ИЗ КНИГИ «ГОЛОСА» (1958–1962)

ГОЛОСА

Вон там убили человека,

Вон там убили человека,

Вон там убили человека,

Внизу – убили человека.

Пойдем, посмотрим на него.

Пойдем, посмотрим на него.

Пойдем, посмотрим на него.

Пойдем. Посмотрим на него.

Мертвец – и вид, как есть мертвецкий.

Да он же спит, он пьян мертвецки!

Да, не мертвец, а вид мертвецкий…

Какой мертвец, он пьян мертвецки —

В блевотине валяется…

В блевотине валяется…

В блевотине валяется…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Берись за руки и за ноги,

Берись за руки и за ноги,

Берись за руки и за ноги,

Берись за руки и за ноги

И выноси его на двор.

Вытаскивай его на двор.

Вытряхивай его на двор!

Вышвыривай его на двор! —

И затворяй входные двери.

Плотнее закрывайте двери!

Живее замыкайте двери!

На все замки закройте двери!

Что он – кричит или молчит?

Что он – кричит или молчит?

Что он – кричит или молчит?

Что он? – кричит или молчит?.

ОДИНОЧЕСТВО

Мигает лампочка у входа!

Тут, на полу, на полках склада

Толь, гвозди и – кому что надо —

Лопаты, пилы, топоры,

Кувалды, кирки и ломы.

Бутылку и стакан – на бочку!

Пьет водку молча, в одиночку.

Лопаты, пилы, топоры,

Кувалды, кирки и ломы.

Очки на лбу. Подслеповато

Глядит. Жена? Была когда-то.

Лопаты, пилы, топоры,

Кувалды, кирки и ломы.

Глядит – и тянутся концами,

Кривыми скалятся зубами

Лопаты, пилы, топоры,

Кувалды, кирки и ломы.

Вдруг инструмента стало вдвое…

Все поскакало вкруговую:

Лопаты, пилы, топоры,

Кувалды, кирки и ломы.

Довольно! Хватит! Надоело.

Лежите смирно. Ждите дела,

Лопаты, пилы, топоры,

Кувалды, кирки и ломы.

Поднялся. Вышел из сарая.

Замок навесил, запирая

Лопаты, пилы, топоры,

Кувалды, кирки и ломы.

Луна. Леса. Громада стройки.

Барак. Старик уснул на койке.

Лопаты… пилы… топоры…

Кувалды… кирки… и ломы…

ПРЕДПРАЗДНИЧНАЯ НОЧЬ

Льву Кропивницкому

Пахнет пирогами. Тихо.

Прилегла и спит старуха.

Из-за ширмы вышел зять,

Наклонился что-то взять.

Мигом сын вскочил с постели

И стоит в одном белье —

Тело белеет.

Вдруг

Зять схватил утюг.

Хряк! —

Сына сбил с ног.

(Крикнуть порывалась,

Но пресекся голос,

Встал отдельно каждый волос!)

Зять глядит зловеще:

«А ну, теща, отдавай мои вещи!»

Надвигается на тещу —

И не зять, а дворник —

И не дворник, а пожарник.

За окном кричат: Пожар!

Запевает пьяный хор.

В багровом отсвете пожара

За столом пируют гости.

Зять сидит на главном месте.

Рядом с ним соседка Вера

Хлопает стаканом водку.

Зять облапил, жмет соседку.

Целовать! Она не хочет,

Вырывается, хохочет.

Зять кричит: «Женюсь, ура!

А законную жену

Из квартиры выгоню

Или в гроб вгоню!»

Галдеж: «Давно пора!»

В комнате все жарче,

Ярче.

С треском лопнуло стекло.

Дымом все заволокло.

Лица,

Глаза, разинутые рты —

Все проваливается…

В солнце половина комнаты.

На столе блюдо —

Пирогов груда.

Сын стоит в одном белье.

Из-за ширмы вышел зять,

Наклонился что-то взять:

– Эх, погодка хороша!

– С праздником вас, мамаша.

СМЕРТЬ ДЕЗЕРТИРА

– Дезертир?

