ПРОЛОГ
Здравствуй, дорогой Читатель!
Меня зовут Мария.
Будучи студенткой пятого курса педагогического университета, я решилась на эту авантюру, полную трудностей и радостей. Начала работать учителем. Экзамены, зачеты, курсовые, написание дипломной работы… Все это шло параллельно с преподаванием в школе, где также были отчеты, журналы, ведомости и ещё много всего, о чем я расскажу в этой книге. Она будет полезна студентам, практикующим учителям, родителям и всем, кто хочет знать, как устроена школа внутри. Я приоткрою завесу, за которой скрывается реальная школа. В книге я собрала свой опыт, а также опыт моих коллег в сфере образования. Здесь я разбираю разные подходы к решению проблемных ситуаций в процессе работы. Я считаю, что профессиональный путь у людей складывается совершенно по-разному. Есть те, кому сразу повезло с коллективом, руководством, детьми, родителями. Я много раз разговаривала с опытными учителями, у которых не было терний, всё шло как по накатанной колее. Они пришли работать в одну школу и, проработав всю жизнь на одном месте, счастливо ушли на пенсию. Я разговаривала с одной такой учительницей. 56 лет в одной школе. Говорит, что почти не помнит своих учеников, а на мои истории она лишь ответила: «Время сейчас такое, сложное, другое поколение, другие дети, родители…» Были и такие учителя в собеседниках, которые, по их же рассказам, допускали одни те же ситуации по отношению к себе, из года в год ходили по кругу, постоянно наступая на одни и те же грабли. Это как говорить о жизненном опыте. Возраст, как и стаж работы не так важен. Важно то, какие ситуации с тобой происходили, выносил ли ты из этого урок или шёл на попятную. Сколько раз ты смог благополучно разрешить те или иные ситуации? Сколько ты вкладывал и какой результат получал?
Эта книга зародилась в то время, когда молодые учителя приходили в нашу школу и увольнялись спустя месяц, два, три. «Выносливые» дорабатывали год и уходили. Я спрашивала их, почему? Получала в ответ целый ряд причин. И всегда звучало: «Я не ожидала, что будет так. Я к этому была не готова.» Или: «Школа – это дурдом». И я тоже ко многому была не готова, для меня всё было новым, но каждый раз я находила в себе силы для решения всевозможных ситуаций.
Учитель ежедневно работает с людьми и выстраивает с ними отношения. Представьте себе класс, посередине стоит учитель. Он окружен детьми, родителями, коллегами, администрацией, вышестоящими органами (министерством образования города/края/России) и всем от него что-то нужно:
Детям – внимания, строгости и, одновременно, свободы, интересных уроков, доброты, понимания, современных взглядов.
Родителям – компетентности, ежедневного выставления оценок, поддержки и отстаивания интересов детей, быстрой проверки тетрадей, обратной связи и индивидуального подхода к их ребёнку
Администрации – точно в срок заполненных отчетов (и по воспитательной работе, и по учебной), заполненных электронных и письменных журналов, готовность в любой момент выполнять поручения (свозить на олимпиаду, в театр, заменить коллегу, взять вести дополнительно смену, провести собрание, показать идеальный класс для проверки и т.д), а еще надо сделать ремонт в классе на деньги родителей, ведь для ремонта деньги не выделяются.
При этом, если родители не готовы материально полностью обставить и перекрасить кабинет, то получи разговор с администрацией на тему: «Ты плохой классный руководитель, потому что не заставил родителей сделать школе ремонт подороже».
Коллегам же нужно, чтобы вы побольше работали, не выделялись особо на их фоне, всегда были готовы им помочь, даже, если это противоречит вашим личным интересам.
Вот так и работает учитель среди всех огней. Он выстраивает отношения со всеми участниками образовательного процесса.
В этой книге я описала свой субъективный взгляд на отношения между учителем и его коллегами/администрацией, учителем и родителями, учителем и ребенком.
Возможно, кому-то она поможет морально подготовиться к работе. Возможно, кто-то заранее для себя определит, что не хочет связывать свою жизнь с педагогикой или напротив, проявит искренний интерес. Я делюсь своим опытом от души, рассказываю то, о чем хотела бы знать заранее сама. Многие имена коллег изменены, место работы я намеренно не называю, ведь это не имеет существенного значения. Не важно, где вы работаете, и работаете ли вообще в школе, я уверена, что проблемы и ситуации покажутся вам очень знакомыми. Ведь так или иначе все мы связаны с системой образования.
Начало большого пути …
Для всех этот день волнительный. С самого раннего утра у каждого, сидящего за партой, была суета дома. Встать пораньше, почистить зубы, умыться причесаться. На кухне мама готовит ароматный завтрак, наливает в кружку кофе. Я волнуюсь. Хотя, мама говорит, что переживать особо нечего. Она вчера весь вечер гладила мою новую форму. Мне нравится мой костюм темно-синего цвета, белая рубашка и галстук. Я не понимаю, за что мой старший брат так не любит носить форму, она красивая. А я выгляжу в ней как взрослый. Как банкир, например. В банке много одетых в костюм мужчин. Да, я буду банкиром, когда вырасту. Или полицейским, у них тоже красивая форма. С этими мыслями я медленно надеваю форму, стараюсь застегнуться правильно, на все пуговицы, не пропуская ни одной. Я взрослый. Кажется, собрался.. выхожу в кухню на завтрак, мама меня всего оглядела и с улыбкой подошла что-то поправить. Всё таки, я пропустил пуговицу на рубашке. Мы позавтракали и идем на линейку. В руках я держу букет цветов, его я подарю своей первой учительнице. Интересно, какая она будет? Строгая или добрая?
На улице солнечно, воздух пахнет осенними листьями. Вот уже виднеется школьный двор. Как много людей! А вот и табличка 1 В класса. Я увидел её вдалеке, среди других ребят моего возраста, там мой класс. Табличку держала красивая молодая учительница. Она была в голубой рубашке и черной юбке. Она с нами поздоровалась, улыбнулась и сказала, что рада меня видеть среди своих учеников. Как она мне нравится!
Начало большого пути …
Для всех этот день волнительный, а для учителя, который входит в класс впервые, особенно. Не знаешь, что ждёт тебя впереди. Ты видишь глаза детей, добрые глаза.
