Вопросы тут и там. Это живая человеческая любознательность вместе с духовной чистотой и доброжелательностью, которой люди готовы поделиться безвозмездно. Мохандас Карамчандович Ганди в своей книге «Моя жизнь» (4) писал о сильнейшем влиянии на него христианства и книг Л. Толстого о не насилии и терпимости. Индия близка для понимания россиян именно из-за близости фундаментальных религиозных основ индуизма и христианства. Мохандас Карамчандович не принял христианства, хотя англичане активно склоняли его к этому во время его жизни в Англии, но он пронёс через всю свою жизнь эти каноны и оказал невероятное влияние на современную Индию с позиции вегетарианства, терпимости, доброжелательности и политики ненасилия. Древние и непоколебимые основы индуизма, как вера в реинкарнацию и карму, являются основами жизнедеятельности людей. Как пишет Макс Мюллер в своей книге (1): «Вера в возрождение душ и карму настолько явны для жителей Индии, что не требуют доказательства!» Также, важными составляющими Индии являются отречение от ненужных действий и мыслей. Йога является одним из древнейших проявлений основ индуизма. Это описано в религиозных книгах Индии и переведено на многие языки мира. «Бхагавад Гита» (5) является одной из древнейших книг Индии, в которой упоминается йога. Есть целый ряд переводов этой книги на разные языки. Ещё более древнее и сложное для современного понимания восприятия мира людьми древности отражено в «Ведах»(6).
Индия ориентирована на человечность и обеспечение необходимых средств для выживания бездомных людей, которые являются основой жёсткой кастовой системы. Мохандас Карамчандович Ганди в книге «Моя Жизнь» (4) подробно описывал все меры, принимаемые страной и лично им, по борьбе с нечистотами в индийской культуре. Он подробно описывал преобразования в обществе, духовный путь развития страны, по которому Индия должна двигаться. По нему она двигается и сегодня. Чистота в сознании против нечистот вокруг. Это диаметрально противоположный подход европейскому. Человек предпочитает менять себя, приспосабливаться, нежели пытаться поменять окружающие обстоятельства. Исходя из того, что видят люди в человеке не рубашку или джинсы, а личность и сознание, многие вещи становятся не важны – мусор и грязь вокруг, в том числе. Каждый человек это уникальная личность и, в тоже самое время, один человек и всё человечество это всё один человек.
Многие люди в Индии умеют поглощать негативные эмоции. В результате, нет ответной реакции на гнев и раздражение. Таким простым приёмом они не размножаются. Гнев и раздражение, а не люди. Люди, наоборот. В Азии культ детей. Модель сверх потребления растворяется. Все страхи, идеи глобального заговора, беспокойства и опасений бесследно исчезают. «Беспокойство это психическое заболевание!», – гласит индийская мудрость и в этом плане многие люди в Индии психически здоровы. Психологи и психотерапевты здесь не нужны. Нет чувства вины. Спасибо и пожалуйста в обыденной жизни отсутствуют. Вместо ненужных слов есть ощущение радости и благодарности в ответ. Как писал Мохандас Карамчандович Ганди в своей книге «Моя Жизнь» (4), вежливость это состояние души и оно чувствуется без слов.
Подход ко многим проблемам в Индии уникален и неповторим. Это результат широкого кругозора людей, с таким энтузиазмом и радостью общающихся с друг другом. В Индии есть Болливуд, в котором культивируются добро, мужественность и женственность, безобидный юмор. Старые болливудские фильмы с удовольствием смотрит Азия, Ближний Восток и многие другие страны мира. Стоит отметить, что современные болливудские фильмы уже не те. Они пропитались всеми атрибутами общества потребления и несут совершенно иные ценности. Их цель, в отличии от старых болливудских фильмов, создание общества потребления в Индии. Стоит отметить, что они с этим великолепно справляются. Индия стремительно меняется.
Стоит также отметить, что в стране огромное количество бездомных людей, множество самых разных болезней, проблем с едой и водой. Впрочем, каждый путешественник видит в Индии то, что хочет увидеть и к чему готово его сознание. Интересно, что политика ненасилия, которой так знаменита Индия, применяется только внутри страны. За её пределами, Индия точно такой же агрессор с ядерным оружием, готовый выпустить свои ядерные боеголовки для защиты страны при первой же необходимости. Это сложный компромисс видения мира, которым пропитана вся страна. Кажущаяся нелогичность в действиях и решениях, это мудрый индийский подход бездействия в действии.
Из-за того, что каждый человек в Индии уникален и неповторим, тут почти невозможно делать исследования на малых группах и переносить данные на массы. Это сложнейшая преграда для большого бизнеса. Возможно, именно это охраняет малый бизнес в Индии. Приготовление еды или, даже чая, могут занять непредсказуемое количество времени. Мы никак не сможем усреднить этот показатель в Индии. Впрочем, вкус приготовленной пищи в Индии тоже не может быть оценён лишь вкусовыми характеристиками и меткой «вкусно» или «не вкусно». Каждое, даже самое простое блюдо в Индии, это кулинарный шедевр с особенностями повара и его видения мира. И тут могут быть сюрпризы как восхитительные, так и отрицательные. Это также является важной частью страны и культуры.
