Модернизация современного уголовного законодательства в экономической сфере не возможна без глубокого международного сотрудничества, в том числе, по вопросам права, сближении и гармонизации уголовного законодательства. Данный аспект был отражен и разработчиками проекта Уголовного кодекса Российской Федерации при определении задач, стоящих перед новым уголовным законом[2].
Сравнительно-правовое исследование системы уголовно-правовых санкций, направленных на борьбу с экономическими преступлениями дает возможность оценить российское уголовное законодательство, выработать рекомендации по эффективному его реформированию. В соответствии с поставленными целями, сравнительно-правовое исследование проводится на примере развитых стран Европы.
Установленных правил деления стран или регионов на «развитые» или «развивающиеся» согласно Статистическому отделу ООН в системе ООН отсутствует. Поэтому такое деление достаточно условно. В основу могут быть положены некоторые рекомендации Международного валютного фонда или Всемирного банка.
Как правило, в международной практике критерием для разделения стран мира на группы выступает степень развития рыночной экономики. Здесь используются такие показатели, как: ВВП на душу населения, отраслевая структура экономики и наукоемкие отрасли и уровень и качество жизни населения[3].
В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США[4].
Для достижения целей настоящего исследования было проанализировано уголовное законодательство следующих развитых Европейских стран Австрии, Бельгии, Дании, Франции, ФРГ, Норвегии, Италии, Нидерландов, Испании, Швеции, Швейцарии.
Анализ видов наказаний, закрепленных в уголовном законодательстве рассматриваемых зарубежных стран, свидетельствует о том, что в отличие от Российской Федерации, их перечень не отличается таким разнообразием.
Виды наказаний, закрепленные в уголовных кодексах соответствующих стран, условно можно разделить на группы: во-первых, связанные с изоляцией от общества; во-вторых, не связанные с изоляцией от общества.
Исследуя первую группу наказаний, мы представили их следующим образом:
• пожизненная изоляция от общества – предусмотрена по УК ФРГ, Франции и Италии;
• изоляция от общества на определенный срок:
по УК Франции – уголовное заключение или уголовное заточение срочное либо тюремное заключение;
по УК Швейцарии – каторжная тюрьма, тюремное заключение,
арест;
по УК Нидерландов – тюремное заключение, заключение, помещение в государственный исправительный дом;
по УК Бельгии – тюремное заключение и лишение свободы;
по УК Дании – тюремное заключение и простое заключение под стражу;
по УК Испании и Италии – лишение свободы и арест;
по УК Норвегии – тюремное заключение, арест, содержание под стражей;
по УК Швеции – тюремное заключение;
по УК Австрии и ФРГ- лишение свободы.
Вторую группу наказаний мы ранжировали в зависимости от содержания наказания:
• наказания, связанные с денежным либо иным взысканием:
а) денежный штраф (УК Австрии, УК Испании, УК Нидерландов, УК Бельгии – юридическим лицам, УК Дании, УК Франции, УК ФРГ, УК Швеции, УК Швейцарии, УК Италии, УК Норвегии);
б) имущественный штраф (УК ФРГ);
в) штрафо-дни (УК Франции);
г) денежное взыскание в доход государства (УК Италии);
д) корпоративные штрафы (УК Швеции);
• наказания, связанные с осуществлением общественно-полезной деятельности: предусмотрены по УК Испании (работы на пользу общества); УК Франции (работа в общественных интересах); УК Нидерландов и Норвегии (общественные работы);
• наказания, связанные с лишением либо ограничением различных прав виновного лица. Такие наказания составляют наиболее разнообразную и многочисленную группу наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Они нашли самостоятельную регламентацию практически во всех анализируемых уголовных кодексах зарубежных стран. Исключение составляет УК Австрии. К их числу, например, можно отнести такие наказания, как: лишение всех или различных видов прав (УК Испании); лишение определенных прав (УК Нидерландов); запрет осуществления действий, относящихся к предмету деятельности юридического лица, за исключением действий по осуществлению функций публичной службы (УК Бельгии); запрещение заниматься определенной профессией или ремеслом (УК Италии); увольнение от должности (УК Швейцарии) и др.
Наибольшим разнообразием видов подобных наказаний отличается УК Франции, где в совокупности для физических и юридических лиц предусмотрено более 20 подобных видов наказаний. Некоторые из них носят бессрочный характер. Например, запрещение осуществлять прямо или косвенно один или несколько видов профессиональной или общественной деятельности; закрытие всех заведений либо одного или нескольких из заведений предприятия, служивших совершению вменяемых в вину деяний; исключение из участия в договорах, заключаемых от имени Государства и др.