– Отстал от части.

– Расстрелять его на месте.

(Растерзать его на части!)

Куст,

Обрыв, река,

Мост

И в солнце облака.

Запрокинутые лица

Конвоиров,

Офицера.

Там

Воздушный пируэт —

Самолет пикирует.

Бомба массою стекла

Воздух рассекла —

УДАР.

Наклонился конвоир,

Офицер,

Санитар.

…еще живет.

…нести.

Разрывается живот,

Вывалились внутренности.

Сознания распалась связь…

Комар заплакал, жалуясь.

Вьется и на лоб садится,

Не смахнуть его с лица…

По участку ходит мрачен,

Озабочен:

На доме прохудилась крыша,

На корню

Засохла груша,

Черви съели яблоню.

Сдох в сарае боров,

Нет на зиму дров.

А жена? Жена румяна —

На щеках горят румяна,

Она гуляет и поет —

Никого не узнает.

Говорит: «Чудные вести:

Пропал без вести,

Пал героем,

Расстреляли перед строем!»

Взял молоток,

Влез на чердак

И от злости

И тоски

Загоняет гвозди

В доски,

Всаживает

В свой живот.

Что ни гвоздь,

То насквозь.

Нестерпимая резь.

– Ай!

– Ой!

– Смотри: еще живой.

– Оставь, куда его нести,

Вывалились внутренности.

(Комар не отстает, звеня.)

– Братцы, убейте меня.

РАДИОБРЕД

Лежа, стонет.

Никого нет.

Лишь на стенке черный рупор.

В нем гремит народный хор.

Дотянулся, дернул шнур!

Вилка тут, розетка там.

Не верит своим

Ушам:

Шум,

Треск,

Лязг металла.

Радио забормотало:

«Последние известия.

Экстренное сообщение!

…На месте

Преступления.

…Большинством голосов.

…Градусов

Мороза.

…Угроза

Атомного нападения

Эпидемия…

Война…

Норма перевыполнена!»

Снова хор. На фоне хора

Соло авиамотора.

Рев

Реактивной авиации.

Взрыв

Оваций!

Больной глядит остекленело.

Рука

Судорожно сжала одеяло.

Из дверей – издалека

Показался некто.

– Доктор!

– Надо

– У меня проверить гайки.

Диктор:

«Лунная соната.

Исполняется на балалайке».

ВОЙНА БУДУЩЕГО

Взрыв!

. .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .

. . . .

. . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . .

. . . . . . . . . . .

. . . . .

. . .

. .

. . .

. .

. .

. .

. . . . . . . . .

. . . . . . . . . .

. . . . . . . .

. . . . . . . .

. . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . .

Жив!?!

«ОБЕЗЬЯН»

– На что жалуетесь, гражданка? – Была она баба бойкая, а тут будто язык отнялся. Стоит, плачет – ничего сказать не может.

– Дай ей новую квартиру и десять тысяч от моего имени.

(Из народного фольклора)

Вышла замуж.

Муж, как муж.

Ночью баба

Разглядела его, по совести сказать, слабо.

Утром смотрит: весь в шерсти.

Муж-то, господи прости,

Настоящий обезьян.

А прикинулся брюнетом, чтобы, значит,

Скрыть изъян.

Обезьян кричит и скачет,

Кривоног и волосат.

Молодая чуть не плачет.

Обратилась в суд.

Говорят: нет повода…

Случай атавизма…

Лучше примиритесь…

Не дают развода!

Дивные дела! —

Двух мартышек родила.

Отец монтажник-верхолаз

На колокольню Ивана Великого

от радости залез

И там на высоте,

На золотом кресте

Трое суток продержался, вися

на своем хвосте.

Дали ему премию —

Приз:

Чайный сервиз.

Жена чего не пожелает, выполняется

любой ее каприз!

Что ж, был бы муж, как муж хорош,

И с обезьяной проживешь.

