Таблица 1
Таблица 2
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (180 часов)
Таблица 3
Разделы дисциплины, изучаемые в 5 семестре
Таблица 4
Разделы дисциплины, изучаемые в 6 семестре
Таблица 5
Практические занятия (семинары)
1. Выпишите из толкового словаря слова со стилистически значением. Охарактеризуйте их – 2 ч.
2. Выпишите из толкового словаря слова с эмоционально-экспрессивным значением. Охарактеризуйте их – 2 ч.
3. Определите стилистическую принадлежность текстов – 2 ч.
4. Дайте лексическую характеристику публицистического и художественного текста в следующей последовательности:
– слова с предметно-понятийным значением, нейтральные в стилистическом, эмоционально-оценочном и эстетическом отношении;
– слова со стилистическим значением, в семантике которых имеется указание на возможность употребления слова в том или ином стиле (книжном или разговорном);
– слова с эмоционально-оценочным значением, в семантике которых содержится оценка (положительная или отрицательная), которые служат для передачи эмоций;
– слова с эстетическим значением, среди которых можно выделить слова с предметно-понятийным значением, приобретающие эстетическую функцию в контексте – 5 ч.
5. Определите стилистические функции языковых средств (слова в переносном значении, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, историзмы, архаизмы, неологизмы, окказионализмы, слова иноязычного происхождения, диалектизмы, профессионализмы, термины, канцеляризмы, экспрессивные слова, фразеологизмы) – 5 ч.
6. Выберите один из вариантов употребления формы слова, выбор мотивируйте – 2 ч.
7. Дайте анализ лексических, морфологических, синтаксических особенностей текстов разговорной речи – 2 ч.
8. Проанализируйте синтаксические особенности разговорной речи – 2 ч.
9. Укажите языковые признаки официально-делового стиля. – 2 ч.
10. Выявите элементы языковой экспрессии в научной речи – 2 ч.
11. Сделайте стилистический анализ отрывков из публицистических текстов.
Отметьте основные особенности: а) содержательно-тематические, б) языковые (лексико-фразеологические, грамматические, изобразительно – выразительные). Что объединяет эти тексты как публицистические? – 5 ч.
12. Найдите слова, которые приобрели в художественном тексте многоплановое значение, не зафиксированное в словаре. Объясните их значение – 2 ч.
13. В произведениях современных отечественных писателей найдите образцы всех типов авторского повествования и примеры всех способов передачи чужой речи – 4 ч.
14. Сравните две редакции одного и того же художественного произведения отечественного писателя (по выбору студента). Сравните эти редакции. Чем они отличаются? Чем вызваны эти изменения? – 2,5 ч.
15. На основе текстов, относящихся к разным тилям, определите тип речи (описание, повествование, рассуждение; ведущий тип речи, элементы), укажите композиционные части и способ их связи – 4 ч.
16. Определите порядок следования предложений и способ их связи в тексте – 2 ч.
17. Определите тип речи в тексте (ведущий тип, элементы). Определите композиционные части текста и укажите способ их связи – 2 ч.
18. Проведите комплексный анализ текстов различной стилистической принадлежности (5 текстов по выбору студентов) – 4 ч.
19. Исправьте стилистические ошибки в предложении. Укажите характер ошибки – 2 ч.
20. Составьте план следующего текста. Устранив бессистемность изложения, составьте окончательный вариант плана. Запишите исправленный текст. Укажите способ связи предложений в тексте – 4 ч.
21. Охарактеризуйте публицистический текст по следующей схеме:
– определите в тексте смысловую структуру, тип логической схемы, способ ее выражения, тип текста по способу высказывания, стиль текста;
– выделите виды внутренней связи;
– составьте вопросный и назывной план текста;
– охарактеризуйте лексические особенности текста;
– охарактеризуйте синтаксические особенности текста – 4 ч.
22. Сделайте подборку микровысказываний из прессы, которые являются сверхфразовыми единствами или обладают линейно-синтаксической связью – 4 ч.
23. Прочитайте репортаж и выполните следующие задания: выделите основные жанрообразующие признаки, способы размещения автора в тексте, определите его местонахождение по отношению к событиям и действующим лицам репортажа; составьте смысловую структуру текста; определите, как 17 подается публицистическая оценка в этом материале; выделите все выразительные средства, используемые автором при создании репортажа – 4 ч.
24. Проанализируйте текст по следующей схеме:
– ознакомьтесь с содержанием и формой текста, определите связи и взаимозависимости композиционных частей (как они связаны, какую систему образуют, как раскрывают тему произведения);
– определите читательское назначение произведения и постройте общую модель читателя (определите его важнейшие признаки);
– сформулируйте главные задачи воздействия произведения на читателя (общее целевое назначение текста);
– определите самые важные особенности произведения и автора – 4 ч.
25. Выявите логическую последовательность предложений в тексте – 2 ч.
26. Составьте план текста, устраните бессистемность изложения (см.: Мильчин А.Э. Методика редактирования. – М. – 1980. – С. 114.) – 2 ч.
27. Укажите структурные части текста (сверхфразовое единство, параграф, глава). Определите тип речи в тексте, композиционные части текста и назовите способы их связи – 4 ч.