Солнце светило себе над Укромным – как ни в чём не бывало. Облака чинно прогуливались над городом – как будто так и должно быть.
А ведь могли сверху заметить кое-что. И намекнуть как-нибудь.
Солнце, к примеру, – покрыться пятнами в виде восклицательных знаков. А облака – так конкретно указать молнией на особняк Ябеды-Корябеды, что на Скрытной улице…
…Злая волшебница Ябеда-Корябеда вскочила и в ярости отшвырнула скомканную газету:
– НЕ БЫВАТЬ ЭТОМУ!!!
Удар кулаком по столу был таким, что тарелка с недоеденным вторым взвилась в воздух и припечатала гречневую кашу к потолку. Котлета же по какой-то немыслимой траектории вылетела в открытую форточку. После небольшой паузы с улицы почему-то донеслись ликующие возгласы.
Всё внутри злой волшебницы клокотало. Но постепенно она стала остывать, приходить в себя, успокаиваться. Наконец подняла скомканные «Укромные новости», расправила.
Шедший через всю первую страницу заголовок объяснял её гнев:
I ДЕТСКИЕ ЗИМНИЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ПРОЙДУТ В УКРОМНОМ!
Далее сообщалось: «Наш город выиграл конкурс на проведение Игр!!!»
Неожиданно в дверь позвонили. На пороге стоял известный Ябеде-Корябеде первоклассник Ваня Коврижкин, и с ним ещё трое: какой-то мальчишка и две девочки. Все они лучезарно улыбались и восторженно смотрели на злую волшебницу.
– Спасибо!!! Вы первая откликнулись!!! – с придыханием произнёс Коврижкин.
– Да-да, вы первая! – закивали головами остальные.
– Как же это я откликнулась? – удивилась злая волшебница.
– Котлетой!
– Какой котлетой?!
– Недоеденной! Но почти что целой!
Выяснилось, что ребята организуют приют для бездомных кошек и собак.
– Помещение у нас уже есть, – вступила в разговор старшая из девочек, Марфа. – Нам отдали пустующий коровник на окраине города…
– А ещё ненужные котлеты у вас есть? – вмешалась – а девочки были сёстрами – младшая из сестёр, Маша.
– Котлеты не бывают ненужными! – строго сказала Ябеда-Корябеда.
– Конечно, не бывают, – согласился второй из мальчишек, Макар. – Но только нужное для одних бывает ненужным другим, а ненужное одним может оказаться нужным другим. Так что нужное или ненужное – это как посмотреть. Ведь ненужное… А нужные котлеты у вас есть? – поинтересовался он.
У злой волшебницы голова пошла кругом от всех этих «нужное-ненужное». Но всё же она собрала всю свою волю в кулак и твёрдо заявила:
– Котлет у меня больше нет!!!
– А как же те три, что лежат на сковородке, под крышкой? – удивился Ваня Коврижкин.
1. Как Коврижкин догадался, что в сковородке находятся ещё три котлеты?
– Какие три? Ах, те три? Так они… э-э-э… не прожарились как следует! – нашлась Ябеда-Корябеда.
– Ничего, мы дожарим!!! – хором воскликнули Иван, Макар, Марфа и Маша.
Расставание с котлетами лишь ненадолго погрузило злую волшебницу в печаль. «Ничего, – думала она, – уж на этих самих Детских играх я за всё отыграюсь!»
И в это время что-то мягкое и тёплое шлёпнулось ей на макушку.
От неожиданности Ябеда-Корябеда испуганно присела, схватилась за голову. Руки её погрузились в то самое «мягкое и тёплое»…
Злая волшебница подскочила к окну, высунулась в форточку и громко крикнула вслед удалявшейся четвёрке покровителей бездомных животных:
– А ГРЕЧНЕВАЯ КАША ВАМ НЕ НУЖНА?!!
На следующий день в городе только и разговоров было, что о предстоящих Детских спортивных играх. «Укромные новости» восторженно писали:
В борьбе за право проведения Игр наш город обошёл таких признанных фаворитов, как Инсбрук, Солт-Лейк-Сити, Саппоро, Ванкувер, Гренобль, Лиллехаммер… А ведь в этих городах в своё время проводились Олимпийские игры!
