Как часто в минуты печали и скорби мы восклицаем: «Господи, помоги!» – и обращаем свои взоры к святым иконам в надежде обрести помощь и покровительство Сил Небесных. Но что же дальше? К сожалению, слишком долго мы жили без Бога, слишком тщательно пытались стереть с лица земли малейшие упоминания о великих святых и подвижниках, на добродетельную жизнь которых равнялись наши предки. И теперь, когда каждый волен поступать так, как он хочет, и уже никто не пытается наложить оковы на тянущуюся к Господу душу, мы не знаем, что делать. И «Господи, помоги!» становится нашей единственной молитвой на все случаи жизни. Да и вообще, что такое молитва? Как и когда следует молиться? Кого из святых просить о здравии, а кого – о благополучии близких? И конечно, нужна ли молитва, ведь Господь велик и Ему известно обо всех наших чаяниях и нуждах. Слишком много возникает вопросов у человека, только встающего на путь воцерковления. Вопросов, которые он подчас боится задать, чтобы показаться несведущим. Так давайте же попытаемся найти ответы и, прочитав настоящую книгу, осознать, что молитва – это не просто набор непонятных слов, а встреча с Живым Богом. Именно посредством молитвы человек может приблизиться к Нему, найти спасение, попросить о помощи в сложных ситуациях, обрести покой и не только самому стать истинно счастливым, но и подарить это счастье окружающим людям, своим родным и близким.
Вот несколько основных правил, о которых должен знать каждый православный христианин.
• Молиться следует во всякий день и час. Так, апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Это, конечно, правильно, но мало кто из нас способен совершить такой духовный подвиг – тратится слишком много духовных и физических сил. Поэтому мирянин может ограничиться утренней молитвой (пробуждаясь ото сна, мы благодарим Бога за то, что не допустил ночью несчастья, и испрашиваем Его благословения на день); предобеденной и послеобеденной молитвами (просим Господа благословить нашу пищу и благодарим Его за то, что послал нам пропитание); вечерней молитвой, перед отходом ко сну (благодарим Господа за прожитый нами день, просим простить совершенные вольно или невольно грехи и снова испрашиваем Его благословения). Также следует читать молитвы перед началом и окончанием любого дела. Однако не так важно читать молитвы в установленные часы, как всегда, каждую минуту помнить о Всевидящем и Всемогущем Боге. Если вы будете как можно чаще возносить свои мысли к Господу, то убережете себя от многих грехов, опрометчивых и дурных поступков и бед. Ведь непрестанно думая о Боге, вы одновременно станете и задумываться над собственными поступками и словами, а такого ответственного, вдумчивого отношения к себе многим из нас не хватает.
• Молиться можно всегда и везде: в храме, дома, в пути… Нет такого места, из которого бы искренняя молитва не долетела до Бога.
• Молиться можно и нужно своими словами. Нет человека, который не умеет молиться. Если вы только становитесь на путь воцерковления, то вполне можно начинать с простых, коротких молитв, а дальше вести диалог с Богом своими словами. Главное в молитве – ваше искреннее желание приблизиться к Нему, поблагодарить Его за все и испросить благословения для себя и близких вам людей.
• Не важно, сколько времени вы тратите на ежедневные молитвы. Кто-то молится по несколько часов, кто-то – полчаса в день. Современный темп жизни таков, что у человека иногда физически не хватает времени и сил на долгие молитвы. Тем более что молитва никогда не должна превращаться в формальность, в некий обряд, который проводится только потому, что так должно. Молиться каждый раз нужно всем сердцем. И искренняя, истовая пятиминутная молитва будет стоить часовой, если последняя произносится автоматически, без огня в душе.
• Для совершения крестного знамения большой, указательный и средний пальцы складывают вместе, а безымянные палец и мизинец прижимают к ладони. Сложенными таким образом пальцами вначале прикасаются ко лбу, потом к животу, затем к правому и, наконец, к левому плечу. Три сложенных вместе пальца символизируют в данном случае Святую Троицу, а два пальца, прижатых к ладони, – два естества Господа (Божественное и человеческое). Крестное знамение – это символическое выражение нашей веры в спасение, которое несет нам распятый на Кресте Господь. Осеняя же крестным знамением лоб, живот и плечи, мы хотим сказать, что готовы открыть своей разум, очистить сердце и укрепить силы.
