Глава 1. Особенности применения естественно-психического подхода в оказании психологической помощи

1.1. Что такое психологическая помощь и кому она действительно нужна

На одном тренинге по психологии я оказалась в подгруппе с девушкой, которая явно пришла решить жизненные проблемы. Девушка принимала в тренинге активное участие и в конце концов вызвалась добровольцем в показательном практическом упражнении. В течение 50 минут психолог непрерывно задавала вопросы. Складывалось впечатление, что мы находились на ринге и видели, как жестко и быстро добровольца «нокаутировали». По всей видимости, вопросы настолько затронули личные проблемы, что ситуация стала слишком острой: девушка была в полной растерянности, от напряжения она покраснела, ее трясло, на лице появилась испарина. Внезапно она прошептала, что ее тошнит. Казалось, что ее действительно вырвет. «Все!» – произнесла психолог, тем самым завершив сессию. Было очевидно, что участницу тренинга довели до накала: ее состояние ухудшилось как на психическом уровне, так и на физическом: появились тошнота, рвота, вегетативные проявления.

Понимая свое состояние, девушка обратилась к руководителю тренинга в надежде получить помощь, но в ответ услышала рекомендацию обратиться к врачу. Она пояснила, что уже два года обивает пороги медицинских клиник, больниц, центров здоровья с жалобами на постоянную тошноту и рвоту, а также боли в области желудка и кишечника: «Врачи ничего не находят, поэтому и помочь ничем не могут! Никаких физиологических отклонений нет!» Руководитель тренинга так и не оказала никакой помощи.

По моим наблюдениям, налицо было проявление неврогенной тошноты и рвоты, которые являются выражением чувства вины (что впоследствии и подтвердилось). О психосоматике, связанной с проявлением неврогенной тошноты и рвоты, можно почитать у Александера [1].

После тренинга я встретила эту девушку внизу: «Вера Александровна, мне так плохо! Кажется, что я не смогу доехать до дома. Я устала от постоянной тошноты и рвоты. Я чувствую, что вы сможете мне помочь. Помогите!» Я не смогла отказать. Два часа мы работали в машине и нашли причину состояния – очаг скрытого напряжения, который сформировался еще в детстве. Это был стресс, который испытывала девочка в результате эмоционально-чувственного неприятия ее родителями и внушения ими чувства вины («Из-за нее мы вынуждены…»). Ситуация в семье была напряженной. Когда родители ссорились, то подчеркнуто выговаривали друг другу: «Если бы не она, я бы с тобой не жила!», «Если бы не она, у меня бы никаких проблем не было». Очаг скрытого напряжения, сформировавшийся в пятилетнем возрасте, хранил в себе эту информацию.

Девушка вспомнила, как смотрела мультфильм «Маугли» и увидела сцену, где Акелу изгоняют из стаи. Эта сцена стала для нее стрессовой. Она испугалась, в голове промелькнуло: «Если ты что-то делаешь не так, тебя изгоняют из семьи. Значит, и меня могут выгнать из моей семьи, потому что меня никто не любит, я никому не нужна». Риливентка подробно описала, как после этих мыслей накрылась одеялом и почувствовала, что начинает проваливаться в тоннель, при этом ощущение такое же сильное, как при резком спуске на лифте. Ее стало мутить, возникла сильная тошнота. От нахлынувших эмоций девочка потеряла сознание…

Эта негативная ситуация, пережитая в детстве у экрана телевизора, хранилась в очаге скрытого напряжения и впоследствии стала причиной психосоматического состояния. Сидя передо мной, девушка вновь прожила эту ситуацию. Через ощущение тошноты и рвоты мы вышли на первопричину, проработали ее и отпустили. Она вспоминала эту ситуацию в виде картинок, чувств, ощущений, мыслей, которые уходили, стирались из памяти в процессе нашей работы.

За время сессии девушку четыре раза рвало, тошнота отступила где-то под конец. Мы закончили, когда на душе у нее стало спокойно и ушли все телесные симптомы, в том числе ощущение тошноты и рвотные позывы. Вечером я получила от нее сообщение: «Огромное спасибо, тошноты и рвоты больше нет! Мне хочется жить!»

