Глава 1. Кто такая внутренняя мама?

Невозможно воспитать ребенка так, чтобы ему нечего было рассказать своему психотерапевту

(источник неизвестен)

Идеальные родители бывают только в сказках. В реальной жизни мамы стараются отдать детям все, что у них есть. Однако часто их эмоциональные, физические и материальные возможности не совпадают с потребностями и желаниями детей. Поэтому у тех возникает ощущение отверженности, нелюбви, холода, строгости, злости мамы. Детям кажется, что их самый близкий человек не заботится о них, они чувствуют себя недостойными любви и опеки. А часто оказывается, что за реакцией и поведением мамы сокрыта ее история, ее боль, ее ограниченные возможности и способности, ее опыт. Незнание маминой истории, ее логики, может привести к большим проблемам. Ребенок чувствует ответственность за все родительские эмоции, считает себя никудышным и плохим, в точности перенимает формулировки взрослых, не анализируя их: он просто верит в то, что ему говорят. Если мама в сердцах бросает, что сын ей надоел, она от него устала, ребенок слышит критику и чувствует угрызения совести. Он винит в ситуации себя, даже если мама на самом деле устала не от него и просто хочет отдохнуть, но не знает, как объяснить это, не травмировав свое чадо.

Болезненный опыт сохраняется в памяти ребенка на всю жизнь и влияет на его личность и взаимодействия с миром. Многие взрослые, которые приходят ко мне на консультацию, жалуются на своих мам, на сложности в контакте с ними, на ощущение холода и покинутости. Они сетуют на родителей, которые не верят в них, занимаются своей жизнью или требуют беспрекословного послушания, даже если их детям уже по 30, а то и по 50 лет.

Чей голос звучит в вас, когда вы сомневаетесь? Чей голос вас мотивирует? Чьи слова сопровождают в моменты, когда вам страшно или больно? Как они звучат?

Как правило, это голос ваших родителей и в частности мамы.

В своей работе я опираюсь на концепцию психодинамической имагинативной травматерапии (PITT) известного немецкого психотерапевта Луизы Реддерманн.

Эта концепция базируется на использовании воображения и внутренних образов для работы с эмоциональными проблемами. Во время терапии пациенты рассматривают свои внутренние образы, эмоции и переживания, используя визуализацию и имагинацию[1]. Терапевт помогает им понять и интерпретировать эти образы, что позволяет разрешить конфликты и травмы, а также научиться управлять эмоциями и стрессом. Этот подход особенно полезен для тех, кто испытывает трудности с выражением своих чувств или предпочитает работать с внутренним миром. Я часто буду говорить о голосе, об образе, об отдельных частях вашей личности. Если вы не сталкивались с этими понятиями, они могут показаться вам странными. Некоторые люди даже начинают переживать, а нет ли у них психоза или шизофрении, если они «слышат голос» внутренней мамы. Я хочу вас успокоить: никакого психоза у вас нет. Просто мы, психологи, как и ученые в других областях науки, пытаемся найти концепции для объяснения сложных процессов. Мы здесь больше работаем с фантазией, с идеями, потому что так проще представить себе то, что происходит в вашем сознании и что иногда очень сложно объяснить словами.

Многим из вас известна концепция внутреннего ребенка. Это образ того, каким вы были в детстве. Он также собран из различных ситуаций, взаимодействий с другими людьми. Внутренний ребенок думает и чувствует, плачет и радуется, ощущает одиночество и хочет играть. Иногда с ним можно войти в контакт. Живет ли в вас на самом деле другой ребенок? Нет. Но благодаря фантазии мы можем приблизиться к прошлому опыту, войти в контакт с той частью вашей личности, утешить ее, позаботиться о ней. В конечном итоге вы заботитесь о себе, и это проще сделать, имея представление о том, что в вас происходит.

Так же и с внутренней мамой. Если я говорю, что с ней надо побеседовать, обсудить проблемы, попросить помощи, утешения, попить чаю, я имею в виду воображаемые действия. Нужно представить себе, что вы это выполняете, как будто на самом деле с ней встречаетесь и разговариваете. Нужно войти с мамой в контакт и рассказать о ваших проблемах, желаниях, потребностях, послушать, что она вам ответит, прочувствовать свою реакцию, понять ее. Я знаю, это может звучать странно, но вы будете удивлены, насколько реальным порой оказывается этот разговор. Внутренним критикам вы ведь тоже верите, хотя они такие же интроекты, а не реальные люди. Но вы их слышите и чувствуете их влияние.