Мудрость, к которой приходили многие гуру бизнеса в Америке и Европе, вся как на ладони в Индии – упрощение, упрощение и ещё раз упрощение. Простота действий, организации, менеджмента, человеческих взаимоотношений, бизнес модели и общества. Всё это даёт понимание вещей и, как результат, ведёт к эффективности. Эффективность и продуктивность в Индии являются важными составляющими общества. Кушать нечего и каждая калория на счёту. Хочешь есть – работай! Всё просто!
Простота в быту наложена на высокую религиозность людей. В религии прописаны основы видения мира и если рассматривать людей в Индии с точки зрения религиозного образования, то образованы они значительно лучше, чем в Европе или Америке. Религия это мораль. Соответственно, религиозные жители Индии все высоко моральные люди. А вот показатели среднего и высшего образования в Индии значительно отстают от показателей в Америке, Европе и уступают только Африке. Что сильно отличает бедняков и бездомных Индии от других стран мира, так это их чистоплотность. Опять же, чистота тела прописана в религии и является обязательной ежедневной процедурой.
Индия один из лидеров азиатских стран, прозванных кладбищем инвестиций. Вспомнить банкротство компании Enron, потерявшей свои многомиллиардные инвестиции в бизнес Индии. А ведь инвестиции были в электростанцию в Бомбее. Город, нуждающийся в электроэнергии как никакой другой. Также на кладбище покоится множество компаний малого и среднего бизнеса. Этот интереснейший момент связан с тем, что европейскому глазу кажущееся отсутствие конкуренции и не занятые ниши в бизнесе, это индийская мудрость действия в бездействии. Огромным препятствием любому бизнесу являются индийские касты, дифференциация религий и видений мира. Когда приходит бизнес или технология, не нужная и не приемлемая в данной стране по тем или иным причинам, она встречает мощнейший отпор. Электростанция в Бомбее, например, была не принята из-за пагубного воздействия на окружающую среду. Другая инновация это микроволновые печи. Они не были приняты в большей части Индии из-за их пагубного воздействия на еду и, как следствие, на здоровье человека. Товары массового потребления продвигаются через рекламу по ТВ. Процесс этот идёт значительно медленнее, чем в других странах мира. Генетически модифицированные продукты встречают невероятный отпор по всей стране из-за невозможности получения семян естественным путём. При этом, медленно, но верно, они продвигаются за счёт рекламы и лобби банков. Во многих уголках Индии стиральный порошок не принимается и не используется из-за пагубного воздействия на окружающую среду. При этом, многие штаты Индии и крупные мегаполисы продавили использование бытовой химии. Продвижение бытовой химии в Индии идёт медленно, намного медленнее чем в других странах мира и Азии.
Законы в разных штатах Индии могут быть совершенно разными. Бизнес, эффективно работающий в одном штате, может ожидать крах в другом. И очень часто вложение денег при расширении бизнеса приводит лишь к потерям. Какое-то здание может простаивать без дела по причинам, которые европейский мозг просто не в состоянии понять. Если купить здание и попытаться его отремонтировать, то станет понятно, почему за это никто не брался и оно стояло заброшенным. Таких примеров множество по всей стране. Весь индийский хаос это неотъемлемая часть индийской философии, учащей отречению от ненужной суеты.
В Индии очевидно действие поговорки: «Человек становится тем, что он ест!» Подавляющее большинство жителей Индии вегетарианцы и это отражено на их внешнем виде и в поведении. При сложных экологических и социальных проблемах, большая часть населения страны здорова физически и психологически. Они едят натуральные продукты в соответствии с уникальными древними способами приготовления и употребления пищи. Во многих штатах Индии действуют простые правила. Не есть испорченную или переночевавшую еду. Кислое, солёное, горькое, горячее – плохо для организма. Не потреблять в пищу еду, которая произрастает более 30 километров от места проживания. Кушать медленно, хорошо пережёвывая. Эти простые правила помогают сохранять здоровье и долголетие и в современных условиях глобализации. Многие люди едят руками, проверяя качество риса и других ингредиентов, тщательно перемешивают, тем самым доводя еду до температуры тела. Едят небольшими порциями, хорошо пережёвывая. Ни в коем случае не употребляют воду во время еды. Питьё воды строго за 15-20 минут до приёма пищи. Всё это здорово помогает пищеварению. Многие древние приёмы по питанию защищают людей и страну от некачественных продуктов. В тоже время, это стопорит развитие Индии по капиталистической модели сверх потребления. Поэтому, идёт мощнейшее сражение по всем фронтам. Химическая еда и генная инженерия сражаются с древним укладом жизни в Индии. Сравнивая страну с шагом в десять лет, посещая её в 2008 и 2018, могу сказать, что древний уклад жизни постепенно отступает, давая дорогу модели сверх потребления со всеми её атрибутами.
В Индии впечатляющая продолжительность жизни у тех, кто ведёт здоровый образ жизни и занимается йогой. Духовное развитие и йога, как его проявление, гарантируют хорошее физическое и психологическое здоровье даже в преклонном возрасте. Индия знаменита своим лечебным туризмом во всем мире. Туристы из богатых капиталистических стран ездят лечиться в Индию от множества болезней. В стране активно развивается традиционная медицина. Сюда включается хирургия, стоматология и все новейшие технологии. Также, в стране популярна и древняя индийская медицина – аюрведа. Она лечит редкие и сложные заболевания в соответствии с древними знаниями.