Сегодня мой первый рабочий день в школе. Теперь я – Учитель. Проснулась пораньше, приготовила завтрак. Собралась, вышла в школу. Улицу заливает солнечный свет. А воздух так сладко пахнет осенними листьями. Какой хороший теплый день! В кабинете я взяла табличку с надписью 1В и спустилась на крыльцо школы в ожидании своих первоклассников. Первые ребята начали сразу подходить, мы знакомились, некоторых я помнила с переклички. У них были большие красивые букеты, нарядные отглаженные рубашки и сарафаны. У девочек белые банты, у мальчиков стрелки на брюках и, конечно, светящиеся глаза.
Двери открылись
или «Как я сюда попала»
Ранним августовским утром прозвучал вызов мобильного телефона. Это была Нина Алексеевна, мой наставник по педагогической практике.
–Машенька, доброе утро!
–Здравствуйте, Нина Алексеевна!
– Я вот по какому вопросу звоню… Какие у тебя планы на ближайший учебный год?
–Учёба, диплом, практика.– ответила я.– А у Вас есть предложение?
–Конечно! Для тебя есть работа! У нас в школе. Выходить нужно в середине августа. Подумай и позвони мне вечером.
Дальше мы договорились о времени звонка и распрощались. Я начала обдумывать предложение, взвешивать плюсы и минусы. Думала, какие могут быть трудности на работе из-за учёбы, и наоборот на учёбе из-за работы. Ни о каком переводе на заочное отделение и речи быть не могло. Я решила выписывать на листок все плюсы и минусы такого тандема «учёба – работа» и принимать взвешенное решение. К слову, я тогда уже успешно работала парикмахером. Ведь жить на стипендию студента в 2000р мне не представлялось возможным. Я сама выстраивала свой рабочий график, ходила на разные мастер- классы и прекрасно успевала по учёбе в университете. Но мне было очень интересно получить новый опыт работы, тем более по моей специальности. Плюс на базе этой школы я проводила эксперимент для своего диплома, плюс моя наставница и директор создали хорошее впечатление, плюс школа была расположена через дорогу от моего дома. И вообще, почему бы не испытать себя на прочность?
Любая работа начинается с собеседования и моя не исключение. Да, директор школы был у меня на уроках и ещё до звонка Нины Алексеевны мне не раз говорил, что будет рад принять такого специалиста в штат сотрудников. Поэтому собеседование – это больше была формальность, но я немного волновалась.
Собеседование прошло не так гладко, как хотелось. Разговор был не с директором, а с завучем, с нею мы до этого не пересекались, ведь все свои учебные дела я решала при участии Нины Алексеевны и директора Евгения Юрьевича. Я тут же увидела скепсис в глазах завуча, с порога прозвучали вопросы:
-Ну и сколько Вам лет?
-23
-Мм… Маша, да? Так Вас зовут?
– Мария Владимировна.
-Ха, Мария Владимировна… А вы хоть знаете, что такое рабочая программа? Слышали хоть раз в жизни? «Школа России»… Это Вам о чем- то говорит?
Я сказала, что в университете мы разбирали каждую программу, их сходства и отличия, но, конечно, практических умений в применении этих программ у меня нет, т.к. в школе я раньше не работала. Дальше я перечислю вопросы, которые задавали мне и моим коллегам на собеседовании. Возможно, эта информация пригодится и вам в дальнейшем.
1.Кто Вы? Где живете? Чем занимаетесь?
2.Почему пришли именно на это место работы? (у меня этот вопрос отпал сам собой, т.к. не я искала работу, а школа искала учителя.)
3.Чем занимаетесь в свободное время? Какое есть хобби? Тут не стоит говорить работодателю всё сразу. Например, если вы рисуете, поёте, занимаетесь танцами на пилоне, ходите в тренажерный зал, то про пилон точно стоит умолчать. Знаю случай, когда учитель занималась обычными танцами для души, но на работе, когда что-то было не так, её постоянно упрекали: «Лучше бы журнал заполнила/программу составила» или «Это нужно заполнить срочно.. ну ничего страшного, не сходите один вечер на свои пляски» . Можно сказать, что занимаетесь спортом и развиваете творческие умения. Этой информации будет достаточно.
4. Есть ли вредные привычки? В приоритете всегда кандидаты без вредных привычек.
5. Что вы знаете о нашей школе/компании/организации?
6. Вы любите детей? Ответ очевиден.
7. Какой опыт работы с детьми уже имеется? Здесь не стоит умалчивать о любой работе, которая касается детей.. Я, например, озвучила весь опыт с детьми, который был к тому моменту. Это и работа в детском лагере на отряде с художественными гимнастками, и работа в дошкольном учреждении в летний период, и работа в языковой школе, где я вела русский язык для детей-мигрантов.
8. Какие образовательные программы знаете? Какую находите эффективной? На этот вопрос нет правильного ответа, который устроит всех работодателей сразу. Достаточно сказать, что в каждой программе есть как плюсы, так и минусы. Можно несколько перечислить, привести примеры.
9. Какой подход к детям вы будете использовать в работе?
Самым оптимальным ответом на этот вопрос является индивидуальный или дифференцированный подход. Скажите, что помощью такого подхода можно создать благоприятные условия обучения, которые будут учитывать как индивидуальные особенности ребенка (особенности темперамента, скорость мыслительных операций, особенности характера, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, уровень развития эмоционально-волевой сферы и т.д), так и специфические особенности детей с нарушением развития.
10. Как Вы ведете себя в ситуации стресса? Конфликтной ситуации? Чрезвычайной ситуации?
На мой взгляд лучшим ответом сразу на все три вопроса : подхожу к решению задачи здраво, с «холодной» головой, стараюсь мыслить логично. В чрезвычайной ситуации действую по инструкции.
Учительская работа не предполагает выход эмоций за рамки. Ты всегда должен решать несколько задач одновременно, твои глаза должны быть везде, твоя голова должна мыслить трезво и беспристрастно.
Моё впечатление от школы после собеседования оказалось смазанным. Выходя из кабинета директора, я увидела, что около приемной стояли несколько учителей, которые оглядели меня с головы до ног, закатили глаза и сказали:
–Эта что ли?