• Современная жизнь такова, что многие посещают храм крайне редко, да и то только тогда, когда выдастся свободная минутка. Однако к посещению храма все-таки стоит подготовиться. Проснувшись утром, поблагодарите Господа за спокойно проведенную ночь и испросите его благословения, умойтесь, зажгите перед иконой лампадку и приступайте к чтению обычных утренних молитв. Затем прочитайте одну главу из Евангелия, одну – из Апостола и одну кафизму из Псалтыри. Если у вас мало времени, то можно ограничиться чтением одного псалма. В этот день лучше не завтракать, если, конечно, вы достаточно здоровы и можете себе позволить пропустить прием пищи.
• Собираясь в храм, избегайте чрезмерно яркой, вычурной одежды. Женщинам не следует надевать брюки, короткие юбки и слишком открытые блузки, мужчинам – шорты и майки. Женщинам перед входом в храм необходимо покрыть голову платком, мужчинам же, напротив, следует снять головной убор. Однако вовсе не обязательно надевать мешковатую одежду черного, серого или коричневого цвета. В храм вы идете с радостью в душе, поэтому и одежда должна быть соответствующая. Так что светлые, пастельные цвета и простая, но элегантная современная одежда вполне допустима.
• Нищим у церкви нужно подавать. Сейчас многие стараются этого не делать, полагая – и подчас вполне справедливо, – что все это лишь обман. Однако, собираясь в храм, мы должны отринуть от себя все дурные мысли. Подайте нищему и искренне помолитесь за него, ведь, во-первых, вы не знаете, что именно привело человека на паперть: лень и порок или же истинная нужда, – а во-вторых, не судите и не судимы будете (каждый выбирает свой путь, и отвечать нужно только за себя и свои поступки).
• Если вы собрались на службу, то следует понимать, что ее нужно отстоять от начала до конца, поэтому рассчитывайте свое время и силы. И еще: если вы слишком устали или больны, то в храме вам разрешается сидеть (все встают только при чтении Евангелия). Помните, что вы пришли не выполнять повинность, не наказывать себя за что-то. Вы пришли для того, чтобы приблизиться к Богу, поговорить с Ним, и должны делать это всей душой, не думая о телесных страданиях.
• Если вы не понимаете слов молитвы и, соответственно, не можете молиться со всеми, то читайте про себя Иисусову молитву, постаравшись в это время искренне раскаяться во всех грехах. Вообще, в храме нужно вести себя сдержанно и спокойно. Если вы чего-то не знаете или не понимаете – не стесняйтесь этого, но и не мешайте другим верующим. Просто осмотритесь внимательно, отметьте, как ведут себя прихожане, когда кланяются и крестятся, и повторяйте за ними. После службы вы всегда можете поговорить со священником. И не бойтесь допустить ошибку. Ведь если вы только встали на путь воцерковления, то не можете знать всего (так от первоклассника глупо требовать знаний ребенка, учащегося не то что в пятом, а даже и во втором классе). Главное – ваша искренняя вера и чистосердечная молитва, а не слова и движения.
• Если вы хотите поцеловать святой образ, то знайте, что на иконе Спасителя всегда целуют ноги Господа, на иконах Божьей Матери и святых – руки, а там, где изображены Нерукотворный образ и глава Иоанна Предтечи, – в волосы.
• Огонь свечей, которые мы возжигаем перед иконами, – это символ бескровной жертвы и вечности. В древности люди, приходившие в храм, приносили жир и шкуры жертвенных животных, которые сжигались потом на алтаре. Сейчас этот жестокий обычай забыт, и мы приносим Господу бескровную жертву, лишь возжигая свечу перед образами. Размер свечи в данном случае не имеет значения. Если у вас нет возможности купить дорогую свечу – не нужно. Если же у вас есть лишние деньги, возможно, вы захотите потратить их на нужды храма, приобретя свечу побольше.