В психотерапии естественно-психического направления главное для психолога – помочь риливенту отпустить негативное прошлое, которое хранится в подсознании в виде очагов скрытого напряжения. Не забыть, а именно отпустить. Эти два действия – забыть и отпустить – очень отличаются. «Забытые» негативные события из прошлого так или иначе продолжают влиять на события в настоящем. Зачастую во время сессии человек сам удивляется: «Я был уверен, что забыл эту ситуацию! А она вон как остро вспоминается!» Примеры из психотерапевтических сессий, приведенные в книге, хорошо иллюстрируют, как поднимаются и отпускаются очаги скрытого напряжения и самопроизвольно формируется положительный жизненный опыт. Вернее, не формируется, а проявляется, потому что он заложен в нас изначально.

После психотерапии многие признаются: «…Стал замечать, что автоматически по-другому поступаю в тех или иных ситуациях. Я ведь ничего не делал для этого, ничего в себе не менял, а все меняется. И эти изменения мне нравятся!..» (Из практики, наблюдения риливента.)

Когда в подсознании нет очагов скрытого напряжения, прошлое воспринимается без негатива. Человек становится гармоничной личностью и способен эффективно решать жизненные задачи, которые до психотерапии воспринимались как проблемы.

Часто сталкиваюсь с тем, что разницу между психологом и психиатром не видят или не до конца понимают. Очень важно разделить понятия «психолог-психотерапевт» и «психиатр-психотерапевт».

Для большинства слово «психотерапевт» ассоциируется с образом врача в белом халате. К сожалению, даже в медицине психотерапию до сих пор воспринимают как малую психиатрию, то есть отрасль медицины, а не психологии. Это связано с запретом, наложенным в начале 1930-х годов на развитие психологии как науки.

Долгое время психотерапия как научно-практическое направление психологии не развивалась и была разрешена в СССР только в 1975 году приказом по Минздраву – и лишь для медиков, об этом в своих трудах пишет Виктор Викторович Макаров [4].

Он подчеркивает, что психотерапия в узком (медицинском) понимании является системой комплексного лечения при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Основной своей задачей психотерапия (психиатрическая) ставит лекарственное купирование психопатологической симптоматики при психических и нервных заболеваниях, а также при патохарактерологических расстройствах личности (психопатии) [4].

Виды деятельности в этих профессиях имеют разные цели и задачи, хотя все они направлены на личность. Врач лечит болезни, оказывает медицинскую помощь, а психолог помогает разрешать кризисную жизненную ситуацию, восстановить позитивное психоэмоциональное состояние – можно сказать, что он лечит душу.

В. В. Макаров пишет в своих трудах, что в широком понимании психотерапия – процесс психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение гармонии с собой и миром в настоящем [4]. В своей работе я всегда замечаю, что после психотерапевтической проработки прошлое действительно упорядочивается, то есть негативная ситуация из прошлого (картинка, восприятие, ощущение) меняется: человек видит ту же ситуацию, но действия в этой ситуации меняются на позитивные, и эта ситуация воспринимается так, как должно быть для него в норме. При этом негативные чувства и ощущения уходят или становятся позитивными. Такое понимание выводит психотерапию за рамки только медицинской деятельности и применимо к различным видам психологической помощи, это понимание обеспечивает развитие психотерапии в различных направлениях жизнедеятельности человека.

Основными способами оказания психологической помощи являются психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия. Между этими способами нет четких границ, все условно. Для эффективности в своей работе я использую все три способа в комплексе. Оказание психологической помощи в естественно-психологическом подходе включает в себя и консультирование, и психотерапию, а коррекция происходит самопроизвольно, то есть меняются характер, качества личности, мотивация, направленность. В психотерапии естественно-психического направления я использую только ЕП метод, который приносит реальные желаемые результаты.

Психология (от греч. psyche («душа») и logos («учение», «наука») – наука о душевном мире человека, о психике, то есть о закономерностях ее развития и функционирования как особой формы жизнедеятельности. В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика».

Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют 3 крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства личности.

