В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности (Маяковский успел отсидеть почти год в Бутырской тюрьме за распространение революционных листовок). В 1914 году поэт был исключен из учебного заведения за публичные выступления. – Здесь и далее прим. автора.
Апаш (фр. Apache – от названия индейского племени апачи) – во Франции человек, принадлежащий к деклассированным группам населения; вор, хулиган.
Богров Дмитрий – российский анархист-террорист, совершивший покушение на председателя Совета министров Российской империи (1906–1911) П. А. Столыпина.
Vagabond (англ.) – бродяга.
Фуляр – тонкая шелковая ткань для платков и галстуков.
Товарищество «Эмиль Циндель» – дореволюционная ситцепечатная фирма в Москве.
Маяковский еще применит это выигрышное сочетание черного с желтым в своем образе. Из воспоминаний Людмилы Маяковской: «Володя попросил сестру сделать ему галстук в виде кашне, из черных и желтых клеток, расположенных в шахматном порядке. Такой галстук до некоторой степени украшал потертые, выцветшие сатиновые и бархатные черные блузы, которые Володя тогда носил».
Бумазея – натуральная ткань из хлопка, теплая и плотная, обычно с начесом на изнаночной стороне.
Маяковская Людмила Владимировна окончила Строгановское училище, работала художником-дизайнером по тканям на московском комбинате «Красная Роза» и Трехгорной мануфактуре, заведовала мастерской аэропечатания.
«Аудитория продолжала будоражь. А в это время мы пили чай и вели тихую застольную беседу, как на даче, поглядывая на беспокойных зрителей», – вспоминал Каменский.
Би-ба-бо – кукла, надеваемая на руку, ее голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний пальцы служат для жестикуляции руками куклы.
В эссе поэта «О разных Маяковских» (1915) возникает образ северного сияния, которое «никак не пришить вашей жене на юбку», но, как видите, в стихах все возможно, даже солнце на платье.
Стихотворение «Из улицы в улицу» (1913): «Лиф души расстегнули. / Тело жгут руки…»
Гаер (нем. Geiger – «скрипач») – балаганный шут, фигляр.
Пастернак Б. Люди и положения. Автобиографический очерк // Новый мир. 1967. № 1. С. 231.
Каменский В. В. Путь энтузиаста. – М.: Федерация, 1931. С. 44.
Бурлюк Д. Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. – СПб.: Пушкинский фонд, 1994. С. 60–61.
Катанян В. В. Современницы о Маяковском. – М.: Дружба народов, 1993.
Лившиц Б. К. Полутораглазый стрелец. – М.: Художественная литература, 1991. С. 101.
Хвасс И. Воспоминания о Маяковском // Литературное обозрение. 1993. № 9–10. С. 33.
В. Маяковский в воспоминаниях современников. – М.: Гослитиздат, 1963.
Шкловский В. Б. Собрание сочинений. В 3 т. – М.: Художественная литература, 1973. Т. 3. С. 14.
Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания / Сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. – СПб.: Полиграф, 2009. С. 512.
Маяковская Л. В. // Писатели и мода: «Литературные модники». Вып. 3 / Сост. Е. Е. Цупрова. – Самара, ГБУК «СОБМ», 2021.
В. Маяковский в воспоминаниях современников. – М.: Гослитиздат, 1963.
Шехтель В. Моя встреча с Владимиром Маяковским // Литературное обозрение. 1993. № 6. С. 71.
Маяковский В. В. Стихотворения. Поэмы. – М.: Художественная литература, 1969.
Лившиц Б. К. Полутораглазый стрелец. – М.: Художественная литература, 1991.
Маяковская Л. В. Пережитое. – Тбилиси: Заря Востока, 1957.
Маяковский без глянца / Сост. П. Е. Фокин. – М.: Амфора, 2008.
Дурылин С. Н. В своем углу. Из старых тетрадей. – М.: Молодая гвардия, 2006.
Маяковский В. В. Полное собрание сочинений. В 13 т. – М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1955–1961. Т. 1. С. 344–348.
Филатьев Э. Н. Главная тайна горлана-главаря. Книга первая. Пришедший сам. – ООО «Эффект фильм», 2014. С. 27.
Каменский В. В. Путь энтузиаста. – М.: Федерация, 1931.
Маяковский в Перми. 1928 // https://infourok.ru/prezentaciya-mayakovskiy-v-permi-3091281.html?ysclid=lsp78tadrd97555862
Овчаренко-Чернодубровская Е. Ф. Я жадно впитывала… // Нева. 2005. № 9.
Катанян В. В. Лиля Брик. – М.: Захаров, 2002.