• Придя в храм, вначале поставьте свечу к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам (если таковые имеются в храме) и лишь только после этого ставьте свечи за здравие и за упокой. За усопших ставят свечи на канун, за здравие – у икон Спасителя, Божьей Матери, святого великомученика и целителя Пантелеимона и прочих святых, наделенных даром исцеления.
• Наверное, многие из вас замечали, что на канун прихожане часто кладут какие-то продукты. Зачем же они это делают? Дело в том, что это очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства, когда верующие приносили с собой в храм еду (кто что мог) и после службы все вместе съедали угощение – это сближало верующих. Сейчас же на канун кладут постные продукты, ставят пузыречки с лампадным маслом или кагором (этим вином потом будут причащать верующих). Теперь такие подношения призваны не сблизить верующих – они служат для поминовения усопших родных и близких. С этой же целью подаются и записочки.
• Многие, к сожалению, не знают, как правильно употреблять просфоры и святую воду. Делается это следующим образом. Вернувшись домой после Божественной литургии, постелите на стол чистую скатерть, а на нее поставьте тарелку с просфорой и стакан со святой водой. Затем прочитайте такую молитву: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». Теперь вы можете приступить к трапезе. Однако помните, что просфору можно есть только над тарелкой, чтобы ни крошки не упало на пол, ведь вы вкушаете хлеб Небесный и негоже его потом попирать ногами.
• Если вы хотите заказать молебен, то вам необходимо будет оформить надлежащим образом записку и подать ее служителям церкви. Соответствующие правила обычно можно узнать у свечного киоска или у служителей церкви, потому что в разных храмах молебны, в том числе и с водосвятием, служат в разное время.
• Причащаться нужно как можно чаще – как минимум два раза в месяц. Также стоит причаститься в дни рождения и именин, а супругам – в день их бракосочетания.
• Приходя на исповедь, мы не можем поручиться, что вспомним обо всех своих грехах. Возможно, некоторые поступки мы и вовсе грехами не считаем, а они тяжким грузом ложатся на наши плечи. Чтобы очистить человека от всех грехов, вольных и невольных, мыслимых и немыслимых, существует особый обряд – соборование.
• Очень хорошо, если у вас есть возможность посещать храм в субботние и воскресные дни, а также в праздники. Все же остальное время вы можете посещать храм тогда, когда почувствуете в этом духовную потребность.
• Каждый день (за исключением праздников) в церкви совершаются следующие богослужения: вечернее, утреннее и дневное. Вечернее состоит из девятого часа, вечерни и повечерия. Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа. Дневное – из третьего часа, шестого часа и Божественной литургии.
• В доме обязательно нужно иметь образы Спасителя и Божьей Матери – это необходимый любому христианину минимум. Если же место позволяет и вы можете разместить все иконы в должном месте и с надлежащим почтением, следует дополнить свой иконостас семейной иконой (на которой изображены соименные всем членам семьи святые, а также возможно изображение Ангела-хранителя, благословляющего Господа Вседержителя, Богородицы с покровом в руках), именной иконой (на которой изображен соименный вам святой – ваш Небесный покровитель), иконами, посвященными святым праздникам, иконами с образами местных и общерусских святых. И еще: размещая иконы, необходимо учитывать, что вам придется зажигать перед ними свечи и лампадки.
• Иконы лучше всего размещать на восточной стене комнаты или на той стене, со стороны которой находится ближайший к вам храм. Икона Спасителя располагается справа от предстоящего, Божьей Матери – слева. Иконы местных святых помещают внизу, общерусских над ними. Однако не следует помещать образа над иконами Христа, Богоматери и Святой Троицы. • Ваш домашний иконостас – это совершенно особое место в доме. Рядом со святыми образами не должно быть мирских вещей: книг, фигурок, посуды. Конечно, это не значит, что ваше жилище должно напоминать скромную монашескую келью, просто всему свое место.