США – одна из самых приятных для автомобильных путешественников стран мира. Национальная сеть автомагистралей включает в себя более 250 000 км дорог, а всего здесь насчитывается около 6,5 млн километров автомобильных трасс (включая грунтовые маршруты). Для сравнения, в России дорог примерно в шесть раз меньше и с приличными шоссе здесь дела обстоят заметно хуже.
Знание того, что ты живёшь в самой большой стране мира, иногда несколько искажает перспективу, и кажется, что во всех других государствах расстояния не столь значительные, как в России. Ты едешь в Европу и за пару ночей пересекаешь её насквозь. А если отправиться из Москвы на восток, то через пару суток от момента старта удастся перевалить лишь только за Урал.
Конечно, сказывается то, что дороги в Европе позволяют двигаться быстрее, более равномерно и с меньшей затратой сил. Если уж это большое шоссе, то не приходится каждые несколько километров замедляться только из-за наполовину исчезнувших населённых пунктов, как это происходит на той же трассе «Россия», связывающей Москву и Питер. Опять же, стиль вождения гораздо менее нервный, а транспортные потоки более однородные и спокойные.
Возможность быстро перемещаться по автомагистралям относится к США в той же мере, что и к странам Западной Европы. Однако, как ни крути, чтобы доехать из Нью-Йорка до Сан-Франциско, надо преодолеть почти 5000 километров (это примерно как от Санкт-Петербурга до ближайших границ Иркутской области). Понятно, что на это придётся потратить несколько ходовых дней. Так надо ли планировать путешествие по этой стране исключительно как автомобильную поездку?
Большие расстояния (особенно если это просто транзит, без интересных и увлекательных остановок) – это траты на бензин, усталость, и, возможно, многие часы скучного преодоления Кукурузного пояса или ещё каких однообразных регионов США. Возможно, стоит задуматься и немного иначе спланировать ваше автомобильное путешествие? Не пытаться проехать весь маршрут непрерывно и не тратить время на долгие переезды, а просто купить билеты на самолёт и сократить скучную часть пути? Тем более, что посмотреть в Штатах есть на что, но интересующие вас места могут быть отделены сотнями и тысячами миль.
Одновременно с этим, вопреки распространённому мнению, что в Северной Америке вообще никуда не добраться на общественном транспорте, многие города могут похвастаться вполне неплохим автобусным сообщением. Куда-то (но далеко не всюду) можно добраться на поездах и электричках. Хотя, конечно, в большинстве случаев, если вы хотите попасть в какие-нибудь национальные парки, «Диснейленд» или просто выбраться за границы населённых пунктов, вам понадобится автомобиль.
Если ещё немного покопаться в статистических данных, можно обнаружить, к примеру, что 90% населения страны живёт не далее, чем в 5 милях (около 8 км) от ближайшего шоссе. Можно предположить, что большая часть созданных человеком достопримечательностей тоже окажется где-то поблизости, хотя в поисках природных красот порой придётся петлять по дорогам местного значения.
Получается, что даже если вы не хотите отправляться в дорожное путешествие по США на много недель, вам всё равно придётся хоть на время сесть за баранку автомобиля. А значит, и без понимания местных писаных и неписаных правил не обойтись. А у них есть свои особенности. Ещё больше усложняет и запутывает ситуацию то, что в США правила дорожного движения регулируются не на федеральном уровне, а в каждом штате отдельно. Да, общая структура будет схожей, однако многие мелочи будут различаться. И из-за некоторых вы вполне можете нарваться на серьёзный штраф или другие неприятности.
Вполне логично перед стартом ознакомиться с заметками блогеров или проштудировать путеводители. Тут, впрочем, тоже может подстерегать ловушка. Стиль вождения туристами воспринимается преимущественно исходя из опыта, полученного в родной стране. Даже если вы много путешествуете и у вас появляется возможность сравнивать, первые ассоциации всё равно будут возникать именно с тем местом, где вы чаще всего оказываетесь за рулём автомобиля.
А значит, надо искать отзывы граждан бывшего СССР, иначе можно прочитать заметки какого-нибудь жителя Норвегии, который жалуется на то, что американцы слишком часто перестраиваются из ряда в ряд, никогда при этом не мигают, да ещё и обгоняют справа. Последнее действительно распространено (потому что не запрещено в большинстве штатов), а вот первые две особенности в большей степени зависят от конкретного региона. Да и с российскими манерами это поведение сравнивать не приходится.
В данной книге внимание будет уделено как общим вопросам организации автомобильного путешествия по США, так и подробному рассказу о местных правилах, привычках и дорожных традициях. В том числе, в сравнении с тем, что может быть привычно и знакомо российскому водителю.
