Глава 2. С чего начинается бизнес

К успеху на лифте не поднимешься – только по ступенькам!

Стремление к свободе, к счастливой жизни – вот что объединяет тех, кто решил начать стартап. Бизнес открывает тот, кто не удовлетворен тем, что имеет. Сложно найти человека, который был бы доволен своим положением. Не удовлетворены все. Вопрос, в какой степени. Бизнесмены – люди, у которых очень высока степень неудовлетворенности. Две основные вещи, которыми человек может быть недоволен, – это доход, свобода делать то, что хочешь и как хочешь.

Отправная точка стартапа

Когда это осознаешь, начинаются поиски выхода. Их два: а) найти подходящую для себя организацию, команду; б) создать свой бизнес.

Если ты в чьей-то команде, то там происходит обмен: тебе говорят, что делать и когда, и ты за это получаешь деньги. Все четко и понятно, когда работать, когда нет. Открывая свой бизнес, ты видишь: появляется свобода делать что хочешь, когда хочешь и сколько хочешь. Но, как правило, начинаешь работать намного больше, потому что вдруг осознаешь: появилось гораздо больше ответственности. Теперь успех зависит только от тебя. Будешь выкладываться лишь на девяносто семь, девяносто восемь или сто процентов – разоришься. Ты должен выкладываться на все двести!

Свобода – это взрослость и ответственность. Люди, у которых нет своего P&L (Profit and Loss – доходы и расходы), нет своего бизнеса – это взрослые дети. Нельзя сказать, что они виноваты, – у них просто никогда не было ответственности взрослого человека. Он взрослеет тогда, когда ему постепенно дают ее все больше.

Взрослым в бизнесе ты становишься тогда, когда у тебя появляется P&L: доход – расход = прибыль. А тот, кто делает, что ему говорят и сразу получает за это деньги, – ребенок. Никто никогда не хочет взрослеть. У человека внутри возникает не «хочу взрослеть», а «хочу свободы». Главное ощущение предпринимателей, которые открывают бизнес, – хочу свободы. Хочу решать сам! А не государство и не хозяин лавки, в которой я работаю.

Девяносто процентов бизнесов – это мелкие компании, в которых заняты до десяти человек. Это дилетанты, которые ставят сотрудникам иногда глупые задачи. Сотрудники слушают все это, потом теряют терпение – и открывают свой бизнес.

Я – фанат делегирования!

Может быть и такое. Человек хочет стать миллионером, но не имеет желания строить бизнес. Есть три категории людей: специалист, менеджер и предприниматель.

У специалиста нет людей в подчинении. Он все сам делает. Он может быть собственником. Ему никто не платит зарплату, но он специалист. Специалист-собственник – это мелкий лавочник, делает что-то своими руками.

Менеджер добивается результата чужими руками. Он говорит, что делать, специалисты выполняют, он проверяет. Есть менеджер-собственник: у тебя есть бизнес, но ты им управляешь.

И третья категория – предприниматель-собственник. Здесь ты имеешь бизнес, но уже не управляешь им. Это невероятно сложный уровень.

Все начинается с того, чтобы посмотреть правде в глаза. Не обманывай себя. Если ты из категории специалистов – к примеру, виолончелист в оркестре, пусть даже самый лучший, – у тебя очень низкая финансовая планка, которая является потолком в этой профессии.

У менеджера уже немного больше разгон. Он может работать в команде, акциями которой не владеет, или же станет собственником. Менеджер собственного бизнеса может в сто раз меньше зарабатывать, чем наемный менеджер в многомиллиардной корпорации.

Поэтому собственный бизнес – это не самоцель. Фокусируйся не на том, чтобы стать собственником, а на пользе, которую ты можешь принести людям. Можно и чуть-чуть пользы приносить, но большому количеству людей.

Многие допускают ошибку: хотят построить большой бизнес, ориентируются на небольшое количество людей, идут по пути высокого качества.

Но представь, если у тебя будет не стопроцентное качество, а только процентов на восемьдесят. Но при этом вместо пяти клиентов – сто. Пойми, так бизнес будет приносить денег гораздо больше!

Лично ты работаешь качественно на сто процентов, а все подчиненные – на восемьдесят. Человек хочет много заработать, но не понимает, что при этом у него потеряется качество. Он не может научиться делегировать – ему не дает покоя мысль, что все делают хуже него.

Твоя задача, чтобы сотрудник не в два раза хуже тебя сделал, а остановился на отметке восемьдесят процентов. И это будет отличный результат!

Ты же в этот момент будешь компанию развивать. Будешь заниматься лидогенерацией – стремиться к тому, чтобы клиентов стало больше, развивать бизнес. Всему этому нужно учиться.

Есть ли у тебя талант делегировать? Лично я фанат делегирования. Никогда не буду делать то, что может другой. Я ж не жадный. Дам другому человеку заработать. И грех поступать иначе! Поскольку получается, что я не ищу того, что никто, кроме меня, сделать не сможет.