Так передо мной открылись двери в новый этап моей жизни. Он оказался очень важным и для моего становления как специалиста, и для личностного роста.
.
Учитель- Учитель
Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать самого себя.
Н.В.Гоголь.
Мы приходим на новое рабочее место и сразу попадаем в коллектив. Как ни крути, дети, выпуск за выпуском, меняются, а вот коллектив остается прежним. Особенно это чувствуют учителя – предметники, им могут менять классы почти каждый год. Когда я пришла работать в школьный коллектив, я была настроена на позитивное, доброжелательное общение абсолютно с каждым членом этого коллектива. Я понимала, что пришла в уже сложившуюся систему, где каждому отведена своя роль.
В моём представлении учитель – это воспитанный, интеллигентный человек с активной жизненной позицией, умеющий излагать как академический материал, так и свои мысли. Естественно он должен быть начитан и знать хотя бы свой предмет сверх программы.
Что же в реальности я увидела, когда пришла в школу?
Уже на первом собрании учителей начальной школы я была в полном шоке. В тот момент нужно было распределить детей на три класса вместо четырёх. Я тогда впервые познакомилась с теми, с кем предстояло работать последующие четыре года. И что мне бросилось в глаза сразу, так это агрессивное настроение УЖЕ СЛОЖИВШЕГОСЯ коллектива. Атмосфера была сразу накалённой, почти все как острые иголки, каждый сам за себя, а друг друга хотят уколоть побольнее (а это еще даже учебный год не начался). И важно, что люди не здоровались друг с другом. Зашли с «умным» видом, сели. Когда вошла я, то, конечно, поздоровалась. В ответ было молчание. Я посчитала, что меня плохо слышно и с улыбкой поздоровалась ещё раз, но уже твёрже. На этот раз реакция какая никакая, но была, однако часть учителей предпочли промолчать, они смотрели то в стену, то в окно. Я удивилась, когда поняла, что в большинстве своём люди здесь предпочитают бестактность и заносчивость воспитанию. Здороваться там друг с другом было не принято. Здоровайтесь всегда, здоровайтесь со всеми. То, что вы молча проходите мимо коллег, не делает вас умнее. Это показывает вас невоспитанными людьми. Дальше в течение полу года, большинство учителей упорно пытались игнорировать мои «Здравствуйте!», молчать в ответ, не смотреть на меня, делая вид, что вообще не в курсе, кто я. Это меня не огорчало, а больше вызывало недоумение и интерес одновременно. Каждый день я делала маленькое абсурдное открытие о коллективе.
Например, такие:
– более взрослые коллеги могут с тобой разговаривать на ты, а ты нет, ведь они старше;
– более взрослые коллеги захотят, чтобы ты сделал какую – то работу за них (тебе же не трудно);
– более взрослые коллеги захотят тебя послать «сбегать» в магазин/за коллегой/за документом/за тортом (ты же молодой, а значит, сходишь);
А когда ты открыто говоришь «НЕТ», отстаиваешь границы в общении, то скорее всего тебя сразу будут считать стервой.
Это то, что мгновенно всплывает в памяти. И мой «топ» замыкает следующий пункт.
– Игнорирование присутствия, неумение говорить «Здравствуйте».
Коллеги, которые были напрямую связаны с моей деятельностью могли демонстративно отворачиваться или молчать в ответ на «Добрый день!» Или входить в кабинет и, не поздоровавшись, бросить фразу: «Тут это.. деньги сдать надо.» У меня было только недоумение… Но я не уподоблялась этому поведению, а напротив, была вежлива и продолжала приветствовать коллег.
Если человек молчал, игнорировал, то я повторяла тоже «Здравствуйте!» или подходила и говорила с улыбкой что вроде этого: «Добрый день!»… Тишина… «Наверное, Вы меня не услышали? Здравствуйте!» Пишу это и самой смешно от этих ситуаций. Мне не нужно было внимание. Я не навязывалась. Более того, если бы моя работа не предполагала взаимодействие с детьми (например, как у банковского работника), то я бы не придала этому особого значения. Не здороваются, и не надо, мне всё равно. А вот при работе с детьми демонстрация своих «капризов», невоспитанности, личной неприязни должны быть сведены на нет. Мне хотелось, чтобы взрослые люди, работающие в одном коллективе, соблюдали элементарные правила этикета.
Если рядом не было учеников, то мне было как правило безразлично, есть ли ответ от коллег или нет. Я просто делала так, как считала правильным. Однако чаще всего мы все находились в окружении детей. Насколько сложно было приучить учителей здороваться со мной, настолько оказалось невозможным научить взрослых учителей здороваться с детьми. Я пишу не том моменте, когда учитель стоит перед своим классом и приветствует их, а о том, когда он идёт по коридору, навстречу ему учитель, который, например, ведёт детей в столовую. Здороваюсь я, и по моему примеру дети хором кричат «Здравствуйте!» Мои дети с первого класса приучены здороваться СО ВСЕМИ взрослыми в школе. Они с улыбкой приветствуют учителя, а тот, не глядя, проходит мимо меня и ребят. Знаете ли вы, как мне было стыдно за своих коллег перед моими детьми? Они меня спрашивали: «А почему с нами не здороваются в ответ?» Вот как, вы, мои дорогие читатели, ответили бы на этот вопрос? Думаю, что нельзя говорить о других учителях плохо, формировать негативное мнение о коллегах, ведь авторитетом должны являться не только Вы лично, но и другие учителя. Я разговаривала с детьми, объясняла, что мы все: и дети, и взрослые – люди, мы все разные, и у каждого есть достоинства и недостатки, каждый воспитан по-своему. Мы должны принимать с уважением других людей такими, какие они есть, но при этом не терять себя, не вести себя также в ответ. Говорила, что может быть не расслышали ребят, а может быть у человека день тяжелый. Говорила, что нужно к ним с пониманием относиться. Я предложила ребятам здороваться в 2 раза громче, приветливее особенно с теми, кто не отвечал на приветствие, обосновала это тем, что человеку станет теплее от добрых слов, и он обязательно ответит тем же.