А поэт Эдуард Буреломов незамедлительно откликнулся на это событие стихами:
Скво-Вэлли рыдает,
Нагано грустит,
Гренобль слезу утирает.
Ванкувер печально
в окошко глядит,
Укромный – победно сияет!
В газетный киоск выстроилась очередь за свежими «Укромными новостями». По утверждению Буреломова – в связи с напечатанием в них его нового творения. В очереди был замечен и родной племянник Ябеды-Корябеды, Шиворот-Навыворот. Дело, правда, закончилось скандалом.
В самом конце находились уже известные нам Ваня Коврижкин, Макар и Марфа с Машей. Неожиданно Макар стал возмущаться, указывая на племянника:
– Здесь стоит очередь, в которой все стоят по очереди, а он – без очереди, впереди тех, кто стоит впереди него по очереди!..
– Да-да! – закивали Марфа с Машей.
– Как так – я здесь не стоял?!! – завопил Шиворот-Навыворот. – Какой ещё «без очереди»?!! Тут ещё за мной женщина стояла, с собакой! Она только что ушла!!!
– Не мог ты тут стоять, – раздался голос Коврижкина, – ведь…
2. Что сказал Ваня?
Очередь, размахивая руками, дружно и шумно согласилась с Коврижкиным, и племянник, недовольно бурча себе под нос, отправился восвояси.
Не остался незамеченным и случай с Ябедой-Корябедой и её котлетами. Скромная заметка в газете привлекла всё же внимание многих:
БЛАГОРОДНАЯ ДАРИТЕЛЬНИЦА КОТЛЕТ
На наш призыв собрать еду для бездомных кошек и собак нашего приюта первой отозвалась отзывчивая жительница нашего города Я. К. Орябеда. От всего своего широкого сердца и отзывчивой души она благородно бросила в форточку котлету, а затем чутко пожертвовала ещё три этих ценных продукта питания!
Приносите в приют котлеты для ваших меньших братьев, сестёр и других родственников!
И Буреломов со своим проникновенным стихотворением – тут как тут:
Котлета устремляется в полёт!
Лети, котлета, смело всё вперёд!
Лети, котлета, дерзко в небеса!
Надежда наша, гордость и краса!
…Перед тем как позвонить в дверь особняка своей тётушки, Шиворот-Навыворот достал из почтового ящика корреспонденцию. Это были в основном рекламные листовки:
Стоматологическая поликлиника при секции бокса
УДАЛИМ ЗУБЫ. ПОТОМ ВСТАВИМ
БРИГАДА УБОРЩИКОВ ПОЛНОСТЬЮ ОЧИСТИТ КВАРТИРУ!
Далее следовало извещение с телефонной станции, в котором сообщалось, что в связи с неуплатой отключается телефон, и ещё реклама:
РЕМОНТ ОБУВИ!!!
Потомственный маг снимет порчу с ваших ботинок!
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ!
Приготовление домашнего задания:
На оценку 5 … 5 р.
На оценку 4 … 4 р.
На оценку 3 … 3 р.
На оценку 2 … 2 р.
На оценку 1 … 1 р.+
+ Бесплатно прилагается вызов родителей в школу.
Родная тётушка уже обо всём знала.
– Ну что, вкапался? – с ухмылкой встретила она племянничка. – Посадил тебя этот Коврижкин в лужу? Ничего, мы им ещё займёмся… Сейчас же – где достать газету? Мне нужно побольше полезной и особенно – вредной информации об этих Играх.
– Где достать? – очнулся от дум Шиворот-Навыворот. – А КОТЛЕТЫ ЕСТЬ? – спросил он с таким нажимом на слова, что можно было не сомневаться: газета определённо находится в одной из котлет – на манер напильника в буханке хлеба для заключённого.
