Гомер. Одиссея. Песнь первая. Стих 3.
Подробнее см.: Ковлер А. И. Антропология права. М., 2002. С. 277–282.
Гомер. Одиссея. Песня 19. Стихи 172–178.
Гомер. Одиссея. Песня 9. Стихи 108–115.
См.: Геродот. История. Книга первая. 94.
Там же. 135.
Там же. Книга вторая. 91; Книга четвертая. 76.
Там же. 124.
Там же. Книга пятая. 78.
Там же. Книга шестая. 59, 60.
Геродот. История. Книга третья. 80–82.
См.: Фукидид. История. Книга вторая. 97.
Там же. Книга третья. 62.
Платон. Законы. Книга первая. 631b.
Там же. 627с.
Там же. Книга третья. 693b.
Там же. Книга четвертая. 713.
Там же. 715с.
Там же. Книга шестая. 766d.
Там же. Книга восьмая. 832с.
См.: Аристотель. Политика. Книга третья. 7.
Там же. Книга первая. 2.
Там же. Книга третья. 11.
Там же. Книга четвертая. 11.
Строчка из поэмы Солона, в которой он описывал созданные им законы. Цит. по: Аристотель. Афинская полития. Глава четвертая.
Аристотель. Политика. Книга пятая. 7.
Там же. Книга седьмая. 2.
Полибий. Всеобщая история. Книга первая. 3.
Там же. Книга шестая. Главы 5–9.
Там же. Глава 4.
Там же. Глава 10.
Полибий. Всеобщая история. Книга вторая. Глава 38.
Там же. Книга шестая. Глава 56.
См.: Страбон. География. Книга третья. Глава 3. 7.
Там же. Книга десятая. Глава 4. 16.
Там же. Книга пятнадцатая. Глава 1. 53. 4–7. 12–13.
Страбон. География. Книга шестнадцатая. Глава 2. 16.
Рамаяна. Книга первая. Песня шестая.
Рамаяна. Книга первая. Песня седьмая.
Рамаяна. Книга вторая. Песня шестьдесят седьмая.
См.: Махабхарата. М. Т. 1. 2006; Т. 2–4. 2007.
Там же. Книга вторая. Глава 28.
Там же. Глава 47.
Там же. Глава 14.
Там же. Книга первая. Глава 45.
Бхагавадгита, входящая в состав Махабхараты, дается в переводе B. C. Семенцова по изд.: Бхагавадгита. Глава первая. М., 1999.
Цит. по: Вигасин А. А., Самозванцев A. M. Артхашастра. Проблемы социальной структуры и права. М., 1984. С. 37.
Лунь юй. Глава 1.10 (Книга Лунь юй «Суждения и беседы» дается в переводе Л. С. Переломова по изд.: Конфуцианское четверокнижие (Сы Шу). М., 2004.
Там же. Глава 2. 23.
Там же. Глава 3. 9.
Там же. Глава 13. 7.
Да сюэ (Книга Да сюэ «Великое учение» дается в переводе А. И. Кобзева по изд.: «Конфуцианское четверокнижие («Сы Шу»). М., 2004).
Лунь юй. Глава 6. 24.
Лунь юй. Глава 18. 6.
Лунь юй. Глава 18. 7.
См.: Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 7. М., 1996. С. 35.
Там же. С. 88.
Там же. Т. 2. М., 2003. С. 30, 31.
Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 8. М., 2002. Гл. 110. С. 323–353.
Там же. Т. 2. М., 2003. С. 63.
См.: Ши Цзин («Книга песен») и Шу Цзин («Книга истории») – труды, которые согласно традиции приписывались Конфуцию.
Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 2. М., 2003. С. 77, 78.
Впрочем, отметим, что и сам Цин Ши-хуанди противопоставлял свою империю древним царствам. Так, в надписи, высеченной по его приказу на камне и установленной на горе Чжифу, было сказано: «При пяти императорах и трех ваннах древности знания и наставления не были едиными, законы и правила не были ясными; ложно прикрываясь могуществом земных и небесных духов, правители притесняли далекие земли. Суть их дел не отвечала названиям. Ныне властитель-император соединил воедино все земли… проникся истиной и творит добродетельные дела» (Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 2. М., 2003. С. 70).
См.: Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 1. М., 2001. С. 136.
Там же. С. 108.
См. об этом: Халидов А. Б., Эрмиан В. Г. Предисловие // Абу Рейхан Бируни. Индия. М., 1995. С. 11, 12.
Абу Рейхан Бируни. Индия. М., 1995. С. 127, 128.
Там же. С. 124.
Абу Рейхан Бируни. Индия. М., 1995. С. 474.
