Сноски

1

Культура эпохи позднего палеолита (15–8 тыс. лет до н. э.), распространенная на территории Западной Европы. (Примеч. пер.)

2

Улан-Батор. (Примеч. пер.)

3

Не исключено, что якуты иммигрировали на север, а их родина находится рядом с озером Байкал. Хотя в нынешней своей стране они используют только оленей, в некоторых церемониях до сих пор имеют место конские черепа – воспоминание об их пребывании на краю монгольской степи. Пазырыкские захоронения открыли обратный феномен. (Здесь и далее примеч. авт., если не указано иного.)

4

Поль Пеллио (1878–1945) – французский востоковед, специалист по истории Китая.

5

Напоминаем, что мифический прародитель тюрко-монгольских народов – рыжий волк с белым пятном, Бортэ-Чино у монголов в «Тайной истории» или серый волк Кук-бурэ у тюрок в «Огуз-наме»: «Из луча света выскочил большой волк с серой шерстью, с серой гривой».

6

Ле-цзун – император Поздней Янь в 396–398 гг. (Примеч. пер.)

7

Переселение народов (нем.). (Примеч. пер.)

8

Очевидно, отсылка к древнеримской истории, когда укрепленная граница по Рейну являлась границей между римской цивилизацией и «варварами» (германцами). (Примеч. пер.)

9

Тэмур Олджейту – монгольский император Китая в 1294–1307 гг. (Примеч. пер.)

10

Вопрос о стремени является важнейшим. Изобретение стремени на долгие времена обеспечило северным кочевникам огромное преимущество над кавалерией оседлых народов. Знаменитая греко-скифская ваза из Чертомлыка, как кажется, уже показывает нам «стремя из кожаного ремня с пряжкой, которое выступает из подпруги». У хунну использование стремени зафиксировано начиная с III в. до н. э. На Западе ни греки, ни римляне стремян не знали, и, кажется, только в VI в. их распространили авары.

11

Сравнение с наполеоновским походом в Россию в 1812 г., действительно имеющим определенное сходство с походом Дария. (Примеч. пер.)

12

Федераты – союзники. Термин из истории поздней Римской империи: варварские племена, поступавшие на военную службу к римлянам и получавшие земли для расселения в пограничных областях для их обороны. (Примеч. пер.)

13

Ныне город Улан-Удэ. (Примеч. пер.)

14

Хотя с V в. до н. э. Геродот (IV, 116) упоминает о «савроматах» к востоку от устья Дона и представляет их нам как метисов скифов и амазонок, говорящих на скифском языке. Идет ли речь об авангарде, последовавшем за скифами в их миграциях задолго до прихода основной массы сарматов, в то время еще кочевавших к северу от Каспийского моря? Но Ростовцев отмечает, что такой важнейший факт, как матриархат, о котором говорят греки, у сарматов никак не подтверждается. Он полагает, что речь идет о двух совершенно разных народах.

15

В этот момент скифы оказались между пришедшими из Азии сарматами, с одной стороны, и наступавшими гетами (будущими даками), фрако-фригийским народом, выкраивавшим себе державу в Венгрии и Румынии.

16

Ныне город Днепр. (Примеч. пер.)

17

Как и бронзовые изделия характерного сарматского стиля, хотя и найденные в зоне, населенной не сарматами, а финно-уграми, а также предметы из некрополя в Уфе, на западе Южного Урала и из клада в Екатериновке, между Уфой и Пермью, которые оба Тальгрен датирует периодом между 300 и 100 гг. до н. э. Похоже, что и бляхи с «закрученными животными», найденные в Гляденово к северо-востоку от Перми, которые Тальгрен датирует началом нашей эры, вдохновлялись сарматским стилем. Что касается крупных блях из клада Петра Великого, найденных в Западной Сибири, они, похоже, принадлежат к промежуточной стадии между скифским или «позднескифским» и сарматским. Тем не менее они относятся к сарматской эпохе, соотносясь с монетами Нерона и Гальбы.

18

Эти чаши-котелки цилиндрической формы с двумя прямыми квадратными «ушками» находятся и в музее Сернушей под Минусинском, и в музеях Будапешта.

19

Возможно, в это время произошло смешивание народов. Гардизи, персидский историк и географ XI в. пишет, что в его время киргизы были белокожими и рыжеволосыми. Впрочем, эти енисейские киргизы имели иное происхождение, чем тюркоязычный народ того же имени.

20

По утверждению историка Сыма Цяня, официальным инициатором этой реформы костюма был Улин, царь Чжао в 307 г.

