Совсем плохо – это значит, возникли проблемы с важнейшими системами организма, это значит, ситуация критическая, это значит, под угрозой жизнь ребенка.
Главные симптомы опасности:
• отсутствие сознания:
– нет реакции на прикосновение;
– нет реакции на громкое обращение;
• отсутствие дыхания:
– нет дыхательных движений грудной клетки;
– не слышно дыхания;
– не удается ощутить дыхание ребенка своей щекой, поднесенной к носу и рту;
Правило СОС для оценки состояния дыхания –
СЛУШАЙ – ОЩУЩАЙ – СМОТРИ:
СЛУШАЙ дыхание
ОЩУЩАЙ дыхание щекой
СМОТРИ, двигается или нет грудная клетка.
отсутствие кровообращения:
• нет пульса на крупных артериях:
• сонной
• плечевой
• лучевой
• бедренной
Другие очень опасные симптомы:
• широкие, не реагирующие на свет (не суживающиеся при попадании света) зрачки;
• выраженная бледность и (или) синюшный оттенок кожных покровов.
Определение понятий:
Сердечно-легочная реанимация – комплекс мероприятий, направленных на выведение организма из состояния клинической смерти.
Сердечно-легочная реанимация позволяет обеспечить кислородом сердце и мозг пострадавшего, увеличивая таким образом его шансы выжить.
Клиническая смерть – состояние, которое начинается после прекращения дыхания и сердцебиения и заканчивается после того, как возникают необратимые изменения в коре головного мозга.
Продолжается около 5 минут (крайне редко до 8 минут). Если в течение указанного времени дыхание и сердцебиение возобновятся, возможно полное или частичное восстановление организма. В противном случае развиваются необратимые изменения в коре головного мозга – главный признак биологической смерти.
Биологическая смерть – необратимое прекращение жизнедеятельности организма.
Клиническая смерть, признаки:
• отсутствие сознания;
• отсутствие дыхания;
• отсутствие кровообращения.
Биологическая смерть, признаки:
• отсутствие сознания;
• отсутствие дыхания;
• отсутствие кровообращения;
• ощутимое снижение температуры тела;
• помутнение и высыхание роговицы глаза;
• трупные пятна[3];
• трупное окоченение[4].
Если вы не уверены в диагнозе клинической смерти,
если вы сомневаетесь, дышит ребенок или нет,
если вы не можете ответить на вопрос,
есть пульс или нет,
знайте:
на все сомнения вам отводится не более 10 секунд.
Прошло 10 секунд, а вы все еще сомневаетесь – начинайте реанимацию!
Последовательность действий принципиально зависит от возраста пострадавшего.
Возможны два варианта: ребенок или взрослый.
Применительно к тактике сердечно-легочной реанимации пострадавший считается взрослым, если ему на вид более 10–14 лет.
Если вы один и в помощи нуждается ребенок (пострадавшему на вид менее 10–14 лет):
• как можно громче позовите на помощь;
• убедитесь в собственной безопасности;
• начинайте реанимацию и проводите ее в течение 1–2 минут;
• прервитесь для того, чтобы позвонить в службу спасения или службу скорой помощи;
• продолжайте реанимацию до прибытия медиков или спасателей.
Если вы один и в помощи нуждается взрослый (пострадавшему на вид более 10–14 лет):
• как можно громче позовите на помощь;
• немедленно позвоните в службу спасения или службу скорой помощи;
• убедитесь в собственной безопасности;
• начинайте реанимацию и проводите ее до прибытия медиков или спасателей.
Еще раз обращаем внимание на самое принципиальное различие в алгоритме ваших действий, связанное с возрастом пострадавшего:
если в критическом состоянии ребенок, то вы начинаете реанимацию немедленно, а в службу спасения обращаетесь через 1–2 минуты;
если же в критическом состоянии взрослый, то вы немедленно звоните в службу спасения и только после этого начинаете реанимацию.
Если вы не один:
• одновременно звоните в службу спасения и начинайте реанимацию, убедившись в собственной безопасности;
• продолжайте реанимацию до прибытия медиков или спасателей;
• по возможности поддерживайте постоянную телефонную связь с диспетчером службы спасения, выполняйте инструкции, информируйте о развитии ситуации.
Ребенок не подает признаков жизни, а профессионалов, способных ему помочь, поблизости нет.