В этой книге я хочу рассказать: как случилось, что мамин внутренний голос в вас живет, что делать, если вы конфликтуете с ним, и как выстроить отношения с ним так, чтобы он работал на вас.

Человек – социальное существо, которое формируется в обществе.

Новорожденный ребенок – как чистая доска, он не имеет представления о мире, об отношениях, о совести. Наоборот, младенец – самое эгоцентричное создание на свете. Он занят собой и удовлетворением своих потребностей. Он громко заявляет о себе, подгоняет родителей, если они медлят, кричит и плачет до тех пор, пока не получит необходимое.

Самый главный человек в жизни ребенка – это мама или тот, кто выполняет ее функции. Известный психоаналитик Маргарет Малер считает, что первые два месяца жизни ребенок проводит в «фазе аутизма». Он не ориентируется в этом мире, не имеет представления ни о себе, ни о других. Все его ощущения исходят из тела и ощущаются сиюминутно и интенсивно. Телесный контакт с мамой, звук ее голоса, сердца, запах кожи и молока постепенно выводят фокус восприятия изнутри наружу. Мама как будто приглашает ребенка в этот мир и сопровождает его в поисках своей идентичности и своего места. Именно она закладывает в ребенка знания о мире, о том, как он устроен, принимает ли мир ребенка и как нужно с ним взаимодействовать. В первый год жизни мама – это и есть мир ребенка.

Мелани Кляйн, основоположница детского психоанализа, уже 100 лет назад сформулировала концепцию развития детской психики. Младенец еще не в состоянии видеть мир целиком, он воспринимает его как отдельные части. Уровень восприятия и мышления очень ограничен, поэтому младенец может видеть только один аспект. Если мама быстро пришла на его крик и накормила его, то она хорошая (в теории Кляйн «хорошая грудь»), если мама не пришла и не накормила, то она кажется ребенку плохой, отсутствующей («плохая грудь»). Хорошая грудь воспринимается как стремление ребенка к жизни, плохая – как стремление к смерти.

И в зависимости от того, как мама ведет себя со своим малышом, у него возникает картина мира и самого себя.

Знаменитый психоаналитик Отто Кернберг называет это интроекцией. Это психологический процесс в развитии ребенка, в результате которого внешние объекты, качества или идеи переносятся во внутренний мир индивида и становятся его частью. Это сложный важный этап психологического развития человека, поэтому давайте в нем разберемся.

При рождении ребенок представляет из себя чистый лист. У него нет представления о себе, о семье, о мире. Через контакт с родителями, в нашем случае с мамой, ребенок получает опыт взаимодействия, который сохраняется в его памяти и потом всю жизнь сознательно и неосознанно влияет на его мысли, эмоции и поведение.

Если мама заботится о нем, играет, агукает, доступна в своей эмоциональности, то у ребенка возникает понимание того, что он хороший. Его любят, и ему можно. Стоит только попросить, и ему дадут. Можно сказать, что он счастливчик. Он чувствует поддержку и опору, уверенность в себе и в своем окружении, может заявлять о себе и не боится критики. Он сохраняет в памяти образ доброй, любящей заботливой мамы, то, как она обращалась с ним, создавая собой картину принимающего, дружелюбного мира. Эти внутренние образы мы называем поддерживающими интроектами.

Если же мама злится на ребенка, отвергая его потребности, унижает, бьет, то малыш постепенно начинает верить в то, что его мир такой, и он недостоин другого отношения. Он ощущает себя обузой, считает, что неправильно думает или чувствует, и если его обижают, то он это заслужил и так ему и надо. Интроекты этого ребенка сформируются недоброжелательными, отвергающими, пугающими, требующими. Он не будет чувствовать защиту и стабильность и начнет воспринимать окружающий мир как угрозу.

Одну мою пациентку преследовал контроль мамы. Та постоянно хотела знать, где ее дочь и чем занимается, она всегда высказывала свое мнение, независимо от того, хотели его слышать или нет. Казалось, мама была абсолютно уверена, что дочь без нее пропадет, ведь она совсем ничего не понимает в жизни. «Вот натворишь дел, а кто потом все будет расхлебывать?», «Слушай маму, и будет тебе счастье», «Я старше и я лучше знаю», «Ну что за бред»… Перечень напутствий и заботливых наставлений мамы можно продолжать бесконечно. Ее стремление защитить ребенка от проблем и неприятностей в итоге привело к тому, что дочь выросла именно такой, как пророчила мама: неуверенной, тихой, застенчивой. Доминантный, напутствующий голос родительницы все время звучал в ее голове, мешая иметь свое мнение и отстаивать собственные интересы. Дочь очень боялась осуждения и конфликтов и сильно переживала, если они все же случались. Она была хорошей девочкой, слушалась внутреннюю маму и опасалась жизни.