В Индии с детства учатся контролировать свой организм, чувства и эмоции. Все органы чувств человека могут быть подконтрольны разуму. Тогда уровень шума, грязи и вони вокруг не касаются человека. Индия своей культурой и бытом, великолепно лечит от фетишизма и перфекционизма, так поработившими людей общества потребления. Здесь люди живут в гармонии с окружающим миром, подстраиваясь под природу и окружающую среду. Многие женщины вплетаются цветы в волосы, пользуются только натуральными маслами и ароматизаторами, стирают одежду руками и натуральным мылом. Интеграция в природу ощущается везде и всегда. Человек как бы сливается с деревьями, животными и друг другом. В итоге, получается одна большая индийская гармония. Речь не идёт о крупных мегаполисах или о финансовых деловых центрах. Там, как раз, всё совсем по другому.
Даже если не вникать в духовные и религиозные основы общества, а просто жить и общаться с людьми этой страны, начинает многое меняется в организме и сознании любого человека. Мыслительные и физические процессы становятся значительно медленнее. Гнев растворяется, не находя ответной реакции в людях. Невозможно понять, о чем думают люди в конкретной ситуации. Это освобождает мозг от прогнозов, опасений и составлений сложных планов. В Индии быстро вырабатывается ценнейшее качество человека – встречать каждую ситуацию лицом к лицу и мыслить только тогда, когда это необходимо. В результате жизни в Индии, также атрофируются чувство страха и вины в любых ситуациях. Как писал Макс Мюллер, в книге "Шесть систем индийской философии"(1): «Люди в этой стране издавна много думали о человеческих взаимоотношениях и смысле жизни!», – благо климат Индии располагает к медитации и созерцанию. В этой стране легко расслабиться, избавится от любых мыслей, отречься от действий. Одно из величайших проявлений духовности является единение с людьми, которое здесь ярко выражено. Если в Индии случайно задеваешь человека, то он, как правило, вообще никак не реагирует на это. Многие происходящие социальные и духовные процессы начинаешь осознавать только тогда, когда глубоко интегрируешься в общество. После длительной жизни в Индии, если случайно задевают тебя, то тоже не возникает никаких эмоций.
Сама Индия невероятно дифференцирована. В ней есть коммунистический штат Керала. Здесь можно встретить людей на улицах с флагами и транспарантами коммунистической партии, с серпом и молотом на знамёнах. Есть в ней и деловой штат Карнатака, где расположены офисы крупнейших ИТ корпораций. Есть Бомбей и Калькутта, где присутствуют основные атрибуты общества потребления. Здесь чудовищный социальный разрыв между нищетой и богатством. Есть множество штатов с ашрамами и центрами для медитаций – Керала, Тамил Наду и другие. Во многих частях страны можно встретить товары всеобщего потребления, не меняющиеся на протяжении веков. Это мыло, одеколон, одежда. Хотя их постепенно и вытесняют современные химические товары, некоторые из них удаётся сохранить. Сложно представить бизнес или товар в Европе или Америке, не меняющий технологии производства на таком длительном промежутке времени. Современная экономическая модель Индии устроена так, что бы разрушать все древние модели бизнеса. Похожие процессы происходят везде в мире. Идёт глобализация.
«Едя на машине, наблюдаешь великолепные виды, идя пешком обретаешь видение!», – это великая индийская мудрость, которой пропитана вся страна. В Индии невероятное количество паломников и путешественников, пересекающих страну пешком. Характерен их ритм. Познать его, значит коснуться чего-то по настоящему древнего и мудрого. Двигаясь по 5-10 километров в день, можно пройти тысячи километров за год. Ещё одним из древнейших навыков жизнедеятельности является то, что люди доверяют только собственным органам чувств. Для того, что бы понять какой-то предмет, им непременно нужно его потрогать или увидеть собственными глазами. Это лишает других людей возможности как либо искажать информацию, манипулировать событиями и фактами, выдавать или навязывать ложную информацию. Одним из самых главных заразительных элементов индийской философии является девиз: «Я хочу увидеть мир своими глазами, потрогать его своими руками и услышать своими ушами!»
Движение по дорогам Индии также характерно как и общий ритм жизни в стране. Оно очень медленное и основывается на иерархии (кастовости). Исключение могут составлять только большие города и транспортные магистрали, где оно больше похоже на движение в Европе и Америке. Сократив скорость транспортного средства до 30-и километров в час, можно заметить, как повышается собственная безопасность. Так многие мыслительные процессы значительно лучше контролируемы.
Смерть для жителей Индии это естественное течение жизни. Она воспринимается многими людьми, как избавление от страданий. Поэтому, ждать какой-то скорби, жалости или чувства утраты от них невозможно. Люди живут без страха и умирают без страха. Доктора и аптекари с удовольствием помогут и проконсультируют по вопросам здоровья, но не более того. Вообще, поможет любой человек на улице, если Вы его о чем-то попросите. Поможет чем сможет. И в тоже время, житель Индии не будет бегать и суетиться вокруг ослабевшего или умирающего человека, звать на помощь, а тем более, плакать или расстраиваться. Скорее, наоборот, он заглянет в лицо и улыбнётся. Ведь он наблюдает важнейший процесс мироздания – перерождение. Это здорово оживляет, помогает лучше понять себя, оценить важность и ценность жизни. Это, как ничто другое, учит быть безжалостным к себе и другим.
