Религиозное дуалистическое учение поздней античности (I–V вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения, популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.
Течение в христианстве, основанное в Византии Несторием, патриархом Константинопольским в 428–431 гг., утверждавшим, что Иисус Христос был рожден человеком и лишь впоследствии воспринял божественную природу. Осуждено как ересь на Эфесском соборе 431 г. Пользовалось значительным влиянием вплоть до XIII в. в Иране и от Средней Азии до Китая. Несториане ныне имеются в Иране, Ираке, Сирии.
Христианское учение, возникшее в Византии в V в. как реакция на несторианство, трактовало соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным. Монофиситство распространилось в восточных провинциях Византии (Египте, Сирии, Армении) и стало знаменем политического сепаратизма; в 451 г. осуждено как ересь Халкидонским собором. Господствует в армянской, эфиопской, коптской (египетской) и «яковитской» сирийской церквах.
Этническая принадлежность белых гуннов остается неясной. Очевидно, что они не имели отношения к тюркоязычным гуннам, которых в V в. привел в Западную Европу Атилла. Есть версия, что эфталиты были индоевропейцами.
В современном персидском языке дихкан – это крестьянин. По каким-то причинам произошло понижение этого понятия по терминологической социальной шкале.
Правда, и сейчас еще есть незначительное число зороастрийцев в Иране, существуют процветающие общины парсов в Бомбее, ведущих свое происхождение от ушедших в Индию последователей Заратуштры.