. Первых философов интересовали и строение Вселенной, и свойства растений, и особенности быта разных народов, населяющих землю… Собственно, философию поэтому и называют матерью всех наук: на отдельные научные области сфера философии начнет распадаться значительно позже.

Самым известным представителем элейской школы философов (место ее рождения – греческая колония Элея, ныне это территория Италии) был Парменид. Он один из основоположников онтологии, учения о бытии, которое рассматривает основные формы бытия, пытается описать наиболее универсальные его принципы. Парменид заявлял, что все мыслимое есть Бытие, так как нельзя мыслить ни о чем. Небытия как такового не существует, ибо мы не можем представить его себе. Критерием истины мыслитель считал разум, не доверяя чувствам, ибо в них нет точности и они слишком субъективны. Таким образом, философия, не отказываясь полностью от рассмотрения ключевых проблем истории и основ Вселенной, понемногу начинала делать объектом изучения человека и его проявления.

МНЕНИЕ

Анаксимандр считал, что Вселенная развивается сама по себе, без помощи богов-олимпийцев.

Особняком в истории древнегреческой философии стоит учение Пифагора, где на первое место ставилось число. Помимо анализирования собственно математических основ природы, пифагорейцы создали своеобразный мистический орден, где проводили очистительные обряды, верили в переселение душ и изучали законы мироздания. Именно пифагорейцы одними из первых обратили внимание на удивительную симметричность и правильность в строении отдельных творений природы: морских раковин, соцветий, листьев, чешуи пресмыкающихся… Выкладки пифагорейцев позднее возьмут на вооружение другие математики, например знаменитый Евклид.

Основателем материализма и атомистики (учения о том, что все материальные тела состоят из крошечных неделимых частиц – атомов) считается философ Демокрит, живший примерно в 460–370 годах до нашей эры. Относительно строения Вселенной Демокрит предполагал, что количество миров бесконечно, причем все они подчиняются примерно тем же закономерностям, что человеческая жизнь: рождаются – взрослеют – стареют – умирают (исчезают). Нам также известно об этическом учении Демокрита: он полагал, что главным принципом жизни человека должно стать благостное состояние, лишенное чрезмерных страстей, – только так можно чувствовать себя в гармонии. А для того чтобы избежать множества проблем, нужно постоянно приумножать свои знания, ибо все беды – от невежества.

В центре философии – человек

Многих интересует софистика: софистами, то есть «мудрецами», «знающими», в Греции первоначально называли преподавателей красноречия. Но постепенно это значение стало практически уничижительным: софисты, ведя дискуссию (а они любили принимать участие в самых разных научных диспутах), не гнушались никакими приемами, включая откровенную подмену понятий, нарушение логики, подлавливание соперника. К числу известнейших представителей софистики можно отнести Протагора (ок. 485 г. до н. э. – 410 г. до н. э.), который выдвинул знаменитый тезис «Человек есть мера всех вещей», то есть любое познание субъективно, а значит, наличие в мире абсолютной истины как минимум спорно.

Люди рождены друг для друга. Поэтому или вразумляй, или же терпи.

Марк Аврелий Антонин

Главные имена так называемого классического периода греческой философии, который длился примерно с V по IV век до нашей эры, – Сократ, Платон, Аристотель. В это время центром философского знания становятся Афины, а основным предметом собственно философии – человек и все с ним связанное. Основой учения Сократа (ок. 469 г. до н. э. – 399 г. до н. э.) стала необходимость самосовершенствования и поиск истины. Истину философ искал путем бесед и диалогов, суть которых – отказ от навязанных догм; своего рода девизом сократовской системы стала фраза «Я знаю, что ничего не знаю». Она означала необходимость отказаться от самонадеянности, ложных идеалов и тем самым начать продвижение по пути поиска истины. Кстати, учение Сократа позднее будут весьма уважать стоики.

Загрузка...