РАЗГОВОРЫ НА УЛИЦЕ

Жена моя и теща

Совсем сошли с ума

Представь себе

Сама

Своих двоих детей

Нет главное – коробка скоростей

У нее такие груди

На работе мы не люди

Она мне говорит

А я в ответ

Она не отстает

Я – нет и нет

Оттого что повар и

Перепродает товары

Еще увижу с ним – убью

Мать

Твою

Уважаю, но отказываюсь понимать

Да что тут понимать

Сделала аборт

В ресторане накачался

Не явился на концерт

У бухгалтера инфаркт

Присудили десять лет

Смотрят а уж он скончался

Я и сам люблю балет.

ПРЕМЬЕРА

Начинается премьера —

Драма Шекспира,

Мольера

И Назыма Хикмета.

Героиня Джульетта,

Дочь короля Лира,

Любит слесаря Ахмета.

Ахмет не любит Джульетту.

Ахмет встречает Анюту…

В эту самую минуту

Побелела, как стена,

Крикнула: «Боюсь отца!»

Публика накалена.

Режиссер волнуется.

Дело близится к развязке.

Вот Джульетта в черной маске…

Отравлена Анюта!

Ахмет ее за это…

Зарезана Джульетта,

Король казнит Ахмета.

Не выдержали нервы —

Режиссер схватил рапиру,

Бросился на сцену.

– Варвар!

Одним ударом

Покончил с Лиром.

Сам

Охвачен пафосом —

Продолжает монолог

Оскорбленного отца.

(Публика беснуется)

Вдруг

Провалился в люк.

(Публика неистовствует)

Справедливость торжествует.

И хохочут фурии

В храме бутафории,

И визжат эринии

У трамвайной линии.

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ПОХОРОНЫ

На каланче кричат вороны.

Умер начальник пожарной охраны!

Красная телега

Везет бидоны из продмага.

Футбольная команда

Несет пожарный инвентарь.

Погиб вратарь —

Искусный бондарь,

Последний в городе кустарь.

Оркестр из клуба

На кладбище провожает дирижера.

Жарко.

Рявкает труба.

Машина катит без мотора.

Пыльно. Рявкает труба.

Проявляя беспокойство,

Озирается начальство:

В магазинах – пусто —

Вместо

Хлеба – водка и спички…

Из печки

Вылетела искра.

Запылала занавеска.

Дым валит из трех окон.

Пожары с четырех сторон…

Над могилой произносят речь:

– Имущество надо беречь.

Пусть каждый житель

Приобретет огнетушитель…

Все громче карканье ворон.

ИКАР

Скульптор

Вылепил Икара.

Ушел натурщик,

Бормоча: «Халтурщик!

У меня мускулатура,

А не части от мотора».

Пришли приятели,

Говорят: «Банально».

Лишь женщины увидели,

Что это – гениально.

– Какая мощь!

– Вот это вещь!

– Традиции

Древней Греции…

– Сексуальные эмоции…

– Я хочу иметь детей

От коробки скоростей!

Зачала. И в скорости

На предельной скорости,

Закусив удила,

Родила

Вертолет.

Он летит и кричит —

Свою маму зовет.

Вот уходит в облака…

Зарыдала публика.

ТАКОВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ

ИСКУССТВА!

Раскланялся артист.

На площади поставлен бюст —

Автопортрет,

Автофургон,

Телефон —

Автомат.

ДВА ПОЭТА

На дороге

Волочится воловья шкура.

В овраге

Лежит ободранная туша,

Ноги кверху задраны,

На осине голова.

Глазеет бритая сова.

К реке идут Сапгир и Холин.

Смеется филин

Над простофилями.

Овечья шкура удаляется,

Под ней лопатки

Выделяются,

Четыре палки

Передвигаются.

Поэт Холин заявил:

«У меня возникло подозрение,

Что это – обман зрения».

Но, по мнению Сапгира,

Эта шкура

Не собачья,

Это человечья

Кожа, из которой шьют перчатки,

На пятки ставят заплатки,

Вьют спирали

На электроплитки;

Пергамент, на котором

Вырубают правила морали

Топором!. . . . . . . . .