Чтобы понять, выполняешь ли ты свои обязанности, подумай, может ли их выполнить кто-то другой. Без делегирования большому бизнесу не научишься. Двигайся дальше, иди вперед.

План или РАД: кто кого

Многие считают, что начинать бизнес без плана опасно. А я нет. Хотя планирование – это искусство. Но мой сын, например, даже не понимает, что занимается бизнесом. У него просто огромное желание покупать, продавать, общаться, меняться… Я не могу ему сказать: планируй, потому что так написано в книжке. Бизнес-план – это простой человеческий план действий хотя бы на один-два шага вперед.

Есть закон горизонта: ты не можешь увидеть дальше, чем на эту дистанцию. С каждым годом она все меньше и меньше: если раньше можно было планировать хотя бы на год, то сейчас трудно спланировать и на месяц. Высший пилотаж – стать героем блица: научиться мгновенно принимать решения, безо всякой стратегии, планов. Сделал – тут же проанализировал – выстрелил. Формула РАД (результат – анализ – действия). И так после каждого поступка. Тогда появляется новый результат, новая ситуация. И так до бесконечности.

Пришла идея – действуй – анализируй – снова действуй! Чем быстрее цикл РАД, тем интенсивнее бизнес-развитие.

Лучше открывать бизнес с коротким циклом продаж, чтобы быстро понять, выгоден он или нет. Проекты, где будет отдача через год-два, очень опасны. Их могут реализовывать только опытные бизнесмены, которые работают уже много лет.

Нужно реагировать незамедлительно и ничего не бояться. Поражение, победа, получилось, не получилось – не важно. Мы быстро действуем, а значит, живем. Жизнь – это постоянные попытки, действия!

Люди боятся роковых ошибок. Поэтому цепляются за оргструктуры, планы, а это очень опасно. Так оттягивается момент принятия решения.

Работай на результат!

Естественно, открытие бизнеса преследует какую-то определенную цель. У каждого свое понимание целей. У меня они не на первом, а на втором месте. Система такова.

Есть два элемента: это система РАД (результат – анализ – действия) и цели. Они вместе работают. Обрати внимание, в системе РАД нет никаких целей. Только результат, анализ и действия. Нет целей! Для меня это второстепенно. Учти: это небезопасная штука!

Ставя цели, мы как бы вторгаемся в сферу Творца. Мы заявляем Высшим Силам, что чего-то хотим. Это дерзость, наглость! Надо очень осторожно относиться к целям. Представь, ребенок ставит цель – есть пять порций мороженого в день.

Он спрашивает: что такое цели? Ты учишь: услышь свое желание и запиши его. Признайся себе, чего ты хочешь. Он с удовольствием напишет – по пять порций мороженого! Но такая цель не входит в планы мамы и папы. Они понимают, что если он хотя бы пару дней будет иметь то, что просит, то очень скоро заболеет.

Все люди для Творца как маленькие дети. Иногда мы ставим цели, которые нам вредят, но очень хотим, чтобы они осуществились. Получается конфликт с руководством. Именно поэтому цели очень часто приводят к недоразумениям. Мы можем заблуждаться. Это надо понимать. Относись к целям без фанатизма, без упрямого «я хочу, и точка!».

Для меня намного важнее система РАД – это система постоянных улучшений. Фокусируемся на результате. Потом анализ: это так, как я хочу, или нет? И сразу начинаю действовать, что-то улучшать. Вообще, я никакого счастья от достижения цели не испытываю. Я тысячи целей достигал, и в тот момент, когда все свершалось, счастья не испытывал, потому что на очереди уже маячила следующая цель.

Самое же большое счастье заключается в движении вперед, в прогрессе: сегодня я лучше, чем вчера. Но цели я тоже использую в бизнесе. Например, сейчас в моем бизнесе есть четко сформулированные амбициозные цели по продажам. Но я ими сверх меры не увлекаюсь.

Мне кажется, целями увлекаются не очень страстные люди. Они искусственно стремятся себя возбудить. Им не хватает духовного возбуждения естественным образом. А искусственное возбуждение, как ни крути, это та же порнуха.

Если ты естественным путем чего-то хочешь, рвешься, горишь, у тебя нет никаких преград… Тогда зачем тебе искусственное возбуждение целями? Незачем. Они абсолютно ничего не решают.

Ты просто живешь, наслаждаешься, пытаешься научиться ощущать каждую секунду, максимально осознавать каждое мгновение жизни. С каждым днем стремишься иметь все больше правильных знаний, чтобы иметь возможность правильно поступать, стать более качественным человеком, развивать себя…

В бизнесе мне больше нравятся не цели, а стратегия. То есть направление, куда надо двигаться. Но я и к этому сильно не привязываюсь. Все может получиться по-другому. Вмешаются какие-то непредвиденные обстоятельства, экономический кризис может грянуть в любой момент… Например, почти никто не предполагал, что в декабре 2014 года рубль в два раза подешевеет. Такое невозможно было предвидеть обычному предпринимателю! А некоторые до сих пор в себя не могут прийти после такого шока. Поэтому во всем ищи баланс, ищи знания, работай и продвигайся с умом.