Вы хотите помочь, но сомневаетесь…
Сможете ли?
Знаете ли, как правильно?
Помогите!
Терять в подавляющем большинстве случаев нечего. И вероятность того, что станет еще хуже, крайне невелика, ибо хуже, как правило, уже некуда.
Тем не менее прочитайте несколько последующих страниц, и вероятность неправильных действий будет исключена. И вы всегда сможете реально помочь. И ваша совесть будет чиста, ибо вы знали, как надо, и сделали всё, что могли…
Реанимационные мероприятия состоят из трех последовательных этапов.
1. Массаж сердца.
2. Обеспечение проходимости дыхательных путей.
3. Искусственное дыхание.
Строгое соблюдение последовательности этапов обязательно.
Уложите ребенка:
• горизонтально;
• на спину;
• на ровную жесткую поверхность (стол, пол).
Снимите (расстегните, разрежьте, разорвите) одежду, чтобы вы могли видеть грудную клетку (это не обязательное требование, а пожелание, и на его реализацию отводятся секунды).
Массаж сердца проводится путем давления на нижнюю треть грудины.
Помните!
Массаж сердца должен проводиться только на ровной и жесткой поверхности.
Нижняя треть грудины – это, ориентировочно, центр грудной клетки.
Точка, куда надо давить:
У детей первого года жизни давление проводится двумя пальцами, у детей старше года – одной или двумя руками.
Начинайте давление!
Глубина давления – около 1/3 толщины грудной клетки.
Частота давления – давить надо часто, толчками – около 100 движений в минуту.
Во время массажа считайте – надавили-отпустили (один), надавили-отпустили (два), надавили-отпустили (три)…
Досчитав до 30 (тридцати), прервите массаж и начинайте второй этап сердечно-легочной реанимации.
Запрокиньте голову ребенка назад (ладонь – на лоб, движение не резкое!).
ВНИМАНИЕ!
Именно запрокидывание головы обеспечивает проходимость дыхательных путей!
Одновременно с запрокидыванием головы приподнимите подбородок.
Не прижимайте ткани ниже подбородка!
Проверьте, нет ли в полости рта чего-либо постороннего: если есть – удалите 2.3.1.
Голова запрокинута, подбородок приподнят, рот приоткрыт.
Начинаем искусственное дыхание: делаем вдох и выдыхаем в рот и нос малыша, одновременно накрыв их губами.
Если одновременно накрыть рот и нос не получается, проводим дыхание рот в рот.
Нос при дыхании рот в рот закрыт (рука на лбу, большой и указательный палец сжимают ноздри ребенка).
Возможный вариант, особенно в ситуации, когда не удается открыть рот – дыхание рот в нос (губы при этом должны быть сомкнуты).
Ваш выдох – вдувание воздуха в дыхательные пути ребенка – продолжается 1–1,5 секунды.
Во время вашего выдоха следует контролировать, поднимается грудная клетка ребенка или нет.
Должна подниматься!
Сделайте 2 вдувания и после каждого отстраняйтесь, чтобы увидеть, как опускается грудная клетка.
Если грудная клетка не поднимается, еще немного запрокиньте голову и повторите 2 вдувания.
Если грудная клетка по-прежнему не приподнимается – это вероятный признак того, что у ребенка что-то застряло в дыхательных путях 2.3.
Если грудная клетка поднимается и опускается, возвращаемся к первому этапу[5] сердечно-легочной реанимации – массажу сердца.
ВНИМАНИЕ!
Запомните это соотношение – 30/2.
массаж сердца (количество давлений на грудину) 30
искусственное дыхание (количество выдохов) 2
Если вы проводите реанимацию вдвоем, соотношение не меняется – 30/2.
Время давления на грудную клетку должно быть ориентировочно равно времени расслабления.
Интервалы между нажатиями должны быть минимально возможными.
Если по каким-либо соображениям вы не можете делать искусственное дыхание, то лучше проводите массаж сердца без искусственного дыхания, чем не делайте ничего!
Если вы устали и не можете проводить массаж сердца с рекомендуемой скоростью, лучше делайте меньшее число давлений, чем не делайте ничего!
Если вы не один – делайте массаж сердца поочередно, когда чувствуете, что устали и не в состоянии обеспечить необходимую частоту давлений.
Продолжайте массаж сердца и искусственное дыхание до тех пор, пока не прибудет помощь.
