Моё первое путешествие

В этот мiр я был рождён в полдень светлого и тихого октябрьского дня 1955 года от Рождества Христова, на втором этаже Стерлитамакского родильного дома № 1. Этот светлоокрашенный, кирпичный, двухэтажный особняк, с не лишённым изящества фасадом, стоит и сейчас, в хорошем состоянии, по адресу: улица Садовая, 25, в центре Старого города, на водоразделе рек Ашкадара и Стерли. До революции в нём размещалось стерлитамакское казначейство.

* * *

Здание казначейства, одно из самых красивых и интересных зданий города, возведено в 1895 году. Его фасад богато украшен различными элементами кирпичного декора. Боковые части фасада выделены ризалитами, углы которых оформлены лопатками. Каждый из ризалитов завершён треугольным фронтоном. Центральная часть фасада увенчана небольшим прямоугольным аттиком, соединенным с фронтонами кованой решёткой.

* * *

Мне выпало стать первенцем, маме моей было 22 года, папе – 25 лет.

Роды прошли благополучно, и маму незамедлительно выписали домой. Поскольку папа был на работе, моя бабушка Алевтина и её сослуживица по культпросветучилищу, тётя Люба, приехали забирать меня и мою маму. Общественный транспорт по улице Садовой никогда не ходил, да и не было его тогда в Стерлитамаке. Такси (три машины на весь город) считалось непозволительной роскошью. Поэтому приехали они на лошадке, запряжённой в двуколку (высокую двухколёсную деревянную повозку без рессор, подобие древних колесниц). Лошадки тогда были почти при каждом солидном учреждении. Перед роддомом стояла коновязь, где привязывали лошадок.

Меня завернули в шерстяное солдатское одеяло и вынесли на свет Божий. Так я отправился в первое в моей жизни путешествие, навстречу восходящему солнцу, охраняемый тремя любящими меня женщинами.

Из печных труб струились дымки, в воздухе разносились вкусные ароматы. Близилось время обеда. Население Стерлитамака тогда уже превышало 100 тысяч человек, но улицы города выглядели безлюдными (рабочий город, взрослые все на работе, дети либо в школе, либо со стариками, старики по хозяйству). Автомобили проезжали очень редко, в основном грузовики. На весь город в личном пользовании тогда было не более 30 легковых автомобилей. Владельцы их берегли и выезжали только по особым случаям. Светофоров тогда не было, ехали с оглядкой, неторопливо. Постановлением горсовета легковые автомобили могли разгоняться до 25 км в час, грузовики – до 15 км в час (на самом деле они двигались гораздо быстрее), а конные повозки – до 10 км в час.

Дорожное покрытие на улице Садовой-Соборной во все времена было в приличном состоянии (изначально, при царском режиме, вымощено камнем).

Поездка предстояла недолгая, но интересная. Ехать на конной повозке это совсем не то, что ехать на машине. Мы не спешили. Конечно, ребёнок нескольких дней от роду не может следить за дорогой и отражать увиденное, но живой контакт с окружающим мiром в этом случае всё же состоялся. Недаром древние греки, по рождении сына, немедленно выносили его на свет Божий и показывали ему родовые владения, а близким людям новорожденного. Быть рождённым означает стать видимым для окружающего мiра.

В те годы Стерлитамак был преимущественно одно-двухэтажным. Наиболее значимые и самые красивые дома находились в Старом городе, который мы пересекали с запада на восток.

Роддом располагался на Садовой улице (до революции – улица Соборная), у пересечения её с улицей 7 ноября (официальная дата Октябрьской революции 1917 года). До революции улица 7 ноября охватывала практически три улицы: Большую Татарскую, Мордовскую и Левашёвскую.

Русский Стерлитамак закладывался при Екатерине II и развивался по всем правилам европейского градостроительства – регулярная застройка, при которой всё начиналось от реки, где были две пристани, грузовая и пассажирская, а в географическом центре поселения – храм Божий. Планировка учитывала ландшафт и опиралась на главные транспортные артерии: Оренбургский тракт и реку Ашкадар. До революции сложился удобный, компактный, радующий глаз архитектурный ансамбль Старого города, который к середине 20 века ещё не был основательно разрушен.