Ещё одна интересная особенность Индии, это отношение к добру и злу, правде и лжи, к измерению всего самым «лучшим», «вкусным», «большим». Европейцы и американцы часто называют Индию самой лживой и самой жестокой страной на планете. Для них отсутствие мышления в абсолюте является показателем отсутствия идеалов и признаков достижения в социуме. Отсутствие правильного ответа на вопрос, является невежеством. Безжалостность в отношениях видится злом. Милосердие к нищим считается слабостью. Азия и Европа были отделены друг от друга философией на протяжении многих тысячелетий не зря. В них формировались разные видения и восприятия мира во многих аспектах жизнедеятельности. При этом, Европе и Америке с её достижениями в области науки, есть что противопоставить Индии, с её достижениями в духовности.
Мне было приятно ощутить на себе влияние индийской философии, окунуться в местный быт и кухню, увидеть, осознать и прочувствовать высокую человеческую духовность этой страны. Мне удалось увидеть, как люди преклонного возраста, могут быть самодостаточны, спокойны и довольны жизнью. В Индии, пожилые люди проводят много времени в храмах. Они поют песни, принимают участие в духовной жизни страны и своих семей.
В Индии сильна причинно-следственная связь. Другими словами, всё не случайно и кирпич на голову просто так не падает. Если разобраться, убедиться какие действия к чему ведут, как всё работает, проследить и проанализировать действия причинно-следственной связи, то становится комфортно, легко, понятно и просто жить. Нет хаоса ни в сознании, ни в принятии решений. Во всём полный покой и порядок. Если человек не может чего-либо понять и объяснить, дело лишь в отсутствии знаний и его собственном искажённом видении мира. В таких случаях, необходимо очистить своё сознание, выкинуть все мысли из головы, расслабиться, выучить простые правила поведения в обществе и научиться получать удовольствие от простых вещей. Так просто и так сложно.
Путешествуя по Индии, замечаешь, как личные амбиции растворяются в массе людей. В первые путешествия по стране, мне были неизвестны индийские термины, не была понятна индийская философия, не было сформировано полное видение мира. Ощущения были такие, что все мысли проходили мимо, лишь вызывая улыбку. Была близка и понятна улыбка на лице Мохандаса Карамчандовича Ганди. Стали понятны улыбки на лице монахов, взгляд которых невозможно поймать. Стала очевидна и улыбка Мона Лизы, которой так восхищаются европейцы. Такая самодостаточная улыбка попросту не вписывается в общество потребления. Она стирается в раннем детстве у детей капиталистов, не находя применения и поддержки в обществе. Таких людей лечат в обществе потребления. Их лечат желаниями, амбициями, мыслями и планами. Счастливый, скромный, самодостаточный и не потребляющий человек не нужен обществу потребления.
Ко всему прочему, длительное проживание в Индии формирует уклад иерархии в сознании. Жизнь в Индии учит, что прилагать усилия, вообще что либо хотеть и действовать, нужно обдуманно, аккуратно, выверено. Нужно беречь свои силы и, в тоже время, ничего не боятся и не переживать ни по какому поводу. В Индии есть модель безупречного поведения: «Полная капитуляция». Означает принять всё, сдаться, смириться, не сражаться. Отдать вещи вору, дать милостыню нищему, сказать: «Спасибо!», – на любое оскорбление, простить вынужденное насилие и невежество. Так просто, ведь все материальные ценности лишь временны, обиды и оскорбления мимолётны, а вот состояние покоя и радости – это важнейшие ценности, демонстрирующие глубину понимания жизни, духовную развитость и сущность человека. К сожалению, такая модель не работает на других континентах и в других культурах, основанных на материальных благах и потреблении.
В Индии всё просто и понятно, что нужно делать и чего не нужно делать. Созерцание, расслабление, простота, ясность событий и всего что происходит и будет происходить – важнейшие спутники жизни в Индии. Как следствие, из этого вытекает радость бытия. Приятно проникнуться такой простой древней мудростью, почувствовать глубокое расположение к людям, единение с ними. Спасибо Вам, жители этой невероятно духовно глубокой и древней страны под названием Индия. Спасибо, за то что донесли до наших дней такие простые и такие важные человеческие качества.
Со временем, Индия вызывает полное отсутствие жалости к окружающему миру. В том числе и к себе. Это формирует дух, даёт жизненную силу, выносливость, порождает желание созидать, жить полной жизнью, дышать, чувствовать. Проявление насилия это духовная деградация. Дойти до понимания этого очень просто в Индии, ведь люди вокруг и их предки дошли до этого много веков назад. Они передали знания и опыт своим детям и те прожили целые поколения, не применяя насилия. У них есть чему нам стоит поучиться. Понимание и разделение этого приходит не сразу. Нужно время на то, чтобы тело и сознание перестроились к новым социальным реалиям. Алкоголь и сигареты начинают довольно скоро вызывать отторжение в Индии. Им просто нет места в гармоничном мире. Ведь это предметы, разрушающие человека и останавливающие его духовный рост.
