Ниже на примере одной из уголовных угроз проиллюстрируем авторскую методологию последовательного решения задач предотвращения потерь. В кейсе можно увидеть, как разбираясь всего с одной угрозой, на каждом рубеже последовательно подключаются инструменты из разных блоков и решаются одна за другой задачи предотвращения потерь.
Так, наиболее крупный ущерб, исчисляемый десятками миллионов рублей, причиняется ювелирным компаниям преступными группами, совершающими кражу со взломом (пункт б. части 2 ст.158 УК РФ) или разбойное нападение (ст.162 УК РФ). Для ясности практического подхода остановимся на самом опасном и разрушительном криминальном риске – вооружённом разбойном нападении. Хотя стены здесь, как правило, не ломаются, под разрушительностью имеем в виду весьма ощутимую вероятность фатального исхода и человеческих жертв.
Как тяжкое преступление разбой квалифицируется уголовным законом следующим образом: «Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершённое с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия». Статья имеет три отягчающие части: часть вторая – разбой, «совершённый группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением насилия или предметов, используемых в качестве оружия», часть третья – «с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище или в крупном размере», часть четвёртая – «совершённый организованной группой, в особо крупном размере, с причинением тяжкого вреда здоровью».
По статистике ювелирных компаний разбой наиболее характерен для магазинов уличного формата, расположенных вдали от оживлённого пешеходного трафика и остановок общественного транспорта. Наибольшая часть таких преступлений фиксируется в крупных городах, что объясняется высокой концентрацией ювелирных магазинов и возможностью затеряться на улицах. Обычно разбой совершается в часы работы объекта ближе к вечеру в тёмное время суток, но бывают и нападения в момент открытия или закрытия магазина. Здесь налицо факторы локации и факторы времени, которые можно принять за рисковые и учитывать их при планировании защиты.
Разбойные нападения часто исполняются группами по три-пять человек, которые скрывают свои лица и угрожают предметами, похожими на оружие. В среднем само нападение длится полторы-две минуты, чего вполне достаточно для того, чтобы хозяева торговой точки стали беднее на несколько десятков миллионов рублей.
В среде консервативных специалистов по безопасности, с которыми автор плотно общается на семинарах и конференциях, бытует убеждение в том, что снизить риск разбоя невозможно. Невозможно преимущественно по причине нереальности прогнозирования кто и когда его совершит. И тогда бизнес идёт традиционным путём, концентрируя усилия на бронировании витрин и тиражировании охранников. Но броневитрины будут открыты под принуждением, а каждый лишний охранник только множит вероятность преступной наводки.
Опыт автора говорит об обратном – о возможности управления такими рисками. Актуальный подход к снижению рисков разбойного нападения и его последствий состоит в комплексном и одновременном решении всех трёх задач предотвращения потерь. Переформулируем их применительно к противодействию разбою.
Первая задача – минимизация покушений на ценности. В данном случае это комплекс мер, наглядно иллюстрирующих потенциальным грабителям, что ваш магазин – не самое лучшее место для беззаботного разбоя и лучше поискать другой объект совершения преступления.
Вторая задача – минимизация потенциального ущерба. Если разбоя избежать не удалось, нужно сделать так, чтобы злоумышленникам было дискомфортно грабить ваш магазин, затрачивая незапланированное время или переходя к обоюдоострой эскалации.
Третья задача – максимизация успешности расследования ограбления. Здесь используем решения, которые могут повысить шансы на скорое раскрытие совершённого преступления.
К сожалению, в массе своей ювелирная торговля, имея все ресурсы и возможности для выстраивания полноценной защиты от грабителей, мало что делает. Всему виной традиционализм мышления многих (но не всех) хозяев ювелирных салонов, которые рассуждают примерно так (цитаты реальные):
• Это дело случая. Поэтому надеемся на авось и не защищаемся;
• Новостей про ограбления полно. Но ко мне точно не придут;
• Мы сами знаем, что защитит нас лучше всего, например, охрана;
• От нас ничего не зависит, если захотят ограбить – ограбят;
• Мы защищаемся и думаем о том, что сделать, когда грабители придут.
