К гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки и состояния здоровья, необходимых для выполнения должностных обязанностей. И это не случайно. Транспорт относится к источникам повышенной опасности, в силу чего их владельцы несут юридическую ответственность даже при отсутствии вины в совершенном правонарушении (ст. 1079, 1083 Гражданского кодекса РФ). Работники, непосредственно управляющие транспортными средствами или управляющие движением транспортных средств, ответственны за жизнь и здоровье многих людей. Поэтому трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда данной категории работников.
Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 1651.
Особенности применения труда работников транспорта установлены главой Трудового кодекса РФ, а также нормативно-правовыми актами, посвященными регулированию использования транспортных средств соответствующего вида. Наиболее важные среди них:
• Воздушный кодекс РФ52;
• Кодекс торгового мореплавания РФ53;
• Кодекс внутреннего водного транспорта РФ54;
• Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»55.
Согласно статье 328 ТК РФ одним из условий заключения трудового договора с работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение профессионального отбора и профессиональной подготовки, т. е. указанные работники должны иметь специальное образование и обладать определенными навыками по управлению транспортными средствами, что подтверждается соответствующими документами.
Так, в соответствии со статьей 53 Воздушного кодекса РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, а также правила выдачи указанных свидетельств установлены Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2013 г. № 67056 «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации».
Лица, принимаемые в состав авиационного персонала, должны быть обладателями следующих свидетельств: частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет); коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет); пилота многочленного экипажа (самолет); линейного пилота (самолет, вертолет); пилота планера; пилота свободного аэростата; пилота сверхлегкого воздушного судна; штурмана; бортрадиста; бортинженера (бортмеханика); летчика-наблюдателя; бортпроводника; бортоператора; специалиста по технической эксплуатации авиационной техники; сотрудника по обеспечению полетов (п. 1.2 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. № 14757).
При этом свидетельство иностранного государства, выданное лицу из числа авиационного персонала, признается в Российской Федерации действительным при условии, если это свидетельство соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, и федеральным авиационным правилам58.
В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ59 право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
В Российской Федерации устанавливаются различные категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право:
категория «A» – мотоциклы; подкатегория «A1» – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
категория «B» – автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов; подкатегория «B1» – трициклы и квадроциклы;
категория «Tm» – трамваи;
категория «Tb» – троллейбусы;
категория «M» – мопеды и легкие квадроциклы и др.
Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены. Проведение экзаменов, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений»)60.
В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации. Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами. Международное водительское удостоверение – на срок до трех лет, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения61.
Что касается железнодорожного транспорта, то Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» не устанавливает, какие именно группы работников железнодорожного транспорта должны проходить профессиональный отбор. Данные нормы содержатся в Приказе МПС России от 11 ноября 1997 г. № 23Ц62, которым утверждено Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах, и в Приказе МПС России от 28 октября 1999 г. № 39Ц63, утвердившее Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации. В указанных нормативных правовых актах установлены соответствующие требования к лицам, направляемым на профессиональную подготовку, определен порядок обучения, а также регламентирована процедура проведения испытаний и выдачи свидетельств на право управления локомотивом64.
В соответствии со статьей 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. № 34965.
Членам экипажей судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях Российской Федерации, выдаются: дипломы (капитана, старшего помощника капитана, второго помощника капитана, третьего помощника капитана, механика, первого помощника механика, электромеханика) и квалификационные свидетельства (шкипера, боцмана, рулевого, матроса, машиниста, проводника).
Дипломы и квалификационные свидетельства выдаются квалификационными комиссиями по результатам квалификационных испытаний.
Лица командного состава судов, имеющие дипломы, должны не реже одного раза в пять лет проходить обучение на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Министерством транспорта РФ, с последующим прохождением квалификационных испытаний. По результатам этих испытаний квалификационные комиссии выдают подтверждения к дипломам. Срок действия таких подтверждений не может превышать 5 лет.
Вторым обязательным условием при приеме на работу является прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра в Порядке, предусмотренном приложением № 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н66.
Предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу, связанную с движением транспортных средств, проводятся в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся медицинскими организациями, располагающими лицензией на указанный вид деятельности.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» к таким работам, в частности, относятся работы по непосредственному управлению наземными транспортными средствами (п. 27 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)).
Для отдельных категорий работников транспорта действуют специальные нормативные акты, устанавливающие перечни профессий и должностей, при замещении которых проводятся указанные медицинские осмотры (см., в частности, Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. № 1020)67.
Обязанность работников метрополитенов проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры установлена в Санитарных правилах эксплуатации метрополитенов СП 2.5.1337-03, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. № 11068.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 22 апреля 2002 г. № 50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (вместе с «Федеральными авиационными правилами»)69 обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат, в частности:
• члены летного экипажа: пилоты коммерческой авиации (самолет и вертолет), линейные пилоты авиакомпании (самолет и вертолет), штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели;
• специалисты, осуществляющие управление движением воздушных судов в воздухе (далее – диспетчер УВД);
• члены кабинного экипажа: бортоператоры и бортпроводники;
• пилоты авиации общего назначения: частные пилоты, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, парашютисты, пилоты сверхлегких воздушных судов (далее – пилоты АОН), полетные диспетчеры.
По результатам медицинского освидетельствования выдается медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.
Лица, не прошедшие в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, не могут быть допущены к работе, непосредственно связанной с движением транспортных средств.
Обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет обязаны проходить работники, осуществляющие деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, к которым относятся транспортные средства (ст. 213 ТК РФ).
Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. В соответствии с медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности не могут быть допущены к работе в качестве водителя автобуса, троллейбуса, трамвая, маршрутного такси лица, страдающие пограничной умственной отсталостью и задержкой умственного развития, больные эпилепсией, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, а также имеющие дефекты речи и заикание в тяжелой форме70.
Периодические медицинские осмотры (обследования) работников транспорта проводятся с целью: динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска; выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
В целях обеспечения безопасности на транспорте работодатель обязан организовать предрейсовый медицинский осмотр, являющийся условием допуска работников, управляющих транспортными средствами либо управляющих движением транспортных средств, к работе. Так, Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств»71, которые составляют содержание приложения к Письму Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». Основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей: признаков различных заболеваний; признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов; остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома); утомления. В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами.
Более детально порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения регламентирован в Приказе Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н72.
Обязанность по организации проведения предварительных при приеме на работу, периодических, предрейсовых (предсменных), послерейсовых (послесменных) и текущих медицинских осмотров (обследований) работников транспорта лежит на работодателе (юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе). Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Все указанные виды медицинских осмотров (обследований) осуществляются за счет средств работодателя.
Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации73» установлено, что лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.
Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 16 июля 2010 г. № 154 «Об утверждении Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования»74 целью проведения предрейсовых или предсменных медицинских осмотров работников является обеспечение безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте общего пользования.
Помимо указанных в статье 328 Трудового кодекса РФ двух требований при приеме на работу (профессиональный отбор, профессиональное обучение и обязательные медицинские осмотры), для отдельных категорий работников транспорта предусмотрены и иные дополнительные требования.
Так, в соответствии со статьей 52 Воздушного кодекса РФ на должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
На работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.
Наличие гражданства Российской Федерации является одним из требований, предъявляемых к морским лоцманам, что предусмотрено в Положении о морских лоцманах Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 22 июля 2008 г. № 11275.
Формально законодательством не установлен минимальный возраст приема на работы, связанные с управлением транспортными средствами. Однако такие ограничения установлены некоторыми подзаконными актами напрямую или косвенно, так как с возрастом часто связано получение разрешение на управление транспортным средством.
Так, дипломы выдаются лицам командного состава судов внутреннего плавания, достигшим 18-летнего возраста, а квалификационные свидетельства – членам судовой команды, достигшим 16-летнего возраста, имеющим соответствующее профессиональное образование и стаж плавания, годным по состоянию здоровья к работе на судах и прошедшим квалификационные испытания. При этом от квалификационных испытаний в течение одного года после окончания учебы освобождаются выпускники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (п. 9–10 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания76).