Бездомные люди, живущие на улицах Индии – это самые духовные люди планеты. Они думают о Боге каждую секунду. Назвать их бедными у меня язык не поворачивается. Они богаты духовно, чисты телом и сознанием. Да, они лишены роскоши и материальных благ, но их жизнь наполнена намного большим, чем многих богатых людей. Индуизм подчёркивает чистоплотность тела, как основу духовного развития. Можно научиться улыбаться бездомным, смотреть им в глаза, видя там мир и покой. У этих людей совершенно иное видение мира. Мало о чём можно с ними поговорить. Сложно найти общие интересы. Убедить их в чём-то совершенно невозможно, у них просто нет материальных основ в сознании. Важно отличать таких людей от агрессивных предпринимателей попрошаек, зарабатывающих деньги самыми низкими и подлыми способами. Такие в Индии тоже есть.
Индия богата самыми разными практиками по трансформации тела и сознания. Это не имеет ничего общего с наркотиками, как предполагается обществом потребления, а является тяжёлой многолетней каждодневной работой над собой, своим телом и сознанием. Сюда входят медитация, йога, созерцание, голодание, образование, отречение, контроль, воспитание и многое другое. Основы Йоги уходят глубоко в индийскую культуру, упоминание о которой есть в древней индийской книге «Бхадгавад Гита» (5) Изначально, Йога имела религиозные основы. Со временем, трансформировавшись в разные интерпретации и адаптации под физиологию азиатов и европейцев, она разошлась по всему миру. Особенно популярна Йога в США и Европе. В России также постепенно появляются школы Йоги. Суть Йоги это духовный рост, идущий от отказа использования насилия вообще. Её основа это принципы борьбы в обществе через ненасилие. Ярчайшим примером служит Мохандас Карамчандович Ганди, пронёсший свои методы ненасильственной борьбы через весь земной шар. Он был выдающимся йогом. Йога не учит защищаться от насилия, уклоняться или соревноваться. Философия йоги это иная философия, идущая в разрез с европейским, американским и африканским видением мира. Если говорить о духовном росте, как интерпретации в Азии, то Будда (основатель Буддизма) утверждал, что для просветления и духовного роста нет необходимости в физических упражнениях. Т.е. физическая Йога, это лишь переходный период, настройка своего тела на более глубокую медитацию, на духовную Йогу. Современные адаптации Йоги великолепно справляются с проблемами тела физиологического плана – выправление позвоночника, повышение гибкости тела, восстановление работы суставов. Важно понимать, что и зачем делается. Если говорить о комплексе, по достижению высоких духовных идеалов через физические и ментальные упражнения, то наиболее эффективна интегральная Йога. Интегральная потому, что ей должна быть пронизана вся жизнь человека – пища, дыхание, мышление, труд и отдых. Интегральная Йога это ритм жизни, включающий в себя все её составляющие, начиная от контактов с людьми, одежды и заканчивая мыслями и окружением вокруг. Лишь в этом случае раскрывается весь комплекс возможностей тела и сознания. Именно интегральную Йогу нёс с собой по жизни Мохандас Карамчандович Ганди, получивший в Индии величайший титул Махатма Ганди. Если выбирать Йогу для занятий европейцу, то однозначно не стоит уходить в какие-то сложные и глубокие адаптации. Хатха Йога вполне подходит для европейской конституции, являясь адаптированным набором простых и эффективных упражнений по растяжению и восстановлению тела.
Видение и восприятие мира жителей Индии это естественная защита от манипуляций сознанием. Из-за невозможности усреднения и анализа поведения, людьми в этой стране очень сложно управлять. При диалоге у людей непременно возникают уточняющие вопросы и нить беседы уходит. Любые Европейские техники НЛП (Нейро Лингвистического Программирования) или рекламы не имеют никакого эффекта в Индии просто потому, что у людей иное видение мира. Для того, что бы манипулировать людьми, нужно их сначала этому научить. Нужно дать им базовые знания, на которых выстроена техника манипуляций. Постепенно, современная Индия справляется и с этим, вписываясь в глобальный мир. Обучение всему происходит через современные болливудские фильмы.
В индийском обществе есть множество приёмов для вырабатывания таких важных черт характера как умение ждать, гибко планировать и спокойно реагировать на самые непредвиденные события. Везде в Индии люди не спешат. Можно ждать подолго еду и сдачу в ресторанах. Непредсказуемость маршрутов автобусов, поездов и такси делает любые прогнозы и планы бессмысленными. Сам вопрос планирования в Индии совершенно иной. Можно лишь намечать вектор движения и цель, но никогда не строить точных планов по времени. Это великолепно лечит от любых видов стресса.
В тоже время, в Индии можно наблюдать, как инертность бизнеса и отсутствие процессов обновления в нём ведут к тому, что отели, магазины, поезда, автобусы старые и поломанные. Все они с соответствующим запахом, пылью и прочими атрибутами древности. Всё это тоже часть Индии и то, что нужно принять как результат культуры, кастового уклада общества и видения мира людей этой древней страны. Ритм жизни людей откладывает отпечаток и на быт. Во многих городах Индии электричество работает через раз. Там постоянно скачет напряжение. Из-за этого постоянно горят электроприборы. Всё это часть древней индийской культуры, их древнего уклада жизни. Нестабильность в работе электросетей, Интернета и других важных составляющих современной цивилизации, освобождают человека от привязанности, стимулируют его к живому общению.