Последнее утверждение самое губительное. Многие почему-то думают о том, что нужно сделать, когда грабители придут. Обучают охрану методам противодействия, доводят до сотрудников сценарии действий во время ограбления, требуют от охранного предприятия скорого прибытия Группы быстрого реагирования и т.д. И всё это вместо того, чтобы думать о том, что сделать, чтобы грабители не пришли. Когда преступники придут и будут угрожать оружием, никакие запланированные сценарии не работают. Думать надо о том, чтобы не пришли.
То есть, вектор мышления должен быть направлен на поиск решений о том, что сделать, чтобы грабители не пришли.
А если придут, чтобы не смогли взять много.
А если смогут, чтобы не ушли далеко.
Итак, что нужно сделать, чтобы ваш ювелирный салон, обладая объективными факторами локации и времени, аналогичными упомянутым выше, не стал жертвой разбойного нападения?
Для начала следует разбить процесс разбойного нападения на основные этапы. Затем определить преступные цели, актуальные для каждого этапа и зеркально отразить локальные задачи предотвращения потерь для каждого этапа.
Основные этапы и цели, которые потенциальные преступники ставят перед собой на каждом из них, а также задачи читателей описаны ниже.
Этап первый – «Разведка». Цель – поиск подходящего объекта через определение совокупности факторов, делающих магазин привлекательным для совершения преступления. Задача читателя – сделать магазин неподходящим для разбоя в глазах потенциальных преступников.
Этап второй – «Ограбление». Цели – действовать быстро и без жертв, взять больше и при этом не привлечь внимание окружающих. Задачи читателя зеркальные – замедлить действия преступников, создать для них обстановку дискомфорта и постараться привлечь внимание окружающих.
Этап третий – «Отход». Цель – не оставить значимых следов. Соответственно, задача читателя – эти следы получить.
Начав мыслить как преступники и представив себе последовательность событий во время преступления, мы определили свои задачи и теперь приступим к их реализации. В этой главе мы ограничимся рассмотрением того, что нужно сделать на первом этапе, реализуя упомянутую выше цель – сделать так, чтобы «не пришли».
Разбой, как и многие другие преступные посягательства, не проходит спонтанно. Этому предшествует тщательная подготовка и чёткое планирование. Сначала для изучения объекта приходят «разведчики», после чего решение принимается по совокупности притягивающих и отталкивающих факторов. Но в вашем магазине не должно быть факторов, усиливающих первичный криминальный интерес и притягивающих потенциальных преступников. Это и будет результатом решения первой задачи.
У разведчиков есть определённый трек, своего рода маршрут сбора информации о защищённости магазина и ценностей. Так, во время подготовительного посещения разведчик изучает подступы к магазину, пути подъезда и отступления, состояние окон и витрин, наружное видеонаблюдение, освещение и т.д. Внутри магазина визуально исследуются параметры входной группы, планировка торгового зала, поведение персонала и охранников, расположение видеокамер и других технических средств, укрепление торгового оборудования и так далее.
Признаками появления разведчика могут служить некоторые особенности поведения посетителя ювелирного магазина, когда он:
• Заглядывает в окна снаружи, изучая обстановку через витрины;
• Внимательно осматривает зал, двери, план эвакуации, конструкцию витрин и замков;
• Проявляет интерес к витринам с дорогими товарами;
• Изучает расположение видеокамер, стараясь скрыть лицо под кепкой или бейсболкой;
• Ищет места расположения кнопок тревожной сигнализации;
• Внимательно осматривает охранника (возраст, телосложение, наличие оружия и спецсредств, поведение во время бездействия, позицию для наблюдения и дежурства);
• Определяет количество работников магазина, сменность и режим работы;
• И уходит без покупок.
От того, что увидят разведчики, зависят шансы вашего объекта подвергнуться разбою. Ведь основные цели преступной группы нам уже знакомы – сделать всё быстро, взять больше, не привлечь лишнего внимания и уйти, не оставляя следов.
При изучении потенциальной жертвы разведчикам нужно учесть ряд параметров. Каких? Чтобы детально в этом разобраться, приглашаем читателя оценить криминальный рейтинг гипотетического магазина, обнаруживая факторы, которые будут влиять на положительное решение о попытке разбоя. Войдём в образ потенциального грабителя-разведчика и пройдём вместе с ним к магазину, а затем войдём в торговый зал, прикинувшись скучающим покупателем.
Ниже курсивом последовательно по абзацам от имени разведчика описано то, что он видит, а рядом обычным шрифтом даны комментарии по этому поводу. Итак, приступим к разведке. Все совпадения с реальными объектами по тексту случайны.