Эксперимент удался! Большинство начали реагировать на детей, хотя сначала пугались, делали удивленные глаза. Это вроде такая обыденная мелочь, но насколько важная. До сих пор есть в нашей школе учителя, которые не обращают внимания на детей, на их улыбки, приветствия. Но также я вижу, как учителя кричат на учеников 6-7-8 классов, что те заходят в кабинет не здороваясь, позволяют хамское поведение. Это закладывается в раннем детстве, в начальной школе, по образцу учителей и родителей в том числе. Так чего хотят учителя, которые даже не могут открыть рот, чтобы сказать «Здравствуйте!» ребёнку в ответ. Дети должны чувствовать, что их уважают, тогда в ответ тоже будут проявлять понимание и уважение.
Я люблю своих детей и хочу, чтобы со временем они не разочаровались, чтобы и в родителях, и в учителях в подростковом возрасте они видели союзников, а не врагов. Я считаю, что мы транслируем модель поведения детям. Мы для них образец. Так давайте будем образцом не только на словах, но и на деле. Уже к концу первого года работы меня все знали в лицо и по имени отчеству (по крайней мере не пытались игнорировать моё присутствие), здоровались и прощались.
Вернемся ко времени перед 1м сентября. На первом же собрании я увидела, как распределяют детей учителя. Они ругались, кричали матом, швыряли документами со словами: «Этот чурка мне не нужен» , «Этот тупой был у меня на дошколенке, я его не беру.» «У этого родители ***» и т.д..
Я в этом процессе не участвовала. Мы сидели с моей опытной коллегой (мой наставницей по практике) и были шоке. Я была в шоке. Она с грустью посмотрела на меня и сказала: «То ли ещё будет». Я смотрела со стороны, ожидая, что завуч что-либо скажет или примет участие в этом жутко неприятном мероприятии. Помню, как предложила завучу распределить всех детей – инофонов (дети –инофоны – это дети мигрантов, для которых русский язык не является родным) поровну в каждый класс, для лучшего включения в языковую среду. Но ответ был «Разбирайтесь-ка с этим сами». На столе лежали никому не нужные документы Айбека, Гулджахон, и других ребят, которые оказались в моём классе. Я приняла их с теплотой. И в тоже время я понимала, что чем больше в классе детей – инофонов, тем сложнее самим детям включиться в учёбу. В итоге у меня появился класс из 34 человек, 17 из которых были дети-инофоны, билингвы, 6 детей в классе не говорили на русском совершенно, даже на бытовом уровне. Это означает, что фраза «иди сюда» вызывала сложности и общалась я с этими детьми не только словами, но и жестами. Можете представить, как трудно ребёнку воспринимать учебный материал, если он не знает, что такое ручка и действует на уроке, повторяя за другими детьми.
Я обратилась к завучу с вопросами, почему дети распределены таким образом, как лучше строить с ними работу. На это получила ответ: «Не знаю, как-нибудь разбирайтесь». Стало ясно, что помощи и поддержки молодому педагогу ждать не откуда. Я в тот день пришла домой и долго думала, как лучше строить работу с классом, чтобы получить максимально качественное обучение и хорошие отношения между детьми. В первый же рабочий день ученик таджик обозвал узбека «чуркой». С этим нужно было что-то делать. Тогда я решила, что моей первостепенной задачей стоит формирование здорового коллектива, иначе процесс обучения просто не пойдет. Параллельно я начала изучать материалы по методике преподавания русского как неродного и русского как иностранного. Много читала, анализировала, обращалась за советом к преподавателям в университете. Мне хотелось построить гармоничный класс, где изучение учебного материала будет проходить параллельно с изучением языка. При этом в классе были и сильные ученики, потенциал которых было важно развивать с самого начала. К слову, Айбек и Гулджахон, как и остальные ребята, оказались замечательными, способными, добрыми и открытыми детьми. Гуля задавала при встрече много вопросов и постоянно говорила: «Я Вас люблю со всей силой» .
Дальше в процессе узнавания системы образования изнутри, знакомства с моделями поведения учителей, их методами работы я поняла, сколько учителей, столько и подходов к работе.
Основываясь на своих наблюдениях, я разделила всех учителей на следующие типы:
1. Учитель – лентяй. Это тот, кто не обладает академическими знаниями, методиками работы с детьми и ему «и так нормально». Такой учитель, проверяя диктант детей 2 класса пропускает по 7 ошибок, на обложке журнала пишет муниципальное с «Ы» и при этом «вяло-текуче» ведет урок. На замечания старших и опытных коллег не реагирует, совершенствованием своих умений и накапливанием знаний заниматься не собирается. Самое сложное для руководства и для родителей это то, что у такого учителя полное безразличие к детям и к себе. Он приходит отработать часы. Родители, понятное дело, чуть ли не каждый день ходят к директору с тетрадями детей, где правильное написание исправлено на ошибку, так ещё и оценка снижена. Мне, на месте родителей, было бы страшно оставлять на обучение ребенка в таком классе. С учителем со стороны администрации проводили беседы, ходили на уроки, и даже советовали литературу. В моих глазах это было очень активное участие в работе молодого педагога. Я ждала такого участия, когда пришла работать, я готова была внимать и впитывать, следовать рекомендациям, но этого не было. Знаете, что грустно в этой ситуации? Даже не систематические ошибки, странные уроки , а то, что человек говорит на всё это: «Мне без разницы», «Я не буду ничего читать», «Да пусть хоть зажалуются». А знаете, почему такой учитель будет работать и дальше? Он УДОБНЫЙ. Он не задает лишних вопросов, не участвует нигде, не спорит и не предлагает. Нет огонька в глазах молодого учителя и понимания ответственности за подрастающее поколение.
2.Учитель-наставник для детей. Такой учитель компетентен, заинтересован в высоких результатах, качественных академических знаниях своих учеников. Он направляет энергию своих подопечных на достижение их целей, поощряет за достижения, не скупится на похвалу, и выстраивает классный коллектив на основе доверия. Этот учитель уважает своего ученика, принимает точки зрения, учит отстаивать свою позицию и уважать других людей. Его общение отличается чёткостью и конкретностью. Порой может приобретать форму жёстких требований. Такой учитель стимулирует активность школьников, которая направлена на их всестороннее творческое развитие, преодоление слабостей и недостатков, приобретение нового социального опыта.