Когда проникаешься культурой ненасилия, возможностью решения всех вопросов мирным путём, то непременно начинаешь культивировать свою духовную силу. Всё становится просто и понятно, начинаешь дышать полной грудью. Становится легко и комфортно жить, появляется естественная мягкая улыбка на лице, идущая изнутри, символизирующая гармонию эмоциональных и физических процессов. От всего этого возникает ощущение полноты и насыщенности жизни. Индия является центром многих древних азиатских культур. Если искать древние основы видения мира, то в первую очередь, стоит изучать древнюю индийскую культуру.
Через какое-то время жизни в Индии и занятием духовным развитием, приходит понимание того, что все люди вокруг друзья, братья. Когда Мохандас Карамчандович Ганди писал письма Гитлеру, с просьбой прекратить войну, он непременно начинал каждое письмо со слов: «Мой Дорогой Друг!» Это понятно для Индии и никак не укладывается в сознании западного человека. Сила ненасилия, понять которую означает отказаться от видения мира насилия. Мне предстояло сделать огромный виток спирали жизни, что бы понять глубину азиатского мышления и разнонаправленность европейской и азиатской философий.
Индия научила меня познавать всё самостоятельно, не верить никому и ничему, не признавать никаких авторитетов. Индия учит видеть мир, познавать, развиваться, думать и мыслить шире, проникать в предмет с головой и осознавать как что-то совершенно ясное и очевидное. Это уникальный индийский способ мышления и познания мира. Именно в Индии он был развит и пронесён до наших дней древними философами. Самостоятельное познание мира всеми органами чувств – это одно из самых главных достоинств независимого путешественника!
В мои первые длительные посещения Индии произошло полное единение с людьми. Все беспокойства, страхи, опасения, планы и ожидания ушли. Осталась только радость бытия с полнотой созерцания мира. Появилось ощущение жизни во всех её проявлениях. После этого, сделав огромный виток спирали жизни, посмотрев другие культуры и континенты, я вышел на новый виток познания Индии, изучив другие языки и видения мира. Первое длительное путешествие по Индии на протяжении пяти лет было описано выше с соответствующим опытом и впечатлениями. После этого, спустя ещё пять лет путешествия по Африке и Латинской Америке, мной было предпринято второе длительное путешествие по Индии. Выходом спирали жизни второго длительного путешествия было желание собственной идентификации, понятие своей родной культуры, формирование своего видения мира. Можно грубо назвать это осознанием «спирали глобализации». Пришло понимание связи многих происходящих процессов на нашей планете.
Приведу некоторые выдержки из моего витка спирали жизни, демонстрирующие контрастность восприятия мира в связи с разным опытом и знаниями на разных этапах жизни. Мне пришлось сделать огромный виток, чтобы понять суть индийской культуры и её место в мировой истории, осознать её уникальность, древность, неповторимость и, в тоже время, осознать закрытость и изолированность от других философий и культур. Индуизм это древняя уникальная культура, контрастирующая с европейской в плане философии и общем видении мира. В ней есть свои плюсы и минусы, есть свои цели и ценности. Она занимает своё достойное и важное место в современном глобальном мире.
В ходе второго длительного путешествия по Индии ко мне пришло глубокое понимание того, что первоначальная задача индуизма в том, что бы выращивать и воспитать класс нищих и попрошаек, а уже только потом поддерживать и сочувствовать им. Низшая прослойка общества необходима для формирования каст. От низшей прослойки общества отталкиваются все остальные классы. Так создаётся нужда, появляется спрос и запускаются все остальные фундаментальные процессы в индийском обществе.
Кстати, в деревнях, в глубинке Индии, точно также есть пьянство и лень. Индийские Гималаи это совершенно другая Индия, больше похожая на Африку и Ближний Восток. В некоторых штатах Индии есть дети, кидающие камни в поезда, а деревенские жители используют камни для погона животных. Всё также, как и в Африке.
В итоге, у меня были два совершенно разных видения Индии. Первое – детское, открытое, наивное, доверчивое, уязвимое. Второе – взрослое, осознанное, с огромным опытом путешествия по всему миру, с опытом разных культур и более глубоким пониманием происходящих процессов. Ещё одна демонстрация того, что Индия может быть совершенно по иному понята и интерпретирована людьми разного образования и жизненного опыта. Удивительно, сколько в ней глубины и мудрости. Каждый найдёт в Индии то, что ищет, увидит то, что хочет увидеть и получит то, что заслуживает.
Если большая часть Азии европеизирована, с соответствующими уровнем комфорта, качеством еды и питьевой воды, уровнем обслуживания и комфорта, то Индия, при всём уровне её развитости, остаётся во многом дикой страной. При текущих ценах на жилье, цена/качество сильно не дотягивает до Латинской Америкой, Африки и многих стран Азии. Исключительность Индии заключается в том, что она, как и дикая Африка, провоцирует, возбуждает, встряхивает человека, но делает это, в отличии от Африки, без криков, оров, гнева и злобы. Она делает это по своему мудро, через еду, модель устройства общества, систему каст/классов, через безжалостный бизнес и маркетинг. Это замечательная возможность переосмыслить свою жизнь, перестроить своё видение и восприятие мира. Жаль, что мало кто из туристов это видит и ценит.
