Предисловие

Художественный мир Андрея Романова пронзителен и чуток, неповторим и узнаваем одновременно. Писатель поднимает нравственные, философские проблемы, пытаясь познать суть человеческой природы и определить истоки движений души. Неслучайно героями рассказов становятся дети, подростки, молодые люди – с искренними чувствами, чистым, незамутнённым взглядом на мир. Они не всегда понимают себя, мотивы своих поступков, но последовательны в отношении к людям, окружающему. Вот трогательный Гвинпин вручает подарки «Прекраснейшей и Дивнопахнущей Принцессе» Оливке, отвергнувшей его ухаживания из-за неопределённого совместного будущего… Вот непоседа Эвелина решительно ведёт отца на пляж договариваться с пойманной золотой рыбкой об исполнении желаний… А вот лесная принцесса Ир-рина протягивает руку для поцелуя мальчику Дрюше, демонстрируя ему своё доверие. Чуткость, неподдельный интерес к жизни, полнота чувств позволяет героям рассказов обретать новых друзей.

Стиль поэтических произведений Андрея Романова отличается эклектичностью, позволяющей выразить творческую индивидуальность автора. Стихи полны звуков, зрительных образов и чувств:

Уходит день. В большом цветке

Гудит последняя пчела.

Краснеет солнце. Спать пора!

Миг тишины… Вдруг – нереально

Трещат кузнечики, сверчки.

Взгляд, как сквозь тёмные очки,

Теряет мир.

Воображение читателя легко рисует чарующую картину вечера, полного гармонии и покоя. Это впечатление передаётся классической строгостью стиля, точностью деталей.

Импрессионистское начало ярко проявляется в стихотворении «Любой Любопытной», вызывающем в памяти строки К. Бальмонта:

Лесными Лабиринтами Лета́льно и Лета́емо,

как Лысый Лих от Ладана и Лох от Лабуды,

Летит Любая – в Летнее и Лучшее! Лягается

Лошадка Люциферова, и Лыбится Луна…

Музыка этих строк завораживает: звуковые повторы (ле-ла-ле-ле; лы-ли-ла-ло-ла; ле-лю-ле-лу-ля; ло-лю-лы-ли) подчёркивают эмоциональность речи и усиливают её фонетическую выразительность.

Поэт изображает внешний мир в том виде, который соответствует его сиюминутному настроению. Описания предметов при всей их правдивости и конкретности прежде всего служат средством выражения лирического чувства:

А в вазочке – поникшие цветки.

Ещё вчера пылали созиданьем!

Уж тронуло уныньем, увяданьем

Безжалостное время лепестки.

Не чужды поэту лингвистические эксперименты. При этом автор может менять форму, как в примере Не́кта шла к воде напиться… Узуальное неопределённое местоимение «некто» трансформируется в «некта», чтобы подчеркнуть принадлежность к женскому полу, и поддерживается формой сказуемого «шла». В некоторых случаях Андрей Романов экспериментирует со структурой слова, создавая окказиональные лексемы в духе традиций футуризма:

А Минздрав-пэр-Педротро́лья,

мавомо́нчика лелея,

обещал всем по контролю

увенклю́я-челове́я,

проявляющего сычь.

Интересны также шутливые опыты поэта в стиле Григория Остера:

На обиженных, возможно,

Возят воду для полива,

И сажается капуста,

Вновь обиженных тираня,

Только если увлекаться

Угнетеньем угнетённых,

Уличённые в обиде

Свергнут ваш матриархат.

В основе стихотворения лежит фразеологизм «на обиженных воду возят», но автор трансформировал его, расширив границы и введя слово «для полива», этим он перевёл выражение из устойчивых в свободное. Семантика слова «обиженные» в стихотворении раскрывается по-новому: это те «угнетеньем угнетённые», которые не относятся к «матриархату», то есть мужчины.

Детские стихи поэта также многообразны. Некоторые из них обращены в большей степени к взрослым, поскольку вызывают узнаваемые образы и идеалы советских времён:

Дед сказал, что было время,

Где не Дед Мороз, а был

Наш! Весенний! Деда Ленин!

Людям праздник приносил!

…И на нас взирали лично

Лики Города Отцов.

– Ты послушный?

– Ты отличник?

– Родине служить готов?

Интересно семантическое сближение образов, приносящих праздники, – Деда Мороза и Деды Ленина, а также использование ключевых слов (идеологем) советской эпохи: послушный, отличник, служение Родине.

Читая стихотворение «Песенка про карманы», каждый невольно вспомнит строки популярной ранее песни на стихи Якова Халецкого «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?»:

Что в карманах у мальчишки?

Ластик, спички, винт, отвёртка…

Что в карманах у девчонки?

Бантик, фантик, брошь, иголка…

Вопросно-ответная форма удачно вовлекает читателя в живое общение с автором: намного интереснее принимать непосредственное участие в беседе, чем просто наблюдать со стороны.

Важной стилистической особенностью стихов Андрея Романова является использование антитезы и оксюморона, создающих контраст между описываемыми явлениями:

Как бесконечно горяч зимний холод,

вечный бардак и

святые слова!

Что это – сон или бред? —

Нет…

Что это – мрак или свет? —

Нет…

Что это – ночь или день?

Эти приёмы позволяют показать, что сутью явлений является их дихотомия: холод горяч, бардак соседствует со святостью слов, мрак – со светом, ночь – с днём. И человек тоже противоречив, потому что мало знает о своей природе:

Кто есть мы в этом мире, милый друг?

Венец творенья? Вихри сновидений?

Случайность странная? Дурных богов досуг?

Иль матрицы из битовых скоплений?

Сборник стихов и рассказов Андрея Романова наполнен литературными, фольклорными, историческими аллюзиями и дарит читателю радость узнавания образов и картин, воспоминаний детства и юности. Читая произведения, погружаешься в удивительный мир, который соткан из наблюдений над жизнью, из фантазий, из снов и базируется на трёх китах: прошлом, настоящем и будущем.


Л. А. Калинина, канд. филол. наук,

доцент ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В. Г. Короленко»

Загрузка...