21

Леон Вегер (1856–1933) – французский миссионер, историк Китая. (Примеч. пер.)

22

К. Ширатори напоминает, что хунну носили косичку и что от них эта мода перешла к последующим тюрко-монгольским ордам: тоба, жуаньжуанам, ту-кю, киданям и монголам.

23

Скифы, после их великого набега VII в. до н. э., не оставили по себе такой репутации грабителей, как хунну, возможно, потому, что их страна была богаче, а эта кочевая конница с берегов Понта Эвксинского жила за счет «скифов-пахарей», возделывавших украинские черноземы.

24

Разумеется, автор имеет в виду отступление наполеоновской армии из России в 1812 г., обернувшееся для французов катастрофой. Тактику русского командования в этой войне так и называли: скифской. (Примеч. пер.)

25

В настоящее время г. Кяхта. (Примеч. пер.)

26

Другие находки того же порядка, тесно связанные с ордосским стилем, были сделаны Талько-Гринцевичем возле Тулту, в нижнем течении Читы, и возле Бичурского у реки Хилок бассейна Селенги.

27

Ныне Чжанцзякоу. (Примеч. пер.)

28

Существует гипотеза, что эти уйсуни тоже были пришлым элементом в районе Или, куда переселились, также изгнанные хунну, с северо-западных границ Китая, например из района Собонора или Согокнора, к северу от Сучжоу, либо из более южной местности Канчу, либо из более западных мест, Кучи, близ Дуньхуана, что так же возможно. У нас возник вопрос: не спровоцировала ли миграция юэчжей уход сарматов, которые отправились в Южную Россию отбивать ее у скифов? Однако хронология никак не подтверждает данную гипотезу.

29

Аурель Стейн (1862–1943) – венгерский путешественник и этнограф, внес огромный вклад в исследование Восточного Туркестана. (Примеч. пер.)

30

А поскольку, как мы видели, слово «азиои» сближается с названием аланов на тюрко-монгольском языке (корень «ас» является в монгольском множественным числом слова «асод»), Ярл Карпантье делает вывод, что уйсуни являются предком сарматского (то есть североиранского) народа аланов.

31

С этого момента, отмечает «История империи Поздняя Хань», юэчжи стали крайне могущественными. Все прочие царства называют их именем Гуйшуан (кушаны), но Китай династии Хань сохраняет их старое имя: юэчжи.

32

Неточность кушанской хронологии широко известна.

33

Цзюньчэнь в 161 г. до н. э. наследовал своему отцу – знаменитому шаньюю Лаошану.

34

В настоящее время Истаравшан – административный центр одноименного района Согдийской области Таджикистана. (Примеч. пер.)

35

Как установил Уолтер Персеваль Йеттц, китайский поход в Фергану отнюдь не был продиктован капризом или желанием демонстрации собственного величия. Китай с огромным трудом противостоял грозной коннице хунну, этих жутких конных лучников, которые на своих маленьких монгольских лошадках (equus Prjewalsky) периодически совершали грабительские набеги на его пограничные районы. Китайцы, будучи худшими, чем они, наездниками, использовали таких же лошадей, как хунну, и потому оказывались в заведомо проигрышном положении. Тогда как в Фергане и в соседней Согдиане имелась великолепная боевая лошадь, крупная трансоксианская лошадь, возможно та же самая, которую греки встретили в Мидии под названием никейской лошади. Китайцам пришла мысль пересадить часть своей кавалерии на лошадей этой крупной иностранной породы, которые, как они считали, могли обеспечить ей превосходство над маленькими косматыми лошадками гуннов. Это и стало причиной их похода на Фергану, призванного было обеспечить им таким образом военное превосходство над кочевниками. Действительно, мы увидим на барельефах эпохи Второй Хань (например, в Сяо тан-шане) рядом с низкорослой лошадью Пржевальского крупную трансоксианскую лошадь. Отметим, что в связи с этим моментом возник вопрос: не принадлежала ли еще Фергана в тот момент последним греко-бактрийцам, поскольку китайское название страны Та-юань близко к индоиранскому названию греков – явана, то есть ионийцы.

36

В 9 г. н. э. римский полководец Публий Квинтилий Вар, стремясь разгромить восставших германцев, с тремя своими легионами зашел далеко вглубь вражеской территории и в Тевтонбургском лесу потерпел сокрушительное поражение от германцев, умело использовавших рельеф местности, чем свел на нет преимущество римлян в вооружении и тактике. Практически вся армия Вара была уничтожена, а сам он покончил с собой. (Примеч. пер.)