Психические процессы подразделяются на:

· когнитивные (познавательные): ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение;

· эмоционально-волевые: эмоции, чувства, воля.

В процессе психотерапии корректируются психические процессы: память, внимание улучшаются; ощущения, чувства, эмоции меняются с негативных на позитивные. В мышлении уходит заторможенность, негативные мысли «покидают голову».

Психическое состояние – бодрствование, сон (естественный), относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется у личности в повышенной или пониженной активности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные негативные и позитивные психические состояния. В процессе психотерапии повышается физическая и психическая активность, появляются жизнерадостность, желание творить, позитивное состояние преобладает над негативным. Нормализуется сон и процесс засыпания.

Психические свойства личности – устойчивые психические особенности конкретной личности: темперамент, характер, способности, задатки, направленность, мотивация и Я-концепция (самооценка и уровень притязаний).

Психологи оказывают помощь в рамках этих трех психических явлений.

Задача психолога – проводить просветительскую, консультативную, развивающую, коррекционную или психотерапевтическую работу. Например, развивать когнитивные и корректировать эмоционально-волевые психические процессы; корректировать и гармонизировать негативные психические состояния.

В процессе психотерапии у риливента меняется отношение к себе, к другим и к окружающему миру. При этом психические свойства личности – характер, мотивация, направленность – тоже корректируются, повышаются самооценка и уровень притязаний.

Психологическое консультирование играет важную роль: дает возможность осознать свои проблемы и задуматься над тем, что необходимо над собой работать, то есть заниматься развитием личности.

Как-то я разговорилась с молодой женщиной. Женщина рассталась с мужем и посещала психолога. Я поинтересовалась, как работает с ней психолог. «Мы разбираем, почему у меня зависимость от мамы. Мама у меня любит командовать!» – ответила она.

Разобрать и понять, откуда зависимость, – это хорошо, этот процесс относится к консультированию. Но можно не только разбирать, откуда эта зависимость, а избавиться от нее – это уже психотерапия. Сегодня многие понимают, откуда у них зависимость или другие проблемы, а вот как их устранить, не всегда знают. Важным аспектом вхождения психологии в науку является изучение ею личности человека. «Основная цель психологии личности – обьяснить с позиции науки, почему человек поступает так, а не иначе» [10]. Один из ответов можно найти в этой книге. Говорят, что «надо осознать», но одно осознание не помогает, ведь поведение человека автоматизировано. Осознавать-то человек осознает, а поступает так, как поступал всегда. Потому что сознание и осознание находятся в коре головного мозга, и за них отвечает мышление, а высшие поведенческие функции – в глубинном мозге, в подкорке (в подсознании). Поэтому происходит так: человек хочет как лучше, а поступает – как запрограммировано им самим в прошлом. Грановская Рада Михайловна проводит анализ взаимодействия сознания и подсознания. Я согласна, что, когда перед человеком возникают обстоятельства, требующие нового способа решения, – подключается сознание. И как только найдено решение, стратегия, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание свободно для решения новых сложных задач. Так формируются сценарные программы поведения, которые в дальнейшем проявляются автоматически при подобающих ситуациях.

Р М. Грановская также подмечает в своих трудах [3], что сознание подключается лишь тогда, когда есть неизвестное, новое, неизведанное, а потом управление автоматически передается подсознанию, где у человека заложены сценарные программы поведения, сформированные во время перинатального периода развития. Перед вами яркие примеры автоматизированного поведения.

«…Вообще я знаю, как правильно поступать, но включается “пластинка” в голове, как программа у робота. Я начинаю вот так делать, причем подспудно я понимаю и говорю себе: “На фига ты так делаешь?! Не надо!” И вот тебя понесло, как будто ты потерял управление машиной. Как будто я водитель, а у машины включается свой мозг, и она куда-то поехала. Я рулю, знаете, как в дождь: в грязь заехал, можешь газ жать, рулить куда угодно, но машину уже понесло куда-то. Соответственно, ее в очередной раз выносит непонятно куда. Оттуда я выбираюсь, опять еду, как мне кажется, “туда”. В общем, куда бы ни ехал, приезжаю в одну и ту же точку. У меня ощущение, что вокруг все идиоты, а я один такой хороший. Потом ощущение, что я идиот, а вокруг все хорошие. Скорее всего, либо я чего-то не понимаю, либо делаю что-то не то…»

(Из практики, автоматизированное поведение мужчины.)

