Становление и развитие торговли является частью истории нашей страны, одной из основ формирования ее народного хозяйства. И очень важно знать, кто стоял у руля глобальных перемен и организовал внедрение реформ, находил лучшие решения из ряда возможных вариантов.
Наше и последующие поколения забыли о том, какие очереди стояли возле любого мало-мальски приличного магазина. Забыли о тех днях, когда сахар, табак, водку и многое другое продавали по карточкам (и не во время войны, а в самый что ни на есть мирный период «развитого социализма»). Забыли о том, что право купить комплект постельного белья или холодильник имели только ветераны войны, причем тоже по талончику.
Забыли о пресловутой «визитной карточке москвича» – судорожной попытке отсечь от московских и без того полупустых прилавков приезжающих, которые в своих городах и поселках вообще ничего не могли купить.
Но мы, люди XXI в., не вправе судить о прошлом важнейшей сферы жизнеобеспечения населения, одной из составляющих финансовой стабильности государства.
Известно, что вся история цивилизации зиждется на торговле. Наука, производство, изобретения и т. д. – все это в конечном итоге служит обеспечению людей всем необходимым.
Но это все философия. А цель этого повествования – рассказать историю деятельности тех, кто в XX в. кормил, одевал и обувал, снабжал мебелью и автомашинами, посудой и бытовой техникой. Рассказать о том, как на месте грязных и шумных рынков появились современные павильоны и супермаркеты.
Слова «торгаш», «торгашка» – унизительное прозвище людей, занятых в торговле, проявление к ним феноменального презрения. Возможно, некоторые из них этого и заслуживают, но в прежние времена слова «купец», «торговец» были, как бы теперь сказали, престижными, а уж московское купечество славилось не только на всю Россию, но и на весь мир и качеством товаров, и честностью, и благотворительными делами. Очень многие купцы поддерживали революционеров (как потом выяснилось, на собственную же голову). Революционеров вознесли на пьедестал, а купцов многие десятилетия предавали забвению и втаптывали в грязь.
В огромном количестве литературы, которую пришлось «перелопатить» для написания этой книги, слишком часто мелькают словосочетания «партия и правительство», «благодаря мудрому постановлению», «следуя правильным указаниям»… Да, конечно, кто-то руководил всем этим процессом развития советской торговли. Но складывается впечатление, что развивалась она не столько благодаря, сколько вопреки всем этим мудрым указаниям и правильным постановлениям, большинство из которых вопиюще противоречили естественным законам экономики, законам, благодаря которым торговля развивалась с младенческих лет из сообщества людей.
За сто лет изменений произошло парадоксально мало, во всяком случае, в системе управления. Торговля, кстати, не исключение: предприниматели и по сей день – чуть ли не самые бесправные и уязвимые граждане нашего общества. Только помимо государства появился и «частный сектор» – организованная преступность. Нужно обладать большим мужеством, чтобы заниматься торговлей в таких условиях, которые спокойно можно приравнивать к боевым.
Социалистическая система управления, плановое ведение экономики, какие бы декларации о народном благе при этом ни провозглашались, были неспособны учитывать насущные интересы людей. И уж тем более трудности и интересы тех, кто осуществлял указания властей в сфере организации торговли. Имена людей, кто в тяжелейших антиэкономических условиях ведения хозяйства обеспечивал население страны всем необходимым, по большей части канули в лету.
За многочисленными резолюциями коммунистических съездов и пленумов, решениями политбюро редко встретишь фамилии даже крупнейших советских организаторов торговли. За всю почти 80-летнюю историю Советской власти лауреатами ордена Ленина за успехи в работе стали считанные единицы, хотя орденоносцев за боевые действия в годы Великой Отечественной войны еще совсем в недавние годы в рядах работников торговли было великое множество.
Более того, человека, награжденного орденом Ленина, впоследствии расстреляли после скорого и не слишком беспристрастного суда: слишком уж знаменитым стал, слишком много «больших людей» возле него кормилось, когда прилавки большинства магазинов Москвы отнюдь не ломились от изобилия товаров, а лишь демонстрировали достаточно скудный минимум. Так что торговля всегда была зоной риска: что при купеческих караванах, которые грабили все, кому не лень, что в нынешние времена бандитов и рэкетиров.
Все течет и многое меняется. Жаль только, что уходят ветераны, а с ними и бесценные сведения о том, как все происходило на самом деле, а не по рапортам и отчетам в центральных газетах. Замолкают голоса живых свидетелей, все меньше и меньше людей помнит о том, например, что ярмарка в Лужниках была открыта весной 1960 г., а не возникла в нынешнем виде 30 лет спустя.
Уместным будет вспомнить слова великого русского писателя П. Я. Чаадаева: «Мы так удивительно шествуем во времени, что по мере движения вперед прожитое пропадает для нас безвозвратно».
Но основным предметом написания является не обзор эволюции с анализом ее преемственности и эффективности. Основной акцент сделан на роли личности в государстве, создании условий для активной предпринимательской деятельности.
В монографии вы найдете 45 повествований о жизни и делах высоких руководителей торговли, которые стояли у истоков организации торгового дела и влияли на его устройство. Некоторых автор знала лично, работала с ними.
Купечество и вообще «торговый люд» испокон веков были практически основными плательщиками налогов, следовательно, предметом самого пристального внимания со стороны государства – любого! И по сей день, кстати, ничего не изменилось, разве что усилилось значение предпринимателей. Конкретные реформы в сфере торговли начались, причем довольно активно, лишь в период «прорубания окна в Европу». Одними пушками это было невозможно сделать.
К концу XIX столетия количество торговых точек в Москве насчитывало 8353. Для города с населением, едва достигшим 800 тысяч, было вполне достаточным количество магазинов, в которых продавались как промышленные, так и продовольственные товары.
В Москве уже достаточно давно существовала крупная торговля – показатель наличия развитого рынка массового спроса. Рядом с маленькими деревянными лавчонками в Москве, особенно в центральных торговых рядах, имелись большие торговые помещения. Владение двумя-пятью такими помещениями было обычным явлением для торговых людей крупного масштаба. В особой рекламе в начале XX в. не нуждался гастроном Г. Елисеева, магазин С. Перлова «Чай» на Мясницкой и другие.
Торговля – комплексный и системообразующий сектор экономики, стратегия развития которого должна обеспечивать баланс целей заинтересованных групп: государство, потребители, производители, предприниматели в торговой сфере.
Работая над этой книгой, автор исходит из того, что читателям важны не столько исторические и экономические факты, сколько люди прошлого, XX в., организующие процесс далеко не простого торгового предпринимательства.
Профессия работника торговли принадлежит к числу наиболее древних занятий человека, уходящих своими корнями в историю общественного разделения труда. С тех пор, как в обществе произошло это разделение, и возникла необходимость обмена различными предметами потребления, появился рынок, потребовались люди, постоянно занятые осуществлением многочисленных сложных процессов торговли, охватывающих массу операций по доставке, хранению и продаже товаров. Современное общество немыслимо без людей торговой профессии, удовлетворения материальных потребностей общества через торговлю с помощью ее многочисленных кадров.
Важность труда торговых работников определяется, прежде всего, значением самой торговли в нашей экономике, в решении социальных и экономических задач, связанных с повышением благосостояния и культуры народа.
Выполнение всех возложенных на торговлю функций является необходимым условием нормального развития экономики нашей страны.