3. Учитель – правая рука администрации. Это чаще педагог с качествами из пункта 2, но к этому ещё добавляется выполнение работы сверх своих должностных обязанностей. Этот учитель может делать всё срочно и быстро к проверке, выполнять работу, которую, по сути, должен выполнять другой, вышестоящий по должности, сотрудник. Иметь в коллективе такого учителя очень удобно администрации. Учитель же, выполняя все поручения, хочет быть авторитетным, признанным, незаменимым. Но со временем все привыкают к тому, что он выполняет всё точно в срок, никогда не занят, работает сверхурочно (и этим гордится) и форма просьбы перетекает в должностную обязанность.
4. Учитель-наставник для учителей. К этому типу учителей относятся опытные, компетентные учителя, которые делятся своим опытом, знаниями с более молодыми коллегами. Они приходят на урок не с целью упрекнуть, а с целью улучшить ваши приёмы работы с детьми, дать конкретный, дельный совет. Они, как правило, используют более традиционные методы обучения, но не отрицают применение новых технологий на уроке. Нужно быть благодарным таким учителям за их критику, советы и поддержку.
5.Учитель – тиран. Этот тип реализует через профессию в полной мере свою потребность во власти. Он первостепенным считает наличие внешних проявлений дисциплины, полное подчинение учеников, демонстрирует полную тишину в классе, прививает уважение к СЕБЕ и СВОИМ методам взаимодействия с детьми. Выходить на замену такого учителя достаточно сложно, ведь авторитет у детей один – это их классный руководитель. Других учителей такие дети не уважают, считают их недостаточно компетентными для себя.
6. Учитель – «Незнайка». Другого названия в голову не приходит. Скажу сразу, что я считаю, что не знать чего-то это нормально, но нужно быстро ликвидировать свои «незнания», путем чтения книг, посещения конференции, слушания вебинаров по педагогике, я и сама так делаю постоянно. Учитель должен быстро ориентироваться не только в работе с детьми, но и в информации. Идти работать в школу нужно с багажом знаний, а не от того, что больше никуда не берут, а в школах двери открыты – дефицит кадров. Если вы не чувствуете уверенности в своих знаниях, например, учились давно и не помните ничего совершенно, ещё и не работали в школе, то стоит задуматься над получением образования снова.
Итак, что же характерно для учителя типа «Незнайка». Вопросы: «Что сказать детям?», «Что говорить 1 сентября?» «Что говорить вообще на уроках?». Эти и ещё множество подобных вопросов я услышала от коллеги. Я объяснила, что каждый учитель готовится самостоятельно к 1 сентября, мероприятиям в классе и вообще к урокам. У нас каждый день новые уроки, даже если тема повторяется. Поэтому вопрос «Что говорить детям?» в принципе не уместный. Я терпеливо рассказала, где можно брать информацию к урокам, где можно найти готовые конспекты, сценарии праздников и как это всё адаптировать под своих детей. И чем больше и полезнее я преподносила ей информацию, тем чаще она приходила и задавала эти вопросы снова и снова. Не поймите меня неправильно, я «За» то, чтобы вопросы задавать. НО вопросы вопросам рознь.
«Кто должен подписать тетради детям?» «Кто придет, чтобы раздать тетради ученикам?» «Кто проверяет тетради?» «Кто их заказывает?» «Кто сделает мне конспект урока» «Что такое конспект урока?» , «А Вы сделаете мне мероприятие на 1 сентября?» Эти вопросы меня шокировали, я даже сначала приняла их за специфический юмор. Но нет, это не шутки, это реальные вопросы от реального учителя. Это всё ты делаешь сам. Нет такого специального человека в школе, который ходил бы и раздавал тетради в каждом классе. Однако, эта информация вызвала недоумение со стороны задающего эти вопросы. Следующие вопросы: «Как проверять тетради?» На него нельзя ответить за 5 минут. Тетрадь одна, а видов работ множество. Поэтому отправила её прочитать федеральный государственный стандарт. На это получила следующий вопрос: «А это что?» Следующий вопрос «Как проверять математику? Где брать ответы?» Мой ответ «нигде» коллегу не устроил, она посчитала, что я не хочу ей что то рассказывать. Я сказала, что для проверки нужно решить задания. Она спросила: «Самой? Это и примеры и задачи решать что ли?» «Конечно»– сказала я. На лице я видела шок, решила подбодрить и с улыбкой сказала, что вообще материал не сложный, начальная школа всё-таки! Я понимала, что мы говорим на разных языках, и читать взрослому человеку лекции после уроков о том, что такое урок (а такой вопрос тоже возник) я не могу. Не могу объяснять то, что уже должно быть в голове у учителя, который пришёл на работу.
Сейчас, читая этот абзац, у вас могло появиться чувство, что я слишком критично отнеслась к своей коллеге, ведь когда-то я и сама была на её месте, когда только пришла работать. Но вот в чем дело, это была взрослая женщина, старше меня лет на 15, которая до этого около полу года работала в частном обр. учреждении. И у неё, кстати, как она сказала, есть высшее педагогическое образование. Я понимаю, что наличие образования не делает человека образованным. Но какие то знания стоило освежить перед устройством на работу, и, в конце концов, мы с вами все когда то учились в школе. Где Вы видели специального человека, который раздает тетради? Дело в том, что с сопереживанием у меня всё в порядке, и я всегда пытаюсь понять суть поступков другого, помочь, если в силах. Но эта помощь тоже имеет границы. Когда я пришла работать, у меня не возникало вопросов подобного характера, я знала, что я должна делать, знала, как строить работу с детьми. Да, школьной практики у меня не было, но была теория, которую я включила в работу с первого дня. Единственное, чего я не знала совершенно, так это то, как вести журнал и как заполнять отчеты. Этому просто не учат в университете. Из-за этого незнания я за первые 3 дня работы заполнила журнал на весь учебный год. Мне дали прошлогодний журнал коллеги, в качестве образца. Я, сверяя с рабочей программой, заполнила его от корки до корки и довольная, что так быстро справилась с задачей, принесла его на проверку. Завуч тогда посмеялась от души. Журнал в итоге выдали новый, и сказали, что заполнять нужно по мере прохождения материала. Я всё поняла и заполняла дальше, как полагается.