Право на управление транспортными средствами предоставляется:
транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» – лицам, достигшим 16-летнего возраста;
транспортными средствами категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» – лицам, достигшим 18-летнего возраста;
транспортными средствами категорий «D», «Tm», «Tb» и подкатегории «D1» – лицам, достигшим 21-летнего возраста;
Достижение предельного возраста для занятия определенной должности на транспортном предприятии может послужить причиной отказа в приеме на работу или увольнения работника. Так, не допускается к выполнению функций командира воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицо, достигшее: 1) возраста 60 лет или 2) возраста 65 лет, в случае выполнения полетов в экипаже с другим пилотом – старше 60 лет. Кроме того, не разрешается выполнение функций второго пилота воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицом, достигшим возраста 65 лет (п. 2.15 и 2.16 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации77»).
В некоторых случаях необходимым условием приема на работу признается опыт работы.
Командиром воздушного судна является лицо, имеющее помимо действующего свидетельство пилота (летчика), а также подготовки, еще и опыт, необходимый для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа (ст. 57 ВК РФ).
Право на управление транспортным средством предоставляется:
составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее 12 месяцев;
составами транспортных средств подкатегорий «C1E», «D1E» – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «C», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее 12 месяцев (Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ).
Приказом Минтранса РФ от 23 декабря 2009 г. № 249 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации78«установлен для работодателя, осуществляющего деятельность по эксплуатации воздушных судов, предусмотрена обязанность принимать меры к тому, чтобы его работники знали и исполняли законы, правила и процедуры государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства работодателя (п. 18 указанных Правил).
Выполнение данного требования является условием получения работы лицами, желающими выполнять международные воздушные полеты, поскольку согласно п. 1.3 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. № 12879, если требования законов и правил иностранного государства, в воздушном пространстве которого происходит полет, отличаются от требований этих Правил, то должны применяться требования законов и правил этого государства.
Дифференциация правового регулирования труда работников транспорта проявляется и в особенностях установления рабочего времени и времени отдыха.
Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (ст. 329 ТК РФ).
При поступлении на работу, связанную с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, по совместительству работник должен представить соответствующий документ, подтверждающий, что по основному месту работы его трудовая функция не связана с непосредственным участием в управлении транспортными средствами либо в управлении движением транспортных средств.
Конкретные особенности, касающиеся рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, предусмотрены в специальных нормативных правовых актах.
К их числу относятся:
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2016 г. № 26880;
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. № 13381;
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. № 1082;
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов», утв. Приказом Минтранса России от 9 марта 2016 г. № 4483;
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 1584;
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утв. Приказом Минтранса России от 8 июня 2005 г. № 63;
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утв. Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. № 12785;
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21 ноября 2005 г. № 13986 и некоторые другие нормативные правовые акты.
Так, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом указанного Положения.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени.
На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля.
Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.
Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (при этом рабочее время ему засчитывается в размере не менее 50 процентов).
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. При ежедневной работе (смене) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля, путевых листов и других первичных учетных документов. Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, учитывается ежедневно в путевых листах и табелях учета использования рабочего времени. Для путевых листов ведется журнал учета их движения. Они выписываются на одни сутки и в одном экземпляре.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»87 запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Форма путевого листа утверждена Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 – например, по форме № 3. Однако нужно иметь в виду, что с 2013 года унифицированные формы имеют рекомендательный характер, и работодатель может самостоятельно разработать форму путевого листа. При этом в такой форме должны быть предусмотрены обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 15288, например сведения об автомобиле и водителе. Неблагоприятные последствия неправильного оформления документации подтверждаются и судебной практикой89.
В связи с особым характером труда и повышенными требованиями к данной категории работников, они несут специальную дисциплинарную ответственность90. Поэтому помимо Трудового кодекса РФ дисциплина труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется различными Положениями и Уставами.
Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 62191, которое распространено также на работников метрополитенов;
Устав о дисциплине работников морского транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 39592;
Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 70893.