Улица Садовая-Соборная играла в нём ключевую, можно сказать сакральную роль. Это была ось, разделяющая город на две половины: северную и южную. По ней мы и направились в мой отчий дом на улице Пушкина (до революции Набережная), вниз, к Ашкадару.

Мы двигались не только в пространстве, но и во времени, от современности в прошлое, к отправной точке зарождения города на левом берегу Ашкадара.

* * *

Старый Стерлитамак целиком располагался на древнем морском дне. Роддом стоял в наиболее мелкой, прибрежной части, и мы двигались по отлогому склону дна континентального шельфа бывшего тёплого Уральского моря вниз, на глубину. В конце путешествия мы должны были увидеть морские коралловые рифы – Стерлитамакские шиханы – наиболее древние живые природные объекты во всей Башкирии, возрастом 285 млн лет. Они вышли из вод Уральского океана в то время, когда на земле господствовали динозавры.

* * *

Проехав первые 300 метров, мы пересекли улицу Комсомольскую (в прошлом Базарная). По левую сторону, в глубине, можно было разглядеть ограду и красный кирпичный массив двухэтажного здания бывшей Женской гимназии, где учились мои бабушки и тёти (здание стоит и сейчас, адрес: улица Комсомольская, 67).

* * *

Это большое здание построено в 1914 году, в так называемом «кирпичном стиле», для женской гимназии с семилетним сроком обучения. В марте 1919 года Женская гимназия была преобразована в Единую трудовую школу второй ступени. В настоящее время в здании располагается факультет СГПИ.

Здание представляет собой двухэтажное строение симметричной структуры, состоящее из выделяющегося основного прямоугольного отдела и двух Г-образных крыльев, к нему примыкающих. Главным элементом является центральная часть, подчеркнутая ритмом пилястр на всю высоту объёма, массивным парапетом и карнизом сложного профиля. Она имеет монументальный вид, благодаря величественным пилястрам, расчленяющим все окна на отдельные пространства и большому прямоугольному аттику. Это здание на фотографиях часто путают с внешне похожим зданием культпросветучилища на улице Карла Маркса.

* * *

Впереди, слева по ходу, на С-В углу, вдоль улицы Садовой, хорошо было видно деревянное, одноэтажное, длинное здание «собеса», в котором до революции размещалась Городская дума, а после революции – Народный дом. Во время гражданской войны бандиты устроили здесь узилище для женщин и детей, среди них были и мои прабабушка и бабушка Ивлевы.

Следующее за ним, по ходу – нарядное, украшенное декором из кирпича (современный его вид намного проще) каменное здание бывшей мужской прогимназии, где мой прадед, Александр Александрович Ивлев, начинал свою революционную деятельность в Стерлитамаке. В день нашего путешествия в нём размещалась средняя школа № 3, которую мне предстояло закончить в 1972 году, уже в новом здании, на улице Мира.

К северу от улицы Садовой, до следующей, параллельной ей улицы Коммунаров, простирался Учебный квартал, который включал в себя комплекс школ № 3, № 4, № 6, № 13, Башкирский детский интернат и Культпросветучилище.

По правую сторону нашего движения, в ограде городского сада, тогда ещё можно было ясно видеть платформу самого знаменитого за всю историю города здания – величественного белокаменного собора иконы Казанской Божией Матери. Стоял он на Соборной площади. Тогда это был географический центр города. Под сводами Казанского собора принимали Святое Крещение мои предки, здесь же их венчали и многих из их отпели. Храм был разорён и разрушен до основания в 1938 году, по приказу из центра, с молчаливого согласия до смерти запуганного местного населения. Богоборцы понимали, что совершают чудовищное, антинародное преступление, посему действовали "аки тати в нощи", храм взорвали без свидетелей, глубокой ночью.

До 1938 года в составе храмового комплекса возвышалась великолепная колокольня, которую до революции использовали для раннего обнаружения очагов возгорания в городе. Она была безсмысленно разрушена безумцами, взамен сооружена аляповатая, 10-метровая деревянная пожарная тренировочная вышка, простоявшая недолго. Соответственно, рядом, в двухэтажном каменном здании, располагалась пожарная часть.

