Предисловие Эрика Риса

В XXI в. каждый бизнес является цифровым. Ожидания клиентов в отношении качества обслуживания определяются лучшими цифровыми продуктами, которые они видят на рынке. В конечном итоге эти ожидания распространятся на все компании независимо от отрасли. Это означает, что каждая организация, которая хочет не просто выжить, но и преуспеть в наше время, должна понимать, как обновляться через создание программного обеспечения и как подбирать тех, кто его создает, и управлять ими.

В последние 10 лет я помогал разным компаниям – от стартапов из Кремниевой долины до промышленных гигантов из списка Fortune 50 – повышать шансы на создание подрывных инноваций на основе принципов, изложенных в моей книге «Бизнес с нуля»[1]. Мне не раз приходилось ловить себя на мысли, что я пытаюсь объяснить цифровую революцию руководителям, которые не понимают сути программного обеспечения. Многие до сих пор верят, что это цунами подрывных изменений обойдет их собственный бизнес. Однажды я работал с группой руководителей высшего звена из крупных ассоциаций больниц, которые отчаянно пытались повысить удовлетворенность своих пациентов, но на протяжении всего нашего общения не переставали находить оправдания низкого качества обслуживания. Ничто из того, что я рассказывал об использовании цифровых инструментов для осуществления трансформации бизнеса, просто не доходило до них. Наконец я спросил: кто из них пользовался приложением Uber или Lyft? Когда все сказали, что являются пользователями этих сервисов, я попросил достать телефоны и посмотреть, как эти приложения показывают, что такси уже в пути и где оно находится. Я попросил их представить, как бы было хорошо с точки зрения качества обслуживания, если бы пациент знал время прибытия медсестры или врача. Создать соответствующее приложение для медицинского персонала не составляет особого труда. Препятствием является только неспособность увидеть связь между программным обеспечением и уходом за пациентами.

Цифровая революция полностью переписывает правила общего менеджмента. Программное обеспечение одновременно снижает транзакционные издержки, разрушает барьеры для входа и ускоряет темпы изменений. Компании и организации, которые не могут справиться с такими темпами и интенсивностью перемен, теряют связь с реальностью. В мире не так много людей, имеющих опыт как в сфере разработки программного обеспечения, так и управления бизнесом. Вот что делает Джеффа Лоусона такой уникальной личностью: он знаком с обоими мирами. Я видел, как руководители крупных компаний невольно подрывают собственный цифровой успех в результате действий (или бездействия), которые нивелируют работу специалистов и убивают инновации.

Как-то раз я консультировал компанию, производившую товары для дома. Ее представители пытались выяснить, как протестировать новый продукт с помощью небольшой пилотной программы. Я предложил создать минимально жизнеспособный продукт, т. е. версию, достаточно хорошую для того, чтобы позволить компании получить полезные отзывы о его ценности от небольшого числа потребителей без больших затрат времени и средств. Идея состояла в использовании минимально жизнеспособного продукта для быстрого сбора информации, с тем чтобы определить следующие шаги в процессе разработки. Обычно эта компания выпускала большую партию нового продукта и тестировала его в нескольких магазинах. Однако в данном случае уже имелись лабораторные экземпляры, которые настолько понравились членам команды разработчиков, что они пользовались ими каждый день. Я сразу увидел в них минимально жизнеспособный продукт. Компания вполне могла предоставить его полусотне клиентов для тестирования и получения отзывов.

Чтобы решить проблему привлечения таких клиентов и их бесперебойного снабжения, я предложил перенести процесс в онлайн, обеспечить клиентов подпиской и предоставить им возможность сообщать команде разработчиков о потребности в дополнительной поставке продукта. Я подчеркнул, что это прекрасный пример того, как программные средства помогают повысить скорость создания продукта, снизить затраты и обеспечить компании преимущество на рынке. Мысль о том, что можно быстро создать подобную систему и использовать ее для получения важной информации для улучшения продукта, стала откровением. Но ничего сверхъестественного в этом нет. Компания Twilio предоставляет подобный сервис ежедневно тысячам компаний.