А корову все же ободрали,

Несмотря на прописи морали.

Хохочет Холин,

Хохочет филин,

Хохочет эхо.

Бычья шкура лопается от смеха.

И в лесу становится тихо.

КЛЕВЕТА

Напечатали в газете

О поэте.

Три миллиона прочитали эту

Клевету.

Незнакомцы,

Незнакомки,

Шлют поэту:

Анонимки:

– Спекулянт!

– Бандит!

– Убийца!

– Печать не может ошибаться!

– А еще интеллигент…

– Справедливые слова.

Общественность – она права. —

Сказали чукчи и эвенки.

Редактор не подал руки…

Друзья-интеллигенты

Поэту принесли венки

И траурные ленты.

А поэт пропал без вести

Говорят,

Уехал в гости.

Ни покаяния,

Ни завещания,

На двери

Три

Буквы —

На прощание.

На окраине Москвы

На шоссе

И в лесу

Поутру

По росе

Идет бандит и спекулянт:

Каждая росинка – чистый

бриллиант!

Хорошо убийце

На зеленом лугу!

В солнце

Лес дымится

На другом берегу.

Посвистывает птица —

Газеты не боится!

НОЧЬ

На Тишинском рынке ночью —

Тишина.

В Замоскворечье —

Ни души.

И на площади Свердлова

У колонн —

Никого.

Иду к заводу Лихачева.

Ни Лихачева,

Ни завода —

Вода

И больше ничего.

Лишь собака лает где-то

Возле Университета.

БЫК

Подслеповатый Цыферов

На площади пасет

Коров.

– Куда тебя несет,

Холява?

Под троллейбус попадешь! —

Улыбается корова.

Гена высунул язык.

Тут к нему подходит бык.

Этот бык миролюбиво

Предлагает выпить пива.

Зашли в соседнюю пивнушку.

Бык выпил кружку.

Окосел.

Стучит о стол

Своим хвостом

И требует долива

Пива.

– Ах ты, говорит, корова!

Подбоченилась торговка.

Появилась поллитровка.

Выпил бык —

С ног

Брык!

Лежит

В луже,

Лижет осколки

Бутылки.

А Цыферов,

Обняв быка за шею,

– Я, говорит, страдаю!

– Я, говорит, тебя сейчас забодаю!

– Мы, говорит, мы-ык!

И потрясенный бык

Рыдает,

И звезды падают,

И спутники

Летают,

И совещаются преступники.

БОРОВ

Сидоров

Решил зарезать борова.

Боров

При виде Сидорова

Все понял —

Закричал от страха.

Побежал,

Волоча по снегу брюхо.

Сидоров – за ним:

– Убью,

Мать твою!

Боров

Припустился вдоль заборов.

Верещит отчаянно.

Удирая от хозяина,

Сало

Забежало

Во двор Егорова.

Сидоров и Егоров

Ловят борова.

Сидоров со свиньей

Разговаривает,

Держит нож за спиной,

Уговаривает:

– Мой хороший,

Мой родной…

Егоров по башке – поленом!

Хряк

Брык

В снег.

Сидоров прижал коленом

Брюхо,

В душу погрузил клинок,

Располосовал от уха до уха!

Вот как у нас!..

Кровь хлещет в таз.

И лежа в луже крови,

Похрюкивает боров.

Доволен другом Сидоров —

Помог ему Егоров.

СУД

Беседую, как с другом,

С Богом.

Но верю лишь своим

Ногам.

Они несут меня, несут

На площадь —

На Великий Суд.

– Что случилось?

Кого собираются вешать?

Отвечайте же скорее!

– Говорят,

Казнят

Еврея.

Спрашиваю одного героя:

– Неужели всех

Врачей? —

(Смех)

– Рабиновича?

– Рабиновича.

– Абрамовича?

– Абрамовича.

– А Гуревича?

– И Гуревича

И Петрова Ивана Петровича…

Покосился этот тип.

Холодный пот

Меня прошиб.

– Ты сам, случайно,

Не сектант?