37

«Официальная история династии Хань» в переводе Шаванна.

38

Козлов Петр Кузьмич (1863–1935) – русский путешественник, военный географ, этнограф, археолог. (Примеч. пер.)

39

Лимес (limes) – укрепленная граница Римской империи, служившая для защиты от варваров и для ведения таможенного контроля. (Примеч. пер.)

40

То есть «шелковыми» – имя, данное греками и римлянами китайцам – жителям Страны шелка. (Примеч. пер.)

41

То есть главный город Шелковой страны. (Примеч. пер.)

42

Разумеется, имя дано в китайской транскрипции; хотанское имя нам неизвестно.

43

«История империи Поздняя Хань».

44

«История империи Поздняя Хань».

45

«История империи Поздняя Хань».

46

«История империи Поздняя Хань» в разделе за 151 г. говорит о вводе китайского гарнизона в Цюй-цы, или Кучу. Питер Будберг полагает, что речь здесь идет не о г. Куча на р. Музарт в Центральной Азии, а о колонии, основанной ссыльными или эмигрировавшими кучанцами на северо-востоке Шэньси, очевидно севернее Юйлиня.

47

Трипитака – сборник священных буддистских текстов, переведенных на китайский язык в начале нашей эры. (Примеч. пер.)

48

Наги – в индуизме и буддизме мифические существа с человеческими торсом и головой и змеиным хвостом. (Примеч. пер.)

49

Я считаю возможным, что влияние кучанских фресок распространилось очень далеко на север, вплоть до Сибири. По этому поводу отмечу, что тип «кизильских всадников» встречается на сулекских наскальных фресках в долине Караюз (Писаная гора) возле Минусинска, на которых мы видим всадников в доспехах, конических шлемах и с длинными пиками, аналогичными кизильским со сцены «войны за реликвии». Впрочем, Тальгрен полагает, что «летящие галопом» сулекские всадники напоминают сасанидские летящие галопы эпохи династии Тан предположительно VII в. н. э. И так вплоть до грубых антропоморфных стел района Семипалатинска, севернее Балхаша, на Верхнем Иртыше (каменная баба), очень отдаленно напоминающих широкими полами своих одежд о сасанидском очаге – Куче.

50

Быстрое расширение тобанского царства династии Вэй разрезало владения мужунов, или царей Янь, на две части, в которых правили разные ветви этой семьи: 1. Просуществовавшее до 436 г. царство Северное Янь в нынешнем Джехоле, на северо-востоке Юнпина, со столицей в Key-чэне, недалеко от современного Чжао-яна, на нынешней границе Джехола и Маньчжоу-Го; и 2. Просуществовавшее с 398 по 410 г. царство Южное Янь, Нан Янь, в Шаньдуне, со столицей в Гуан-гу, около Цинчжоу.

51

Исключение составило царство Нан Янь в Шаньдуне – осколок мужунских государств, которое в 410 г. было захвачено южной китайской империей.

52

Иногда в византийской и сирийской географии Лоян называется Таугаст, то есть так же, как народ: тобгач или тоба.

53

К северо-западу от Дели. Царство Тханесвар или Танесар (на санскрите Стханвисвара), несомненно, обязано своим возвышением своему положению приграничной области, которую играла, прикрывая цивилизацию Ганга от вторжений гуннов.

54

Возможно, тюркология могла бы добавить нам некоторые свидетельства о древнем разделении азиатских и европейских гуннов. По мнению Н. Поппе, современные чуваши, живущие на Волге между Самарой и Казанью, могут быть потомками западных гуннов. В чувашском языке присутствуют такие особенности, которые сильно отличают его от языков соседних тюркоязычных народов. Отделение чувашского от других тюрских языков, по мнению Н. Поппа и Бартольда, произошло приблизительно в начале христианской эры.

55

Натиск на восток (нем.) – обозначение германской экспансии с целью расширения жизненного пространства за счет соседних (в первую очередь славянских) народов. (Примеч. пер.)

56

Ammien Marcellin, XXXI, 2. «Вооруженный огромным луком и длинными стрелами, вторит ему Сидоний Аполлинарий, гунн никогда не промахнется при стрельбе; горе тому, в кого он прицелился, ибо его стрелы несут смерть!»

57

Предок тукю был вскормлен волчицей. Став взрослым, он совокупился с ней, и за десять лет у них появились десять сыновей, родившихся в материнском логове (Stanislas Julien, Documents sur les Tou-kiue, 321). На конце древков своих знамен тукю помещают золотую голову волчицы. Приближенные их царей называют себя волками. Поскольку все они рождены одной волчицей, то не хотят забывать древнего происхождения (Ibid., 331).

