Глава III Власть земная и небесная: раннее Средневековье

Не странно ли, что люди так часто воюют за религию и так редко живут по ее предписанию?

Г. Лихтенберг

«Огромное влияние церкви» – это короткое словосочетание очень часто используют для характеристики средневекового общества. Как христианство пережило падение Римской империи, на территории которой родилось? Насколько серьезным было влияние религии во времена того же Карла Великого? И насколько широко толковали христианские ценности первые средневековые короли?


Константин Великий. Изображение XVII века. Византийский музей, Афины

Вот вам крест!

Византия имеет огромное значение для истории Средневековья. После распада Римской империи она стала «хранительницей» греко-римской традиции – это можно отнести и к области искусства, и к сфере законодательства и политического управления.

Византийцы называли свое государство «Романия» или «Римская империя», а себя – «ромеями» (римлянами). Современники же чаще именовали Византию империей греков. Впрочем, название «Византия» тоже было популярно. В исторической науке в итоге закрепился именно такой вариант: государство Византия со столицей Константинополем.

– Минуточку, – скажете вы, – а почему Византия-то? Откуда появилось это наименование?

Все очень просто. В 330 году правитель тогда еще единой Римской империи Константин Великий объявил, что переносит столицу в Византий – древний город на Босфоре, основанный греками почти за тысячу лет до того. Византий стали называть Константинополем (городом Константина), сам же император обычно называл его Новым Римом.

Именно в Византии окончательно сформировался восточный вариант христианства, который впоследствии станет известен как православие и окажет огромное влияние на культуру и историю Древней Руси.

МАЛЕНЬКОЕ УТОЧНЕНИЕ

В XVI столетии немецкие историки заявляли, что наследница Рима – это вовсе не Византия, а Священная Римская империя германской нации! Этот союз государств существовал с Х по XIX век и первоначально назывался просто Священной Римской империей. Ядром его были Германия, Италия, Чехия, частично в него входила Франция и другие государственные образования

Кстати, о христианстве. В каком состоянии находилась эта религия в то время, когда рушилась многовековая Римская империя и создавались основы для средневековой Европы?

Первые христиане появились на территории Иудеи, которая была тогда римской провинцией, в начале нашей эры. Они долгое время подвергались гонениям – и в этом одна из причин того, почему в раннем христианстве появилось так много разнообразных символов, на первый взгляд, вообще никак не связанных с религией. Например, на территории Римской империи одним из «опознавательных знаков» христиан было изображение рыбки. В частности, его можно увидеть в помещениях римских катакомб, где собирались первые верующие. Причина проста: по-гречески «рыба» звучит как «ихтис» (Ίχθύς), а еще это слово является аббревиатурой греческой фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Иногда даже привычные образы греческой и римской мифологии «разворачивали» в нужную сторону: скажем, Иисуса изображали в виде Орфея, легендарного певца, который мог своим искусством даже усмирять диких зверей. Почему? По преданию, супруга Орфея – Эвридика – была ужалена ядовитой змеей и оказалось в подземном царстве мертвых. Орфей отправился вызволять ее… И с распространением христианства этот образ начали воспринимать как олицетворение веры, выводящей человеческую душу из вечного мрака к свету.

НАСЛЕДИЕ

До наших дней сохранилось не так уж много первых христианских храмов Рима. Да и те, что остались, практически не сохранили свой облик, так как много раз перестраивались. Пример – базилика Святого Иоанна на Латеранском холме в Риме или базилика Святого Павла в южной части Рима

Постепенно христиан в Риме становилось все больше, но ни о каком делении на католичество и православие тогда еще, конечно, речи не было. К новой вере обращались многие представители знати – до нас дошли, например, римские саркофаги, украшенные резными изображениями сюжетов из Священного писания. Будущие «обитатели» этих саркофагов заказывали их для себя еще при жизни.

При императоре Константине Великом был издан так называемый Миланский эдикт, согласно которому на территории империи провозглашалась религиозная терпимость, а христианство становилось государственной религией. Так что к моменту раздела (и уж тем более гибели) Римской империи христиан там было предостаточно. Кстати, эта религия в IV–V веках была достаточно широко распространена и среди представителей варваров, особенно «романизированных» – воспитанных в римских традициях и служивших империи.

Уже в первые десятилетия нашей эры римские христиане в своей среде избирают так называемых епископов, управлявших делами общины и наиболее сведущих в вопросах веры. Само слово обозначало «надзирающий» – и именно из первых епископов «вырастут» впоследствии практически все церковные чины и должности! В том числе и римские папы, и константинопольские патриархи. Кстати, термин «папа» (от греческого πάππας – «отец») применялся изначально практически ко всем представителям духовенства на всей территории империи. Так же как патриархом могли назвать практически любого заметного религиозного деятеля. Но позже слово «папа» начали применять к римским церковным владыкам, тогда как «патриархи» закрепились в восточной христианской церкви… Мы сейчас несколько упрощаем историю для удобства читателя, но суть была именно такова.