Кто-то скажет: и все же, как ставить цели на стартапе? Она должна быть прежде всего конкретной. Цель – это хозяин, босс. Все должно быть подчинено ей. Правильная цель намного больше вдохновляет, она реально харизматичнее, излучает энергию! Харизма – это и есть излучение энергии.

Не надо ставить целью делать то, что ты умеешь, – просто делай это! Закупай товар, выбирай, торгуйся, продавай – все это уже неосознанная компетенция человека, который владеет мастерством.

Всегда должна быть одна главная цель. Ставь высокую планку – достичь того, чего не умеешь, тогда осознанная некомпетенция превратится в неосознанную компетенцию. Это ключевой фактор роста.

Предположения – сила предпринимателя

Знаешь ли ты, что людям с математическим складом ума сложно заниматься предпринимательством? Человеку, склонному к точным наукам, тяжело быть успешным в бизнесе. Такие люди боятся начать свое дело, потому что в стартапе есть три предполагаемых показателя, которые нужно просчитать до открытия бизнеса, – доход, расход и прибыль.

Для людей с научным мышлением слово «предполагаемые» становится ключевой преградой. У людей искусства перекос обычно в другую сторону – им сложно оценить порядок расходов.

Почему многие не стартуют? Хотят ясности и точности с первого дня, а ведь бизнес – это не точная наука. Особенно на начальном этапе – все очень приблизительно. Бизнесмен – это мастер предположений. А люди, склонные к точным наукам, говорят: «Как же мы можем двинуться вперед, если не знаем, чего ожидать?» Но все действия бизнесменов основываются в большинстве случаев на предположениях.

Вся наша жизнь – это какое-то действие, основанное на догадках. Что будет, если я это сделаю? Точно никогда не знаешь. Конечно, есть в жизни такие вещи, которые произойдут почти всегда, если совершить необходимое действие. Например, если человек хочет пить – он пьет, и на девяносто девять и девять десятых процента уверен, что удовлетворит свою жажду.

Бизнес открывается только на основании каких-то предположений. И на их же основании происходит огромное количество различных действий.

Самому типичному предпринимателю всегда нравится «срединный путь» – и точность, и творчество. Именно поэтому он чувствует себя в бизнесе как рыба в воде.

Мастер предположений начинает – и выигрывает!

Прежде чем начать дело, нужно знать, что знания – это предположения. Например, в магазине детской одежды ты думал, что будешь брать какой-то определенный товар под реализацию либо покупать его по сто долларов. А на самом деле выходит, что никто под реализацию его не дает и продает за двести.

Ты поленился проверить свои догадки, а подумал, что наценку сделаешь в два раза. Но сделать этого не можешь, потому что у конкурентов она составляет тридцать-пятьдесят процентов. И кто у тебя тогда будет покупать, если твоя цена намного выше, чем у конкурентов?

Вот и получается: якобы открыл бизнес, а на самом деле просто вляпался в проблемы. И теперь думы думаешь: что делать? Это действия неосновательного, бездумного человека.

Чтобы стать мастером предположений, нужно не быть ленивым. Вот и не ленись! Как узнать, за сколько ты будешь продавать? Очень просто. Поднимись наконец-то с дивана, объезди всех потенциальных конкурентов и узнай, за сколько у них продается этот же товар. Они ведь уже в бизнесе – посмотри их ценники на товаре и запиши! Включайся! Тогда поймешь, какая будет наценка, сравнив с предложенной тебе суммой у поставщиков.

Итак, учимся предполагать на практике: за сто купили у поставщиков, за двести хотим продать. А как определить, сколько будут покупать? Все элементарно. Самое главное – оторваться от телевизора и пойти действовать.

Для кого-то это непросто. В жизни это, кстати, самое сложное. Поэтому скажу лишь одно: подъем!

Ты действительно хочешь узнать, сколько товара у тебя купят? Иди к магазину конкурента и считай на выходе – сколько человек прошло мимо магазина, сколько зашло, сколько вышло с пакетами, а значит, с покупками.

И вот у тебя три самые главные конверсии в бизнесе: проходящий, заходящий и купивший. Есть и результат наблюдения: тысяча прошли мимо, сто зашли, двадцать – купили.

Теперь ты владеешь всей необходимой информацией, чтобы строить правильные предположения. Десять процентов – конверсия проходящий-заходящий, двадцать процентов – конверсия зашедший-купивший.

Естественно, ты же не станешь лениться собирать всю эту информацию, задействуешь всю семью: жену, тещу, сам будешь вести подсчеты. Станешь один, два, а если понадобится, и десять дней вот таким образом изучать конкурентов. Теща – считает, кто купил, жена – кто зашел, а ты – всех проходящих. У тебя будет полная информация, потому что ты ответственный, а не ленивый человек. Ты ответственный человек перед семьей, перед государством. Ведь так?

Все-все надо продумать – вот это и называется «анализ и прощупывание рынка».

Загрузка...