История таможенного дела вообще и российского в частности насчитывает тысячелетия. В Древней Руси таможенное дело охватывало довольно широкий круг вопросов экономического и юридического характера, так или иначе затрагивающих торговлю с иностранными государствами. Уже в то время тарифные барьеры использовались для ограничения поставок определенного вида товаров на внутренний рынок. Однако таможенная деятельность не была целенаправленной, осуществлялась эпизодически, имела частноправовой характер. Данное обстоятельство во многом обусловливалось тем, что внешняя торговля в Древней Руси сводилась к вывозу дани, находилась в исключительном ведении киевского князя и немногочисленной группы состоятельных горожан.
Таким образом, возникнув в силу объективного исторического процесса, таможенное дело формируется вместе с экономикой и торговлей вначале Древней Руси, а затем и Российского государства по особым свойственным только ему закономерностям. При этом значение таможенной службы в становлении торгово-экономических отношений, защите экономического суверенитета страны, прав граждан возрастает с каждым этапом развития государства.
В первое время таможенные органы имели элементарную структуру. Централизованное управление таможенной деятельностью стало складываться только к концу XVII – началу XVIII в.
Таможенная политика, являясь частью внутренней и внешней политики государства, формируется под влиянием таможенного дела, его места и роли в решении актуальных задач регулирования внешней торговли, охватывает стратегию внутренних и международных мероприятий, связанных с торговыми отношениями. Продуманная целенаправленная таможенная политика способствует динамичному развитию государства, тогда как просчеты в этой сфере отрицательно проявляются не только в экономике, но и способствуют нарастанию социальных противоречий, даже могут повлечь за собой обострение международных отношений. Во второй половине XIX в. между некоторыми западными странами развернулись так называемые таможенные войны за передел мировых рынков сбыта. Последнее актуально и в настоящее время.
Таможенное законодательство как элемент структуры национальной системы права складывалось под влиянием международного права, которое регламентировало экспорт и импорт товаров, сбор таможенных пошлин, в первую очередь преследовало цель пополнения государственной казны и только во вторую – регулирование внешних торговых отношений.
Следует также иметь в виду, что внешняя торговля и, следовательно, таможенная деятельность находились под покровительством церковнослужителей. Более того, они оказывали прямое содействие экспортно-импортной деятельности, например обеспечивая в Новгороде иностранные корабли лоцманами. При церкви Иоанна на Опоках действовал купеческий суд, рассматривавший тяжбы по торговым делам. Эта же церковь являлась своеобразной палатой мер и весов, где хранились эталоны для измерения сукна, взвешивания драгоценных металлов и т. д. Взимание некоторых таможенных пошлин осуществлялось монастырями.
В последнее время отмечается повышенный интерес к различным аспектам организации и деятельности таможенных органов России. В частности, это объясняется тем, что перед страной стоит задача модернизации промышленности, в решении которой важным инструментом является таможенная система как институт государства. Создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации требует переосмысления не только сложившихся, но и создания новых парадигм таможенной деятельности. Между тем, не познав прошлое, нельзя уяснить сущность настоящего и прогнозировать будущее. Другими словами, только обратившись к истории таможни, можно оценить ее сегодняшнее состояние и определить тренд развития.
Кроме того, изучение организационно-правовых основ деятельности таможенных органов в XIX – начале XX в. имеет большое историко-правовое значение, позволяет восполнить существующие в науке пробелы и на этой основе расширить познания о функционировании одного из институтов государства.
История таможенных органов рассматривается преимущественно в исторической литературе (как в отечественной, так и зарубежной). В некоторых работах косвенно затрагиваются вопросы таможенной политики, причем, как правило, только в одном контексте – ее влияния на реализацию таможенной и тарифной составляющей. В исследованиях, специально посвященных таможенной политике XIX – начала XX в., анализируются лишь отдельные функции таможенной службы, прежде всего фискальная.
В XIX в. вопросы деятельности таможенных органов активно обсуждались в периодической печати, в частности в специализированных журналах (как правило, экономических), кстати сказать, имевших четкую редакционную политику. Так, в 1804–1809 гг. либеральное издание «Санкт-Петербургский журнал», являвшееся органом правительства, систематически публиковало материалы как фритредерского, так и протекционистского содержания. В «Статистическом журнале» выходили статьи, в том числе зарубежных специалистов, посвященные таможенной политике и деятельности таможенных органов. Издававшийся в 1815–1820 гг. «Дух журналов» на своих страницах вел борьбу против протекционизма в таможенной политике. И наоборот, журнал «Сын отечества», выходивший первую половину XIX в., свои страницы предоставлял сторонникам протекционизма. Журнал «Вестник Европы» занимал умеренные позиции, не отдавая предпочтения ни представителям протекционизма, ни представителям фритредерства.
В работах экономистов В.П. Безобразова, Я.Л. Бороховича, И. С. Блиоха, Е.Ф. Брандта, Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте, В. Витчевского, Е.Ф. Канкрина, И.М. Кулишера, Н.Н. Шапошникова и др. в рамках общеэкономических проблем затрагивались вопросы таможенного регулирования и таможенного тарифа.
Специальные исследования по этому поводу осуществлены М.М. Бенземаном, А.И. Бутовским, Ю.А. Гагемейстером, А.Ф. Головачевым, К.Н. Лодыженским, Д.И. Менделеевым, И.А. Милютиным и др.
В советский период одна из первых работ по истории таможенной службы принадлежит Л.Н. Маркову. Современная историография содержит работы по исследованию теоретических (А.Н. Козырин и др.), экономических (П.А Хромов и др.), внешнеполитических (Е.В. Тарле и др.), исторических (Ю.Г. Кисловский и др.), уголовно-правовых (С.Ю. Иванова и др.) аспектов деятельности таможенных органов России.
Однако специальных работ, посвященных проблемам организационно-правовых основ таможенной деятельности в XIX – начале XX в., пока нет. Кандидатская диссертация Е.А. Абашевой (Нормативно-правовое регулирование таможенной деятельности на европейской границе в первой половине XIX века. М., 2002), во-первых, ограничивается иными хронологическими рамками, в связи с чем в предмет исследования не вошли два существенных периода в развитии таможенных органов как института государства (вторая половина XIX и начало XIX в.); во-вторых, не охватывает становление и развитие таможенных органов, правовое регулирование их деятельности «по торговле Азиатской»; в-третьих, не позволяет увидеть итог развития дореволюционного таможенного законодательства.
Выбор хронологических рамок диссертационного исследования обусловливается, кроме сказанного выше, еще целой совокупностью причин.
Период XIX – начало XX в. характеризуется рядом обстоятельств, которые позволяют рассмотреть организационно-правовые основы деятельности таможенных органов в тесной взаимосвязи с общей стратегией государства: во-первых, в это время происходит дальнейшее развитие внутреннего рынка, становление капиталистических отношений; во-вторых, на внутриэкономическую ситуацию в России влияет скачок в промышленном развитии западных государств и расширение их внешнеэкономических связей; в-третьих, состояние экономики России требовало поиска наиболее оптимальных мер для преодоления отставания.