В Индии быстро исчезает жалость вообще. Когда я ехал в страну, то настраивался помогать беднякам и нищим, как делал это в других азиатских странах. Прошла пара недель в Индии и всё поменялось. Появилась какая-то ровная смиренность со всем. Навалилось столько всего, что просящие милостыню нищие, если услышат все мои проблемы, то расчувствуются и подадут сами. Появилась жёсткость и бесстрастность к себе и окружающим. Всё это индийская общественная система, выстроенная тысячелетиями. Основная её суть это иерархия в обществе, деление на касты и классы. Никаких равных прав и свобод, наглухо завинченные гайки видения мира. Можно думать только о том, о чём можно думать, видеть и понимать только то, что разрешено. Жители Индии намеренно закрывают свою культуру от иностранцев. Тоже самое они делают и со страной, в том или ином виде. Индия разделена знаниями по классам. Бесполезно спрашивать что-либо у людей, знания которых изолированы. Самое разумное в путешествии по Индии, это вообще полная концентрация на себе. Тогда возможен полный самоконтроль и это делает человека духовно сильнее. Полагаться можно только на свои силы, верить только своим чувствам и многократно проверенной информации. Нельзя расслабляться и, в тоже время, не нужно напрягаться.
Древние носители индийской культуры в своём развитии и культурном ответвлении от Африки знали, что делали. Если только коснуться веками выстроенной государственной кастовой системы Индии, то можно ужаснуться насколько она безжалостно откатывает человека, превращая его в послушного раба. Стоит отметить, что дети в Индии довольно активны. Они значительно активнее китайских детей, например. В них есть темперамент, амбиции, желания. Как только они начинают касаться кастовой системы, как только начинают взрослеть, то все силы и дух быстро выбиваются из них. Пока не касаешься государственной системы, кажется что свобод много. На практике же, быстро понимаешь, что их практически нет. Индия выправляет человека. Она делает его проще, спокойнее, смиреннее, добрее. Не зря азиаты утверждают, что заставлять других людей ждать – это лучшая добродетель. Пройдясь по мне основательно в первое длительное путешествие, Индия выдавила напрочь эго, амбиции, желание творить и создавать. Вместе с ними гнев, раздражение, злобу, желание сражаться, противостоять, решать проблемы насилием и ещё многое другое. Зато подарила всё и вся прощение, умение смотреть и видеть, спокойно относиться ко всему в любой ситуации, не реагировать на грязь и вонь, впитывать культуры, изучать, наблюдать, учиться. Этого заряда хватило на то, чтобы объехать весь мир и изучить множество самых разных мировых культур. Качества, необходимые для выживания в Африке и Америках совершенно иные. Там основное это умение бороться, сражаться, защищаться. Отказаться от борьбы в Америке означает мгновенную гибель, уничтожение, а созерцать значит медлить и быть раздавленным локомотивом сверх потребления. Получается, что древняя индийская модель общества нежизнеспособна за приделами Индии.
Индия отбивает желание потреблять у большинства людей. Основная масса людей в Индии – нищие. Это настоящий рай для бедняков и мощный стопор развития общества потребления. Люди в Индии лишены Эго через религию, с формированием их узкого замкнутого видения мира. Средний житель Индии откатан мощнейшей государственной системой, вместе с крупным бизнесом, построенном на кастовом укладе общества. Сказать по другому, Эго выдавлено индийским государственным катком. С Эго тесно связана индивидуальность человека. Его достижения в жизни, в спорте, предпочтения в одежде и еде. Всего этого нет у большинства людей в Индии. Эго есть у высшего класса, но они не ищут компромиссы, как с этим совладать или маскировать. Именно поэтому, оно отвратительно выпирает и бросается в глаза, вызывая отторжение у всех европейцев. Для того, чтобы посмотреть и изучить способы нахождения компромиссов жизни с Эго, способов его контроля и удержания на коротком поводке, необходимо глубоко изучать европейские культуры и философии.
Глубоко изучая другие страны и культуры, в какой-то момент времени, для меня стало очевидно, что одна из самых главных особенностей Индии это бесстрастность людей, которую формирует целый ряд религиозных особенностей. Это ежедневное чтения мантр, созерцание, отказ от действий и мыслей. Бесстрастность это великая сила Индии, от которой отталкивается общая терпимость людей, глубокая духовная психологическая чистота и здоровье.
В азиатской мифологии есть птица Гаруда, питающаяся отрицательными эмоциями. В путешествии по Индии приходилось постоянно вспоминать про эту птицу. Можно ли человеку научиться питаться негативными эмоциями?! В Китае и Таиланде, выход негативных эмоций связан с потерей лица. Общество там построено так, что надо вообще умудриться проявить негативные эмоции. За долгое время путешествия по всему Китаю и Таиланду, у меня не было повода злиться и ругаться. А вот в Индии повод был постоянно. В Индии таких Гарудов пруд пруди. Они буквально повсюду. Если объяснить это с помощью европейской философии, то это обычные садисты, которые издеваются над человеком. Они получают удовольствие, смотря как он злится и проявляет гнев.