Товарищи,

Интеллигент! —

Тут окончилась война,

И началась такая бойня,

Что даже Бог —

Мой лучший друг —

Никого не уберег.

У Бога есть один дефект:

Его смущает интеллект.

В РЕСТОРАНЕ

Стол

Похож на белый стул.

Бокал

Похож на унитаз.

Мой нос

Похож на множество носов.

И на меня похож

Мой собеседник Носов.

А гладкие рожи

Похожи…

И губы соседки

Похожи…

Я пьян?

Нет, я в своем рассудке.

Сравнения бывают и похуже…

А ресторан

Похож на сон.

Пьяный гам

С джаз-оркестром пополам

Удивительно похож на шум.

Офицер

Похож на официанта,

Швейцар

Похож на лейтенанта.

Мы все похожи друг на друга:

Друг похож на врага,

Враг

Похож на друга.

Ненависть похожа на любовь,

Вино пролитое – на кровь.

И только нож

Похож

На нож.

ПОЭТ И МУЗА

Собралась компания —

Литобъединение.

Поэт на стол залез.

Вокруг расселись

9 муз:

Кроме музы

Музыки —

Муза

Физики,

Муза

Математики,

Муза

Электроники,

Муза

Кибернетики,

Муза

Бионики,

Муза

Космической войны,

Муза

Общей тишины

И девушка по имени Муза.

– Стихотворение

«Завихрение».

Винт

Винтообразно

Ввинчивается…

Фса, фсса, ффссса!

Музы: – Мало пафоса.

Поэт: – Продолжать дальше?

Музы: – Продолжайте. Больше

Фальши.

Поэт: – Винт завинчен до отказа.

Тормоза.

Рванул

Реваноль.

Боль!

Моя голова!

Не крутите слева направо!

Крац.

Крец.

Свинтил ее подлец!

Зараза!

Конец…

Девушка по имени Муза:

– Прекрасное стихотворение!

Поэт: – А ваше мнение?

– Вздо-о-ор!

Гласит античный хор.

Поэт превращается в белку,

Прыгает на книжную полку.

Говорит об ощущении,

О том,

Что современность – это фантом…

Музы выражают свое возмущение.

Поэт:

– Нет,

Никогда я не был дилетантом!

ВОПЛОЩЕНИЯ

На бульваре, как в лесу.

– Разрешите папиросу.

– Ты что, с помойки?

– Не смотри, что в рваной майке.

Бригадир.

Со стройки.

Что ты зенками ворочаешь?

Ведь и ты – своя, рабочая…

– Смотри, свояк нашелся!

– Кум!

– Знаем вас. Давно знаком…

– Вот и познакомились!

– В ресторан зови куму.

– Что?.. Не пойму…

– Угостить, говорю, надо.

– Погоди… Ты откуда?

– Брось, опять связалась с нищим.

От него разит винищем.

– Каждый вечер ходим, ищем…

Гляди, пошел

Провинциал.

– Вы армянин

Или цыган?

– Я – пирог.

Несу творог.

– Ах, какой вы смуглый, сладкий!

Все клевала б да клевала.

Я курица.

Была чахоткой

И в чьем-то горле проживала.

Кашляла

Отчаянно,

Пережила

Хозяина.

– Не помрешь – не проживешь.

Даже вошь – моя знакомая, и та —

Полуодетая —

По целым дням в постели.

«Все, говорит, суета».

Сигаретою бы, что ли, угостили!

– Да, везет им,

Паразитам.

Кем я только не рождался,

Все трудился.

Убедился:

Суть одна.

Зря наводишь камуфляж —

Виден хвост и фюзеляж!

Из-под юбки трикотаж!

Так разговаривали твари

Ночью на Цветном бульваре.

СОЛДАТЫ И РУСАЛКИ

Старшина привел солдат

На пруд.

С другого берега орут:

– О-го-го! Плывите к нам! —

Это девки из поселка.

– Старшина, мы – ненадолго. —

Отлучились за вином…

На лугу – гуляние,

А в лесу – свидание.

Кусты трещат.

Трусы трещат.

Солдат Марусю тащит

В чащу.

