Семья деда была репрессирована в соответствии с Постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) от 30 января 1930 года «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районе сплошной коллективизации».
Я несколько лет вынашивала идею написать эту историю о моих предках, а именно про моего деда по материнской линии Дементьеве Борисе Степановиче. Эта тема меня волновала и интересовала одновременно. Я много разговаривала об этом с моими родственниками – старшими сестрами моей мамы с Липатовой Евдокией Борисовной, (Дементьевой в девичестве) 1907 года рождения, и с Вяткиной Марией Борисовной (Дементьевой в девичестве), 1915 года рождения, с мамой Севергиной Таисьей Борисовной (Дементьевой в девичестве), 1926 года рождения.
Будучи уже взрослой, приезжая в командировку в город Томск, где жила моя тетя Дуня, я останавливалась у нее и ночи напролет слушала рассказы об их жизни в родовом селе Шипуново (ныне Новосибирская область), о семье, о жизненном укладе того времени, о раскулачивании семьи, о переселении на север Томской области. Я впитывала эти рассказы, тогда еще не зная, что захочу все это изложить на бумаге.
А в раннем детстве, лет семи от роду мне с моей бабушкой Дементьевой Александрой Степановной, 1888 года рождения, урожденной Мелешкиной (Степиной по первому браку) довелось побывать на родине семьи Дементьевых-Мелешкиных. Летом 1962 года мы приехали в село Шипуново Сузунского района Новосибирской области, где жила дочь моей бабушки от первого брака Вера Степановна Зенина (Степина в девичестве), 1913 года рождения, с мужем Петром и двумя сыновьями, примерно восемнадцати-двадцати лет. Бабушка овдовела, ее муж Степин Степан Степанович погиб на фронтах первой Мировой войны. А бабушка вместе с дочерью Верой жили вдвоем в селе Шипуново неподалеку от церкви Вознесения Господня.
В этой поездке мне посчастливилось познакомиться с младшей сестрой моего деда Дементьевой Марией Степановной, которая всю жизнь прожила в одиночестве, никогда не выходила замуж. Ей было приблизительно лет семьдесят, она была скорая на руку, и очень гостеприимная. Бабушка Мария жила в маленьком чистеньком ухоженном домике на невысоком бугорке. Чисто намытый пол был устелен домоткаными дорожками, которые ткали в ту пору почти во всех деревенских домах.
Я помню у моей бабушки Шуры стоял станок, на котором она ткала такие дорожки. А предварительно была подготовка: собирали старые вещи, резали их на полоски, шириной приблизительно 1—1,5 см, сматывали в пасмы и красили анилиновыми красками. Затем сушили и сматывали в клубки. Я очень хорошо помню этот процесс, так как в нем тоже принимала посильное участие. И даже пробовала ткать, конечно же, под руководством бабушки. Эти дорожки до сих пор сохранились в семье моего старшего брата.
Из села Шипуново мы с бабушкой Шурой поехали на ее родину в село Тальменка Искитимского района Новосибирской области, где она родилась, и где жили ее сестры бабушка Елена с мужем, бабушка Татьяна и семья брата Никиты, который к тому времени уже умер. Мы гостили у бабушкиных сестер, а мне казалось, что я нахожусь у своей бабушки Шуры. В их домах царили неподдельное гостеприимство, идеальный порядок и чистота, была всегда вкусная еда и обязательно пироги. Такое осталось детское впечатление. С тех пор прошло 57 лет, а я отчетливо помню лица этих людей, их дома и убранство в них.
И все это я постараюсь изложить, как можно интереснее и подробнее для вас мои дорогие родственники, знакомые, случайные читатели и заинтересованные люди.