«…Я знаю, нас учили: если не можешь не отреагировать, нужно сначала выдохнуть, обдумать, поймать себя, на чем-то зафиксироваться, а потом уже среагировать. У меня получается действовать автоматически: сначала мозг выключается, действуют рефлексы тела, то есть поджопник, подзатыльник, наорать – все, выпустила пар. Тут же включается мозг, думаю: “Что ж я натворила-то?” Такое ощущение, что на голову надевают кастрюлю глухую, и все: не вижу, не слышу. Но зато потом так стыдно, сама себя сожрать готова…»

(Из практики, автоматизированное поведение молодой мамы.)

Многие замечают за собой повторяющееся автоматизированное поведение, которое не позволяет поступить так, как хочется, а вынуждает поступать «как всегда». Пословица «Хотел как лучше, а получилось как всегда» – именно об этом. В процессе психотерапии негативное автоматизированное поведение уходит, то есть снимаются сценарные программы поведения, принятые и заложенные в психику самим человеком в детстве, а то и в перинатальном периоде. Установки, утверждения значимых людей тоже программируются, и эти программы извне могут быть заложены только в том случае, если человек их принимает, то есть соглашается с этими установками, утверждениями. Например: у ребенка не получается с уроками, мать и так обьясняет, и по-другому, но ничего не выходит. Мать, не выдержав, кричит на ребенка: «Дура! Тупица! Бестолковая! Идиотка!» Если человек матери верит и обычно с матерью соглашается, значит, на уровне ощущений принимает ее утверждение и установку.

Принятая им программа откладывается в подсознание, и потом в жизни ребенок будет чувствовать себя таким, как сказала мать, а другие люди станут к нему относиться так же, как он себя запрограммировал.

1.2. Что изменилось в психотерапии со времен Фрейда?

Вначале была интеграция, синтез положительного опыта многих школ и направлений отечественной и зарубежной психологии, в результате чего появились мои наработки: выявленные закономерности и внутренние процессы психики, которые в процессе моей многолетней практики привели к открытию естественно-психического направления в психотерапии.

Психика человека многогранна, и каждая ее грань интересна и уникальна. Зарубежные и отечественные психологи замечали, раскрывали и описывали каждый свою грань, свое видение проявлений психики, в результате чего у каждого формировался свой подход, своя школа или направление в психологии. Благодаря практической деятельности я раскрыла определенные закономерности и увидела работу психики (подсознания) в целом, в системе.

В этой системе можно увидеть положительный опыт различных школ и направлений, таких как:

· психоанализ Зигмунда Фрейда (в динамике): очаг скрытого напряжения (ОСН), о которых писал Фрейд, – в естественно-психическом подходе их выдает сама психика;

· индивидуальный подход Альфреда Адлера, направле – ние Эрика Эриксона, гуманистическое направление (клиент-центрированная терапия Карла Роджерса) также проявляются в естественно-психическом подходе;

· транзактный анализ Эрика Берна – естественнопсихический подход тоже «прорабатывает» сценарные повторяющиеся «программы» поведения; психика сама проявляет их, «прорабатывает» и «отпускает»;

· гештальт-подход Фредерика Перлза – и в естественно-психическом подходе есть целостность и завершенность: есть начало, сам процесс и его окончание;

· рилив-терапия Евгения Анатольевича Полякова – в психотерапии естественно-психического направления мы тоже находим все более ранние события, их выдает сама психика человека;

· символ-драма, психодрама – в психотерапии естественно-психического направления ЕП методом психика риливента часто выдает материал в виде символов, образов. Бывает так, что риливент вдруг начинает видеть ситуации, они прокручиваются, как в кино, – со сказочными героями, иногда как мультфильмы. При этом риливент ничего не придумывает, не воображает, информация «сама идет». Психика так восприняла негативную жизненную ситуацию и сама выдает информацию в виде образов и символов. Человеку ничего не надо придумывать «умом»;