Массаж сердца и искусственное дыхание могут быть прекращены, если ребенок начнет дышать и восстановится сердечная деятельность.
Если ребенок задышал, если восстановилась сердечная деятельность, если он начал двигаться, плакать (говорить) – значит, реанимация оказалась успешной. Вы можете прекратить искусственное дыхание и массаж сердца.
Теперь следует дождаться помощи.
В ожидании медиков или спасателей:
• ни в коем случае не оставляйте ребенка одного;
• следите за его состоянием, будьте готовы к тому, чтобы в любую секунду возобновить реанимацию;
• маленького ребенка держите на руках в положении на боку с запрокинутой назад головой:
• если вы не можете держать ребенка на руках, положите его в устойчивое положение на боку:
• держите ребенка в тепле (за исключением ситуации, когда причиной критического состояния стали судороги на фоне высокой температуры).
Для того чтобы нечто постороннее попало в дыхательные пути, необходимы два предварительных условия: во-первых, это нечто должно оказаться в полости рта и, во-вторых, именно в это время должен произойти сильный вдох.
Подобное возможно тогда, когда ребенок разговаривает, плачет, смеется, кашляет, чихает, осуществляет действия, требующие активного вдоха, и при этом либо ест, либо держит во рту мелкие несъедобные предметы.
Инородные тела чаще всего попадают в дыхательные пути во время еды или во время игры.
Признаки, позволяющие заподозрить попадание в дыхательные пути инородного тела:
• затрудненное дыхание, возникшее внезапно на фоне полного благополучия во время еды или во время игры с мелкими предметами;
• затруднен (резко удлинен) вдох;
• хватается руками за шею;
• изменился голос;
• появился свистящий шум во время дыхания;
• мучительный кашель, нередко с рвотными позывами, рвотой;
• хриплое, учащенное дыхание;
• боль за грудиной;
• удушье, синюшность губ;
• отсутствует способность кричать (говорить, плакать).
Существуют две ситуации, когда вы (родители, неспециалисты) можете предположить инородное тело в дыхательных путях:
1 всё происходит на ваших глазах: ел, засмеялся, закашлялся…;
2 клиническая смерть, вы начинаете сердечно-легочную реанимацию, но при проведении искусственного дыхания грудная клетка не приподнимается.
Самым результативным способом очистки дыхательных путей является кашель.
Любые массажи и похлопывания-постукивания не сопоставимы с кашлем по эффективности.
Кашель всегда лучше!
Если ребенок в состоянии кашлять, категорически не мешайте!!!
Если нет признаков удушья, если ребенок в сознании и способен кашлять, если состояние стабильно (нет тенденции к ухудшению), следует:
• вызвать скорую помощь;
• находиться там, где максимально свежий воздух (из дома – на улицу, из душной кухни – в комнату с открытым окном и т. п.);
• просить ребенка кашлять;
• позволить ребенку занять положение, наиболее удобное ему;
• если ребенок не в состоянии сидеть (стоять), уложить его в устойчивое положение на боку 2.2.5.
Если есть признаки удушья, если ребенок не в состоянии кашлять, если состояние ухудшается, если происходит потеря сознания –
• незамедлительно требуется ВАША помощь. Именно ВЫ должны попытаться ребенку помочь.
Именно ВЫ – больше некому!
Не надо проводить действия, описанные на следующих шести страницах, если ребенок в состоянии дышать, кашлять и кричать!
Если ребенок без сознания, начните с того, что откройте ему рот:
• верхняя челюсть – указательный палец одной руки;
• нижняя челюсть – большой палец другой руки;
• большой палец одновременно прижимает язык.
Осмотрите полость рта: если видите инородное тело и в состоянии его извлечь – извлеките.
Никогда не пытайтесь удалять инородное тело «вслепую»! Любые попытки извлечения того, чего вы не видите, опасны – реальный риск протолкнуть инородное тело еще дальше.
Тактика ДАЛЬНЕЙШЕЙ помощи зависит от возраста!
Малыш лежит на вашей руке животом вниз, туловище выше головы.
Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками – направление удара от спины к голове.
Переверните ребенка на спину. Голова по-прежнему ниже туловища. 5 раз быстро надавите двумя пальцами на грудину посередине грудной клетки. При нажатии грудина должна опускаться на 1,5–2 см.
Положите ребенка лицом вниз. Голова ниже туловища.
Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками – направление удара от спины к голове.
Переверните ребенка на спину. Основание ладони поместите на грудину посередине грудной клетки. Быстро надавите 5 раз. При нажатии грудина должна опускаться на 2,5–3 см.
Если ребенок может стоять:
• встаньте сбоку и немного позади;
• наклоните ребенка, придерживая его рукой;
• сделайте 5 резких ударов основанием ладони другой руки между лопатками в направлении от спины к голове.
Если после этого не стало легче:
• двумя руками обхватите ребенка сзади на уровне талии;
• кулак одной руки разместите между пупком и нижним краем грудины, ладонью второй руки обхватите кулак;
• 5 раз сильно нажмите вверх и внутрь[6].
Если ребенок не может стоять:
• уложите его на пол;
• встаньте на колени так, чтобы ноги ребенка были между вашими ногами;
• основание ладони одной руки разместите между пупком и нижним краем грудины, ладонь второй руки положите на тыльную сторону первой;
• 5 раз сильно нажмите вверх и внутрь.
После того как выполните два приема помощи (удары между лопатками + нажатия на живот), следует осмотреть полость рта – нет ли там инородного тела. Если есть – извлечь.
Если состояние ребенка не улучшается, следует повторять циклы 5 ударов между лопатками – 5 нажатий на живот до прибытия помощи.
Если инородное тело извлечь не получается и на этом фоне ребенок теряет сознание, следует начинать сердечно-легочную реанимацию 2.2.
Удары по спине и нажатия на живот – это заменители кашля, это способы создания в дыхательных путях давления, способствующего выходу инородного тела.
Еще раз повторяем: кашель сам по себе эффективнее, чем любые удары и нажатия, поэтому если кашель сохранен, то бить и нажимать не надо.
Прием Геймлиха может быть осуществлен в порядке самопомощи – в ситуации, когда попадание инородного тела в дыхательные пути произошло, а человека, способного помочь, поблизости нет.
Два варианта действий:
• расположить кулак в верхней части живота, накрыть другим кулаком и резким движением надавить в направлении вверх и к себе;
• навалиться верхней частью живота на спинку стула и совершать резкие толчковые движения, используя вес тела.
• Учите детей пережевывать пищу.
• Не разрешайте детям брать в рот посторонние предметы.
• Ограничивайте разговоры во время еды, не разрешайте ребенку говорить с пищей во рту.
• Во время еды не провоцируйте ситуации, которые могут вызвать смех.
• Не пытайтесь давать лекарства или кормить ребенка во время плача.
• Не давайте ребенку надорванные соски.
• Не разрешайте детям активно двигаться с едой или жевательной резинкой во рту.
• Не используйте в питании детей до 4 лет плотные, плохо жующиеся продукты. Особая осторожность:
– орехи, семечки;
– твердые овощи и фрукты (яблоко, морковь);
– попкорн;
– леденцы и ириски.
• Не давайте детям до 3 лет неочищенные фрукты и фрукты с косточками (вишня, черешня, слива и т. п.).
• Не кормите лежа детей, которые уже умеют сидеть.
• Следите, чтобы рядом с младенцем не было мелких предметов, которые он может взять в рот.
• Не давайте детям до 5 лет игрушки с отсоединяющимися мелкими частями.
• Храните мелкие бытовые предметы вне досягаемости детей.
Абсолютное большинство рекомендаций по оказанию неотложной помощи в качестве ключевого совета содержат требование:
спасатель должен прежде всего обеспечить собственную безопасность. С этой позиции спасение утопающего – одно из наиболее рискованных действий для того, кто пытается быть спасателем.
Не подготовленный физически и не владеющий специальными навыками спасения на воде человек может помочь лишь на мелководье, в детском бассейне, в ситуации, когда тонет маленький ребенок, т. е. тогда, когда для спасения надо протянуть руку, но не надо самому держаться на воде и куда-то плыть.
Никакая книга не подготовит вас физически и не научит технике спасения утопающих.
Не уверены в своих силах, не чувствуете дна под ногами – кричите, зовите на помощь, но не умножайте своим энтузиазмом число тонущих!
Если все-таки помогаете, старайтесь делать это, не заходя в воду, с использованием подручных (веревки, палки, надувные круги и т. п.) и плавающих (лодки, катера и т. п.) средств.
