Раздел 1. Перед СВО


Всякое явление необходимо рассматривать в контексте окружающих его событий и обстоятельств. Поэтому рассмотрим предысторию острой фазы конфликта на Украине.

Полагаю, для понимания сути причин войны на Украине нет смысла погружаться глубоко в историю появления украинского народа и государства. Достаточно бегло осветить период с 2013 года, уделив более пристальное внимание отдельным событиям.

Ряд событий широко освещался в средствах массовой информации, в то время как другие обстоятельства зачастую оставались обделены внимание публики либо рассматривались как нечто, не связанное с конфликтом на Украине. Для полноты картины необходимо шире посмотреть на

Глава 1.1. Хронология очевидных событий


В 2013 году Украина начала процесс подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. Цель соглашения – углубление интеграции в сфере политики, торговли, культуры и укрепления безопасности. Это облегчало доступ европейских товаров на украинский рынок и наоборот.

Для России это соглашение таило в себе угрозу. Дело в том, что Украина вместе с Россией входила зону свободной торговли стран СНГ. Помимо этого Россия и Украина вне каких-либо союзов имели множество экономических и производственных связей. В результате доступ продукции стран ЕС на Украину сразу приводил к тому, что данные товары под видом украинских могли попасть на российский рынок, где получали необоснованное конкурентное преимущество.

Соответственно Россия предлагала Украине альтернативу в виде ее участия в Таможенном союзе Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС). Но это исключало евроинтеграцию. Украинцев ставили перед выбором.

В. Янукович – президент Украины на тот момент – весь 2013 год активно пропагандировал интеграцию своей страны в европейские структуры. Но одновременно с этим вел активные переговоры с Россией о Таможенном союзе ЕАЭС.

Видимо, подобный образ действий украинского лидера был обусловлен желанием выторговать больше преимуществ в переговорах с Россией.

Дело в том, что евроинтеграция была для Украины объективно не выгодна.

1) В 2013 г. товарооборот Украины:

– с Россией составлял $38,5 млрд;

– со всеми странами ЕС составлял $43,7 млрд;

2) Участие Украины в Таможенном союзе минимальным образом отразилась бы на обороте с ЕС, так как отношения с ним оставались прежними. А отношения с ТС ЕАЭС наоборот становились интенсивнее;

3) Участие Украины в Соглашении об ассоциации с ЕС, напротив, напрямую влияло на оборот с РФ, которая вынуждена была бы отменять ранее заключенные соглашения и обрывать ранее созданные экономические связи с Украиной для защиты своего рынка и производителей.

Это отмечали и многие украинские экономические эксперты и журналисты.

Это подтвердила реальность. Глава экономического Комитета Верховной Рады Украины Д. Кисилевский уже в 2021 году указал: «За время действия соглашения об ассоциации мы не компенсировали ущерб от потери российского рынка. А доля ЕС в украинском экспорте возросла в значительной степени из-за того, что уменьшилась доля стран Таможенного союза. При этом у нас хронический дефицит торгового баланса с ЕС даже без учёта реверсных поставок газа. И структура экспорта – сырьевая, а импорт – преимущественно высокотехнологичные товары»


Удивительно, но шантаж Януковича сработал и Президент РФ В.В. Путин пошел на существенные уступки Украине. В частности был выделен большой кредит в размере $3 млрд на довольно льготных условиях.

В итоге в ноябре 2013 года Украина приостановила процесс евроинтеграции.

Однако, Западные страны, а также украинские экономические и политические силы, ориентированные на них, судя по всему, делали существенную ставку на Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. И они инициировали протестные акции, переросшие в переворот. Это традиционные для Украины беспорядки именуются «майданом»1. В силу специфики требований, майдан 2013-2014 года был назван Евромайданом.

В результате Евромайдана законный президент Украины Янукович был свергнут протестующими, несмотря на письменные гарантии министров иностранных дел Германии и Польши.

Беспорядки охватили многие города Украины в особенности в западной части страны. Сторонники Евромайдана самовольно захватывали администрации и полицейские участки, в том числе оружейные комнаты.