· телесно-ориентированная – в психотерапии естественно-психического направления (не касаясь тела физически) через сосредоточение внимания на телесных ощущениях, которые проявились во время сессии, выход на негативные жизненные ситуации;

· личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова – в психотерапии естественно-психического направления возможности коррекции нарушенных отношений в ситуации диадного взаимодействия «психолог – терапевт – риливент» были свободными и полными, в силу чего конечная цель ЕП психотерапии – реконструкция личности и нарушенной системы отношений человека – реализуется в полной мере;

· четырехчастная биопсихосоциодуховная парадигма понимания человека в психотерапии В. В. Макарова, когда физиологическое, психологическое и социальное удовлетворение гармонирует с духовным – это обеспечивает целостный подход к личности, семье, группе, обществу в целом. В ЕП направлении психотерапия реализуется в четырехчастной биопсихосоциодуховной парадигме, и она так же целостно, в системе работает по всем жизненно важным направлениям человека.

У солнца много лучей, и все они ведут к нему. Так и у психологов: у каждого своя дорога, но мы все идем к одной цели. Следовательно, можно сделать вывод, что все имеющиеся в психотерапии на сегодняшний день теории и практики – это лишь определенные грани психики, которые кто-то когда-то открыл в психологии. На практике я вижу, что все эти грани интегрированы в систему, потому что речь идет об одном и том же – о психике человека.

В психотерапии естественно-психического направления я увидела систему: начало, сам процесс и его завершение. Если учитывать закономерности и внутренние процессы психики, можно достичь положительных результатов в психотерапии, так как естественно-психический подход не только выявляет причину негативной ситуации, но и убирает ее и тем самым разрешает проблему.

Благодаря внедрению естественно-психического направления в практическую психологию можно получить колоссальный скачок в развитии общества, освободить его от накопившегося негатива в виде страхов, тревоги, напряжения, гнева, злости, ненависти, ярости и т. д. Естественно-психический подход предполагает, что работа ведется не с какой-то одной проблемой, а в целом по всем направлениям жизнедеятельности человека. С его помощью можно восстановить позитивное психоэмоциональное состояние, справиться с эмоциональным выгоранием (по моему мнению, не выгоранием, а блокировкой, потому что после психотерапии эмоции восстанавливаются), депрессивным состоянием, паническими атаками, неврозами, в том числе и детскими, избавиться от созависимости и различных типов зависимости: алкоголизма, наркомании, токсикомании и т. д. Максимальный эффект достигается при условии, что сам риливент настроен на психотерапию.

При использовании естественно-психического направления в психотерапии:

· нормализуется психоэмоциональное состояние: тревога и напряжение уходят, появляется спокойствие на душе и расслабленность в теле;

· решаются и психосоматические проблемы: нормализуется давление (давление повышается, когда проблемы давят, проблемы разрешаются – давление нормализуется); снимаются головные боли и боли неврогенного характера; исчезают кожные проявления, включая псориаз; исчезают сложности в сексуальной жизни; здоровье восстанавливается и укрепляется;

· восстанавливаются и гармонизируются детско-родительские, супружеские и межличностные отношения в коллективе;

· нормализуются и улучшаются трудовая деятельность, карьера, финансовое состояние, то есть в целом меняется качество жизни.

Это происходит потому, что в психотерапии естественно-психического направления прорабатываются и отпускаются очаг скрытого напряжения (ОСН), (психотравмы, пережитые в прошлом), которые содержат в себе негативные сценарные программы поведения (скопированные психикой или перенесенные на ментальном уровне с родителей или значимых взрослых), формирующие жизнь человека и его отношение к себе, к другим и к окружающему миру в целом. При этом кардинально меняется не только внутреннее психологическое состояние (становится гармоничным, спокойным, уравновешенным, умиротворенным), но и корректируются и развиваются психические свойства личности – характер, мотивация, направленность, самосознание и Я-концепция (самооценка, уровень притязаний). Человек на уровне ощущений замечает происходящие в нем внутренние изменения, поведение, также он меняется и внешне (физически). Можно сказать, что человек становится зрелым.