Дети четко ощущают свою зависимость от родителей. Они знают, что, если взрослые не будут о них заботиться, им не выжить. Через контакт с родителями ребенок очень рано понимает, что такое хорошо, а что такое плохо, и как это влияет на его отношения с мамой и на собственное благополучие.

Многие матери с трудом справляются со своими эмоциями, если ребенок не слушается, ему плохо, он плачет. Они уходят из контакта, обижаются, молчат – когда день, а когда и неделю-другую, таким образом обрекая ребенка на страх психологической смерти. Звучит угрожающе, так оно и есть. Ребенок, теряя контакт с мамой, боится утратить контакт с жизнью. Ведь мама – тот человек, который обеспечивает его физическое и психологическое выживание. Мама помогает ему познавать себя. Психоаналитики Мелани Кляйн и Дональд Винникотт описывали в своей теории объектных отношений процесс развития самости и взаимодействие человека через контакт с первичными объектами, то есть теми людьми, которые заботились о ребенке в раннем детстве. Только в контакте с мамой ребенок учится тому, кто он такой. Реагируя на него, мама дает ему обратную связь. Он отражается в ней как в зеркале и только так может развивать чувство самости. Когда же мама выходит из контакта, ребенок теряет свое «зеркало», которое так нужно ему для самовосприятия. И так как его представление о себе еще не закрепилось в психике, потеря отражения угрожает ему потерей себя.

Почему же мама так поступает? Скорее всего, потому, что она сама не научилась выдерживать свои и чужие эмоции. Возможно, ее родители тоже не разговаривали с ней, если она вела себя не так, как они хотели, проявляла эмоции, плакала. Возможно, ее наказывали. Возможно, ее эмоции отвергались и обесценивались, как «телячьи нежности», «ты плакса» и т. д. Мама пережила запрет на эмоции и не получила поддержки в развитии толерантности и способности справляться с эмоциональной нагрузкой.

Все мы слышали истории о том, как раньше детей успокаивали пощечинами, ремнем, отправляли в угол и т. д. Эти методы воспитания казались нормальными еще не так давно. Если родители не справлялись с ребенком, его наказывали. Он чувствовал вину и, как следствие, старался подавить эмоции, чтобы сберечь отношения с родителями. Эта своеобразная форма самоограничений помогала ему контролировать свою жизнь и обеспечивать безопасность.

Но, к сожалению, такие люди часто повторяют этот опыт в своем родительстве. Они не научились выдерживать фрустрацию, бессилие, гнев, часто чувствуют вину за свои эмоции и пытаются справиться с ними, как в детстве, – замолкая. То, что в свое время помогало в контакте с родителями, в отношениях с ребенком может оказаться фатальным, даже если мама пытается таким образом защитить его от своего гнева.

Они же поощряют за послушное поведение.

В СССР детей очень рано отделяли от родителей, сначала в роддоме, потом отдавали в ясли, в садик, невзирая на то, готов ли ребенок психологически и эмоционально. Родители делали все возможное, но им нужно было работать и как-то выживать. И об эмоциональных потребностях детей тогда тоже несильно знали и задумывались. Важно было воспитать «советского гражданина» со всеми вытекающими, а не неженку и белоручку. Проявление тепла и эмоций отвергалось, это же «телячьи нежности». Если ребенок оказывался чувствительным, матери часто приходилось выслушивать наставления и обвинения в плохом воспитании и требования быть построже и не распускать ребенка. От этой строгости страдали и дети, и родители. Но у них, казалось, не было другого выхода.

В последние 20–30 лет ситуация изменилась, отчасти потому, что современные мамы, недополучившие любви и тепла, стараются дать это своим детям. Но они страдают от того, что им в детстве было эмоционально холодно и одиноко.

Чем младше человек, тем страшнее и опаснее для него конфликт с родителями. Поэтому ребенок впитывает в себя родительские нормы, как губка. В его психологической системе возникает интроект, то есть внутренний образ родителя. И впоследствии уже этот образ руководит мышлением и поведением ребенка.