См.: Абу Хамид аль-Газали. Наставление правителям. М., 2005. С. 50.
Абу Хамид аль-Газали. Наставление правителям. М., 2005. С. 55, 56.
Там же. С. 71.
Там же. С. 137.
Там же. С. 60.
Там же. С. 60, 61.
Беда Достопочтенный. «Церковная история народа англов» // Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада: http://www.vostlit.info.
Там же.
Эйнхард. Жизнь Карла Великого. М., 2005. С. 55.
Там же. С. 115.
Там же.
Там же.
Там же. С. 85.
См.: Титмар Мерзебургский. Хроника. М., 2005. С. 12.
Титмар Мерзебургский. Указ. соч. С. 165, 166.
Там же. С. 103.
Там же. С. 145.
Там же. С. 163.
См.: Повесть временных лет // Повести Древней Руси. М., 2003. С. 47, 48.
Повесть временных лет // Повести Древней Руси. С. 52, 53.
Там же.
Там же.
См.: Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С. 14.
Там же. С. 41.
Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 197.
Там же. С. 101. Речь идет о времени княжения Святого Владимира. О правопорядке Швеции см. с. 216, о правопорядке Дании см. с. 280.
Ibn Haldun. The Mugaddimah. An Introduction to History. Princeton. 2005. P. 24.
Ibid. P. 35.
Ibid. P. 40.
Ibid. P. 59.
Ibid. P. 91.
Ibid. P. 92.
Ibn Haldun. The Mugaddimah. P. 92, 93.
Ibid. P. 94.
Ibid. P. 94, 95.
Ibid. P. 96.
Ibid. P. 101.
Ibid. P. 112.
Ibn Haldun. The Mugaddimah. P. 115, 137.
Ibid. P. 154, 155.
Ibid. P. 157.
Ibid. P. 161.
Ibid. P. 158–221.
Ibid. P. 237.
Ibn Haldun. The Mugaddimah. P. 238.
Ibid. P. 241.
Ibid. P. 257.
Ibid. P. 344, 345.
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 94.
Там же. С. 137, 138.
Цит. по: Рутенбург. Жизнь и творчество Макьявелли. С. 359, 360.
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 289.
Макиавелли Н. Государь. М., 2002. С. 377.
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 45.
Макьявелли Н. История Флоренции. М., 1987. С. 22.
Там же. С. 106.
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 130.
Там же. С. 57.
Там же.
Там же. С. 58.
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 9.
Макьявелли Н. История Флоренции. С. 181.
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 15.
Там же. С. 119.
Там же. С. 344.
Макиавелли Н. Государь. С. 403.
Там же. С. 411.
Макиавелли Н. Государь. С. 409.
Там же. С. 407.
Там же. С. 424.
Там же. С. 427.
См.: Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 245.
Там же.
Макиавелли Н. Государь. С. 373.
Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя. М., 2001. С. 94.
Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя. М., 2001. С. 34, 35.
Там же. С. 40. Эти суждения основаны на высказывании Аристотеля (см. Политика. I,1254). К этой мысли он возвращался неоднократно. Так, в «Жалобе мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного, он писал: «Пусть… государь помнит, что, будучи человеком, он управляет людьми, что будучи свободным человеком, он управляет свободными людьми, и, наконец, будучи христианином, он управляет христианами» (там же. С. 121).
Там же. С. 43.
Там же.
Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя. М., 2001. С. 44.
Там же. С. 46.
Эразм Роттердамский. Похвал глупости. М., 2000. С. 304.
См.: Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя. С. 76.
Там же.
Там же. С. 77.
Там же. С. 78.
См.: Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя. С. 79.
Там же. С. 92.
Там же. С. 80.
Там же. С. 80–85.
См.: Томас Гоббс. Левиафан. М., 2001. С. 80, 81.
Там же. С. 182.
Там же. С. 184.
Там же. С. 188.
Там же. С. 189.
Там же. С. 191.
Там же. С. 194.
Там же. С. 238.
Там же. С. 194, 195.
Томас Гоббс. Левиафан. М., 2001. С. 198.
Там же. С. 82.
Там же. С. 280.
Дж. Локк. Опыты о законе природы. М., 1988. Т. 3. С. 28.
Дж. Локк. Опыты о законе природы. М., 1988. Т. 3. С. 31.
Там же. С. 32.
Там же. С. 33.
Там же. С. 40, 41.
Там же. С. 42.
Там же. С. 8.
Там же. С. 4.
См.: Дж. Локк. Опыты о законе природы. М., 1988. Т. 3. С. 27.
Дж. Локк. Два трактата о правлении. М., 1988. Т. 3. С. 317.
Там же. С. 337.
Там же. С. 346.
