Дерево много знает

Знахари знали

породы деревьев,

их исцеляющий толк:

Сводит ногу —

полено осины

на ночь клади у ног.

А если вдруг

головные боли

тебя достают в пути,

То же полено,

что из осины,

ты под подушку клади.

Люди прислушивались

к советам

и почитали целителей:

Срубы колодцев

рубили из дерева,

чтоб «светлой» воды напиться.

Они не знали

слова «микробы»,

но светло верили в чудо:

Вода из осинового

колодца

вкусней, чем из другого сруба.

И ещё в Старой Руси

ценились

специалисты-гребенщики,

Ведь деревянным

гребнем чесаться

считалось делом святым.

Это был ритуал

очищения

и обновления тела.

После расчёсывания

гребнем

водили по телу смело.

* * *

С разрушенной церкви

или часовни

на дрова брёвна не брали,

Не трогали те деревья,

что на руинах

новыми вырастали,

Не резали дерево,

тронутое молнией,

из них дома не рубили,

К деревьям на кладбищах,

к «меченым» рощам

с песнями не подходили.

А если из корня

порой одного

вырастают три дерева разом —

Это святыня

была для людей,

особенно липы и вязы.

Под них больных

клали в тепло,

отваром цвета поили,

С деревьев

окатывали детей,

чтобы здоровыми были.

Грызли весной

с них же кору

при резкой боли зубной,

Ходили к «троице»

на поклон

за лучшей своею судьбой.

Всё сплеталось порою

в свойствах деревьев —

язычество и религия.

Вербой никогда

не топили печь:

сболеешься иль погибнешь.

* * *

А если буря была

в селенье

и расщепила рябину,

Знахари тут же

больных принимали

после пролáзухи иных.

Больные должны были

строго по пятницам

под сломом пролезть с верой,

С молитвою-песней

об исцелении

себя и семейства в целом.

Были пригодны

для исцеления

осина, дуб и берёза.

Кора сосны

и кипариса

чудо являли тоже:

Они исцеляли, оберегали

от бед

и от всякой заразы.

Люди деревья

рядом сажали,

чтоб избежать проказы.

Загрузка...