«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты» – так начинает свое увлекательное исследование гендерных стереотипов в мире еды французская журналистка и писательница Нора Буаззуни. Считается, что мы выбираем еду, исходя не только из наших вкусовых предпочтений и степени голода в конкретный момент времени, но также финансовых возможностей, семейных традиций, культурного наследия, общества, определенных знаний и, в конце концов, места, в котором находимся. Но в то же время, как верно отмечает Буаззуни, «когда в ресторане нам надо заказать одно блюдо из двух по одинаковой цене, на нас, по всей видимости, оказывают влияние предубеждения: человек, с которым мы туда пришли, незнакомые ингредиенты, образ, который придаст нам тот или иной вариант, или же чувство вины. В этот момент мы вступаем в переговоры с самими собой, в наших головах материализуется древо возможных решений, а мозг с молниеносной быстротой анализирует последствия каждого варианта. […] Таким образом, выбор нами блюд диктуется не только нашими желаниями и рациональными аргументами (такими, как здоровье и энергия), но также и влиянием на восприятие наших решений другим человеком».
Не обязательно быть феминисткой, чтобы понимать, что еда, обладающая определенным символическим и культурным зарядом, к сожалению, и в 2022 году попадает в зону гендерных стереотипов. И если у вас, так же как у Норы и у меня, реклама с сильными мужчинами, откусывающими сочный бургер, и томными женщинами, мечтающими только о низкокалорийном греческом йогурте, вызывает в лучшем случае недоумение (хотя чаще, вероятнее, раздражение); если вы устали переживать из-за того, что едите, и хотите перестать анализировать каждый прием пищи; если вам надоело идти на поводу у маркетинговых уловок и вы уверены, что существует другой путь, то эта книга для вас.
Чтобы отыскать этот путь и сбросить с себя гнет стереотипов, Буаззуни анализирует статистические данные, труды историков, антропологов и даже античных мыслителей, а также пристально изучает рекламные ролики. Стоит отметить, что, к сожалению, это исследование игнорирует данные о ЛГБТК+-людях и посвящено в основном только двум гендерам, женщинам и мужчинам (женщинам, как всегда, приходится непросто). К счастью, нам всем хорошо известно, что мир устроен сложнее бинарной системы, и хочется верить, что в будущем появится больше подобных исследований, охватывающих весь спектр гендерных идентичностей. Так или иначе, прослеживая путь от зарождения стереотипов до современности, журналистка приходит к неутешительному выводу: нужны радикальные перемены, и нужны они прямо сейчас. В своей работе Буаззуни не может обойти стороной тему РПП (расстройства пищевого поведения), анорексии и булимии, а также того вреда, который промышленное животноводство оказывает на экологию и человеческое здоровье. Журналистка фокусируется на французском опыте, поэтому для того, чтобы русским читателям было проще разобраться и соотнести информацию с привычными реалиями, предлагаю рассмотреть некоторые примеры отечественной рекламы и посмотреть на результаты исследований, проведенных в последние годы в России.
Для начала обратимся к статистике. Во Франции в 2017 году «по итогам третьего национального исследования по индивидуальному потреблению продуктов питания… (IпсаЗ), проведенного Французским национальным агентством санитарной безопасности пищевой продукции, окружающей среды и труда (АНСЕС)… распределение потребляемых продуктов питания в возрасте от 18 до 79 лет практически одинаково и для мужчин, и для женщин: 55 % молочных продуктов против 56 %, 15 % овощей и фруктов, включая соки, против 17 %». Посмотрим на результаты исследования, проведенного в Российской Федерации в 2019 году: «В рационе питания мужчин, по сравнению с женщинами, превалирует потребление красного мяса (говядина, свинина, баранина и др.), колбасных изделий и мясных деликатесов. Россиянки чаще отдают предпочтение птицепродуктам. Однако в целом доля потребления продуктов – источников животного белка среди мужчин выше, чем среди женщин, – 62,7 % против 55,4 %… В мужском рационе чаще присутствуют продукты с выраженными вкусовыми характеристиками, обусловленными высоким содержанием в составе насыщенных жиров и соли. […] Вместе с тем уровень потребления свежих овощей и фруктов выявляет существенные отличия в рационах. Эта пищевая группа значительно чаще присутствует в ежедневном рационе россиянок – 65,3 % против 50,7 %.[…] Женщины чаще мужчин включают в свой рацион молочные продукты (творог на 70 %, молоко на 46 %, сыр на 30 %), сырые овощи и фрукты на 45 %, на 22 % кондитерские изделия и другие сладости и реже – мясо на 57 %, колбасные изделия на 37 % и на 21 % соления и крупы»[1].