Одна из привлекательнейших составляющих Индии это дешёвая рабочая сила. Начинать бизнес здесь очень комфортно. Низший класс обслуги высвободит огромное количество времени, которое можно использовать на более плодотворную деятельность. Низший класс воспитали и выдрессировали представители высшего класса для того, что бы он предано смотрел в глаза своему господину, был готов за несколько рупий сделать всё, что он прикажет и мог работать весь день не покладая рук. Такая дифференциация в обществе мотивирует, возвышает собственное восприятие, меняет ощущение и видение мира. Другими словами, это сносит башню. Есть одно большое «Но!». Мир бизнеса и классов – это другой мир, сильно отличающийся от социализма и коммунизма. Помимо наслаждения покорными пресмыкающимися слугами, необходимо обладать целым набором качеств. Важно уметь ограничивать и распределять знания, постоянно поддерживать неравенство и подчёркивать это. Требуется воспитывать, дрессировать этих самых слуг и не давать им развиваться. Необходимо обрести чудовищную жестокость и безжалостность к людям, как к низшему классу, не достойному и не равному тебе. Если все эти качества не воспитаны и не привиты с детства, то из попытки бизнеса в Индии получится ещё одно кладбище инвестиций.
Индия настолько глубока и сильно дифференцирована, что человек, который думает, что он что-то понял в ней, сильно заблуждается. Может быть, он обрёл лишь маленькую составляющую видения этой большой, древней и сложной страны. Языки и наречия, даже философии внутри страны, настолько разнообразны, что бывает они противоречат друг другу. В Индии живёт огромное количество людей, познающих мир только через свои органы чувств и от этого отталкиваются многие ответвления философий. Есть целый ряд индийских философов древности, выстроивших свою философию именно на этом. Дорога в чувственное восприятие даёт огромный спектр новых ощущений и открытий, делает путешествие и познание мира насыщенным, ярким и интересным. В современном же мире, такой способ познания мира несёт угрозу, ведь капиталистическая модель общества построена на преобладании разума над чувствами. Человек, который идёт на поводу у чувств, вытесняется из общества потребления. «Как же жить без чувств?», – спросит один человек, – «А что такое чувства и зачем они?!», – спросит другой. Это ещё один пример контрастного видения мира людьми разных культур и философий.
Доверять только своим органам чувствам в глобальном мире, за приделами Индии, означает моментальную духовную деградацию. Во многих странах мира повсюду насилие и разрушение. Оно в средствах массовой информации, в житейских делах и разговорах. В Индии насилие и страх вытеснялись многие тысячелетия развития философии и культуры. Многие достижения философов, называемых в Индии «Бабба», основываются на развитии своих органов чувств. Через развитие органов чувств человек приходит к основам мироздания, ощущает связь и единство всех людей, гармоничность человеческой сущности. Также, в Индии, есть люди, полностью закрывшие своё сознание, они проносят через всю свою жизнь определённую информацию без искажений. Так до наших дней дошли «Веды» на санскрите (6) и мне посчастливилось их услышать от древнего носителя, при путешествии через Гималаи пешком. Именно в такие моменты знакомства с людьми древности, путешествие обретает особый смысл, вызывает чреду мыслительных процессов, запускает новые витки спирали жизни. Индия является одним из древнейших мировых культурных центров и то видение мира, которое заложили и пронесли люди древности, жившие в ней тысячелетия назад, в санскрите и «Ведах» (6), одном из самых древних, дошедших до наших дней послании человечества, демонстрируют уникальность, мудрость и глубину индийской философии. Хоть мантры и характерны для индийской философии, они настолько широко вошли в общество потребления через трансатлантические корпорации, что сегодня многие люди, так или иначе, читают мантры на работе и в быту. Для построения огромных корпораций нужны множества звеньев с узким видением мира, способных повторять рутинную работу, имея ограниченную информацию. Это консультанты, продавцы, менеджеры и т. д. В течении дня они читают мантры много раз, сами того не подозревая. Этим моментально сужается их видение мира и ограничивается мышление. В этом можно убедиться, позвонив в службу поддержки любой крупной корпорации и задав нестандартный вопрос.
Если у человека недостаточно знаний или опыта для прохождения и понимания какой-то жизненной ситуации, он должен сделать виток спирали жизни, чтобы получить недостающие опыт и знания. Только тогда, вернувшись к чему-то сложному и, казалось бы, неразрешимому, он сможет понять, осознать и пройти через новые знания и опыт. Моё путешествие по Индии на мотоцикле запустило целый ряд новых витков спирали жизни. Общее впечатление от страны и путешествия по ней было иным, более ярким, нежели предыдущие путешествия на общественном транспорте. При этом, многие утерянные на других континентах качества, вернулись. Состояние сознания поменялось и видение мира расширилось. Так что, в не зависимости от уровня знаний и состояния психики, после путешествия по Индии, непременно происходят трансформации тела и сознания. Появляется расслабление, отрешённость, нежелание потреблять, приходит бесстрастность, обретаются мир и покой в сознании, атрофируется страх и чувство вины. Индия это часть глобального мира и все процессы, происходящие в нём, происходят в Индии в ещё в более развёрнутых масштабах. Древние черты индийской культуры, как то гармония с окружающим миром и природой, натуральная полезная еда, возможность развития и духовного роста, остались для меня полюбившимися жизненными ориентирами. Их можно и нужно достигать в ходе жизнедеятельности, но делать это нужно самостоятельно. В результате глобализации, достичь духовного развития в любой другой стране мира стало не сложнее, чем в современной Индии. Все состояния сознания быстро уходят без соответствующей среды и окружения. Остаются лишь ориентиры того, к чему можно стремиться и чего можно достичь.