Данные подзаконные акты применяются в той мере, в какой не противоречат Трудовому кодексу РФ.
Отдельные положения этих документов, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, признаются недействующими Верховным судом РФ (см., например, решение ВС РФ от 28 октября 2002 г. № ГКПИ 2002–1100, которым были признаны незаконными подп. «а» ч. 1 п. 15 и п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, предусматривавшие применение такого вида дисциплинарного взыскания, как лишение свидетельства или удостоверения на право управления транспортным средством, поскольку дисциплинарные взыскания могут быть установлены только федеральным законом).
В соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации работники поощряются за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, улучшение качества работы, повышение производительности труда, новаторство, инициативу, обеспечение сохранности перевозимых грузов и багажа, бережное отношение к иному вверенному имуществу, продолжительную и безупречную работу.
Для работников применяются следующие виды поощрений:
а) объявление благодарности;
б) выдача премии;
в) награждение ценным подарком;
г) награждение Почетной грамотой;
д) присвоение звания лучшего работника по профессии или других званий за успехи в работе с вручением памятного знака и выплатой денежного вознаграждения;
е) поощрения, предусмотренные коллективным договором;
ж) награждение нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику».
Допускается одновременно применение нескольких видов поощрений.
За особые трудовые заслуги работники представляются в установленном порядке к государственным наградам Российской Федерации.
Порядок поощрения работников следующий:
а) право объявления благодарности имеет каждый руководитель;
б) объявление благодарности в приказе, выдача премии, награждение ценным подарком, Почетной грамотой производятся руководителем, имеющим право приема на работу данного работника. Руководитель может применять другой вид поощрения, предусмотренный коллективным договором;
в) присвоение звания лучшего работника по профессии и других званий за успехи в работе производится в установленном порядке;
г) награждение нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику» производится приказом Министра путей сообщения Российской Федерации.
В соответствии с Отраслевым соглашением по организациям железнодорожного транспорта на 2017–2019 годы от 20 августа 2016 г.94 лицам из числа ветеранов Великой Отечественной войны или награжденным знаком (значком) «Почетный (ому) железнодорожник (у)» приказом Министра путей сообщения СССР, Министра путей сообщения Российской Федерации, Президента ОАО «РЖД», или знаком «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД» предоставляются следующие дополнительные социальные гарантии:
• проезд в пригородном сообщении или в поездах дальнего следования (при отсутствии пригородного) на суммарное расстояние двух направлений до 200 км или оплата (компенсация) такого проезда;
• медицинская помощь в негосударственных учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД» в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования;
• оказание за счет средств Организации услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов и металлокерамики) в негосударственных учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД» на основе заключенных Организациями договоров с этими учреждениями при отсутствии возможности предоставления такой услуги на льготных условиях муниципальными лечебными учреждениями.
Лицам из числа ветеранов Великой Отечественной войны:
• предоставляется проезд по личным надобностям по территории Российской Федерации в купейном вагоне поездов дальнего следования один раз в год или оплата (компенсация) проезда;
• выплачивается дополнительная материальная помощь ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Лицам, награжденным знаком (значком) «Почетный (ому) железнодорожник (у)» приказом Министра путей сообщения СССР, Министра путей сообщения Российской Федерации, Президента ОАО «РЖД», или знаком «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД»:
• предоставляется проезд по личным надобностям в вагоне с двухместными купе (СВ) в поездах всех категорий по разовому билету формы 6-В, выдаваемому ОАО «РЖД» на утвержденных им условиях и порядке;
• не имеющим права на негосударственное пенсионное обеспечение, оказывается дополнительная ежемесячная материальная помощь. Указанная выплата осуществляется через Благотворительный фонд «ПОЧЕТ» и может увеличиваться в порядке и на условиях, определяемых Организацией.
1. Какие установлены особенности приема на работу работников транспорта?
2. Медицинские освидетельствования работников транспорта. Виды медицинских осмотров и порядок их прохождения.
3. Режим рабочего времени и времени отдыха для различных категорий работников транспорта.