На первый взгляд, наше общество больше подвержено традиционным представлениям о том, как должны питаться «настоящие женщины» и «настоящие мужчины». Но не стоит забывать, что дьявол кроется в деталях – Буаззуни дополняет статистические данные более развернутым комментарием: «Девушки и в самом деле отдают предпочтение йогуртам, творогу, компотам, фруктам в сиропе, растительным заменителям продуктов животного происхождения, кондитерским изделиям и выпечке, тортам и бисквитам с высоким содержанием сахара, супам, бульонам, кофе и чаю. Мужчины больше любят продукты на основе злаков (хлеб, макаронные изделия, рис), сыр, десерт с кремом, мясо (кроме птицы и колбас), бобовые, картофель, сэндвичи и алкогольные напитки». Если попробовать разобраться, как же формируются наши пищевые привычки, на первый план выйдут традиции, сложившиеся в семье, а также определенные схемы питания в общественных учреждениях: детских садах, школах, офисных столовых. Также на людей влияет их ближайшее окружение: друзья и коллеги, селебрити, за чьими профилями в «Инстаграме» так интересно следить каждый день. Таким образом, и об этом пишет Буаззуни, становится ясно, что «пищевые пристрастия отнюдь не даются от рождения: мужчины не рождаются со склонностью к картошке, а женщины – к гаспачо. […] С течением времени наши вкусы меняются под воздействием культуры и среды, в которой мы растем, общественных норм, семейного наследия, равно как и представлений, навязываемых медиапространством, в результате завтра мы можем полюбить то, к чему сегодня питаем отвращение, и наоборот». Как же тогда получилось, что мы продолжаем жить по сценарию, сформированному задолго до нашего рождения? Почему, живя в современном мире и имея массу возможностей не следовать привычному укладу, мы все равно воспроизводим одни и те же паттерны поведения? Почему мужчины до сих пор уверены, что энергию можно получить только из мясной продукции, а женщинам до сих пор приходится отшучиваться и извиняться, заказывая десерт?
Чтобы разобраться, в какой же момент человечество или по крайней мере отделы маркетинга компаний свернули не туда и откуда вообще взялись стереотипы, Буаззуни предлагает заглянуть в историю развития общества и общественной мысли. Начиная с Гиппократа и Галена, обращаясь к последним данным антропологических исследований и социальных опросов, журналистка приходит к неутешительному выводу: сексизм был как будто всегда, и его не стало меньше к моменту написания книги. Буаззуни проводит для читателя небольшой экскурс в развитие философской мысли и выводы дает неутешительные: уже начиная с IV века до н. э. мужчина считается существом совершенным, в то время как женщина – нет. (Аристотель в «О возникновении животных» настаивает на несовершенстве женщины – которую сам он называет «изуродованным мужчиной», – равно как и на ее неполноценности и слабости, объясняя это тем, что в ней «по самой ее природе меньше жара». Затем во II веке н. э. – трактат Галена «О пользе частей человеческого тела»: «Женщина несовершеннее мужчины по основополагающей причине, только потому, что она холоднее. […] Среди рода человеческого мужчина совершеннее женщины. И причина его превосходства кроется в обильном присутствии в нем жара. […] Поэтому нет ничего удивительного в том, что женщина, которая холоднее мужчины, стоит ниже него». И в таком направлении медицинская мысль развивается вплоть до XVII века!)