В процессе психотерапии естественно-психического направления, наблюдая за поведением риливентов, я поняла, что есть внутренние механизмы психики, которые показывают, как поднимаются и проявляются поочередно ОСН – «мусор» с более значимыми и острыми темами для риливента, в психотерапии естественно-психического направления происходит процесс освобождения от прошлого негативного опыта, то есть психика «выдает» нужную информацию для проработки, именно ее человек вспоминает в этот момент, именно она «приходит» человеку на ум или на язык.

Нужно просто следовать за информацией, которую психика (подсознание) «выдает», и озвучивать ее.

Я всегда направляю внимание риливента с помощью вопроса: «Слушайте себя, что идет?»

В процессе психологической практики я выявила следующие закономерности психики, которые учитываю в психотерапии естественно-психического направления.

1. Человек сегодня имеет то, что «хочет» его подсознание. То есть получает ту жизненную ситуацию, которую с помощью очагов скрытого напряжения, когда-то заложенных в негативной ситуации, притягивает его подсознание.

2. Подсознание притягивает к человеку ситуацию, в которой он испытывает те же ощущения и чувства, которые отложились в очаге скрытого напряжения, когда подобные обстоятельства возникли впервые в его жизни.

3. Так как все повторяющиеся события являются лишь следствием и имеют одно общее – схожие ощущения, то через них можно выйти на первопричину, то есть на исходную ситуацию, которая была принята как должное самим риливентом.

4. Поведение в этих ситуациях однотипно, запрограммировано самим человеком (сценарные программы поведения) или значимыми для него людьми (родителями, воспитателями, учителями) в виде установок, убеждений, утверждений и решений.


Приведу пример, благодаря которому я сделала такие выводы (в дальнейшем каждый случай лишь подтверждал эту закономерность). Молодой человек рассказал, что из-за своей мягкости и добропорядочности попал в нелепую ситуацию: его несправедливо обвинили в том, что он обманул своих «друзей». Парень стал оправдываться, чем вызвал еще большее недоверие и агрессию со стороны обвинителей. Агрессия вылилась в угрозы, вплоть до физического насилия: звонки, СМС и электронные письма с обещаниями расправы. Мы начали работать с негативной ситуацией, и в процессе психотерапии молодой человек вспомнил подобные случаи, когда ему также приходилось оправдываться за то, чего он не совершал. Первым был эпизод из армейской службы, мы его дотошно проработали. Потом память выдала случай в начальной школе. В классе было всего три мальчика. Два мальчика всегда хулиганили (так считали учителя), риливент находился рядом с ними, потому что больше не с кем было дружить. И когда ругали одноклассников, то заодно доставалось и ни в чем не виноватому мальчишке, никто не слушал оправданий. Важно было то, что он находился рядом с ними. В тот момент риливент ощутил несправедливость и подумал (принял решение): доказывай, не доказывай – тебе никто не верит. Первопричиной была именно эта ситуация в начальной школе, потому что дальше память ничего не выдавала. В данном случае очаг скрытого напряжения сформировался в результате несправедливого обвинения человека в том, чего он не совершал.

Когда очаг скрытого напряжения был найден, проработан и отпущен, молодой человек отметил, что ему стало легко на душе, как будто гора сползла с плеч. Нападки со стороны «друзей» прекратились в тот же вечер, об этом он рассказал на следующий день: «Странно, все угрозы каким-то образом прекратились». Это заставило меня задуматься и обратить внимание на удивительный факт: очагом скрытого напряжения (первопричиной) была ситуация в начальной школе, ее проработали, отпустили – и ситуация в настоящем разрешилась. В дальнейшей работе я постоянно получала подтверждение тому, что это закономерность и она работает как часы.