Давайте посмотрим, как это происходит. Мама пытается мотивировать своего сына учиться плавать. Ей важно, чтобы сын был физически развит, силен и здоров. Она хочет зацепить его самолюбие, чтобы он решил идти к цели и не сдавался, а не пугался возможных трудностей, поэтому она говорит: «Я уверена, что ты не справишься. Ты не проплывешь весь бассейн». Сын сначала теряется, потом расстраивается, потом злится. Он переживает, что мама может оказаться права. А вдруг она тогда не будет его любить? Нет, этого он допустить никак не может, поэтому смело идет в воду и плывет. Ему было сложно, но он справился. Счастливый, он показывает маме, какой он молодец. Он ждет похвалы и получает ее. Но где-то глубоко в его душе сохранился образ мамы, который потом всю жизнь будет напоминать ему о том, что мама в него не верит. Ведь она повторяет это в самых разных ситуациях. Его внутренняя мама (интроект) вместо поддерживающей функции обретает роль внутреннего критика, который все время напоминает сыну о том, что он может не справиться, заставляет сомневаться в себе. Да, этот голос мотивирует тоже, но изначально он запугивает. И нашему герою приходится справляться не только с реальными сложностями, но и преодолевать угрожающие и демотивирующие напутствия интроекта.

Внутренняя мама остается неосознанной частью вашей психики, но отменно руководит процессом. Она продолжает заботиться о выживании, даже если вы уже взрослый и вам 35. Внутренняя мама часто не знает, что вы уже выросли и что времена изменились. И так же, как настоящая, иногда не видит вашего возраста, ваших регалий и все еще напоминает вам, что нужно надеть шапку. При этом она пользуется теми знаниями, которые приобрела в вашем глубоком детстве. Материнский интроект, или внутренняя мама, начинает управлять ребенком, ведь он точно понимает, чего хочет реальная родительница и как заслужить ее благосклонность, как избежать конфликтов и, в конечном итоге, выжить.

Многие взрослые боятся заявить о себе, высказать свое недовольство на работе или в кругу знакомых. Они стараются избегать общения с начальством и почти физически чувствуют замок на губах, когда им что-то не нравится и они хотели бы об этом поговорить. Стоит только желанию отстаивать свои интересы постучать к вам в дверь, на пороге его сразу же встречает ваша внутренняя мама. «Нельзя перечить старшим, нельзя их критиковать, тебе потом хуже будет, тебя накажут. Лучше уж промолчи». И вот уже ваши намерения отправляются в чулан, вы замолкаете и терпите ситуацию, не чувствуя сил и возможностей что-либо изменить. При этом вы даже не пытаетесь. Ведь потом хуже будет.

Потом, как правило, и становится хуже. Потому что, если терпите, вы позволяете себе жить в некомфортных условиях. А еще укрепляетесь в мысли, что ничего лучшего вам ожидать не нужно. И как бы вы ни старались, все останется как есть.

Психологи называют это состояние выученной беспомощностью. Вы уже не верите, что можете что-то изменить и даже не пытаетесь. А все почему? Потому что голос внутренней мамы до сих пор говорит вам об этом, якобы защищая вас от проблем, но на самом деле доводя до депрессии, невроза и неудовлетворенности.

Многие травмы подсознательно передаются от поколения к поколению, и часто устаревшие понятия регулируют взаимодействие родителей и детей. Родители, слепо следующие указаниям «старших», могут не видеть потребностей своих чад. И если ребенок вдруг начинает предъявлять претензии, его осаживают, стыдят, отвергают. Да, в этой ситуации мама, возможно, хорошая дочь для своей матери, ведь она ее слушает, но при этом становится недостаточно заботливой для собственного ребенка.

Как часто внутренняя мама требует от вас выполнения устаревших принципов? Экономить, не носить мини, не гулять допоздна; быть хорошей девочкой, ответственной, помогать старшим и маме, причем любой ценой.

Если мама пережила голодное послевоенное детство в детдоме, то, скорее всего, ее не научили тому, как быть эмпатичным человеком и проявлять заботу. Поэтому сейчас она может ограничивать автономию своего ребенка, пытаться его контролировать, окружая чрезмерной заботой. Ей самой было страшно и одиноко, и она всеми способами пытается обезопасить свое чадо, не замечая его потребностей и желаний.

Многие мамы показывали свою любовь при помощи нареканий: «надень шапку», «в подоле принесешь», «как ты выглядишь» и т. д. На самом деле они старались заботиться о детях как умели.