Такое видение сохранялось и в философских работах (например, Гегель писал: «Между мужчиной и женщиной наблюдается та же разница, что между животным и растением» и «Мужчина – существо, которое достигает и действует, женщина – существо, которое пассивно получает»). Таким образом, действительно создается ложное впечатление, что так было всегда, на протяжении всей истории человечества – а значит, так и должно быть (какая глупость!). Поэтому Буаззуни подчеркивает: «Как женщины в большинстве своем занимаются делами по дому совсем не потому, что в них изначально заложен ген любви к пылесосу, так и мужчины не появляются на свет прирожденными сторонниками шашлыков. Наши привычки и пристрастия в еде определяются… культурным наследием и представлениями, навязываемыми нам извне медиапространством, включая рекламу и маркетинг. […] Реклама и маркетинг не отражают ни общество, ни тех, кто его составляет, а лишь проецируют и укрепляют клише гендерной, классовой и расовой принадлежности…» Кажется, именно поэтому, продолжая жить в патриархальном и сексистском обществе, мы натыкаемся на нелепую, возмутительную и зачастую абсурдную рекламу. Ниже мы рассмотрим только те примеры репрезентации мужчин и женщин, которые представлены в рекламе продуктов питания[2].
В российском федеральном законе «О рекламе» нет прямых норм, которые устанавливали бы правила в отношении гендерных стереотипов[3], а поэтому на телевидении и билбордах на улицах городов, в печатных СМИ и, конечно, в интернете всегда можно было – и до сих пор, к сожалению, можно – встретить сексистскую рекламу. Например, вспомним рекламу творожков «Даниссимо», слоганом которой в 2014–2015 годах было «невинное удовольствие». «И никакой расплаты» – для женщин, судорожно крутящих педали велотренажеров под столом, пока они едят кусок торта, и для другой женщины, которая борется с соблазном съесть десерт с витрины уличного кафе. Последней бедняжке на помощь приходит мужчина, протягивающий творожок со вкусом цитрусового чизкейка. Спасибо, без него было не справиться!
Стоит отметить, что репрезентация мужчин в рекламе чаще всего более приятная, хотя и тоже скорее комичная в своих стереотипах. Вот как об этом пишет Буаззуни: «В общем случае мужчины, устраивающие у телевизора обильный перекус, не мастурбируют в метафорическом смысле этого слова, используя в качестве инструмента еду. Потому что поглощают не калории, а энергию, решительно вгрызаясь в Snickers или злаковые батончики Lion, глядя прямо на них». Обычно в рекламе мы видим сильных брутальных мужчин, которые уверенно идут к поставленной цели. Или образ успешного мужчины – в дорогом костюме и дорогом авто. И, возвращаясь к примеру выше, мужчины всегда знают, что делать! Также чаще всего мужчины в рекламе хорошо проводят время: пьют пиво, играют в футбол или смотрят матч с друзьями по телевизору, занимаются спортом, едут куда-то на своей крутой машине. Если мужчина показан в домашней обстановке, с семьей и заботливой женой, то, скорее всего, он ест. Интересно, что в этом случае для того, чтобы понять, какой он и что он должен есть, нам даже не обязательно его показывать – мы с легкостью можем представить. Например, в рекламе сосисок «Черкизовские» 2017 года мужчину, о котором идет речь, мы так и не увидим, но поскольку сосиски – это мясной продукт, а мясо – еда чемпионов, нам и так все предельно ясно! В ролике женщины неумело пытаются справиться с «исконно мужской» работой: заменой перегоревшей лампочки, забиванием гвоздя в стену (стоит ли уточнять, что получается у них не очень?), а его мораль недвусмысленно объявляется закадровым голосом – «Настоящие мужчины на вес золота. Кормите их вкусно!» («По-другому никак».) Добавить нечего.
При этом, к сожалению, сексизм в рекламе не остался в 2017 году: например, в инстаграм-аккаунте московской пиццерии @catcherpizza в 2021 году неоднократно появлялись обнаженные женские тела, прикрытые треугольниками пиццы. Благо пользователи соцсети не стеснялись в комментариях к постам подсказать пиццерии, что хорошо бы сменить маркетолога, потому что это совсем не аппетитно, зато на сто процентов стыдно.