ИЗ МАЛОГО – ВЕЛИКОЕ

Искусство мозаики – создания изображений из маленьких кусочков цветного камня, керамических плиток или кусочков специального стекла – было очень популярно в Византии. Но родилось оно не там, а, скорее всего, в древнем Двуречье, за много веков до нашей эры

Вера и власть: совместить нельзя разделить

Когда империя разделилась на Западную и Восточную, главными религиозными центрами бывших римских владений стали… конечно, Рим и Константинополь. Но открытого противостояния тогда еще не было. Хотя разночтения и противоречия потихоньку назревали. Кто важнее, кто главнее, у кого больше влияния на умы верующих?

Прекрасным способом воздействия на паству становится архитектура и искусство. И священнослужители, и поддерживавшие их правители понимали: одними проповедями народ вряд ли привлечешь! Хотя первым апостолам, говорят, это удавалось.

В первой трети VI столетия византийский император Юстиниан I отвоевал Апеннинский полуостров у «варварских королей», увлеченно деливших развалины… нет, не часовни, а Западной Римской империи. И там так же, как и на территориях, прилегающих к Константинополю, начинают появляться удивительные культовые сооружения – такие, например, как базилика Святого Виталия (Сан-Витале) в Равенне, богато украшенная мозаикой: это искусство в Византии было на высоте. На сверкающем, разноцветном, мозаичном полотне изображали не только Спасителя, многочисленных святых и сцены из Библии, но и самого императора с семейством.

«ДОМ БОЖИЙ»

При Константине Великом закрепились основные типы христианских культовых зданий: базилика (от греч. βασιλική – «дом базилевса, правителя») и ротонда (от лат. rotundus – «круглый»). Базилика была прямоугольной в плане и делилась рядами колонн на отдельные сегменты – нефы. Ротонды имели круглую в плане форму и часто были окружены колоннами

При Юстиниане также началось возведение грандиозной постройки – храма Святой Софии в Константинополе. Гигантские размеры этого культового сооружения должны были укрепить в душе подданных мысль о величии как истинной веры, так и государственной власти. Идея о прочной связи власти земной и небесной прослеживалась с самых первых веков существования христианства. Казалось бы, отныне они всегда будут поддерживать друг друга? Не тут-то было. На протяжении многих столетий церковные иерархи и светские владыки то оказывали друг другу всяческую помощь и поддержку, то вступали в открытое противостояние. Практически все Средневековье – это история борьбы за власть между государством и церковью! И до сих пор много копий ломается вокруг вопроса о том, должны ли духовные лица участвовать, например, в обсуждении различных государственных проектов… Впрочем, мы отвлеклись.

Поскачем снова на территории бывшей Западной империи!


Мозаичный портрет Юстиниана I в базилике Сан-Витале в Равенне

«Лучшие люди нашего профсоюза»

Помните историю о создании первых «варварских королевств»? Не просто так, перечисляя их, мы не упомянули франков. Они заслуживают отдельного рассказа!

Франки – это союз германских племен, во времена поздней античности и раннего Средневековья весьма активный и воинственный. Что означает название – версий много. По одной из самых популярных, оно происходит от старогерманского «свободный человек».

Появление государства франков обычно связывают с именем одного из их вождей – Хлодвига. Как военачальник и хитрый политик он стал известен уже в 18–19-летнем возрасте, что по тем временам, впрочем, не так уж и рано. Хлодвиг в самом конце V века принял христианство (причем заставил сделать то же самое практически все свое войско), заключил союз с Византией и разгромил более мелкие франкские племена, не совсем по-христиански перебив при этом на всякий случай значительную часть собственных родственников. Династию, к которой принадлежал этот предприимчивый юноша, принято называть меровингами – по имени деда Хлодвига, Меровея. Отцом последнего, согласно преданию, было какое-то морское чудовище… Впрочем, это их личное дело.