Мы не можем изменить наше прошлое, мы не можем изменить маму. Но мы можем работать с интроектами, корректировать их, перестраивать, модифицировать, подгонять под нашу взрослую жизнь, потребности и желания. Мы вольны создать свою хорошую внутреннюю маму. Мы можем учиться заботиться о себе, уважать себя, принимать, искать поддержку, когда она нам нужна, успокаивать себя, принимать решения и создавать свою новую реальность.

Эта книга – своеобразный курс повышения квалификации внутренней мамы. Вы познакомитесь с различными чертами ваших интроектов, увидите ее сильные стороны и осознаете зоны роста и развития. Я покажу вам, как выстраивать с ней диалог и изменить ее «рабочий контракт».

В некотором смысле это книга о внутреннем взрослении, об изменении ваших установок и о сепарации от устаревших моделей и представлений.

Ниже я покажу вам классификацию внутренних мам и их зон роста. Она сформировалась за годы моей работы с пациентами. Из раза в раз я видела «типичные» проблемы во взаимоотношениях с матерью и ее интроектом. И это позволило мне создать классификацию, чтобы мои пациенты могли лучше осознать свои эмоциональные реакции и поведенческие шаблоны, связанные с внутренней мамой, и научиться преодолевать их влияние на собственную жизнь. В некоторых категориях и описаниях вы, возможно, узнаете себя, в некоторых увидите своих знакомых и близких. Пробуйте, отслеживайте ваши потребности. Замечайте те качества внутренней мамы, что у вас уже есть, и развивайте те, которые вам нужны.

Я хочу помочь вам взрастить свою хорошую внутреннюю маму, и для этого иногда сама буду брать на себя ее полномочия и показывать вам, как входить с ней в контакт и выстраивать отношения. Если вы все же поймете, что вам сложно договариваться с вашим интроектом, вы можете создать себе новую внутреннюю маму. Ту, которая нужна вам сейчас.

Работа над образом внутренней мамы – как пазл, состоящий из ваших желаний и потребностей, имеющихся личностных качеств и зон роста. Но в итоге вы получите ту внутреннюю опору, тот внутренний голос, что всегда будет с вами, который будет вас поддерживать и успокаивать, направлять и защищать. Вы укрепите свои границы и почувствуете неведомую раньше свободу.

Классификация качеств внутренней мамы

Классификация внутренних мам основана на качествах и поведенческих паттернах реальных матерей, которые становятся основой для формирования наших интроектов. Сначала я предоставлю вам описание типичной мамы, а потом покажу, каким может быть соответствующий интроект и как он влияет на эмоции, поведение и развитие личности.

Осознание нашей внутренней мамы – это первый шаг к изменению. Мы можем обратить внимание на те моменты, когда слышим ее голос внутри себя, и задаться вопросом: действительно ли ее слова правда? Мы можем начать замечать, когда наши эмоции и реакции связаны с определенными типами внутренних матерей, и искать способы дать себе понимание и поддержку в этих моментах. Таким образом, осознание и работа с интроектами способна стать мощным инструментом самопознания и личностного роста, которая поможет нам создать более заботливое и поддерживающее отношение к себе и окружающим нас людям.

1. Поддерживающая мама

Поддерживающая мама – воплощение идеала реальной поддержки. Она дает огромную жизненную базу. Она старается вас понять, увидеть ваши потребности и желания, цели и мечты, и она действительно помогает воплотить их в реальность. Для нее неважно, хотите ли вы стать космонавтом, цирковым артистом, врачом или заботиться о диких животных в Африке, она желает лишь, чтобы вы были счастливы. Поэтому она делает все возможное, чтобы вы получили тот опыт, который вам необходим, развили те качества, которые приведут вас к цели. Она может не разделять ваши стремления, но она в состоянии эмоционально отделять себя от вас, оставляя вам право жить вашу жизнь. Она может критично высказываться на тему ваших начинаний, но будет делать это не для того, чтобы вас остановить и отговорить, а чтобы помочь увидеть ситуацию, продумать входы и выходы и найти более оптимальный или безопасный путь.

Вы всегда сможете прийти к ней, если вам сложно. Даже если вы взрослый, даже в три часа ночи. Она нальет вам чаю, уложит спать, с утра пожурит немного, а потом закатит рукава и будет выстраивать с вами планы по покорению мира.


Интроект поддерживающей внутренней мамы и его влияние:

Описание интроекта: ваш внутренний образ мамы воплощает все положительные черты реальной мамы, создавая образ идеальной поддержки и заботы.

Поведенческие реакции: вы испытываете уверенность в себе и чувство, что вас поддерживают, что позволяет вам принимать решения и действовать на основе собственных желаний и мечтаний.

