Глава 4 Шаманка

На следующий день, оставив лошадей и Мишу с Леней в лагере, они отправились к скалам. Женя с навороченным ноутбуком замыкала их цепочку. Заинтригованный Анатолий напросился к сестре помощником. Он весь день втыкал штырь, куда указывала Женя. Девушка записывала и анализировала показания. Недалеко слышались голоса друзей, лазающих по отвесным скалам.

Брат с сестрой незаметно отошли от скал на значительное расстояние. Устройство под землей зафиксировало интересный факт. Женя присела на камень обрабатывать полученную информацию. Толик осматривал окружающую местность. Кругом росла высокая трава. И только на склонах гор виднелись пихты, сосны и кедры-великаны. Солнце уже клонилось к закату.

Анатолий залюбовался им. Подняв ногу, сделал шаг и через миг почувствовал себя в свободном полете. Земля под ногами исчезла. Падение произошло, как в замедленном кадре.

Толик оказался в глубокой яме, дно которой устилала густая трава. Это спасло его. Но падение все-таки было жестким. Он больно ударился. Немного придя в себя, он осмотрелся. Ничего подходящего, что помогло бы ему вылезти из ловушки не нашел и позвал Женю.

Погруженная в свои исследования, Женя, в конце концов, услышала Толины призывы и поспешила к брату на помощь. Она подошла к краю глубокой ямы и, наклонившись, увидела в ней Толика.

– Как тебя угораздило попасть в эту ловушку! – удивилась она.

– Захотелось передохнуть, вот и запрыгнул сюда, – охая, ответил Анатолий.

– Шутишь! Уйду, будешь там сидеть! – обиделась сестра.

– Ладно, сестренка, не обижайся. Зови ребят на помощь. Пусть прихватят с собой веревку.

– Ты как там? – забеспокоилась Женя.

– Ничего серьезного, но, по всей видимости, на боку огромный синяк мне обеспечен. Ерунда. Зови быстрее на помощь. Мне здесь не нравится, – попросил Толя.

Он шестым чувством чуял неладное в этой яме. Толик провел небольшое обследование ловушки и обнаружил на одной из ее стен длинную трещину. Он провел пальцем по ней. Земляной налет, обсыпавшись, обнажил массивный известняк девона. В нем обнаружился узкий, щелевидный вход в пещеру. Толик с удивлением заглянул в него. Ход, расширяясь, шел вниз с наклоном и освещался невероятным фиолетовым светом. Он уже хотел протиснуться в него, но, услышав голоса приближающихся друзей, остановился и отвернулся от обнаруженного входа.

– Дружище, у тебя все нормально? – спросили подбежавшие друзья. Они по очереди заглянули в яму.

– Да нормально. Здесь есть вход в пещеру, – ответил Анатолий.

Но, повернувшись к расщелине, он кроме земляной стены ничего не увидел. Толик не верил своим глазам.

– Я сейчас к тебе спущусь, – прокричал Жора.

Растерянный Анатолий крикнул в ответ:

– Не надо! Вход в пещеру исчез. Кидайте мне скорей веревку. Мне точно здесь не нравится!

Молодые люди переглянулись. Николай бросил Толику веревку и помог ему выбраться из ямы.

– Коля, где искать золотую середину истины? Я четко видел вход в пещеру. Даже заглянул в него. Вы помешали, я хотел войти, – устало проговорил Анатолий.

– Еще чего! Лучше покажи ушибы и ссадины, их обработать надо, – забеспокоилась Зоя.

Женя в это время обошла яму с той стороны, где, по словам Анатолия, находился вход в пещеру, и воткнула штырь в землю. Экран показал глубоко под землей обширные пустоты. Ребята подошли к Жене и уставились на экран.

– Толя, ты был прав. Под нами система пещер. Так что, у тебя не было галлюцинаций, – успокоил его Коля.

– По-видимому, кто-то не хочет открывать свои тайны, – подвела итог Елена.

Уже поздно вечером они появились в лагере. Заснули быстро.

Весь следующий день молодые люди двигались по конной тропе. Ближе к вечеру они постепенно поднялись на высоту тысяча пятьсот метров над уровнем моря. Вырисовывался среднегорный рельеф с массивными скалистыми гребнями, крутыми склонами и узкими долинами. Изрезанные скалы, похожие на башни и замки, гордо выступали вперед. Забелели дальние снежные горы. И над всем этим великолепием возвышался массив Белухи. Он вызывал одновременно и восторг, и ужас.