– Нет… – упавшим голосом пролепетала Ябеда-Корябеда. – Я их отдала…
– Ну во-от, – разочарованно протянул племяш. – А что есть? Рубать очень хочется! – Он решительно направился к холодильнику. – А про Игры можно в компе по Интернету поглядеть! – добавил он, открывая заветную дверцу.
Какую для начала нажать кнопку на компьютере, тётушка ещё знала, но что делать дальше – это было для неё самой страшной и самой секретной военной тайной.
– Что дальше-то делать? – озадаченно спросила она племянника.
– Рабочий стол загрузился? – отозвался тот, не переставая копаться в холодильнике. – Найди значок Интернета и щёлкни по нему!
«При чём тут рабочий стол? – удивилась Ябеда-Корябеда и огляделась вокруг. – Наверное, этот он имел в виду?»
Она подошла к письменному столу, осмотрела его, открыла дверцу. На всякий случай – выдвинула ящики. Никакого значка не обнаружила. Вернулась к компьютеру и тупо уставилась на монитор.
– Что-то ничего не получается! – крикнула тётушка родственнику, почти что уже с ногами залезшему в холодильный агрегат.
– Окно-то открой! – гулко донеслось из металлического чрева.
Диковинный совет совсем сбил с толку Ябеду-Корябеду: «Может, ему там душно, в холодильнике-то?»
Едва она распахнула окно, как в комнату ворвался свежий запах осенней листвы.
Погодка была что надо! Разве что на солнце стали появляться какой-то странной формы пятна да облака почему-то начали темнеть и собираться как раз над её особняком…
3. Как объяснить эти загадочные явления природы?
Но всё равно – вокруг было просто замечательно! Деревья стояли в багровой, ярко-красной, малиновой, оранжевой, жёлтой листве. А некоторые модницы умудрились окраситься в немыслимый сиренево-фиолетовый цвет! Красота!..
Но дело – прежде всего.
Ябеда-Корябеда вернулась к компьютеру. На экране треклятого монитора ничего не изменилось.
– Что ж он, пропади совсем, ничего не показывает?!! – стала раздражаться злая волшебница.
Сзади, хрустя полукопчёной колбасой «Традиционная», подошёл Шиворот-Навыворот.
– Что же ты по значку так и не щёлкнула? – поразился он.
– По значку? Не щёлкнула?! Ах, ты, наверное, это имел в виду! – Твёрдо ступая, Ябеда целеустремлённо направилась на кухню, извлекла из кухонного стола тяжёлую чугунную сковородку и с каменным лицом вернулась к компьютеру. – Сейчас как шандарахну по нему сковородкой – живо покажет всё, что нужно! – И Ябеда-Корябеда широко размахнулась, намереваясь помочь процессору с интерфейсом прийти в себя.
– Постой!!! – завопил племянник. – Давай уж лучше я сам!
Шиворот-Навыворот прилично умел работать на компьютере. Но как он ни старался, войти в Интернет ему так и не удалось.
4. Что помешало племяннику злой волшебницы?
…Эту ночь Ябеда-Корябеда спала тревожно, всё время ворочалась. Ей снился страшный сон: на предстоящих Детских зимних спортивных играх она участвует в соревнованиях по скелетону. И вокруг неё ВСЁ СКЕЛЕТЫ, СКЕЛЕТЫ… (1)[1]
Следующей ночью, едва пробило двенадцать, Ябеда-Корябеда открыла секретное совещание.
Секретное настолько, что даже сама злая волшебница не знала о нём до самого его начала.
В тех же целях конспирации особняк был замаскирован под полуразвалившуюся избушку, окрашенную в цвета осеннего камуфляжа, название улицы – «Скрытная» – было хитроумно переправлено на «Корытная», а номер дома перевёрнут. Для верности – два раза.
5. Как ты считаешь: на этом оперативном снимке номер перевёрнут только один раз или уже два?
Особое значение придавалось скрытности прибытия верных людей злой волшебницы на секретную встречу. Был произведён отвлекающий манёвр.
Поздно вечером на центральной площади города был распылён сильнейший запах сладкого пирога с малиновым вареньем.