Вот еще одна история. В крупной компании, с которой я работал, генеральный директор увлекся идеей перехода на цифровые технологии и предоставлением клиентам возможности онлайн-просмотра каталога и заказа товаров, что в этой отрасли ранее никогда не практиковалось. Эта компания запустила собственный стартап для создания экспериментального сайта во главе со сверхмотивированной молодой командой, которая горела желанием создать минимально жизнеспособный продукт. Загвоздка была в том, что никто в ней понятия не имел, как создать сайт или написать код. Сначала эта команда обратилась за помощью в ИТ-отдел компании, но получила отказ, поскольку такой безумный проект выходил за пределы его компетенции. Затем молодежь попробовала привлечь к созданию сайта внешнее агентство, но это оказалось слишком дорого. В конце концов разработчики взяли проект на себя и наняли верстальщика, подающего надежды в смысле написания кода, но это создало новые проблемы. Верстальщикам в этой компании не разрешалось писать код.

Этот случай показал мне, что даже при поддержке генерального директора и при наличии инициативной команды все равно требуется масса усилий, чтобы добиться успеха. Все начинается с привлечения правильных игроков и наделения их полномочиями для продвижения вперед. Эта книга поможет компаниям превратить энтузиазм генерального директора и имеющиеся способности в то, что им реально нужно, – превосходный уровень обслуживания клиентов, обеспечиваемый цифровыми технологиями. Те, кто в полной мере использует потенциал своих сотрудников, получат огромную выгоду в ближайшие годы и десятилетия.

Я имел честь наблюдать, как все созданное Джеффом Лоусоном и его выдающейся командой в компании Twilio реализуется в реальном времени по мере встраивания в наш мир бесчисленными способами, которые мы не прекращаем изобретать. Долгосрочное видение Джеффа и его умение объединять невероятно талантливых людей – вот причины, по которым та невидимая инфраструктура, на которой строится сейчас наша жизнь, работает бесперебойно и четко. Это Twilio позволяет вам написать сообщение водителю Uber или заказать пиццу онлайн. Продукты компании Twilio, встроенные в Hulu, Twitter и Salesforce, помогают общаться и обмениваться информацией. Эти продукты играют важную роль в сфере недвижимости и здравоохранения, а также в многочисленных некоммерческих и благотворительных организациях. Они помогают компаниям, которые раньше не могли даже представить себя цифровыми, осуществить невероятную трансформацию перед лицом жесткой альтернативы – продолжить развитие или погибнуть.

Как подробно рассказывает Джефф, для лидеров недопустимо сидеть на вершине организационной иерархии и отдаляться от тех, кто заставляет работать интерфейсы и обеспечивает обслуживание пользователей. Создание такой структуры и методологии, которые позволяют идеям перемещаться не только вниз, но и вверх по иерархии, а также горизонтально, имеет решающее значение не только для выживания компании, но и для ее процветания. Работая с массой фирм, совершавших переход на цифровые технологии, я снова и снова убеждался в том, что принявшие подобный подход в управлении до цифровой трансформации, а не после нее, были более успешными. Данная книга принципиально важна для достижения взаимопонимания между менеджерами, руководителями компаний и нанимаемыми ими специалистами и помогает им сообща ориентироваться в условиях предельной неопределенности.

Здесь убедительно демонстрируется центральная роль программного обеспечения и его использования, а также предлагаются практические советы тем, кто хочет создать новое поколение компаний на всех уровнях. Внутреннее понимание Джеффом того, что программное обеспечение делает возможным, наряду с глубоким знанием причин, по которым организации, пытающиеся осуществить переход на цифровые технологии, часто сталкиваются с проблемами, – очень ценное сочетание. Эта книга станет настольной для всех, кто знает, что цифровые технологии имеют решающее значение для их будущего, но слабо представляет, как туда попасть. Ее нужно также вручить всем, кто полагает, что им ничего не грозит, поскольку их бизнес совершенно не цифровой, хотя бы для того, чтобы показать, почему это не так.

Пришло время довести мудрость, опыт и видение Джеффа до широкой аудитории – от новых стартапов до компаний, готовящихся к преобразованию, от руководителей до разработчиков. Эта книга очень важна для понимания связи между программным обеспечением, людьми, создающими его, и вкладом, который они вносят в создание организаций, необходимых нам в эпоху подрывных цифровых технологий.

Загрузка...