– Сказочная красота! – останавливаясь, восторженно прошептала Елена.

– Правильнее сказать, магическая красота, – поправила ее Женя.

– Верно, – поддержала Зоя, – сакральный центр мира.

– Алтай трясет? – поинтересовался Жора, с опаской разглядывая горы.

– Да, не так давно в высокогорном районе произошло землетрясение, – ответил Анатолий. Заметив усталость на лицах попутчиков, он спешился и привязал лошадь. Друзья последовали его примеру.

– Значит, эти горы сравнительно молоды? – предположил Николай.

– Почти два миллиарда лет назад на месте нынешних Алтайских гор плескалось древнее море. Позднее поднялся Катунский выступ, море отступило к северу, – ответил Толя, снимая поклажу.

– Чем богат Алтай? – поинтересовалась Елена, оглядываясь по сторонам.

– Благородными металлами, ртутью, золотом. Целебными радоновыми источниками, – собирая хворост, перечислила Женя.

– Еще Алтай славится реками, их неукротимым характером. Цвет воды – бирюзовый, малахитовый, молочный. Это зависит от условий фильтрации, – дополнил Толя, разжигая костер.

Палатка поставлена. Костер мирно потрескивал. Из котелка, шел необыкновенно вкусный запах. Над палаткой поднимались ввысь реликтовые пихты, сосны и кедры.

– Здесь сосны достают до звезд, союз небес с землей скрепляя. И манят нас к себе, своею свежестью пленяя, – продекламировала Елена. Николай с удивлением посмотрел на подругу.

– Как-то само собой получилось, – пожимая плечами, сказала она.

– Это Алтай на тебя так действует, пробуждает творческие способности, – предположила Женя, помешивая в котелке.

– Воистину волшебное место! И такое разнообразие ландшафта! – не переставал удивляться Коля, накладывая себе из котелка. – Лесостепь, затем сосны, лиственницы и пихты. А теперь, кедровая тайга.

– Выше начинаются субальпийские луга. Дальше – горная тундра, скалы и каменистые россыпи. Там хозяйничает снежный барс. А еще дальше – царство снегов, льда и остроконечных вершин, – сказал Анатолий, разрезая хлеб.

– Это еще не все! На юге степи переходят в полупустыню и напоминают Монголию, – дополнила Женя. Она до самозабвения любила свой край.

– Я заметил много людей с монголоидным типа лица, – заметил Жора, облизывая ложку. Его взгляд упал на белку. Она шустро расправлялась с кедровой шишкой.

– Не удивительно, если учесть, что в пятом веке на Алтае существовал Тюркский каганат. После его падения Алтай подпал под власть енисейских киргизов. Позже он был захвачен Чингизханом, – подробно ответил Анатолий.

На какое-то мгновение над костром повисла тишина. Елена, обратив взгляд к небу, любовалась первыми звездами.

– Ой, что это? – вдруг спросила она.

Все подняли головы вверх. Они стали свидетелями необычного явления – звездного дождя. Звезды сыпались, как бриллианты из мешка. Зрелище было необыкновенным.

– Загадывайте кучу желаний! – вскочив, закричала Женька.

Ее примеру последовали другие. Молодые люди, взявшись за руки, пустились в пляс. Танец под небесным фейерверком выглядел фантастично.

– Хороший знак, – прошептала Зоя. Ее тяга ко всему неизведанному не изменяла ей.

Утром друзья отправились в высокогорный аил.

– Гарантирую вам общение с живым алтайским шаманом, – пообещал Анатолий. Он возглавил вытянувшуюся по узкой тропинке цепочку молодых людей. Тропинка круто шла вверх. Лошади были приучены к прогулкам по горам.

Через некоторое время на склоне соседней горы, они увидели навал камней.

– Там чудь в землю ушла, – предположила Женя.

– Погодите, я проверю, – попросил Жорик .

Он спешился, с плеча снял сумку и подошел к навалу. Открыл ноутбук. Но экран не показывал подземных пустот.

– Пустышка, – усмехнувшись, заключил Жора.