• наказания, которые связаны с принудительным безвозмездным изъятием в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Речь идет о различного вида конфискации, которая предусмотрена по УК Франции, Нидерландов, Швеции, Швейцарии и Бельгии;
• наказания, направленные на возмещение вреда потерпевшему: предусмотрены в УК Швеции (возложению обязанности возместить ущерб) и Швейцарии (компенсация потерпевшему);
• наказания, реализующие общие и специальные цели предупреждения преступлений. Речь идет о предании огласке приговора. Такие виды предусмотрены в УК Бельгии, Нидерландов, Швейцарии, Франции.
Как видно, группа наказаний, не связанных с изоляцией от общества по разнообразию видов наказаний значительно шире. Это вполне соответствует положениям, закрепленным в «Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)» (Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН)[5]. Цель их принятия была сформулирована в п.1.2. и состояла в том, чтобы привлечь более широкие слои общественности в осуществлении правосудия по уголовным делам, и, что самое важное, – содействовать развитию у правонарушителей чувства ответственности перед обществом[6].
Анализ данных, отображенных в приложении А показывает, что наказания:
• связанные с денежным либо иным взысканием предусмотрены во всех уголовных кодексах анализируемых стран Европы и составляют 100 % фиксацию в УК анализируемых стран Европы;
• связанные с лишением либо ограничением различных прав виновных лиц в числе видов наказаний предусмотрены в 90 % уголовных кодексов анализируемых стран Европы (исключение составляет УК Австрии);
• связанные с принудительным безвозмездным изъятием в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, предусмотрены в 45 % УК анализируемых стран Европы (УК Нидерландов, Бельгии, Франции, Швеции и Швейцарии);
• реализующие общие и специальные цели предупреждения преступлений, зафиксированы в 36 % УК анализируемых стран Европы (УК Нидерландов, Бельгии, Франции и Швейцарии).
Вполне очевидно, что подобная последовательность прослеживается и в санкциях уголовно-правовых норм об ответственности за экономические преступления.
Юридический анализ уголовно-правовых норм, регламентирующих наказания, связанные с денежным либо иным взысканием, показывает, что подавляющая часть УК исследуемых стран Европы содержит понятие штрафа, согласующееся с привычным для нас наказанием, которое регламентировано в ст.46 УК РФ.
В то же время, отдельные государства предусматривают виды штрафа, имеющие свои особенности.
Штраф как вид наказания в УК ФРГ регламентирован в § 40 и § 43 а, где выделяются такие виды штрафа, как:
• штраф в дневных ставках;
• имущественный штраф.
Российскому уголовному закону данные виды штрафа не известны. Хотя штраф в дневных ставках некоторым образом напоминает установленный в УК РФ размер штрафа, связанный с доходом осужденного за установленный период времени.
Согласно УК ФРГ размер штрафа в дневных ставках установлен в пределах от пяти (минимум) до трехсот шестидесяти полных дневных ставок (максимум). При этом пределы дневной ставки установлены от двух (минимум) до десяти тысяч немецких марок (максимум).
Имущественный штраф в соответствии с § 43 а УК ФРГ представляет собой вид наказания, состоящий в выплате денежной суммы, которую назначает суд. Надо учесть, что размер этой суммы ограничен стоимостью имущества виновного лица.
Изучение уголовно-правовых норм УК ФРГ об ответственности за экономические преступления[7], позволяет сделать вывод о том, что абсолютное большинство санкций уголовно-правовых норм в УК ФРГ имеет в своем арсенале наказание в виде штрафа либо лишения свободы. Здесь надо учесть, что санкция относительно-определенного вида, т. е. та, где зафиксирован лишь один вид наказания с указанием его границ, встречается в единичных случаях. В качестве примера можно привести преступление, предусмотренное § 261 «Отмывание денег; укрывательство незаконно полученных имущественных выгод», где санкция предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех месяцев до пяти лет. Однако, учитывая правила, закрепленные в § 41 того же УК суд может назначить денежный штраф, если виновный обогатился в результате совершенного преступления. При этом будет учтена целесообразность назначения штрафа с учетом личных и материальных условий виновного.
По данным профессора А.Э. Жалинского наказания за преступления в сфере несостоятельности распределены следующим образом: в 10 % назначается наказание в виде лишения свободы, в оставшихся 90 % – штраф. При этом, подавляющее большинство приговоров о лишении свободы (77 %) постановлены условно[8]. На это указывают и другие авторы[9].