* * *

Хотелось бы остановиться на этом уникальном, воистину сакральном месте, которое по праву может до сих пор считаться сердцем Стерлитамака. События последних 200 лет указывают на несомненную исключительную важность этого пятачка земли для города Стерлитамака и его жителей, что, по моему мнению, лучше всего можно описать как битву сил созидания и разрушения. Судите сами:

1760-е годы. Одновременно с основанием русского Стерлитамака на этом месте воздвигается первая деревянная часовня. У стен её хоронят основателей города и его героев, защитников от вражеских набегов.

1806 год – в честь иконы Казанской Божией Матери возводится новая деревянная церковь, которую в 1824 году, на пути из Оренбурга в Уфу, посетил государь-император Александр I.

1834 год – деревянная церковь сгорает дотла.

1837 год – заложен каменный Казанский собор. Место под собор было определено только после составления регулярного плана города. Его географический центр на пересечении улиц Базарной и Соборной (ныне Садовой) и стал местом строительства главной достопримечательности града Стерлитамака.

1864 год – Казанский собор предстаёт перед народом во всей красе – с пятью золочёными главами, увенчанными серебряными крестами, четырёхъярусной колокольней. Собор был обнесён кованной чугунной кружевной оградой и прекрасно просматривался из любой точки города и окрестностей. Соседняя пожарная часть получает доступ на колокольню собора для несения службы. Территория вокруг собора благоустраивается и становится городским садом.

1929 год – БЦИК принимает постановление о закрытии собора. Храм ограблен и осквернён, в здании собора устроен клуб. Территория вокруг собора находится в запустении.

1938 год – ровно через сто лет после начала строительства, собор варварски снесён, под предлогом освобождения места для строительства гигантского кинотеатра, который никогда не был построен. Взамен, рядом с руинами собора, устраивается хлипкое деревянное здание «Летнего театра». Пожарная часть лишается колокольни. По просьбе пожарных возводится деревянная каланча, но и она вскоре была разрушена. На бывшей Соборной площади устраивается «парк», о котором, впрочем, никто не заботится, и в нём царит «мерзость запустения».

1946 год – в парке, оставшемся безымянным после варварского уничтожения Казанского собора, установлен памятник С. М. Кирову, никакого отношения к Стерлитамаку не имевшему. Соответственно, парк получает новое название: «Парк им. С. М. Кирова».

1949 год – уничтожен водоразборный колодец типа «Фонтан», находившийся в непосредственной близости от собора, на перекрёстке улиц Карла Маркса и Садовой, откуда брали воду для освящения в храме и, разумеется, местные жители, для своих нужд, в том числе и моя семья.

1960-е годы – с узорчатой чугунной ограды парка варварски сбивают православные кресты, напоминавшие об истинной принадлежности парка. Летний театр сносится, на его месте руины. Парк обустраивается как место «культурного отдыха» с танцплощадкой.

1980-1990-е годы – обветшавшие гипсовые скульптуры советского периода на территории парка благополучно разваливаются, остатки их убирают. Дольше всех продержался статуй С. М. Кирова. В 1998-м, за один день, с помощью отбойного молотка, рукою простого рабочего Дмитрия Абдалова, он был снесён. Никто и не заметил. Таким образом, статуй простоял 60 лет, на 40 лет меньше, чем Казанский собор. Для меня С. М. Киров остался человеком-загадкой. Мне нигде не удалось найти внятных пояснений, за какие заслуги он был удостоен «увековечения» его памяти в Стерлитамаке.

Одновременно безследно исчезает чугунная церковная ограда парка, огромной ценности. Парк снова приходит в запустение.

2000-е годы – здравомыслящие, здоровые силы из числа жителей Стерлитамака требуют восстановления храма Казанской Божией Матери на историческом месте. РПЦ полностью поддерживает это требование. Оппозиция, представляющая силы разрушения, противодействует восстановлению исторического архитектурного ансамбля центра Старого города под смехотворными предлогами. Городские власти принимают сторону сил разрушения.

2016 год – устанавливается временный компромисс: Казанский храм предлагают восстановить, но в совершенно другом месте (частично исполнено). Территория парка более-менее приводится в порядок. При этом создаётся весьма странная, противоестественная картина, в которой соседствуют танцплощадка, памятный камень погибшим героям и часовня.

Загрузка...