Чтобы показать, что случается и хорошее, хочется привести пример отечественной рекламы, которая по-настоящему борется с гендерными стереотипами. Как ни странно, это реклама пельменей «Сибирская коллекция», вышедшая в феврале прошлого года. В кадре мы видим Лолиту – реальный образ сильной и независимой женщины, – которая не стесняясь заявляет о том, что ей надоело готовить. В конце ролика она резюмирует: «Я не хочу готовить и не буду». Лучше этого может быть разве что описание рекламы на You-Tube: «Современное общество построено на множестве стереотипов о женщинах: женщина должна любить готовить, женщина должна убирать дома, женщина должна сидеть с детьми, женщина должна быть спортивной, умной, хозяйственной, красивой и т. д. Почему женщина вечно "должна"?»[4] Действительно! Таким образом, реклама пельменей становится почти что манифестом – как видео 2020 года Be a Lady They Said с Синтией Никсон!
Но, к сожалению, такие удачные случаи – скорее исключение, в большинстве же своем реклама, соцсети и общество в целом навязывают нам определенные паттерны поведения, избавиться от которых не так-то просто. Так или иначе, женщины чаще мужчин испытывают на себе давление общественного порицания, что неминуемо приводит к большим эмоциональным переживаниям, связанным с приемом пищи. Буаззуни верно подмечает: «Одни едят с удовольствием и лишь изредка следят за питанием, другие – постоянно следят за питанием, лишь изредка получая удовольствие», следствием чего становятся более серьезные проблемы, чем «расплата» из рассмотренной выше рекламы творожка. Современный дискурс по вопросам еды, освещение темы в медиапространстве, одержимость идеей здорового питания и связанные с этим мифы вокруг продуктов, выводящих токсины, и БАДов, резкий взлет «Инстаграма», оказывающего неоднозначное влияние на нашу самооценку, – все это способствует появлению новых форм одержимости питанием. Чтобы обратить наше внимание на эту серьезную и сложную сторону вопроса, Буаззуни вводит понятие «пищевая эмоциональность» («склонность обращаться к еде под влиянием отрицательных эмоций»), объясняя, что она способна выступать признаком РПП, равно как и само РПП, вызываемое разными факторами, может оказаться одним из последствий депрессии или даже ее непосредственным результатом. В развитых странах к июню 2020 года в среднем болели анорексией 4 %, булимией – 2 %, психогенным перееданием – 2 % женщин. При этом психогенное переедание у мужчин встречается реже, чем у женщин (ежегодно заболевают 0,8 и 1,6 % соответственно). К сожалению, в России до сих пор нет точной статистики по распространенности РПП[5]. Как и о многих психических расстройствах, об анорексии и булимии говорить было не принято, но в последние годы благодаря дестигматизации и открытому обсуждению в сети появляются материалы о том, как лечить РПП и в какой момент нужно обращаться к врачу[6], а также что делать, если у близких булимия или анорексия[7]. Булимию все чаще показывают в кино и сериалах, все больше людей рассказывают о своем опыте борьбы с РПП, записывают подкасты, пишут книги. Хочется верить, что доступ к такой информации поможет большому количеству людей.