Каждую психотерапевтическую сессию важно начинать с негативных ситуаций, происходящих в настоящем. Сегодняшняя негативная жизненная ситуация происходит потому, что она притянута подсознанием. Человек сам когда-то принял решение: «Так со мной поступают» (например, обижают). Или он просто четко ощутил это состояние, а подсознание в тот момент записало это ощущение в памяти в виде очага скрытого напряжения. Впоследствии, когда этот очаг поднимается, создается особое внутреннее состояние, при котором человек испытывает обиду, в будущем он также станет ее испытывать. А чтобы он испытывал обиду, подсознание притягивает в жизнь людей, которые обижают и будут обижать (будущее тоже в настоящем). Например: мама шлепнула ребенка, ребенок заплакал, ощутив обиду и боль (душевную и физическую), и ощущение боли и обиды отложилось у него на душе, в теле и в памяти. В дальнейшем обязательно найдутся люди, которые будут его бить, – в детском саду, в школе, в институте, на работе (прошлое повторяется в настоящем). И человек при этом всегда будет испытывать боль и обиду, подобные тем, что были в детстве. Если не физически, то морально его часто будут «бить» люди, которые психологически сильнее его. Такие дети в будущем становятся жертвами, однако, если перед ними личность слабее, они будут тиранами.

Я пришла к выводу, что если женщину бьет муж, то «виновато» ее подсознание: оно делает все, чтобы она испытывала такое же ощущение, какое было, когда ее били в семье, в детском саду, в школе и по жизни. Подсознание будет всегда создавать внутреннее состояние, которое притянет события, где женщину будут бить.

Если за девушкой начнет ухаживать порядочный мужчина, я уверена, что он ей не понравится и она от него уйдет. А если он все же останется, то девушка на бессознательном уровне сделает все, чтобы он стал «непорядочным» и бил ее, если не физически, то морально.

Благодаря интегративному подходу в процессе психологической работы снимаются сценарные жизненные программы поведения, скопированные с родителей или значимых людей в детстве или даже в перинатальном периоде.

Как создаются эти сценарные программы поведения человека? Ребенок живет в семье и видит взаимоотношения матери и отца или других значимых людей, начиная с перинатального периода. Его психика фотографическим образом копирует поведение родителей и откладывает их в памяти, а в последующем проигрывает эти роли в своих взаимоотношениях с окружающими, то есть воплощает в жизнь эти сценарные программы поведения: играет роль отца или матери, в зависимости от того, кто перед ним стоит – слабая или сильная личность. Если перед ним личность слабее его, то он играет роль своего сильного родителя, если личность сильная – слабого.

Естественно-психический подход дает возможность оказать психологическую помощь целенаправленно. Он не только изменяет отношение к ситуации, но и разрешает жизненно важные ситуации (события), снимает сценарные программы поведения, что приводит к эффективному, надежному, положительному результату.

В конечном итоге в процессе психотерапии естественно-психического направления риливент меняется самопроизвольно, он становится зрелым, а его внутреннее состояние – гармоничным. А значит, цель и задачи психологии – улучшить качество жизни человека – достигаются.

1.3. Что нужно знать человеку перед встречей с психологом

«…Я не знаком с психологами и не знаю, как будет проходить работа. Я всю ночь не спал, все думал, что вы будете делать с моими мозгами. Раньше, чтобы прийти в нормальное состояние, я обращался к медикам, у них все понятно для меня – медикаментозное воздействие. А здесь нет ясности… здесь непонятная неясность…»

(Из практики, откровения риливента с алкогольной зависимостью.)

Часто люди не знают, как работает психолог, и это их пугает. Когда человек приходит к психологу на консультацию, то не всегда сам понимает, что с ним творится. Он просто знает, что ему плохо. Когда на душе дискомфорт, человек ищет выход из ситуации, понимая, что так больше жить невозможно. Есть вещи, о которых не говорят даже самым близким, а есть такие, которые даже страшно озвучивать.

Вот здесь и может помочь психолог, так как соблюдение профессиональной этики – неотъемлемая часть его работы. В психологической работе особое значение придается конфиденциальности: психолог гарантирует неразглашение сказанного на психотерапевтических сессиях. Результаты исследований, аудиозаписи бесед не передают третьим лицам без согласия риливента. Даже если психолог использует эти материалы для обсуждения с коллегами, в консультативных, образовательных или научных целях, данные о человеке должны быть зашифрованы. Важнейший общепринятый этический принцип – уважение к личности риливента, то есть безусловное безоценочное принятие.

Загрузка...