1. История земли Кубанской

Страницы истории земли Кубанской – это особые страницы. С гордостью прикасаемся мы к ним и как бы раздвигаем завесу времен, отделяющих нас от истоков христианства, времен апостольских, и слышим первый зов. Путь к познанию истины, свет которой засиял через многие столетия, был очень долог. Кубань во всей полноте познала веру Христову с приходом черноморцев – отважных запорожских казаков. Они отличались особенной религиозностью и приверженностью к православной вере. Это были могучие «рыцари Православия», девиз которых был: «За Веру, Отечество и народ!». Православие с того момента становится надежным оплотом южных границ государства Российского, а православное казачество – верным его носителем. Защищая рубежи нашего Отечества от турок-мусульман и поляков-католиков, они знали цену веры своих предков, готовы были пожертвовать жизнью ради своего народа, свободы и убеждений.

Во время царствования Екатерины Великой (1762–1796 г.г.) во внутренней жизни России вводились более правильное государственное устройство и порядок: страну разделили на губернии, упорядочили административное устройство. Изменения должны были коснуться и ее окраин – областей казачьих войск. После того, как границы России вынесли на побережье Черного моря и реки Кубань, совершенно менялись роль и значение казаков, а также их внутренний быт и условия существования. В 1790 году было создано из запорожцев, возвратившихся после войны из Турции, «черноморское войско». В 1792 году 30 июня Императрицей Екатериной была подписана Грамота на имя Войска верных Черноморских казаков об укреплении на вечное владение занятых Войском земель. Утверждена карта этих земель, расположенных в нижнем течении реки Кубань. В Высочайшей Грамоте отмечалось: «… желая воздать заслугам Войска Черноморского утверждением всегдашнего его благосостояния и доставления способов к благополучному пребыванию, Мы пожаловали в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне реки Кубань от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны была река Кубань, с другой – Азовское море до Ейского городка служили границей войсковой земли…. Все состоящие на упомянутой земле всякого рода угодия, в водах же рыбная ловля остаются в точном и полном владении и распоряжении Войска Черноморского… Войску Черноморскому подлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских… Всемилостивше жалуем Войску Черноморскому знамя войсковое и литавры, подтверждая также употребление уже имевших знамен, булавы, войсковой печати… Мы надеемся, что Войско Черноморское, соответствуя Монаршему Нашему попечению, будет не только бдительно охранять границы, беречь храбрых воинов, но и развивать звание добрых и полезных граждан внутренним благоустройством и семейной жизнью».

16 августа 1792 года флотилия под командованием полковника Саввы Леонтьевича Белого отплыла на Тамань, а 25 августа казаки прибыли к Таманскому берегу. В этот день вместе с полковником Белым на Тамани высадились более 3000 человек. Черноморцы заняли по реке Кубань территорию около 30 000 кв. верст[1].

25 августа 1792 года, день высадки на Тамани первой партии черноморцев, стал знаменательным и историческим днем не только в истории Кубани, но и в истории России. Получив щедрый дар императрицы Екатерины Второй – остров Тамань и кубанские земли, черноморцы шли сюда не только защищать русские границы, но и вернуть сюда свет Христовой веры.

На Северном Кавказе к тому времени о вере Христовой напоминали лишь развалины древних храмов и монастырей, сказания и некоторые обычаи местных народов. Население Северного Кавказа, оказавшись в вынужденной изоляции от основных христианских центров, во многом утратило память о своей былой христианской славе. Роковую роль в этом сыграл и кровавый натиск ислама. По приказу турецких султанов войска крымских ханов огнем и мечом искореняли христианство, силой насаждая ислам среди коренных народов. Разрушались христианские храмы, священники и верные прихожане подвергались гонениям.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Тамани.


Это было удивительное время истинных испытаний стойкости казачьей веры и готовности к защите рубежей России! Казаки впервые вступали на земли, по их представлениям, не освященные светом веры Христовой, где не было ни одной церкви, ни одного священника. У них было только одно – упование на милость Божию. Еще не было ни домов, ни крепостей, ни духовенства, но первой была заложена именно церковь. На личные сбережения и средства казаков черноморский войсковой судья Антон Андреевич Головатый в 1792 году начал строительство на Тамани самой первой казачьей церкви. Этот храм, возведенный из камня, был посвящен самому главному празднику черноморцев – Покрову Божьей Матери.

На строительство храма пошел камень, взятый из стен турецкой крепости. Колокол отливали из турецких медных пушек, он был необыкновенным: весил 3 тонны, а звон его слышался за сотни верст. Храм Покрова на Тамани являлся уникальным материальным свидетелем переселения запорожцев на Кубань, наполненным духовным и молитвенным состоянием всех поколений казачьих родов, ее атаманов, старшинств и рядовых сословий.

Многое на Кубани начиналось, как истоки, как родники от духовного величия первого храма: первая кубанская церковно-приходская школа, войсковые молебны, традиции благочестия и Веры. Еще все переселенцы жили в землянках, неудобных пристанищах, а уже возводили свою церковь для молитв об успешных походах и о мирном обитании на возлюбленной земле. Все на Кубани возрождалось с молитвой, так было и так будет!

С церкви начиналось и строительство первых куреней. В городе Екатеринодаре в 1793 году первой была возведена походная войсковая церковь во имя Святой Троицы. На поляне, которая позже стала крепостной площадью, казаки поставили привезенную с собой походную церковь, подаренную князем Григорием Потемкиным. Она представляла собой большую парусиновую палатку, растянутую на деревянных столбах: иконостас[2] был написан на обычном холсте. Чтобы защитить свой единственный на то время храм от дождей и ветров, черноморцы бережно укрыли его деревянным чехлом и камышом, а над одним из столбов укрепили крест. Долго довольствоваться походной церковью черноморцы не могли. Они пришли на Кубань навсегда, и храм Екатеринодару нужен был соответствующий, чтобы, глядя на него, «душа радовалась». Таким храмом стал войсковой собор Воскресения Господня. Более 70 лет красовался под кубанским небом Воскресенский собор, построенный народными умельцами из дерева без единого металлического крепления.

В условиях войн и относительного мира с горскими народами строился казачий быт, развивалась культура, крепли традиции, оберегалась вера. А земля, данная Богом, осваивалась, преображалась и украшалась православными храмами.

На новые необжитые земли почти никто из духовенства не хотел ехать, а казакам срочно требовались священники. Не могли они представить своей жизни без богослужений, таинств и исправления церковных треб.

Тогда предводители черноморского казачества кошевой атаман З.А. Чепега и войсковой судья А.А. Головатый решили растить духовенство из своей же казачьей среды. Постепенно в Черномории увеличивалось казачье духовное сословие.



Воскресенский собор г. Екатеринодара.


В донесении черноморского правительства от 16 декабря 1797 года сообщалось о 23 построенных и строящихся церквах, при которых служили 25 священников и диаконов. В 1824 году состоялось открытие духовного училища в городе Ставрополе, а 20 июля 1846 года для развития богословского образования была учреждена Ставропольская духовная семинария.

Величайшее событие вселенской истории – пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа – не оставляет равнодушным каждое русское сердце, даже далекое от веры. А народ Божий, православный, жаждет разделить радость великого торжества со всем миром. Пристально всматриваясь в летопись прошлого, ясно осознаешь ту Волю, которая и ныне «знаменуется на нас», ибо совершается Милость и Суд на всякое время.

Загрузка...