См.: Дж. Локк. Два трактата о правлении. М., 1988. Т. 3. С. 347.
Там же. С. 349.
Там же. С. 379.
Там же. С. 354.
Там же. С. 388, 389.
См.: Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 377.
Там же. С. 388.
Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 383.
Там же. С. 390, 391.
Там же. С. 182. Об этом феномене права см.: Лафитский В. И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003.
Там же. С. 431.
Там же. С. 176.
Там же. С. 77.
Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 241.
Там же. С. 444.
Там же. С. 160.
Там же. С. 395.
Там же. С. 386.
Там же. С. 387.
Там же. С. 379.
Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 432.
Там же. С. 399.
Там же. С. 388.
Там же. С. 75.
Там же. С. 463.
Монтескьё Ш. Л. О духе законов. М., 1999. С. 28.
Там же. С. 102.
Там же. С. 29.
Там же. С. 105, 106.
Там же. С. 59, 63.
Там же. С. 107.
Там же. С. 115.
Монтескьё Ш. Л. О духе законов. С. 70, 71.
См.: Монтескьё Ш. Л. О духе законов. С. 73.
Там же. С. 138, 139.
Там же. С. 184.
Там же. С. 371.
Там же. С. 378.
См.: Монтескьё Ш. Л. О духе законов. С. 244.
Там же. С. 260.
Там же. С. 261.
Там же. С. 491.
Монтескьё Ш. Л. О духе законов. С. 500–503.
См.: Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М., 2000. С. 29 (Очерк № 1).
Там же. С. 48 (Очерк № 5).
Там же. С. 72 (Очерк № 9).
Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М., 2000. С. 80, 81 (Очерк № 10).
Там же. С. 82 (Очерк № 10).
Там же. С. 116 (Очерк № 15).
Там же. С. 139 (Очерк № 19).
Там же. С. 347 (Очерк № 51).
Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М., 2000. С. 333 (Очерк № 48).
Там же. С. 158 (Очерк № 22).
Там же. С. 505 (Очерк № 78).
Там же. С. 241 (Очерк № 36).
Там же. С. 254 (Очерк № 39).
Там же. С. 426 (Очерк № 64).
Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М., 2000. С. 361 (Очерк № 53).
Там же. С. 377 (Очерк № 56).
Frederick Charles von Savigny. The Vocation of Our Age for Legislation and Jurisprudence. Birmingham. 1986. P. 136.
Ibid. P. 137.
Ibid. P. 27.
Ibid. P. 30.
Frederick Charles von Savigny. Op. cit. P. 138.
Ibid. P. 24.
Ibid. P. 150.
Ibid. P. 20.
Ibid. P. 154, 155.
Ibid. P. 71.
Ibid. P. 65.
Ibid. P. 173.
Ibid. P. 174.
Ibid. P. 35.
Ibid. P. 69. Примером в этом могли служить Уголовные ордонансы Карла V.
Frederick Charles von Savigny. Op. cit. P. 181, 182.
См.: Lambert Е. La Fonction du Droit Civil Compare. Paris. 1903.
См.: Esmein A. Elements de droit constitutionnel Francais et compare. Paris. 1903.
См.: Raymond Saleilles. De La Personalité Juridique: Histoire et Theories (1922).
Более подробно о становлении французских школ сравнительного правоведения см. очерк Б. Фоварк-Коссон, опубликованный в книге: The Oxford Handbook of Comparative Law. Ed. By Reimann M., Zimmerman R. Oxford. 2008. P. 35–67.
Подробнее см. Константинеско Л.-Ж. Развитие сравнительного правоведения // Очерки сравнительного права / под ред. В. А. Туманова. М., 1981. С. 107–119.
Г. Лейбниц, более известный как великий математик, был доктором права. В 19 лет он разработал одну из первых классификаций правовых систем и представил ее в виде таблицы для лучшего понимания и преподавания права.
Большая часть указанных работ была опубликована в России в дореволюционный период.
В настоящее время Институт располагается в Гамбурге.
Более подробно о становлении немецких школ сравнительного правоведения см. очерк И. Швензера, опубликованный в кн.: The Oxford Handbook of Comparative Law. Ed. By Reimann M., Zimmerman R. Oxford. 2008. P. 69–106.
См.: Gutteridge Н. С. Comparative Law: An Introduction to the Comparative Method of Legal Study and Research. London. 1946.
См.: Walton F. Egyptian Law of Obligations: A Comparative Study with Special Reference to the French and English Law. London. 1920.
См.: Nicholas B. A Common Lawyer Looks at the Civil Law. London. 1955.
См.: Wilson A. Legal Transplants: An Approach to Comparative Law.
См.: Sacco R. Introduzione al diritto comparato. 1980.