Важно понимать, что Вашу работу за Вас делать никто не должен, не стоит искать «специального» сотрудника для каждой задачи. Знаете поговорку? И швец, и жнец, и на дуде игрец. Вот это про учителя.
7.Учитель-брат. Он хочет быть своим среди детей, разрешает называть просто по имени, ходит на уроки в худи и джинсах, использует сленг в разговоре, к нему можно обращаться на «ты». Такой учитель переступает черту, при этом учителю кажется, что он близок к детям, что ученики к нему будут прислушиваться, как к старшему брату/сестре. НО! Есть очень много минусов у такой модели поведения:
Вы теряете свой авторитет, как только начинаете вести себя «КАК ДЕТИ» Зачем прислушиваться к учителю, который требует дисциплины, если только что он сам бегал с детьми по кабинету? Зачем носить строгую одежду или форму, если мой учитель ходит в футболке и джинсах? Зачем ученику избавляться от слов паразитов, (и как вообще ученик избавится, если слышит от учителя каждый день – ЭММ.. ,КАКБЭ….КОРОЧЕ…), если учитель сам говорит «да пофиг». Можно сколько угодно стараться быть с ними «на равных», думая, что так они будут любить Вас больше. Не будут. Дети запутаются, кто вы для них на самом деле? То вы требуете выполнения инструкций, то бежите играть с ними в салочки, и тут же через пару минут говорите, что бегать в школе «какбэ» нельзя. В любом случае, сближаясь с одними детьми, другие остаются в стороне, из-за своей скромности или четкого понимания границ общения, они не будут бежать к вам и кричать «Нина, пошли в догонялки играть!». Поэтому они не будут чувствовать себя включёнными в общее движение класса. Те дети, которые напротив очень тесно и по дружески общаются с учителем будут относиться к нему несерьезно, на замечание-обида, не поддержали его сторону в конфликте – обида. А как вы хотели? Всё, как у друзей!
Учитель должен быть авторитетным лицом, который является образцом поведения, внешнего вида, дисциплины. При этом на празднике в классе можно с учениками участвовать в конкурсах, потанцевать с ними (так это будет уместным поведением), можно болтать с ними на переменах о проведённых выходных. Не о своих конечно, детям это не интересно. О своих выходных стоит говорить, если вы посетили выставку или спектакль и советуете детям тоже на неё сходить. И вообще быть участливым, справедливым ко всем в классе. Тогда можете не сомневаться, что любовь и признание детей Вам обеспечены!
8. Учитель настроения. Это такие педагоги, для которых собственный эмоциональный фон важнее окружающих. Вот если муж подарил вчера цветы или премию выписали, то хорошее настроение и уроки проходят отлично, а если учитель с супругом поругались, то всё, ни оценок хороших, ни настроения, и вообще, «как с цепи сорвались» на всех вокруг. А разве должно быть так?
9. Учитель-сухарь. Такой учитель всё делает вовремя, он сам грамотный и требует того же от учеников. Он всегда следует правилам и в классе часто есть свод правил для детей. Он не видит необходимости в развлечениях и отдыхе. Считает, что секции –это трата времени и можно было бы потратить его с умом, что то выучить, например. Хорош такой учитель во многом, но не в детской психологии. Как правило, он не тратит своё драгоценное время на беседу с детьми, не выясняет причину неготовности к уроку, отсутствия принадлежностей. Предпочитает разговорам двойки и замечания в дневник. Но! Часто за неготовностью детей к урокам стоит серьезная причина. Это может быть и неблагополучная семья, родители безработные и сводят концы с концами, родители сутками на работе (что тоже плохо, ведь нужно не только рожать, но и воспитывать своё чадо). У меня была в практике ситуация, что у ребёнка сгорел дом, он пришел без принадлежностей и тетрадей. За первые два урока он успел получить по двойке, Озабоченные положением одноклассники пришли после иностранного языка и сказали:
– Мария Владимировна, Н. сегодня «в ударе». Он, наверное, решил по всем предметам получить двойки.
– Что случилось, Н?
-Да ничего не случилось.– сказал Н.
Во время личного разговора он заплакал и сказал, что ему было так страшно, что он выбежал на улицу, оставив все вещи в доме, поэтому на физкультуру без формы пришёл, а английский не сделал. Мама мальчика спасла часть тёплых вещей и документы, остальное сгорело. Я в этот же день поговорила с учителями предметниками, с психологом (чтобы тот оказал психологическую помощь семье) купила за свой счет всю необходимую канцелярию своему ученику, оказала моральную поддержку и помогала с домашними работами после уроков.
Это основные типы учителей, со всеми я столкнулась лично. Возможно, вы сами можете выделить ещё несколько типов учителей. Я намерено не стала включать в эту группу тех, чьё поведение аморально. Знаю, что учителями шли работать женщины с пониженной социальной ответственностью, с зависимостями. Я категорически не приемлю такое поведение, т.к. считаю, что оно разлагает общество. Как бы не хотела замаскировать пьющая учительница свой перегар, он никуда не уходит и на лице стоит печать «алкоголик». Сейчас, вероятно, вы могли подумать, что это уже слишком. Но это реальность. Алкоголизм проявляется не только в том, чтобы пить каждый день и лежать обнявшись с бутылкой. Его зародыши начинаются с ожидания выходных, чтобы наконец-то расслабиться, не выспаться, не почитать любимую книгу, не сходить в бассейн, а пропустить бутылку другую с пивом или чего покрепче. Я ужасаюсь до сих пор, когда вижу двух педагогов 25 и 55 лет, (речь даже не об учителях, это о людях.. дело не в сфере деятельности, а в том, какой человек делает выбор) которых объединяет алкогольная дружба по выходным. В понедельник они делятся, как плохо чувствуют себя, но всё равно ждут, что «а вот на следующих выходных…» Не стоит думать, что это видно только в зрелом возрасте. Молодые организмы очень быстро привыкают к зависимостям, и в дальнейшем жизнь без ядовитых пинков по организму перестаёт радовать человека. Делайте выбор в пользу тела и здорового образа жизни, я понимаю, что отказаться полностью от алкоголя наше общество ещё не готово, но осознанно минимизировать его присутствие в жизни и научиться отдыхать правильно для организма всё же возможно. Однажды во время разговора коллега пожаловалась на вялость, головные боли, быструю утомляемость и бессонницу, со вздохом она сетовала на стресс, снимать который она могла только выпивкой в конце дня. Пообщавшись с ней, я поняла, что она почти не бывает на улице (работа в две смены, куча тетрадей, а ещё есть домашние дела). Я сказала, что мне помогает спорт и прогулки вечером (как бы это не звучало банально, но это так) и вероятно, ей тоже это поможет. Она закатила глаза со словами: «Ой, и ты что ли зожница!? Я гуляю, пока тащу до дома пакет с тетрадями. Ноги отваливаются и спина, какие прогулки, какие тренировки!». Я не стала её ни в чем убеждать. Как жить – личный выбор каждого. Однако, через пару недель мы снова пересеклись в учительской и завели беседу, во время которой она, посмеявшись, ответила, что решение было достаточно простым, прогулки перед сном ей действительно помогли, и так как на тренажерный зал у неё не было времени, то она открывала 15-ти минутную зарядку на ютубе и выполняла упражнения, которые могла. А ведь до этого она уже начала принимать достаточно сильные снотворные, запивая их алкоголем. Как прекрасно, когда человек сам осознает проблему и ищет пути решения, и, как правило, находит.