СВЯЩЕННЫЙ ТЕКСТ

Иероним Стридонский – святой, почитаемый и католиками, и православными, – в конце IV века перевел Библию на латинский язык. Именно этот текст – «Вульгата», или «Общепринятая Библия», – стал официальным текстом католической церкви, а латинский язык времен святого Иеронима – «священным языком Библии»

Именно при Хлодвиге столицей королевства франков стал Париж – правда, смотреть там пока было особенно не на что. А также появился письменный свод законов. Что же касается власти – у франков, как и у большинства народов того времени, она передавалась от отца к сыну, при этом земельные владения должны были получить все наследники мужского пола. Поэтому уже после смерти Хлодвига, завоевавшего крупные территории, франки столкнулись с проблемой дробления государства. Была и еще одна проблема: правители, проводившие по полжизни в военных походах, были вынуждены держать при себе так называемых майордомов – нечто вроде завхозов с функциями военного администратора. Наиболее шустрые из них в итоге играли свою заметную роль в истории: именно майордомом на закате династии Меровингов был Пипин Короткий, в 751 году турнувший с престола свое непосредственное начальство и положивший начало правлению новой династии – Каролингов. Название она получила по имени самого известного представителя – Карла Великого.

Именно при Пипине Коротком значительно укрепилась власть римских пап. Впрочем, они и до него чувствовали себя неплохо: христианство распространялось достаточно быстро, и римские священнослужители понемногу превращались в крупных землевладельцев… А также накапливали богатства – не только духовные. Не будем забывать, что в период постоянных междоусобных войн, борьбы за власть и создания новых государств правители то и дело обращались к церковным деятелям за благословением и моральной поддержкой. И, естественно, щедро за нее благодарили.

ЧТО ТАКОЕ ТЕОКРАТИЯ?

Так принято называть систему, при которой власть в государстве либо полностью принадлежит служителям культа, либо они оказывают решающее влияние на жизнь страны. Теократические государства существуют и в наше время: помимо Ватикана, к ним можно отнести, например, Саудовскую Аравию, живущую по законам ислама

Так, в 750-х годах Пипин Короткий преподнес папе римскому обширные земли, которые стали основой так называемой папской области: теократического государства, просуществовавшего аж до второй половины XIX столетия. В некотором смысле его «наследником» сейчас является Ватикан. Казалось бы, живите да радуйтесь – ан нет. То, что церковь приобретала все больший экономический и политический вес, делало ее серьезной соперницей светских правителей… Но в нужные моменты церковные и земные владыки умело изображали взаимную любовь.

Правитель несуществующей империи

Судя по всему, именно поддержка папы Стефана II, лично «помазавшего на власть» сыновей Пипина Короткого, позволила сомнительной поначалу династии Каролингов укрепиться на франкском престоле. И старший сын Пипина Карл, став правителем, не забыл об этом событии, оставаясь всю жизнь образцовым христианином… насколько это было возможно в тех условиях.

ПУТАНИЦА В ПАПАХ

Возможно, вы обратили внимание на то, что папа, благословивший на власть потомков Пипина Короткого, обозначен необычно: Стефан II (III). Дело в том, что его предшественник – тоже Стефан II – пробыл папой римским всего два дня и умер от инсульта, причем не успел пройти все необходимые обряды. Поэтому папой его признают не все, а его преемники с тех пор имеют двойную нумерацию

Карла описывают как могучего воина, обладавшего «вспыльчивым, но отходчивым» характером, искренне интересовавшегося наукой, литературой, уважавшего ученых и священнослужителей. При дворе Карла в Ахене появилась даже академия! При Карле Великом в государстве франков открывались школы, библиотеки, монастыри – и в итоге ученые даже прозвали период правления Карла и двух его потомков – Людовика Благочестивого и Карла Лысого – «каролингским возрождением». Сам Карл хорошо говорил по-латыни и по-гречески, а вот читал и писал с большим трудом. Но так ли это было важно для франков, если за время правления Карла Великого королевство франков заняло практически всю территорию современной Европы?

К этому времени сложились уже практически все характерные черты средневекового общества:

• жесткая иерархия (кто кому начальник, кто кому подчиняется и кто из кого налоги вытряхивает);

• наличие класса феодалов-землевладельцев (земля превращается в главный экономический, а иногда и политический ресурс);

• положение крестьян как основного «производящего класса»;

• огромное значение церкви и религии.

Чуть позже проявят себя бурный рост городов и появление «сугубо городских» профессий и ремесел, но об этом мы поговорим отдельно.

В 800 году Карл поддержал папу римского в его конфликте с римской знатью, за что получил титул «Карла всемилостивейшего августейшего, коронованного Богом, властителя-миротворца, правителя Римской империи, милостью Божьей короля франков и лангобардов». Какая, интересно, Римская империя? Она же рухнула! Фактически – да, идейно – нет. «Наследниками и правопреемниками Римской империи» объявляли себя все кому не лень. И этот странноватый титул был призван подчеркнуть заслуги Карла перед церковью и государством.

Загрузка...