Данная книга ни в коем случае не предполагает последовательного прочтения всех глав в порядке, указанном в содержании. Некоторые главы, пожалуй, вам могут вообще не пригодиться.
Часть разделов путеводителя стоит прочитать в самом начале и уж точно до того момента, как вы сядете в арендованный автомобиль где-нибудь в прокатной конторе на выезде из аэропорта города Хьюстон. В качестве примера можно привести раздел «Завершение путешествия» – на него стоит обратить внимание заранее, в том числе, для того, чтобы правильно подготовить машину к возврату в офис аренды.
Конечно, некоторые особенности возврата автомобиля в прокат будут рассмотрены при общем обсуждении особенностей аренды, но этой теме уделено особое внимание (и выделен специальный раздел), поскольку это тот самый момент, когда в конце своего отпуска вы можете неожиданно потерять довольно ощутимую сумму на дополнительных сборах и штрафах, если нарушите какие-то правила.
Этот текст – не руководство по сборке шкафа. Лучше заранее просмотреть список разделов и глав и заглянуть на самые важные, по вашему мнению, страницы. Некоторая информация может повторяться в различных разделах: где-то она будет дана в более развёрнутом виде, а в других местах – в сжатом формате.
Удачи при планировании и во время вашего путешествия по США!
Конечно, эта главка – это, скорее, шутка, комментарий по поводу целевой аудитории, но, как водится, в каждой шутке есть доля шутки =)
Итак, не читайте этот путеводитель, если:
• У вас нет прав, вы ничего не понимаете в правилах дорожного движения и не планируете, к примеру, выполнять роль штурмана;
• У вас нет личного водителя (кто бы ни выполнял эту роль, включая мужа, жену или ребёнка) согласного постоянно сидеть за рулём во время путешествия – кто-то же должен управлять автомобилем, если вы не хотите или не можете;
• Вам не исполнилось 21 года (а в некоторых случаях и 25 лет) – просто не дадут машину в прокат;
• У вас нет загранпаспорта и вы не планируете его получать – это довольно практический путеводитель, он, скорее всего, не поможет вам решить, хотите ли вы ехать в Штаты, он для тех, кто хочет знать, как именно путешествовать по США;
Экзотические варианты я, пожалуй, не буду перечислять.
С другой стороны, кто я такой, чтобы что-то кому-то запрещать? =)
Добавлю ещё одну необходимую оговорку. В разделе про американские правила дорожного движения речь идёт скорее о духе, а не о букве закона. Это будет объясняться ещё не раз, но одной из особенностей американской правовой системы является то, что многие нормы принимаются на уровне штата. То же касается и ПДД – они в каждом регионе свои.
Получается, что говорить об общеамериканских правилах дорожного движения невозможно. Я постарался привести как примеры местных особенностей, так и написать о тех нормах, которые более-менее едины на всей территории США, однако всегда стоит дополнительно уточнить местные законы по тем штатам, в которых вы планируете оказаться.
Спасибо всем тем, кто поддерживал меня во время работы над текстом. В первую очередь, конечно же, я благодарен моей жене, к счастью, разделяющей моё увлечение путешествиями.
Этой книги не было бы (равно как и многих моих путешествий), если бы мой дед, Андрей Чижов, не приучил меня с ранних лет к уважительному отношению к автомобилю и автомобильным правилам, а мой папа, Антон Чижов, не увлёк меня автомобильными путешествиями по США ещё в далёком 1991 году.
Спасибо Климу Матюхову и Игорю Гакову за комментарии к некоторым разделам путеводителя.
Особой благодарности заслуживает Mawerick за более чем сотню потрясающих иллюстраций – этот труд, пожалуй, был не проще, чем работа над текстом.
Большое спасибо моему корректору Анастасии Фейн-Гутман. Настя не только вычистила море ошибок и указала на некоторые упущения, но без её настойчивых напоминаний работа над текстом затянулась бы ещё больше.
Отдельно необходимо отметить и то, что книги в том виде, в котором она получилась, не было бы без поддержки друзей из ресторана «Баракат».
Уютная и размеренная атмосфера ресторана более чем подходит рабочему ритму журналиста и автора книги. Впрочем, тут понравится не только тем, кто решил уединиться на мягком диване в углу зала со своим ноутбуком – «Баракат» предлагает всё необходимое и для шумной компании.
Даже несмотря на то, что региональная привязка ресторана – среднеазиатская кухня – вроде как противоречит теме путеводителя, который вы собираетесь прочитать, вкуснейшие блюда, от простых обжаренных на гриле овощей до замечательных шашлыков из баранины, вполне могли бы настроить меня на то, чтобы уделить гораздо больше внимания разделу путеводителя, посвящённому некоторым особенностям американской кухни.