Всё население Укромного, независимо от возраста, семейного положения, доходов и социального статуса конечно же немедленно устремилось туда. Дав тем самым возможность участникам совещания незаметно пробраться в особняк Ябеды-Корябеды.
В целях всё той же конспирации злая волшебница сама до сих пор так и не знала цели сегодняшнего сборища.
Поэтому, когда все собравшиеся расселись, она достала из секретного, с двойным дном, кармана заветную бумажку, развернула её и огласила тему сегодняшнего экстренного совещания:
П Е С О Щ Е Е С И С О Т В Ы И Р
Р Д Т Я И Д Т К Е П Р И Н Е Г Ы
Чем дальше читала Ябеда-Корябеда зашифрованный текст, тем шире раскрывались её глаза. К середине чтения они стали размером с чайное блюдце, к концу – с глубокую тарелку для первого. Злая волшебница диким, ничего не понимающим взглядом обвела присутствующих…
– Ну ты что, ключ к шифру забыла? – пришёл к ней на помощь Шиворот-Навыворот. – Там же написано…
6. Что написано в шифровке? Как её прочитать?
– Это я-то забыла, дурья твоя башка?!!
Тётушка вскочила, тряхнула головой и снова обвела собравшихся взглядом. Но это был не прежний затравленный взгляд, а строгий, требовательный, грозный ПЫЛАЮЩИЙ ВЗОР. Будь рядом пожарный инспектор, наверняка запретил бы разведение такого взора в закрытом помещении…
М-да, немного осталось у Ябеды-Корябеды верных людей, преданных делу сообщников. Кроме родного племяша за совещательным столом находились: бывалая тройка Бац, Бум и Бах, солидно державшийся парниша Магнат и две девчонки с поэтическими прозвищами Мирабель и Консоль.
– ДЕТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ – ЭТО ВАМ НЕ ИГРУШКИ!!! – провозгласила злая волшебница.
Огонь в её глазах разгорелся так, что в воздухе отчётливо запахло палёным, и Ябеде-Корябеде пришлось его немного прикрутить.
– Каждый из нас, – продолжила она, – должен одержать на этих Играх свою собственную победу. И все мы вместе, сообща, – общую, если можно так сказать, командную ПОБЕДУ!
– Какую ещё победу?!! – взвыли присутствующие.
– Мы на коньках-то еле держимся, – с негодованием воскликнули Бум, Бац и Бах.
– А я на лыжах катаюсь, – вмешался Магнат, – но, как бы это поточнее выразиться… только на подъёмнике.
– А мы слышали, – перебивая друг друга, затараторили Мирабель и Консоль, – что есть такой вид спорта, где ничего не надо уметь. Просто катай камни по льду, и всё… (2)
– А может, ещё такие же виды спорта есть? – заинтересовались остальные. (3)
– Успокойтесь! – самодовольно хмыкнула злая волшебница. – Напрягаться вам не придётся! Мы ведь должны одержать победу не НА Играх, а НАД Играми.
И она многозначительно в третий раз обвела взглядом собравшихся. На этот раз огня в нём, согласно требованиям пожарной безопасности, не было. Но был сверкающий, азартный и злой блеск.
До раннего утра совещались злоумышленники. До самого рассвета разрабатывали они коварные планы – как расстроить Детские спортивные игры. Запоздалый прохожий мог услышать доносившиеся из особняка возгласы:
– А мы им – бум! – в лоб, бац! – в ухо, бах! – по макушке! – Это предлагали свой план действий конечно же Бум, Бац и Бах.
– А мы макияж при этом не размажем? – тревожились Мирабель и Консоль.
– Не, а что я с этого буду иметь? – в который раз интересовался Магнат.
– Чем бы тут подзаправиться? – шуршал в холодильнике Шиворот-Навыворот.