21 февраля 2014 года можно обозначить как день победы Евромайдана. Переворот состоялся, президент и правительство Украины под угрозой смерти были вынуждены покинуть страну.

Евромайдан четко обозначил антироссийскую позицию. Особенно опасным для России была угроза досрочного разрыва соглашения о размещении Черноморского флота РФ в Крыму и вступление Украины в НАТО.

При этом почти 90% крымского населения идентифицировало себя русскими. Поэтому насильная украинизация, провозглашенная Евромайданом, была для них неприемлемой. Подобная ситуация, но несколько в меньшей степени была в южных и восточных регионах Украины – Одесская, Николаевская, Херсонская, Донецкая, Луганская и Харьковская области. В этих регионах начались процессы аналогичные с протестами в ходе Евромайдана – захват администраций, полицейских участков и иных государственных учреждений. Только здесь протестующие выступали против переворота и незаконной смены власти.

Крымский полуостров был стратегически важен для России, так как тот, кто его контролирует – контролирует всё северное Черноморье. Размещение в Крыму инфраструктуры НАТО означало бы для России блокирование всего своего Черноморского побережья. Черноморский флот в такой ситуации мог быть уничтожен или зажат в единичных морских базах на западном черноморском побережье и в Азовском море.

Поэтому Россия активно поддержала выступление русского населения Крыма. В результате крымчане смогли провести референдум 16 марта 2022 года и 17 марта провозгласить независимость. 18 марта Крым вошел в состав Российской Федерации.


В целом новое украинское правительство смирилось с воссоединением Крыма с Россией – Киев и западные страны не признали его потерю, однако попыток вернуть предпринимать не стали. Напротив, украинцы старались максимально ухудшить жизнь простых крымчан: в 2014 году была перекрыта подача воды в Северо-Крымский канал, который обеспечивал 85-87 % потребностей Крыма в воде для питьевых и хозяйственных нужд – началась водная блокада полуострова. Такие действия сложно назвать попыткой его вернуть.

Однако Киев не мог допустить потери других регионов. Выступление местного населения жестко подавлялось, в том числе при помощи праворадикальных экстремистов, которые стекались на юг и восток Украины со всех уголков страны. Они использовались как карательные полицейские подразделения. Так, например, в Одессе 2 мая 2022 года были подавлены протесты против Евромайдана и правительства, пришедшего к власти в результате переворота. В результате действий праворадикальных проправительственных группировок погибло не менее 48 человек протестующих. Виновники произошедшего избежали ответственности.

Такими жесткими мерами новой власти удалось взять ситуацию под контроль в большинстве регионов. Кроме Луганской и Донецкой областей.

Не сумев справиться с протестами граждан в этих областях, 7 апреля 2022 года исполняющий обязанности президента Украины Турчинов объявил начало Антитеррористической операции на Украине и начал подготовку к отправке туда вооруженных сил.

12 апреля начались вооруженные столкновения между ВСУ и Восточноукраинскими ополченцами. Россия на этом этапе не вмешивалась в этот конфликт, но и не препятствовала своим гражданам добровольно ехать на защиту русскоязычного населения Украины. Тем не менее на протяжении всего конфликта украинские граждане составляли большинство в ополчении Луганской и Донецкой областей, а затем и народных республик.

Началась гражданская война.

11 мая в Луганской и Донецкой областях были проведены референдумы о самоопределении. Большинством голосов было принято решение о независимости. Образовались Луганская и Донецкая народная республика (ЛНР и ДНР, вместе – ЛДНР).

Примерно с лета 2014 года Россия начала ограниченную помощь ополченцам народных республик (с осени 2014 г. – народные милиции). Боевые действия складывались не в пользу ВСУ. В результате Украина была вынуждена пойти на Минские соглашения.


1) Первые Минские соглашения (Минск-1)

Полное название – «Протокол по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины Петра Порошенко и инициатив Президента России Владимира Путина». Подписан 5 сентября 2014 года в Минске представителями Украины, ЛДНР, Швейцарии и России.


Основными условиями этого соглашения стали обязательства Украины и ЛДНР:

– прекращение огня;

– амнистия участников боевых действий;

– право ЛНР и ДНР на особый статус в составе Украины. Фактически речь шла о федерализации украинского государства.