В России картина несколько иная. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации данные о видах наказаний, назначенных виновным, распределены следующим образом, и представлены в таблице № 1[10]:
Таблица 1
Приведенные статистические данные позволяет сделать выводы:
во-первых, в России самым распространенным видом наказания за экономические преступления по прежнему остается лишение свободы, которое совокупно (реальное и условное наказание) составляет в 2010 году 53,9 % от общего числа наказаний, в 2011 – 50,5 %, в 2012 -41,5 %;
во-вторых, наметилась устойчивая тенденция переориентации судебной практики при выборе наказания в пользу назначения менее репрессивных наказаний. Несмотря на сохраняющуюся тенденцию выбора, в подавляющем большинстве наказания в виде лишения свободы, общее число назначенных наказаний данного вида сократилось с 53,9 % в 2010 году до 41,5 % в 2012 году. В то время как назначение штрафа, несмотря на незначительную долю данного вида наказания в общем объеме назначенных наказаний, имеет тенденцию к росту с 32,6 % в 2010 году до 35,8 % – в 2012.
По УК ФРГ, Дании, Италии только при совершении корыстного преступления допускается назначить штраф в качестве дополнительного наказания к лишению свободы. Причем данное положение допускается в виде исключения. По УК Италии штрафы подразделяются на малый и крупный штраф.
Имущественный штраф в дневных ставках установлен и в УК Испании (ст.50). Однако законодатель зафиксировал и иное правило, по которому штраф может быть установлен в размере, пропорциональном причиненному ущербу, ценности объекта преступления или полученной виновным выгоды (ст.52) в случаях, прямо предусмотренных в УК.
Исследование санкций уголовно-правовых норм об экономических преступлениях в УК Испании позволяет заключить:
во-первых, в подавляющем большинстве случаев в них зафиксированы наказания в виде тюремного заключения и штрафа (более 95 % санкций), имея в виду, что такие наказания не альтернативны, а оба обязательны. Тюремное заключение в зависимости от тяжести деяния, как правило, устанавливается в пределах от 1 года до 4 лет (43,5 % санкций) либо от 6 месяцев до 2 лет (21,7 % санкций). В иных пределах установление тюремного заключения не является характерным и составляет менее 1 % санкций. Так, от 1 года до 2 лет – 0,4 % санкций; от 1 года до 3 лет – 0,9 % санкций; от 1 года до 5 лет – 0,4 % санкций; от 2 до 4 лет – 0,4 % санкций; от 2 до 6 лет – 0,4 % санкций; от 6 месяцев до 1 года – 0,9 % санкций.
Во-вторых, штрафы в зависимости от тяжести деяния, как правило, устанавливается в следующих пределах от 12 до 24 месячных заработных плат (26,1 % санкций). Законодатель использует и иные рамки, но в меньшей степени. Так, штраф от 8 до 20 месячных заработных плат нами обнаружен в 0,4 % санкций; от 6 до 12 месячных заработных плат – в 0,9 % санкций; от 6 до 24 месячных заработных плат – в 0,9 % санкций; от 6 до 18 месячных заработных плат – в 1,3 % санкций; от 8 до 24 месячных заработных плат – в 0,4 % санкций. Вместе с тем, учитывая повышенную тяжесть некоторых экономических преступлений, законодатель установил иной порядок исчисления штрафа.
Например, в санкциях уголовно-правовых норм о преступлениях, связанных с промышленной собственностью (например, ст.285), законодатель устанавливает штраф в размере тройной стоимости полученной виновным благоприятствующей прибыли[11]. А в санкциях о преступлениях против государственной казны и социальной безопасности (например, ст.305) законодатель устанавливает, что штраф назначается в размере шестикратной стоимости сумм, указанных в данных статьях[12].
В УК РФ такие правила применимы лишь к преступлению, предусмотренному ст.200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов». В санкции уголовно-правовой нормы, расположенной в части 1 данной статьи закреплена новелла, что совершенное деяние наказывается штрафом в размере от трехкратной до десятикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. В санкции уголовно-правовой нормы, закрепленной в части 2 той же статьи размер штрафа увеличен и составляет размер от десятикратной до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов[13].
При этом, соотнося санкции УК Испании и Российской Федерации со всей очевидностью можно сделать вывод о повышенной репрессивности норм именно УК Испании, где кроме штрафа предусмотрено наказание в виде тюремного заключения. В УК РФ оно не зафиксировано ни при наличии признаков основного состава (ч.1 ст.200.1 УК РФ), ни при наличии признаков квалифицированного состава, т. е. состава с отягчающими признаками (ч.2 ст.200.1 УК РФ). Максимальное наказание и в том и в другом случае зафиксировано в виде принудительных работ, назначение и исполнение которого в настоящее время не осуществляется.