Вечер, последний час работы, народу на улице мало. Темно, улица освещена плохо, только вывеска подсвечивает вход в магазин. Работает фактор времени. Отсутствие свидетелей, ничто не привлекает внимание прохожих.
До проезжей части не меньше полусотни метров, район «пробочный», много проездных дворов. Работает фактор локации. ГБР быстро не приедет. Легко скрыться с центральных улиц
Вход отдельный, справа и слева нет соседей с трафиком посетителей и своим видеонаблюдением, типа банков или магазинов. Фактор локации. Случайные посетители соседних учреждений не помешают.
Оконные витрины забраны жалюзи и рекламными вывесками, в магазине будем скрыты от глаз случайных прохожих, спасибо рекламщикам. Происходящее внутри салона с улицы не видно.
Наружной сирены и маячков вроде не заметно. Снаружи никто не услышит сигнал тревоги.
Наружных видеокамер нет. Можно подойти ко входу уже в масках, а не одевать на входе. Контроля улицы и витрин нет, видеозаписи лиц и машин не будет.
Дверь двойная, без электромагнитов, с засовом для запирания изнутри. Всем членам преступной группы можно участвовать во вскрытии витрин, кому-то из них не нужно держать дверь и не пускать посетителей.
Видеокамеры в тамбуре на уровне лица нет, панели видеодомофона тоже. Не вычислят по росту и цвету глаз сравнением с образами ранее входивших.
Табличка с названием охранного предприятия есть. Хорошо, что не ФГУП «Охрана» Росгвардии. ГБР ЧОО едут на тревожный вызов дольше Росгвардии.
Вошли. Охранник стоит у входа спиной к дверям и даже не повернулся. Тревожной кнопки в руках нет. Болтает с продавщицами. Физическая охрана не подготовленная, отвлекается, КТС не успеет нажать.
Незаметно скользим взглядом по потолку и стенам. Камеры обычные, покрывают весь зал, но почти все висят на потолке. Систем распознавания нет, камеры висели бы иначе. Скрытых камер вроде бы тоже нет, кабель-каналы все на виду. Видеокамеры не зафиксируют лиц. Достаточно одеть бейсболки, чтобы лиц не было видно на картинке.
Никаких признаков присутствия системы задымления, лишних воздуховодов или распылителей не видно. Система охранного задымления отсутствует.
Отдельные микрофоны не обнаруживаются, но переговариваться между собой мы не намерены, камеры могут быть со встроенными микрофончиками. Системы аудиоконтроля нет.
Две сирены – обычные «пищалки», мешать не будут. Звукового дискомфорта не будет.
Освещение, кстати, тоже так себе. На ярком свету «работать» было бы как-то неуютно. Слабое освещение привлекает для совершения преступлений.
Стробоскопы в этом магазине можно и не искать, а про генераторы «белого шума» или ультразвуковые барьеры тут, наверно, и не слышали никогда. Светового дискомфорта для глаз не будет.
Так, и что тут у нас с витринами? Посмотрим на кольца с бриллиантами. Следов бронепленки нет, но стекло мощное, придётся повозиться. Настенные витрины и вертикальные шкафы с простыми стёклами, так что проблем с гарнитурами и цепями не будет. Всё очень удобно лежит на съёмных планшетках. Витрины и шкафы легко разбить.
Датчиков сигнализации под стеклами нет. Витринной сигнализации нет.
Датчики разбития стекла в магазине есть, установлены у окон. Датчики разбития стекла вряд ли сработают на бой витрин
«Уважаемая, покажите вот то… теперь вот это». Видно, что к концу дня продавщица замотанная, да ещё недавно закончилась смена у дневного продавца и он ушёл. Уставшие к концу дня работники. Часть персонала к вечеру отсутствует.
Прилавки на ключах, ключи достаёт с нижней полки. Замочки почтовые, сорвём с одного рывка. Ни к чему угрожать продавцам, если спокойно можно все витрины открыть или разбить и очистить полностью. Можно не бить витрины, ключи от них в свободном доступе. Замки слабые.
Кнопок тревожки у продавцов не видно, может, в карманах или где-то под прилавками, но это не важно. Мы всегда имеем в виду, что кто-то успеет нажать. Потому так и торопимся. Кто знает, может ГБР в тот момент будет совсем недалеко. Нам вообще некогда отвлекаться на сотрудников, гонять их, выяснять, кто из них нажал на кнопку и заниматься другими глупостями. У нас слишком жёсткий лимит по времени. Сотрудники не успеют нажать кнопки тревожной сигнализации.