Везде – разбросанные вещи.

И порожняя посуда.

Свобода! Свобода!

Ефрейтор и Лида

Притихли в траве.

Он ее не выпускает,

И она его ласкает

По арбузной голове

Заскорузлою рукой.

Вдруг нарушил их покой Крик:

– По команде становись! —

Выбегают из кустов бузины,

Лезут из воды,

Второпях

Надевают штаны,

Строятся в ряды.

В кустах

Ликует плач и смех…

Идут. Пылят. Поют в поселке.

Портянки плавают в пруду.

Очевидно, все русалки

Забеременеют в этом году.

СОЛДАТЫ НА ОТДЫХЕ Вариант темы

Так называется картина

Художника Иогансона.

В музее пусто. Вечереет.

«Солдаты на отдыхе»

Величаво реют

В воздухе.

Тонким золотом отсвечивает пруд.

Из другой стены орут:

– Эй, ребята!

– Плывите сюда!

Это девичья бригада.

Скалит зубы рядовой.

Каждый волос, как живой!

И – пупырышками кожа

На фоне летнего пейзажа.

Сегодня в подмосковном парке

Культурное мероприятие.

Ткачихи с предприятия,

Доярки,

Пионеры,

Шахтеры

И пенсионеры

Плечом к плечу

Идут навстречу

Солнечным лучам.

Идут,

Идут.

Трубят!

Поют!

И уходят в плакат

На закат.

Остаются одни

Солдаты —

Живые анекдоты

В золоченой раме,

В опустелом доме.

Они беззвучно

Зубы скалят.

Им не скучно.

Зубоскалят.

Тишина…

Гаснет люстра.

На поляне

У потухшего костра

Нет солдат…

Залы спят…

УТРО ИГОРЯ ХОЛИНА

На постели

Лежит

Игорь Холин —

Поэт,

Худой, как индус.

Рядом Ева – без

Трусов.

Шесть часов.

Холин, закрыв глаза,

Сочиняет поэму

Экстаза:

– Му!

Ева

Лениво

Повернулась к нему:

– Холин, ты в своем уме?

– Мар!

– Мор! Миру мир! —

Открылась дверь,

Вошел Сапгир.

Индус приветствует приятеля:

– Здорово!

Сапгир, полюбуйся, как Ева

Красива!

У бедняжки

Груди —

Пушки.

Гляди,

Какая линия бедра

У ней в седьмом часу утра. —

Сапгир глядит,

Как троглодит.

Он

Поражен.

Мелькнул за углом…

Бежит в магазин…

Между тем

Игорь и Ева занялись тем,

Чем занимался с Евой Адам.

Вернулся Сапгир, потрясает

Белоголовой Бутылью.

Холин и Ева потрясают

Постелью.

Сапгира это потрясает!

Стекла окон сотрясает

Экскаватор.

– Тар!

– Тор!

Таратор!

Ева говорит: – Кошмар!

Холин: – Моя поэма.

Ева говорит: – Мама!

Исчерпана тема.

Холин зевает.

Сапгир выпивает.

Ева

Не говорит ни слова.

БОГ

В густой траве валяюсь я,

Наслаждаюсь жизнью, как свинья.

Я

На собственном носу

Созерцаю муравья.

Ой, не вынесу

Щекотки!

Тело мне щекочут ветки.

Где кончаются ветки —

Начинаются пятки,

Где кончаются пятки —

Начинается голова.

А кругом растет трава,

И в траве валяюсь я,

Наслаждаюсь, как свинья.

Одной

Ноздрей

Обоняя ромашку,

Другой

Ступней

Почесывая ляжку,

Я размышляю о боге.

Я вытягиваю ноги

И теряюсь

В отдалении…

В размышлении —

Небо, облака,

Река.

Я —

Не больше муравья.

Букашка лезет на былинку.

Ветром сдуло паутинку.

Пушинка заползла в ноздрю.

Ноздря сказала сочно: хрю!

И в траве валяюсь я,

Наслаждаюсь, как свинья.

Загрузка...