Сегодня нам, русским людям, необходимо срочно озаботиться проблемами раненых бойцов, в ближайшей перспективе демобилизованных солдат и их семей. Проблемы эти чрезвычайно острые, касающиеся физического и психологического состояния, трудоустройства, образования, взаимоотношений в обществе и семье.
Всё это может стать неподъёмным грузом для нашего государства и общества, и в конце концов погубить их. Но если мы найдём в себе силы и мудрость решить эти задачи, то труды наши станут мощнейшим источником возрождения Отечества.
Реабилитацией раненых занимаются специальные медицинские учреждения и социальные службы. Но они решают только часть вопросов, а основные проблемы остаются вне их ведения.
Когда-то это называли «афганским» синдромом, или по-другому посттравматический синдром (ПТС). Речь идет о серьёзном душевном расстройстве, которое может иметь самые разные проявления от расстройства сна до очень опасного маниакального расстройства.
Самостоятельно раненым и ветеранам будет не под силу справиться с этими душевными расстройствами. Не надо забывать, что болезненные состояния могут проявиться и у близких человека, прошедшего боевые действия.
«Афганский» синдром – современное явление, спутник общества потребления, и чем развитее это общество, тем опаснее проявления этого синдрома.
В старые времена подобные болезни тоже имели место, но человеку легче было с ними справиться, потому что он был более здоров душевно и физически. Люди молились Богу, посещали церковь – следили за своим духовным здоровьем. Много трудились физически, а не в офисах за компьютером.
Важную роль в преодолении синдрома играло общество – община, которая не оставляла в беде человека, помогала ему трудиться, создавать семью, воспитывать детей. Когда община стала распадаться, её роль перешла многочисленной родне, которая была ещё у русского человека в XX веке. Теперь у нас нет общин, а родственные связи настолько слабы, что вот-вот оборвутся.
Правда, существуют общественные организации, которые берут на себя заботу о ветеранах. Но забота эта частичная, например медицинская, психологическая реабилитация, юридическая и социальная поддержка и другое. Замечательно, когда ветерану-инвалиду волонтёры принесут продукты, но при этом они не в состоянии дать человеку дружеского общения, так как они другого возраста у них другой жизненный опыт. Таких организаций у нас не много и их надо развивать. Но стремиться нужно к большему, а именно, охватить заботой все стороны жизни фронтовика.
Речь идёт об организациях общинного типа. Такая организация охватывает все стороны жизни человека, в развитой общине он может получить всё, что ему нужно в жизни, не выходя за рамки общины.
Само название и подходы кажутся чем-то архаичными. Но не надо торопиться, если мы внимательно приглядимся к современному обществу, то увидим, что организации общинного типа, например диаспоры, очень успешны. Может быть открою для кого-то секрет, но у нас в России действуют около 30 000 общин, каждый приход Русской православной церкви считается таковой.
В последние десятилетия появились и особые организации, которые ставят перед собой развитие всесторонней общиной жизни, самые известные из них – Обнинская казачья община «Спас», Свято-Алексеевская пустынь, Волгоградское семейное поселение «Отрада».
Указанные примеры чрезвычайно важны, ибо они показывают, что община в современном русском обществе не пережиток, а очень перспективное направление. Например, большой проблемой сейчас является воспитание и образование детей. В современной общине эта проблема, на удивление, хорошо решается. Точно также это касается и других сторон жизни.
Реабилитация раненых и ветеранов с помощью подходов и опыта современных русских общин, может дать удивительные плоды – фронтовик станет не обузой, а деятельным членом нашего возрождаемого Отечества.
Настало время создания особых реабилитационных центров общинного типа для ветеранов, где бы они могли обдумать свою жизнь и наполнить её новым смыслом. Для этого необходимо нам явить истинную любовь, нелицемерную и деятельную.
Рассмотрим возможную практику работы подобных центров.
Всё, что касается жизни ветерана, должно входить в круг интересов такого центра. Прежде всего это касается медицинской помощи, реабилитации и ухода – очень много инвалидов, которым нужна помощь. На должном уровне должна быть юридическая поддержка, оформление выплат, пенсий, пособий.
В центре фронтовики могут пребывать постоянно, временно или посещать его по необходимости.
Основной упор должен быть на труд, обучение, общение. Должна быть возможность попробовать себя в разных профессиях, обучиться новым специальностям. Особо приветствовать рукодельный труд, так как он способствует оздоровлению психики.
Особое значение имеет духовная реабилитация, очень важно, чтобы она была не формальной. Желательно, чтобы у центра был свой храм, который построят сами фронтовики. Православная духовная практика (молитва, пост, посещение храма) является залогом вхождения в новую, здоровую жизнь. Но надо действовать очень мудро, ведь большинство наших людей имеют очень смутные представления о Православии.
Обязательно должна быть предусмотрена помощь семье, в том числе, и возможность проживания семьи вместе с ветераном в центре.
Община должна стремится к тому, чтобы её подопечные вступали в брак, создавали крепкие семьи, рожали много детей и воспитывали их. Крепкая семья, выстроенная на традиционных ценностях, сама по себе имеет мощное лечебное воздействие. Необходимо возрождать практику активной помощи при создании семьи.
Юридическая поддержка необходима не только в выплатах и льготах, но и, например, помощь в регистрации и организации собственного дела.
Обязательно должно быть общение с животными. Душа фронтовика как правило ожесточена. Общение с милыми невинными тварями поможет её смягчить – «Блажен, иже и скоты милует». И, вообще, желательно чтобы находились подобные центры ближе к природе к рекам, озёрам, лесам и горам.
Важно, чтобы поддерживалась постоянная связь с человеком, где бы он не находился, и после того, как он покинет общину по выздоровлении. Община должна стать второй семьёй.
Вовлеченность в сообщество, построенное на общинных началах, повышает уровень социальной защищенности и духовно-психологического комфорта человека. Решаются многие сложные вопросы и проблемы, стоящие сегодня перед конкретными людьми и их семьями.
Увеличение количества общин, повысит их роль в общественно-политической жизни. Реабилитационные общины способны создать для всего российского общества новые «скрепы», которые помогут снизить степень разобщённости людей.
Такой подход обусловлен нашими традиционными ценностями. Необходимо перейти от декларирования этих ценностей к их внедрению в нашу жизнь. Необходимо создать общество традиционных ценностей, вернуться к истокам здоровой во всех смыслах жизни.