Мы все являемся примером детям, и учителя, и родители, и старшие братья-сестры. Ребёнок впитывает как губка всё, что диктует ему общество. А ещё дети не так глупы и наивны, как многие думают. Они отмечают детали вашей внешности, особенности поведения, разговора. Например, когда я в очередной раз вышла с сессии, ребята подбежали, обняли меня и моя ученица тихонько сказала: «Как же хорошо, Мария Владимировна, что Вы вышли и снова будете нас учить, Вы так вкусно пахнете!» «И интересно объясняете»– подхватила другая ученица. Как видите, важно быть не только грамотным, но и следить за внешним видом, для детей это очень важно.
Конфликт с коллегой
Смотри, какое классное пустое место
Давай на нём с тобой построим ссору
Не надо нам цемента и асбеста
Не надо стройку ограждать забором. Нойз МС
Конфликты, ссоры, недопонимания, недомолвки создают на работе гнетущую атмосферу. И совсем не важно, с кем происходит ссора: с директором или с техничкой. Эффект всегда одинаково неприятный. На самом деле, статусные рамки и должностная иерархия – это всего лишь формальности. Вы говорите не с начальниками и подчинёнными, вы говорите, в первую очередь, с живыми людьми, а не с их карьерной позицией. Поэтому, большой разницы в том, с кем вы говорите, не существует, вам так или иначе, в самых сложных ситуациях, придётся убеждать ЧЕЛОВЕКА в правильности своей позиции. Или не убеждать, а просто оставаться при своём мнении. Но тогда и ситуация не будет иметь решения. У каждого, с кем вам приходится иметь дело, есть свои внутренние убеждения, проблемы, переживания, ментальные ловушки, которые он пытается от вас скрыть и которые зачастую делают неэффективной любую попытку коммуникации.
Установить контакт можно с любым человеком, просто поменяв свой подход к общению с ним.
Работая в коллективе и выстраивая отношения по типу учитель – учитель, я вывела несколько правил:
1. Всегда будьте приветливым, здоровайся со всеми, не зависимо от того, какие у вас отношения. Правильное поведение в коллективе исключает грубость и хамство (это относится как к рядовым работникам, так и к начальникам).
2. Держите дистанцию. Работа это не дружеские посиделки, в первую очередь у вас с коллективом деловые отношения. Да, иногда рабочие отношения перетекают в дружеские, но, как показывает практика, это исключение, а не правило. Часто то, что люди называют дружбой на работе, больше является взаимовыгодным сотрудничеством.
3. Не отвечайте на агрессию агрессией. Но не позволяйте вести диалог в том тоне, который вам не нравится. Как это сделать?
Расскажу на своём примере. Новоиспеченная директриса вызывает в свой кабинет за объяснением «Почему у Васи Пупкина одна тройка, у Пети Васечкина одна четверка?» Статистику школы порчу и всё в этом духе. Я пришла, расположилась у неё в кабинете, разложила контрольные работы и текущие проверочные и сказала, что ставлю только те оценки, которые ребёнок зарабатывает. «Значит, Вы плохо работаете как учитель и как классный руководитель!» Дальше я спокойным голосом говорю : «Я так не считаю, так как я провела работу с родителями, они не готовы дополнительно заниматься дома, они не будут контролировать выполнение домашних работ, их отметка устраивает. Я тратила своё личное время для того, чтобы позаниматься с учеником, давала дополнительные задания разного уровня сложности, но результат не поменялся, поэтому отметку считаю объективной.»
После этих слов глаза моего собеседника налились кровью, руки задрожали, и она начала надрывно кричать, что я не права, что порчу статистику класса и школы и я обязана «вытягивать» учеников.
Я встала из-за стола. Сложила в стопочку письменные работы. Повернулась и ответила: «Дальше вести разговор в таком тоне я не готова. Обсудим это ещё раз, когда вы придёте в уравновешенное состояние и будете разговаривать спокойно». Это был первый и последний раз, когда на меня повысили голос на работе. После этого диалога директор всегда встречала меня с натянутой язвительной улыбкой. Есть и другие, примеры, но гораздо более печальные. Коллеги, которые позволили подобное отношение в свою сторону поплатились не только авторитетом, но и собственным спокойствием. Оскорбительные высказывания в сторону учителей, швыряние документов от завуча при других учителях со словами «Она совсем тупая, не умеет оформлять…» А это уже нарушение деловой этики. Я сама лично видела, как грубо директор разговаривала с одной из учителей, держа её за воротник рубашки. Зам. Директора выбегающая в слезах тоже никого не удивляла. Не каждый может дать отпор, сказать: «Так со мной разговаривать нельзя!» Я не считаю крик эффективным инструментом, тем более из уст руководителя. Вы приходите работать, а не слушать, как на Вас кричат или оскорбляют. Задумайтесь над этим и в следующий раз скажите: «Стоп!», если кто-то вновь решит нарушить границы. Вы ведь приходите РА-БО-ТАТЬ, а не ругаться. Объективные замечания – это нормально. Они должны быть, такие замечания улучшают работу, но никак не крик, выражение личного отношения и оскорбление других.