Денежный штраф в дневных ставках существует и в УК Австрии, где в соответствии с § 19 определен его минимум, равный двум дневным ставкам. Для определения дневной ставки учитывается личность и материальное положение виновного на момент вынесения приговора судом. Пределы дневной ставки соответствуют от 30 австрийских шилингов до 4.500 австрийских шилингов.
На уголовном законодательстве Австрии хотелось бы заострить внимание особо. В качестве наказаний УК Австрии предусматривает лишь лишение свободы и штраф. Однако, в систему негативных правовых последствий осуждения также входят: изъятие выгоды (§ 20, § 20а), изъятие предметов (§ 20b, § 20c), предупредительные меры (§ 21–27). Большинство предупредительных мер может быть назначено одновременно с наказанием. Суть изъятия выгоды (§ 20) состоит в том, что виновный, приобретший в результате совершенного им преступления имущественную выгоду, приговаривается к выплате денежной суммы в размере полученного незаконного обогащения. При условии невозможности установления размера такого обогащения, суд назначает размер выплаты по своему усмотрению. Данное правило применяется и в том случае, когда виновный принял имущественную выгоду для совершения преступления.
В УК РФ подобное правило отсутствует. Попытки его установления можно найти в ст.46 УК, где говориться о том, что за ряд преступлений штраф назначается в размере, кратном сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.
Исследование санкций уголовно-правовых норм в УК Австрии позволяет сделать следующие выводы:
– учитывая закрепление в общей части наказаний в виде лишения свободы и штрафа, санкции уголовно-правовых норм об ответственности за экономические преступления не отличаются большим разнообразием. При этом штраф в подавляющем большинстве санкций (более 90 %) установлен в размере до 360 дневных ставок.
Лишение свободы имеет некую вариативность. В 26 % санкций законодатель фиксирует лишение свободы до 6 месяцев, за совершение преступлений, обладающих признаками, так называемого основного состава (как правило, его признаки предусмотрены в первых частях). При наличии признаков, повышающих тяжесть таких преступлений, срок лишения свободы увеличивается до 2 лет (как правило, такое преступление предусмотрено во вторых частях) либо устанавливается на срок от 6 месяцев до 5 лет (как правило, такое преступление предусмотрено в части третьей).
В УК Нидерландов и Норвегии штраф можно отнести к дополнительным видам наказаний. В § 27 УК Норвегии сформулировано положение, в соответствии с которым при наложении штрафов, помимо характера преступления, должно учитываться финансовое положение осужденного и сколько он предположительно может заплатить в сложившихся обстоятельствах. При этом, минимальный и максимальный размер штрафа в санкциях уголовно-правовых норм об экономических преступлениях не указывается. Он определяются судом в пределах, регламентированных Общей частью УК.
К наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, можно отнести, помимо штрафа, и общественные работы. Однако они, во-первых, не указываются в санкциях норм части УК Норвегии об отдельных преступлениях и, во-вторых, могут быть назначены лишь за преступления, где лишение свободы не превышает 1 года.
Несмотря на то, что общественные работы считаются новым видом наказания, они известны уголовному законодательству уже достаточно давно. Так, общественные работы в качестве уголовного наказания были регламентированы в УК Италии еще в 1889 году. В России – в 1832 году в Своде законов уголовных они получили свою дальнейшую регламентацию в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года. В настоящее время в мире общественные работы получают все большее распространение, т. к. выполняют роль альтернативы лишению свободы. Их можно обнаружить не только в УК Норвегии, но и в УК Нидерландов, Испании, Франции. Однако, общественные работы не всегда относятся к наказаниям. В некоторых случаях законодатели относят их к иным мерам уголовно-правового характера. Поэтому, в анализируемых УК Европейских стран общественные работы можно обнаружить не в разделе о наказании. Например, выполнение общественно полезных работ в УК ФРГ может быть возложено в период испытательного срока при условной отсрочке наказания. УК Дании регламентирует выполнение общественных работ в период отсрочки исполнения приговора в случае, когда сама по себе отсрочка признается судом недостаточной. УК Франции, как мы отмечали выше, относится к общественным работам двояко: и как к виду наказания и как к иным мерам, которые назначаются при отсрочке исполнения наказания.