А то сбегали бы ещё и в хранилище, оно часто открыто настежь вместе с сейфами, заодно и выручку забрали бы. Вряд ли у них там смарт-сейф или темпокасса под сигнализацией. Умножение ущерба за счёт хищения ценностей из хранилища и денежных средств.
Теперь подумаем, как нас могут запалить, если что. Лица скрыты, на руках перчатки, инструмент уносим с собой. Видеокамер, с помощью которых нас впоследствии можно идентифицировать, не обнаружено. Рост и походка не в счет. Аудиозапись? Будем молчать. Распознавание лиц и запись голоса не сработает (даже если будет установлено).
Ушлые «эсбэшники» могут ставить GPS-маячки в планшетки, это надо сразу проверить. Умные могут и следовой порошок распылять по тревоге, но, думаю, не в этом случае. Раскрытие по «горячим следам» не состоится.
Ну что ж. У этого магазина есть все шансы дать нам немного разбогатеть. Всё плохо – риск максимальный.
По такому «внутреннему диалогу» читатель может убедиться в том, что отсутствие того или иного элемента инженерной, физической или технической защиты привлекает к вашему объекту нездоровое внимание потенциальных преступников. Оценённый таким вот «риск-листом» ювелирный магазин является кандидатом номер один на ограбление. Слишком много факторов, притягивающих криминал. Конечно, иной читатель усомнится в том, что преступники думают именно так и решит, что на самом деле всё намного проще. Про таких читателей и традиционализм их мышления написано выше.
Итак. Всё, что видит, слышит и узнаёт об объекте потенциальный преступник, создаёт для него определённую картину. В случае с грабителями или ворами речь идёт обо всех визуальных элементах, попадающих в его поле зрения. Этот объём информации так или иначе влияет на его намерение и решение совершить хищение или иное преступление. В нашем кейсе вывод из этой картины таков – здесь возможен лёгкий и беззаботный разбой. И кажется, хозяева хорошо постарались, чтобы донести этот посыл до всех заинтересованных лиц.
Однако, как мы утверждали ранее, читатель может этим управлять, создавая ту картину, в которой изъяны могут отсутствовать или быть прикрыты, не повышая градус криминального интереса. Необходимо научиться использовать принцип зеркала для превращения притягивающих факторов в факторы отталкивающие.
Здесь самое время напомнить о четвёртом, авторском элементе защиты – о контекстной безопасности. Этот феномен как один из аспектов когнитивной психологии [1] носит название «эффект контекста» и в качестве элемента системы предотвращения потерь впервые упомянут в книге, которую вы сейчас читаете. Такой вид защиты наравне с инженерной, технической и физической может быть использован очень результативно. Например, используя такой подход в одном из консалтинговых проектов команде под управлением автора удалось снизить количество разбоев в крупной федеральной ювелирной сети с исходных 4-6 в год до нуля в течение следующего года.
Теперь, посмотрев на воображаемый магазин глазами виртуального преступника и пройдя его путь по предложенному алгоритму, читатель чётко понимает, что нужно сделать для изменения «картинки», решая первую задачу предотвращения потерь.
Для начала надо правильно выбрать место размещения нового магазина, затем серьёзно поработать над укреплением инженерной защиты, восстанавливая первый рубеж обороны. В целом последовательность создания образа непривлекательного (для преступников) магазина такова:
• Пройти «путь разведчика»,
• Составить и заполнить риск-лист магазина,
• Выделить список уязвимостей, которые можно устранить,
• Составить план устранения по рубежам и срокам важности,
• Выделить бюджет и приступить к устранению,
• В итоге усилить защиту и создать картинку, отталкивающую разведчиков,
• Впоследствии проходить «путь разведчика» один раз в полгода перед началом каждого криминального сезона (март-апрель, ноябрь-декабрь).
Если первая задача предотвращения потерь решается инженерной и контекстной защитой, то вторая технической защитой и правильными действиями охраны и сотрудников. Действительно, для усиления второго и третьего рубежей в ходе решения второй задачи предотвращения потерь нам не избежать активного применения разнообразных технических средств безопасности. И если уж вы используете охранные услуги, было бы неплохо обновить традиционные подходы к физической охране. Все эти меры подробно рассмотрим в следующих главах.