…Когда все разошлись, Ябеда-Корябеда вспомнила про стол. Тот самый, за которым сидели её сподвижники. Она хорошо помнила печальную историю предыдущего деревянного полированного стола. Тогда к концу заседания он представлял собой жалкое зрелище…
Поэтому злая волшебница подготовилась. На этот раз стол был металлическим и накрепко прикручен к полу длинными неизвлекаемыми шурупами – с таким, как ни старайся, ничего не поделаешь.
В пылу споров, обсуждения планов Ябеда-Корябеда как-то совсем забыла про него. И сейчас с тревожным чувством бросила взгляд на то место, где стоял стол.
Место было на месте.
Стола на этом месте не было…
7. Каким образом мог пропасть стол?
Между тем наступила поздняя осень. Зачастили дожди, холодный ветер срывал с деревьев последние листья. Деревья смущались и старались прикрыться хоть одним листочком.
…Работа в штабе Ябеды-Корябеды (сокращённо ШТЯБ) по подготовке к срыву проведения Детских зимних спортивных игр кипела вовсю.
Было выделено три главных пункта:
1) открытие Игр;
2) проведение Игр;
3) закрытие Игр.
– Важно как следует отработать первый пункт, – втолковывала своим подельникам злая волшебница. – Сделаем как следует – все остальные их зимние игрульки накроются медным тазом.
Поэтому пункт первый был разбит на три подпункта:
а) факельная эстафета;
б) зажжение огня Игр;
в) парад команд.
К негодованию племянника, родная тётушка включила в список ещё один пункт:
г) котлеты.
– Какие ещё котлеты?!! – стал возмущаться Шиворот-Навыворот, когда ознакомился с содержанием плана. – Ты что, всю эту ораву ненасытных зверюг из приюта кормить собралась?
– Для начала – хватит грабить холодильник, – строго сказала Ябеда-Корябеда.
8. Как она догадалась, что племянник недавно посещал это благословенное место?
– …Ты пойми, – принялась растолковывать ему тётушка, – с помощью котлет я приобрету славу главной покровительницы этих хвостатых бродяжек – это раз! – загнула она палец. – Войду к четвёрке этих малахольных добрячков в доверие – это два! – загнула она ещё один палец. – Использую их в наших целях – три! – загнутым оказался и третий палец. – И ТОГДА… – голос злой волшебницы загрохотал, – мы сделаем из этих спортивных поигрулек, – все пальцы Ябеды сжались в кулак, – КОТЛЕТУ! СПОРТИВНУЮ КОТЛЕТУ!
Кулак мелькнул в воздухе и обрушился на стол.
Однако стола, как вы помните, с некоторых пор на этом месте не было. Зато как раз тут располагалась макушка племянника, которая и приняла на себя гнев Ябеды-Корябеды. После чего Шиворот-Навыворот моментально согласился с доводами горячо любимой тётушки относительно котлет.
Тем временем жизнь на заброшенной молочной ферме налаживалась.
Всё хвостатое население кошачье-собачьего приюта было разделено на две части. Собаки были размещены в правом крыле коровника, кошки – в противоположном.
Уже несколько лет помещение пустовало, но в воздухе до сих пор стоял запах сена, молока, и… одним словом, пахло коровами. И от этого запаха становилось уютно, тепло и немного грустно.
Возможно, этим объясняется то, что, когда стали давать новым обитателям имена, они как-то сами собой оказывались коровьими: Зорька, Милка, Бурёнка… В результате чёрный драчливый кот с порванным ухом получил нежное имя Орхидея, а здоровенный, с мощными лапами, клыкастый пёс-дворняга гордо звался Ромашкой.
Наша четвёрка друзей всё свободное время проводила в приюте.
Ваня Коврижкин починил крышу и теперь вставлял стёкла взамен разбитых.
Макар приводил в порядок сложную систему стеклянных труб и трубок. По ним раньше во время дойки молоко доставлялось от коров в огромную ванну.
– По ним раньше чего надо доставлялось от коров куда надо, – пояснял Макар цель своей работы интересующимся. – А теперь будет как надо, наоборот. Теперь чего надо будет доставляться откуда надо кому надо. А откуда чего надо будет браться где надо для кого надо? От кого надо – от коровы. А кому надо – тот…