58

Титул ябгу или ябху, вероятно, перешел к тюркоязычным народам от древних кушанцев или индо-скифов. С ним фигурирует на своих монетах кушанский правитель Кадфис I.

59

Армянский историк Себеос пишет, что в 597–598 гг. персы под предводительством полководца Смбада Багратуни совершили поход вглубь страны турок до Балха.

60

И очевидно, богиню земли, персонифицированную в богине горы Отукан, вероятно идентичной Атуган или Итуган, богине земли у монголов XIII в.

61

Пример Тониукука показывает, что это обвинение китайцев часто было необоснованным (см. ниже).

62

Отметим, что между 575 и 585 гг. Тобо-хан приютил гандхарского беглеца Джанагупту, изгнанного из Китая, который обратил его в буддизм.

63

Китаизированная форма тюркского имени Ышбара?

64

Примерно в это время Тарду отправил в Константинополь, к императору Маврикию посольство с письмом, в котором открыто титуловался верховным каганом, «великим вождем семи племен и господином семи климатов».

65

Книга Тан («Старая история Тан», «Цзю Тан шу») – официальная историческая хроника династии Тан. (Примеч. пер.)

66

Столица Турфанского царства в эпоху династии Тан находилась не на месте, носящем это название в настоящее время, а восточнее, в Идикут-шахри, который является древним Кара-ходжой, и, следовательно, совершенно не совпадает с нынешним Кара-ходжой.

67

В битвах при Креси (1346) и Азенкуре (1415) англичане, используя свои преимущества в тактике (в первую очередь – пеших лучников), разгромили численно превосходящие их французские войска, состоявшие главным образом из тяжеловооруженной рыцарской конницы. (Примеч. пер.)

68

Тибетские документы, привезенные из Дуньхуана Пеллио и изученные Ж. Бако, доказали, что общее обращение Тибета в буддизм, до сих пор приписываемое тибетским царям VII в., произошло значительно позднее.

69

Предположительно курыканы жили на западном берегу озера Байкал.

70

После смерти Моцзиляня Сюань-цзун во всеуслышание восславил миролюбие и дружеское доверие к империи, проявленные этим каганом.

71

Василий Владимирович Бартольд (1869–1930) – российский и советский востоковед, тюрколог, арабист. (Примеч. пер.)

72

Ихшид – княжеский титул правителей Согдианы в доисламский и ранний исламский период. (Примеч. пер.)

73

Хотанский царь Вэй-чэ Шэн (из династии Вэй-чэ) также прибыл со своим войском, чтобы помочь Танам против мятежников.

74

В манихейском фрагменте Карабалгасунской надписи, датируемой приблизительно 820 г., имя этого кагана сопровождается целой серией эпитетов: «Улуг илиг (великий царь), тенгрида кут булмыш (от Неба получивший величие), эрдеин иль тутмыш (по своим заслугам владеющий царством), алп (героический), кутлуг (величественный), кюлюг (славный), бильге (мудрый)».

75

В этот период Китай сильно нуждался в союзе с уйгурами против тибетцев. Около 787 г. тибетцы выбили последние танские гарнизоны из Кучи, но сразу же после этого были изгнаны уйгурами. В 791 г. они атаковали китайское пограничное укрепление Лин-у около Нинся, в Ганьсу, и опять-таки благодаря уйгурам были оттуда выбиты. С 783 по 849 г., потом снова, вплоть до 860 г., они упрямо захватывали области Синин и Линчжоу на юго-западе Ганьсу.

76

Отметим, что манихейский запрет пить молоко и есть масло, трудноисполнимый в стране скотоводства и кумыса, вместе с рекомендацией питаться овощами побудили уйгуров отказаться от пастушеского образа жизни в пользу земледельческого.

77

По свидетельству Карабалгасунской надписи на согдийском, Бешбалык, Турфан, Карашар и др., «Четыре Тугри» были покорены уйгурами около 800 г.

78

Последний каган уйгуров У-цзе (Уге?) пытался, больше как авантюрист, чем как монарх, удержаться в Гоби, ведя войну одновременно против киргизов и китайцев. В 847 г. он погиб при невыясненных обстоятельствах на Алтае.

79

Уйгурские цари Ганьчжоу претендовали на титул кагана.

80

Что, очевидно, подтверждается упоминаниями уйгурских «небесных каганов» Ганьчжоу на многочисленных буддистских табличках Гротов Тысяч Будд в Дуньхуане.

Загрузка...