4. Проявите сопереживание там, где это необходимо.
5.Будьте тактичны и уважайте чужое время. Нельзя прийти к коллеге во время урока и просить что то объяснять. А если вам уделили время, то будьте благодарены за это, скажите хотя бы «спасибо».
6.
Никогда не ругайтесь в переписке.
Это очень соблазнительно – написать письмо оппоненту, который все портит и стоит поперек дороги. Но такие вопросы не решаются по почте. Человек, читая ваши сообщения, может вкладывать в них такую интонацию, которую вы совершенно не предполагали, таким образом ваш диалог уже дефектный. Вы
пытаетесь договориться, а ваш оппонент считает, что вы вступаете с ним в конфликт. А
еще, как выяснилось, есть люди, которые в принципе воспринимают текст без смайлов как агрессивный или дерзкий выпад в их сторону.
Например, у меня сложился такой диало
г с коллегой – психологом, которая почему то в течении целой четверти не смогла в достаточной степени проанализировать детей и составить заключение на ПМПК. (грамматика сохранена)
– Здравствуйте! Это Мария Владимировна. Составьте пожалуйста заключение для ПМПК по результатам обследования ученика Н и Н.
– Здрасти. А вы кто?
-Я Мария Владимировна, классный руководитель 4 В класса.
– Вы в курсе? вобще… Для того, чтобы отправить их на комиссию, нужны и другие специалисты нашей школы, не только я! В свою очередь я сделаю это как можно быстрее. Т.к. я одна, объем слишком большой. Лучше обратитесь к дефектологу или логопеду. Пусть они напишут заключение!!! А ещё, если вы не в курсе, надо обследование у невролога психиатра и там еще есть какие-то врачи. В
ашу характеристику лучше мне принесите!!
Я читаю эти сообщения и понимаю, что:
1. Человек не умеет строить деловую беседу.
2. Не хочет делать свою работу и пытается переложить ответственность на других.
3. Почему – то сразу настроен агрессивно, хотя
это тоже можно понять – работу она должна была сделать еще месяц назад. И лучшая защита, это нападение, от неуверенности в себе и своих словах. Дальше я могла начать также реагировать на сообщения,
писать в том же тоне. Представляю, как разорвало бы от
гнева человека, который так реагирует на нейтральное деловое сообщение.
– Я в курсе того, что необходимо сделать. Врачей ребенок будет проходить с родителями, моя характеристика, как и Ваше заключение (ребенку нужно именно Ваше заключение) будет передана родителям, для прохождения специалистов в «Сознании». Спасибо за понимание (смайл)
--Мне ваша характеристика нужна как психологу ведь и как образец, я по ней буду писать(смайл) И чтобы картина моя была более полная (смайл) спасибо за понимание(смайл) Напомните, с какой смены дети учатся?
-С первой смены, кабинет 2-12, сейчас меня заменяет Наталья Ивановна, т.к. я на сессии, но заключение можете принести и
оставить в кабинете, свою характеристику на детей могу отправить на почту. (смайл)
-Спасииибочки. (смайл)
Диалог был совсем не длинный, я ожидала, что он будет ещё короче. Но посмотрите, как человек воспринял сообщение. И как поменялась реакция, когда я поставила смайл в конце сообщения. У моей коллеги с нею же сложился подобный диалог, но они в итоге пор
угались в переписке. Я бы не узнала даже про этот случай, если бы эта учительница не поджидала психолога около её кабинета, чтобы во всём разобраться лично. Их диалог также начался с абсолютно такого же сообщения. Она тоже уже месяц ждала заключение на о
дного ребенка. А дальше вы поняли.. слово за слово, кто что должен, где чьи обязанности и т.д и т.п.
Вот и конфликт. Никогда не ругайтесь в переписке. Можно вообще не реагировать на сообщения, если чувствуете, что собеседник неуравновешен в данный момент или реагирует не соответствующе ситуации. Придите на работу и спокойно всё выясните.
7.
Включите принятие. Если что-то идёт не так в отношениях с коллегами, то
попытайтесь проговорить вслух, почему он так поступает: «Я понимаю, что с Вашей точки зрения всё, наверное, выглядит так, словно…» Людям нравится, когда ты их понимаешь. Допустим: суть конфликта в том, что ваш собеседник чувствует себя несправедливо обойденным в каком-то рабочем вопросе. Дайте ему надежду: «Елена Викторовна, если Вы переживаете из-з
а того, что эта идея воплощается без вашего участия, так и скажите. Ведь в этом все дело?»
8.
Предупреди о беседе заранее.
Зачем его предупреждать? Чтобы человек выделил немного времени для вас. Тоже в случае с выяснением отношений с коллегой. В XIX веке
никто не стрелялся без предупреждения: назначалась дуэль. Вот и вы проявите благородство, предупредите: «Надо обсудить кое-какие рабочие вопросы, в какое время это будет удобно обговорить?». Вы ведь хотите обсудить и решить проблему? Если нападать на опп
онента внезапно, то он не успеет подготовить вменяемые контраргументы и от растерянности начнет грубить.
9. Быстро обнаруживайте нарциссов и личностей, которые захотят самоутверждаться за ваш счет. Оказавшись в новом коллективе, приглядитесь к тому, как общаются между собой ваши новые коллеги: кто с кем ходит на обед, кто говорит громче всех, кто считает, что обладает искрометным чувством юмора. Попробуйте завязать с кем-нибудь разговор, уверенным голосом, с улыбкой спросите что-нибудь нейтральное. В случае если вас не слышат, перебивают или, наоборот, начинают агрессивно давать советы или навязывать свое мнение, то в этом случае стоит задуматься и присмотреться: возможно, вас окружают скрытые нарциссы. Они всегда на 100% правы, любят собирать сплетни, они всё знают лучше других и готовы использовать вас как ресурс в своих интересах (как источник информации(сплетен), как рабочую силу(сходи туда, принеси это) при этом они будут со смаком обсуждать каждое Ваше движение, внешний вид. Лучше держать с ними дистанцию, пусть наслаждаются разговорами, но подальше от Вас.