В заключительной главе Нора Буаззуни поднимает еще одну непростую – на этот раз для традиционного общества – тему и предлагает порассуждать о противостоянии культа мяса и мясных продуктов и веганской и вегетарианской диет. «В нашем воображении, пропитанном "магическим мышлением", мясо ассоциируется с силой и, как следствие, с могуществом и успехом. […] Но если бы мы действительно испытывали жизненную потребность в мясе, чтобы стоять на ногах (накачивать бицепсы или добиваться успеха на баскетбольной площадке), то во многих странах попросту исчезло бы все население, вегетарианство превратилось бы в самоубийственную диету, а многочисленные спортсмены, успевшие стать его адептами, быстро остались бы не у дел». В последнее время нас все чаще призывают потреблять меньше животных продуктов из соображений заботы об экологии и здоровье. Но в таком настойчивом насаждении идей веганизма можно усмотреть все ту же «феминистскую угрозу» – расшатывание духовных скреп, вызывающее инакомыслие, портящее жизнь – «вегетарианство, как и феминизм, тоже воспринимается чем-то вроде "возмутителя общественного спокойствия", якобы дестабилизирующего подлинную "национальную идентичность", в значительной степени выдуманную и, как следствие, несущего угрозу господствующему мужскому началу». В странах, привязанных к своему культурному наследию и традициям, важной частью которых в том числе является потребление мясных блюд (и к таким можно отнести и Францию, и Россию), разговоры о пользе веганской или хотя бы вегетарианской диеты воспринимаются не лучшим образом. Обычно рациональные доводы не помогают, и пока, «несмотря на пагубное воздействие рациона с высоким содержанием мяса и мясопродуктов на здоровье и окружающую среду (глобальное потепление; уничтожение лесов; угроза голода; сопротивляемость антибиотикам; болезни и инфекции, передающиеся от животного человеку; рак; загрязнение окружающей среды; разрушение экологии; эксплуатация наемного труда; жестокость по отношению к животным…), несмотря на всю пользу увеличения в нем доли продуктов растительного происхождения, мужчины всячески противятся любым переменам». (К сожалению, стоит заметить, что в традиционных обществах не только мужчины противятся переменам, связанным с употреблением мясных продуктов. Я знаю многих женщин, которые не собираются отказываться от мяса или хотя бы сокращать его потребление. So sad.) Наш мир устроен непросто, поэтому здесь снова хочется сконцентрироваться пусть на небольших, но все же позитивных изменениях. По данным проведенного в апреле 2021 года опроса онлайн-ретейлера «Самокат» и группы компаний «Эфко», свыше 90 % россиян предпочитают «традиционный» рацион, но 6 % опрошенных назвали себя веганами или вегетарианцами. Также порядка трети респондентов (36 %) сообщили, что подумывают отказаться от мяса, а 12 % уже пытаются ограничить долю мясных продуктов в рационе (таких людей принято называть флекситарианцами). Также этот опрос выявил, что значительный сдвиг в пользу сокращения потребления животных продуктов произошел с начала 2020 года (с начала пандемии COVID-19), и главная причина этого сдвига – забота о здоровье[8]. Так, шаг за шагом, мы, возможно, победим и в этом вопросе!
Резюмируя, хочется еще раз подчеркнуть, что обществу нужны перемены. Так хочется жить в мире, где реклама будет гендерно нейтральной, общество – открытым и этичным, а еда будет ресурсом, дающим энергию, и источником удовольствия (и никакой расплаты!). К сожалению, перемены чаще всего не бывают быстрыми и точно никогда не бывают неожиданными. Менять привычную реальность – большая и серьезная работа. Но стоит помнить, что даже маленькие ежедневные шаги в нужном направлении приносят результаты. Уже сегодня появляется реклама, борющаяся со стереотипами; в больших городах появляется все больше веганских кафе и растительных аналогов продуктам животного происхождения в супермаркетах; бренды по-другому – уважительнее и этичнее – выстраивают диалог с аудиторией. Все больше людей готовы к экспериментам и смене привычных паттернов поведения, и я верю, что когда-нибудь мы все будем жить в чудесном мире Возможно, действительно нужно действовать хитрее, как предлагает Буаззуни в конце своей книги: «Чтобы изменить глобальное восприятие, надо иначе все предлагать и представлять. […] Не долбить, что чрезмерное потребление мяса (равно как и слишком жирного, сладкого и соленого) подрывает здоровье, а всячески подчеркивать благодеяния фруктов, овощей, злаков и бобовых. Действовать на месте, уподобляясь троянскому коню, проворачивая целевые маркетинговые операции». Очевидно одно, что, как и всегда, начинать перемены нужно с себя: открывать новые возможности и вдохновлять своим примером других. Не будьте к себе слишком строгими. Будьте неспешными, но сильными и настойчивыми, как бегуны на длинные дистанции. Как пишет Нора: «Ешьте, как получается, и ниспровергайте патриархат, превращая его в карамельный пудинг, дабы покончить со всем этим стейксизмом!» Под этим подписываюсь.