Однако стороны конфликта не смогли обеспечить режим прекращения огня. Более того Президент Украины прямо заявил, что Украина не будет исполнять Минские соглашения, так как считает, что перед этим Россия должна остановить «наступление». Но соглашения не предусматривало каких-либо обязательств со стороны России, и рассматривало ее как одну из сторон конфликта. Факт вторжения России на тот момент отсутствовал.

Таким образом, Украина стала официально саботировать взятые на себя договоренности.


Интенсивность боевых действий на территории ЛНР и ДНР несколько снизилась, но не они продолжились.


2) Вторые Минские соглашения (Минск-2)

Обе стороны конфликта – Украина и ЛДНР – не смогли обеспечить исполнение Минск-1. В результате уже с середины января 2015 года боевые действия возобновились с прежней интенсивностью. Завязались бои вокруг Дебальцева – это важный логистический узел вблизи Донецка.


На фоне боев за Дебальцево стороны пошли на переговоры. В качестве посредников и гарантов на переговорах выступили представители России, Германии и Франции.

Некоторое время Украина, рассчитывая на победу под Дебальцево и расширение контролируемой ею территории, затягивала переговоры. Но на фоне поражения перешла к подписанию согласованного при участии Германии, Франции и России документа.

Итоговый текст, официально именуемый «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», был подписан 12 февраля 2015 года. Представительство сторон конфликта и гарантов соглашения было максимальном – высшее политическое руководство:

– ДНР представлена главой республики А.В. Захарченко;

– ЛНР – главой республики И.В. Плотницким;

– Украина – президентом Украины П. Порошенко;

– Россия – Президентом РФ В.В. Путиным;

– Германия – канцлером ФРГ А. Меркель;

– Франция – президентом Франции Ф. Олландом.

Что интересно – через 7 лет после подписания Минска-2 Порошенко прямо заявил, что и не думал выполнять взятые на себя обязательства. Это подтвердили Меркель и Олланд, которые фактически выступали на стороне Украины. Они заявили, что участвовали в этом, чтобы Украина получила отсрочку, смогла восстановить и накопить силы для продолжение конфликта.

Российская сторона после таких признаний неофициально указала, что понимала такие намерения украинской стороны и тех, кто за ней стоит.2 Официально же Путин заявил о том, что Россия и ЛДНР были откровенно обмануты западными странами и Украиной.


Рассмотрим основные условия Минска-2 и их выполнение сторонами:

1) Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня.

В целом было исполнено. Но регулярно нарушалось.


2) Отвод всех тяжёлых вооружений обеими сторонами.

Регулярно нарушалось обеими сторонами.


3) Обеспечить эффективный мониторинг со стороны ОБСЕ.

Регулярно нарушалось обеими сторонами.


3) Начать диалог о модальностях проведения местных выборов в ЛДНР.

Украина отказалась начать прямой диалог с ЛДНР, что прямо противоречило Минским соглашениям. Из-за позиции Украины проведение выборов на территории республики становилось невозможным.


5) Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.


Украина такой закон не приняла. Принятый ею закон об амнистии касался лишь людей, которые не участвовали в боевых действиях. Что является нарушением данного положения Минска-2. Также украинские спецслужбы совершали диверсии и политические убийства на территории ЛДНР, при этом они не скрывали свою причастность к ним. Так были убиты:

– глава ДНР А.В. Захарченко (31.08.2018);

– военачальник ДНР М.С. Толстых (8.2.2017);

– военачальник ДНР А.С. Павлов (16.10.2016);

– и другие.


6) Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех».


Процесс обмена был запущен. Но украинская сторона неоднократно срывала проведение обменов, в последний момент пересматривая списки лиц, подлежащих обмену, и меня условия.


7) Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.


Подконтрольные Киеву группировки и вооруженные силы фактически установили транспортную, экономическую, продовольственную и социальную блокаду ЛДНР. Не смотря на неправомерность таких ограничений транспортная связь между сторонами конфликта осуществлялась в основном посредством контрабанды.


8) Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

Загрузка...