На этапе неотложной помощи не имеет никакого значения:
• какая вода (соленая, пресная, хлорированная);
• сколько лет спасаемому;
• какой цвет его кожи (бледный, синий);
• сколько времени он провел под водой (при том очевидном условии, что нет признаков биологической смерти).
Неотложную помощь следует оказывать всем утонувшим до появления профессиональных спасателей.
И еще раз
Тактика ваших действий будет всегда одинакова!
Первоочередная задача – как можно быстрее извлечь пострадавшего из воды.
Если ребенок не подает признаков жизни:
• уложите его на спину;
• удалите мешающую одежду;
• приступите к сердечно-легочной реанимации 2.2.
Если ребенок не подает признаков жизни, Не надо тратить время на попытки удаления воды из легких:
• укладывать пострадавшего животом вниз – на колено спасателя и т. д.;
• поднимать спасаемого за ноги;
• стучать ему по спине.
Ни вы (прочитав), ни я (написав) не ошиблись: тратить время на попытки удаления воды из легких НЕ НАДО!
Воды в легких либо нет, либо мало (она всосалась в кровь), либо ее невозможно удалить вышеописанными способами. То небольшое количество воды, которое удалить все-таки можно, будет удалено при проведении массажа сердца в процессе реанимации.
Если у пострадавшего есть сознание / дыхание / кашель / движения конечностей / рвотные позывы или если что-либо из перечисленного появилось во время проводимой вами реанимации:
• предоставьте ребенку возможность занять положение, наиболее удобное именно ему, или уложите его в устойчивое положение на боку 2.2.5;
• ни на секунду не отходите от пострадавшего и не сводите с него глаз: состояние может ухудшиться и потребовать реанимационных мероприятий в любой момент;
• снимите мокрую одежду;
• интенсивно согрейте – не просто заверните в сухое, а используйте теплую одежду, одеяла, еще лучше (если окажутся под рукой) – электрогрелки, тепловентиляторы, фены и т. п. Если есть возможность, занесите ребенка в теплое помещение или положите возле костра;
• если ребенок в сознании (способен сидеть) и нет рвоты, желательно давать небольшими глотками теплое питье (вода, чай, компот).
Каким бы благополучным на ваш взгляд ни было состояние ребенка, его в обязательном порядке следует доставить в стационар для врачебного наблюдения. После любого утопления резкое ухудшение состояния – скорее правило, нежели исключение!
• Учите детей плавать.
• Тех, кто плавать умеет, учите отдыхать на воде.
• Пользуйтесь оборудованными пляжами.
• Любое движение ребенка по направлению к воде должно быть согласовано со взрослыми.
• Нельзя, чтобы дети купались без присмотра, даже если они умеют плавать.
• Очень важно при этом, чтобы присматривающий взрослый не боялся воды и не находился под воздействием горячительных напитков.
• Не купайтесь долго в холодной воде.
• Не разрешайте толкать друг друга или прыгать друг на друга во время пребывания в воде.
• Категорически запрещайте ребенку нырять, если он не умеет плавать.
• Не разрешайте детям заплывать далеко или за буйки, переплывать водоемы.
• Строго наказывайте за игры с криками «тону!»
• Не разрешайте детям ныряние, не проверив предварительно глубину водоема и состояние дна.
• Категорически запрещайте прыгать в воду в незнакомых местах и с обрывов.
• Ребенку, который не умеет плавать, нельзя заходить в воду без надувного жилета (круга, нарукавников) и дальше, чем по пояс.
• Огромная осторожность с надувными матрацами, лодками, кругами. Не разрешайте детям пользоваться ими самостоятельно там, где глубоко, ветер, течение, волнение моря.
• Не перегружайте лодки.
• Ребенок в лодке обязательно должен быть одет в спасательный жилет.
• Не ныряйте с лодок, не пересаживайтесь, не садитесь на борт и запрещайте это детям.
• Не выплывайте на судоходный фарватер.
• Помните, что в бассейнах тонет больше детей, чем в открытых водоемах.
• Не оставляйте ребенка одного в ванне или бассейне.
• Не доверяйте старшим детям следить за младшими во время купания где угодно (в реке, в бассейне, в ванне).
• Опорожняйте емкости с водой (тазы, ведра, ванны) сразу после использования.
• Емкости, постоянно заполненные водой (например, бочка во дворе), должны быть недоступны для детей или закрыты.