Эмоциональные последствия: ваши эмоции, скорее всего, связаны с чувством уверенности, комфорта и поддержки, даже в трудных моментах.

Влияние на личностные характеристики: ваш внутренний образ мамы помогает развитию самоуважения, самодостаточности и способности к саморазвитию и самореализации.

2. Недостаточно заботливая мама

Это мама, которая не умеет заботиться и не знает, как это делать. Она в состоянии накормить вас, одеть, сводить на работу и даже помочь заработать денег. Но часто она выполняет свои обязанности без оглядки на ваши потребности и возможности.

Недостаточно заботливая внутренняя мама не видит ваших границ, количества вашей энергии.

Она необязательно холодна и ей не все равно, как ваши дела. У нее просто ограничен ресурс и репертуар заботы и поддержки. У нее для этого недостаточно сил. Изможденная мама не может в полную силу заниматься ребенком, давать ему энергию и заботу, ведь их у нее нет, так что она устанавливает минимальный уровень взаимодействия, без глубокого эмоционального контакта.


Интроект недостаточно заботливой внутренней мамы и его влияние:

Описание интроекта: недостаточно заботливая внутренняя мама заботится о вас на базовом уровне, не обращая внимания на ваши границы и эмоциональные потребности.

Поведенческие реакции: вы часто чувствуете себя усталым и выгоревшим, так как не получаете достаточной заботы и поддержки. Это может проявляться в конфликтах с другими и перфекционизме в отношениях.

Эмоциональные последствия: вы можете чувствовать разочарование и неудовлетворение из-за недостатка внимания и заботы со стороны окружающих.

Влияние на личностные характеристики: вам может быть сложно устанавливать здоровые границы в отношениях и требовать заботы, которой вам не хватает. Вам также может быть трудно доверять другим людям, так как ваш внутренний образ мамы способен создать страх перед отвержением или недостаточным вниманием.

3. Холодная мама

«Не ной», «тряпка», «ты же мальчик», «идиот» – много чего слышат дети от холодной мамы. И, став взрослыми, они продолжают говорить так сами с собой.

Холодная мама – это мама-фантом. Она как будто есть, но эмоционально ее нет. Она может быть заботливой на физиологическом уровне: кормить, поить, оплачивать учебу, в общем, делать то, что нужно. Но эмоционально вы ее не чувствуете.

Она не утешает вас, когда вы плачете, а если и делает это, то как-то механически; она отвергает вас и просит не мешать. Вы всегда чувствуете дистанцию между вами и часто ощущаете себя одинокими в этом мире, даже если окружены людьми.

У вас были сложные отношения с реальной мамой. Она подпускала вас к себе, но вы чувствовали, что ей сложно и она не хочет это делать. Когда вы падали с велосипеда, она, как полагается, гладила вас по голове, клеила пластырь на разбитую коленку, но при этом не смотрела на вас, не улыбалась, не сочувствовала. А у вас возникало ощущение, что что-то тут не так. Ведь вроде она мама, но почему так холодна?

Возможно, она действительно не знала, что с вами делать, а возможно, у нее была депрессия, море экзистенциальных проблем, собственный страх привязанности, потеря другого ребенка и боязнь подойти к вам поближе и потерять и вас тоже. Много есть причин.

Но в конечном итоге в вашем восприятии мама казалась холодной и отстраненной. Вы чувствовали себя нелюбимым и недостаточным. Вам было одиноко, и вы часто ощущаете одиночество и сейчас.


Интроект холодной внутренней мамы и его влияние:

Описание интроекта: внутренний интроект холодной мамы отображает образ матери, которая выполняет обязанности по уходу за ребёнком механически, без эмоционального вовлечения или поддержки. Вам кажется, что она запрещает вам проявлять эмоции и потребности.

Поведенческие реакции: интроект холодной внутренней мамы способен вызвать тенденцию к эмоциональному подавлению и ограничению выражения своих чувств и эмоций, подражая холодному и эмоционально отстраненному поведению матери.

Человек с интроектом холодной внутренней мамы может механически выполнять повседневные задачи и обязанности, избегая эмоционального вовлечения во взаимодействии с окружающими.

Эмоциональные последствия: ваши эмоциональные реакции могут включать чувство одиночества, недостаточности и пустоты из-за отсутствия эмоциональной связи и поддержки в детстве. Человек с таким интроектом склонен испытывать страх близости и интимности из-за негативного опыта отчуждения и холодности в отношениях.

Влияние на личностные характеристики:

Загрузка...