Знахари знали
породы деревьев,
их исцеляющий толк:
Сводит ногу —
полено осины
на ночь клади у ног.
А если вдруг
головные боли
тебя достают в пути,
То же полено,
что из осины,
ты под подушку клади.
Люди прислушивались
к советам
и почитали целителей:
Срубы колодцев
рубили из дерева,
чтоб «светлой» воды напиться.
Они не знали
слова «микробы»,
но светло верили в чудо:
Вода из осинового
колодца
вкусней, чем из другого сруба.
И ещё в Старой Руси
ценились
специалисты-гребенщики,
Ведь деревянным
гребнем чесаться
считалось делом святым.
Это был ритуал
очищения
и обновления тела.
После расчёсывания
гребнем
водили по телу смело.
С разрушенной церкви
или часовни
на дрова брёвна не брали,
Не трогали те деревья,
что на руинах
новыми вырастали,
Не резали дерево,
тронутое молнией,
из них дома не рубили,
К деревьям на кладбищах,
к «меченым» рощам
с песнями не подходили.
А если из корня
порой одного
вырастают три дерева разом —
Это святыня
была для людей,
особенно липы и вязы.
Под них больных
клали в тепло,
отваром цвета поили,
С деревьев
окатывали детей,
чтобы здоровыми были.
Грызли весной
с них же кору
при резкой боли зубной,
Ходили к «троице»
на поклон
за лучшей своею судьбой.
Всё сплеталось порою
в свойствах деревьев —
язычество и религия.
Вербой никогда
не топили печь:
сболеешься иль погибнешь.
А если буря была
в селенье
и расщепила рябину,
Знахари тут же
больных принимали
после пролáзухи иных.
Больные должны были
строго по пятницам
под сломом пролезть с верой,
С молитвою-песней
об исцелении
себя и семейства в целом.
Были пригодны
для исцеления
осина, дуб и берёза.
Кора сосны
и кипариса
чудо являли тоже:
Они исцеляли, оберегали
от бед
и от всякой заразы.
Люди деревья
рядом сажали,
чтоб избежать проказы.