А что с решением третьей задачи предотвращения потерь? Здесь представляется достаточным проявить творческий подход в ответе на вопрос – что поможет нам быстрее расследовать разбойное нападение?
В условиях скрытности лиц и отсутствия отпечатков пальцев традиционная криминалистика опускает руки и расслабленно ждёт хороших новостей из ломбардов. И зря ждёт, потому что товар может быть сдан в ломбард в виде фрагментированного лома металла, который практически не идентифицировать.
Повышение успешности расследования – непростой вызов не только в случае разбоя в ювелирном магазине. Давайте подумаем, что из перечисленного поможет именно вам:
• Видеозапись дальних подходов к ювелирному магазину для фиксации лиц преступников, которые чаще всего скрываются непосредственно перед входом на объект,
• Видеозапись дорожной ситуации вблизи магазина для фиксации автотранспорта, на котором могут приехать или ретироваться преступники,
• Правильное размещение видеокамер на входах с учётом попыток сокрытия преступниками своего лица (даже под маской нам нужно увидеть глаза),
• Аудиозапись звуковой обстановки в зале,
• Достаточно глубокий архив видео- и аудиозаписи, чтобы можно было опознать преступников из числа лиц, ранее заходивших в магазин на «разведку», по видеоряду и по голосу,
• Участие в системе розыска преступников, программах «Безопасный город» и т.п.,
• Запись событий на облачный сервис, чтобы не утратить записи при выносе видеорегистратора в ходе разбоя,
• Оснащение переносного экспозиционного оборудования с наиболее дорогими изделиями, например, планшетов с цепями, скрытыми GPS-маячками,
• Пассивное сканирование Wi-Fi эфира магазина с протоколированием идентификационных данных гаджетов, имеющих включённые радиомодули (возможно, кто-то из преступников взял на дело телефон). Это решение применяется для сравнения данных с устройств, зарегистрированных во время разбоя, с накопленной базой данных и совмещения с видеорядом. Проявив некоторую изобретательность, можно даже определить текущее местонахождение устройств, задействованных во время ограбления,
• Использование химической ловушки [2] («химследа», порошка или краски, видимых в УФ-диапазоне) или даже автоматическое распыление химловушки во входном тамбуре по сигналу тревоги.
Эти и другие технические уловки могут быть вполне результативны не только в отношении разбоя, но и других преступлений. Конкретные инструменты для решения третьей задачи могут разрабатываться на основании риск-оценки вашего магазина, прогноза трекинга преступников и зависят только от вашего творчества и бюджета.
В заключении ко второй главе отметим, что вот так на примере уголовного риска разбойного вооружённого нападения мы ясно смогли представить себе важные и не всегда очевидные связи между задачами предотвращения потерь и защитными мерами, распределёнными по рубежам. Увидели, что нужно выходить за рамки традиционной «силовой» безопасности и уметь моделировать действия преступников, развивая в себе способность «криминального мышления» как оборонительного инструмента.
Стратегически же для результативного противостояния любым уголовным рискам необходимо:
• Понимать и принимать аксиоматику автора о предотвращения потерь и безопасности в ювелирной торговле и ювелирной логистике;
• Знать угрозы в целом и хорошо представлять себе частные факторы риска, которые способствуют положительному решению злоумышленников о совершении преступления на конкретном объекте;
• Уметь выделять и анализировать недостатки защиты, которые помогают преступникам причинять ущерб;
• Быть способными мыслить как потенциальный преступник для осознания всей хронологии и последовательности злоумышленных действий с последующим зеркальным отражением в симметричных контрмерах.
Подобный подход или, если хотите, алгоритм, работает не только против взлома и разбоя, а против любых угроз, включая простые кражи, в том числе собственными сотрудниками.
Сноски ко второй главе
[1] Когнитивная психология (от латинского cognitio «знание») – психология, ориентированная на эксперимент и математическое моделирование мышления, занимающаяся исследованием познавательных процессов (памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений).
[2] Химловушка – снаряжённые (обработанные) специальными химическими веществами (красящими, люминесцирующими или запаховыми) приспособления или устройства, закамуфлированные под различные предметы, либо скрытно установленные внутри объекта охраны, или рядом с ним для переноса химических веществ на тело и одежду лица, совершившего несанкционированное проникновение