4. Особенности дисциплинарной ответственности работников транспорта.
Основная цель государства в регулировании труда работников, труд которых связан с вредными и опасными условиями труда, заключается в создании необходимых условий охраны труда, направленных на минимизацию уровня профессиональных рисков.
Профессии работников, осуществляющих непосредственную добычу полезных ископаемых подземным способом, по уровню травматизма на производстве считаются одними из самых опасных. Трудовая деятельность, которая осуществляется глубоко под землей, характеризуется повышенной напряженностью, связанной с:
• неустойчивым и неудобным положением во время проведения работ;
• наклонной поверхность штреков;
• нехваткой кислорода;
• выделениями вредных азотных соединений;
• выделениями взрывоопасных газов;
• наличием технической воды на рабочих участках, пыли и т. п.
Все это приводит к большому количеству несчастных случаев и высокому уровню профессиональных заболеваний95.
Трудовой кодекс РФ не содержит определения «подземные работы» и не отсылает к какому-либо списку или перечню, а определяет в статье 330.1 лишь характер работы и распространяется на:
1) работников, непосредственно осуществляющих добычу полезных ископаемых подземным способом;
2) работников, занятых на работах по строительству и эксплуатации подземных сооружений;
3) работников, занятых на аварийно-спасательных работах в указанных сооружениях (кроме подземных сооружений, строительство которых осуществляется открытым способом).
Нормы, предусмотренные главой 51.1 ТК РФ, не распространяются на работников, осуществляющих строительство подземных сооружений открытым способом, а также на работников, занятых на работах по эксплуатации метрополитенов.
Глава 51.1 Трудового кодекса РФ вступила в силу 31 марта 2012 года, но советское и российское законодательство традиционно ограничивало труд отдельных категорий граждан на подобных работах и вводило ряд льгот ввиду повышенной опасности и неблагоприятного воздействия производственных факторов на организм человека.
Так, на подземных работах запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет. Установлено ограничение применения труда женщин на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Согласно разделу II Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 16296, женщины не должны допускаться к подземным работам в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений, за исключением работ, выполняемых женщинами, занимающими руководящие посты и не выполняющими физической работы; женщинами, занятыми санитарным и бытовым обслуживанием; женщинами, проходящими курс обучения и допущенными к стажировке в подземных частях организации; женщинами, которые должны спускаться время от времени в подземные части организации для выполнения работ нефизического характера.
Подземные работы и деятельность, связанная с добычей (открытым и подземным способом) и переработкой полезных ископаемых, отнесены к числу отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией, что предусмотрено одноименным Перечнем, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2011 г. № 39497.
В связи со сложностью подземных работ, а также повышенным риском для жизни и здоровья работников, законодатель предъявляет особые требования к состоянию здоровья и уровню квалификации лиц, принимаемых на эти работы. Определение профессиональной пригодности для выполнения подземных работ предполагает:
а) проведение проверки соответствия профессиональных качеств потенциального работника установленным квалификационным требованиям или положениям профессионального стандарта;
б) прохождение предварительного обязательного медицинского осмотра при приеме на подземные работы.
Квалификационные требования к лицам, принимаемым на подземные работы, установлены в квалификационных справочниках, содержащих квалификационные характеристики соответствующих профессий и должностей:
• Едином тарифно-квалификационный справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: «Общие профессии горных и горнокапитальных работ»; «Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию»; «Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов»; «Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения»; «Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых»; «Агломерация руд»; «Добыча и обогащение горнохимического сырья»; «Добыча и обогащение строительных материалов»; «Добыча и переработка торфа»; «Переработка бурых углей и озокеритовых руд», утверждены Приказом Минтруда России от 7 мая 2015 г. № 277н98;
• Квалификационном справочнике должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр, утвержденном Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 20 декабря 2002 г. № 8299;
Профессиональные стандарты разрабатываются согласно статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, для применения работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
До утверждения всех указанных стандартов по всем профессиям работников, занятых на подземных работах, в порядке, предусмотренном Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23100