Они поднялись еще немного и увидели каменную бабу. Ее невидящие глаза всматривались в путников.

– Она могла бы многое рассказать, – Женя, объехала вокруг артефакта.

– Но она хранит вечное молчание, – философски проговорила Лена.

– Прохладно, – поежилась Зоя.

С ней согласились и, одевшись теплее, отправились дальше. Здесь, на этой высоте, лес переходил в редколесье и постепенно редел. Все чаще встречались субальпийские луга.

Экспедиция с трудом пробиралась сквозь высокую, густую травяную стену. Они то и дело пугали какую-нибудь живность. То алтайская пичуга испуганно вспорхнет из-под ног, то лиса шарахнется в сторону. Молодые люди доехали до перевала и увидели сложенный из камней алтарь. Сверху были видны остатки небольшого костра.

– Что это? – спросил Жора, натягивая поводья. Ему досталась молоденькая лошадка с веселым нравом. Жорику приходилось ее приструнивать.

– Здесь, для ублажения духов перевала проводят обряд кормления огня, – ответил Толя. Каменные алтари разбросаны по всему Алтаю.

– Разводят костер и, мысленно возблагодарив высшие силы, бросают в него лучшие куски пищи, – пояснила Женя, рассматривая каменное сооружение.

– Этот обряд мы скоро сможем увидеть в аиле, – пообещал Анатолий.

Сделав небольшой привал, друзья продолжили путь и поднялись еще выше. Все чаще встречались пятна мохо-лишайника. На нем паслись северные олени.

Почувствовалось дыхание Арктики. Дальше простерлось царство льда с причудливыми формами. Впереди завиднелся небольшой курган.

– Странно, обычно курганы встречаются в долинах! – удивилась Зоя.

– Здесь они редко, но тоже встречаются. Из-за вечной мерзлоты они сохранили срубные гробницы. В них татуированные мумии людей, – заметил Анатолий. Он направил коня в сторону кургана.

– Интересно, эта гробница целая? Я считаю кощунством, когда чьи-либо останки выставляют в музеях на всеобщее обозрение, – возмущенно проговорила Зоя.

– Особенно останки значимых в истории людей. Они написали в книге жизни свою историю и заслужили покой, – поддержала ее Елена.

– Потревожив их останки можно изменить историю, – предположила Зоя. Она была на своей волне.

– В худшую сторону, как это было перед войной с гробницей Темерлана, – вздохнул Николай.

– Кстати, принцессу Алтая тоже выставили в музее на всеобщее обозрение, – продолжил тему Толя. Он подъехал к кургану.

– Принцессу Алтая? Не слышал. Кто это? – тревожно спросил Жора.

– Дочь неба, жрица Кэдэн, белокожая праматерь алтайцев. Ее хранят вытатуированные на плече и запястье грифоны, – ответила Женя.

– Погодите, изменения в России начались именно с этого времени, – напомнил Анатолий.

– В худшую сторону. Бес прогулялся по нашей стране, – с горечью сказала Елена, объезжая курган.

– Ничего, Бог медлит с помощью, но подает ее обильно. И расцветет наша Россия, и удивятся ее силе и мощи! – воскликнул Николай. Все смолкли. Анатолий задумчиво продолжил путь.

– В честь принцессы на Алтае проходит праздник. На нем выбирают новую Алтайскую принцессу. Считается, что раз в год принцесса встает из своей гробницы на плато Укок, спускается к людям и танцует. Затем та, что была избрана принцессой на год, снова становится обычной девушкой. А принцесса возвращается в свою гробницу. Там ее ждут шесть рыжих коней, захороненных вместе с ней, – вспомнил Толя.

– Я помню! Мне было двенадцать, когда отец взял меня с собой на этот праздник. Было весело! В долину стекались повозки, всадники на верблюдах и мохнатых низкорослых лошадках. Росли гроздья юрт. Все в национальных одеждах с красивыми вышивками. Много девушек, юношей. Принцессой тогда выбрали самую красивую девушку. Она здорово танцевала. Особенно запомнился танец принцессы у ночного костра, – поделилась воспоминаниями Женя.

– Где находится плато Укок? – спросил Жора. Он заинтересовался рассказом.

– На границе с Китаем, – ответил Толя. Но там погранзона и пропуск надо заказывать за две недели.

Так, за разговорами, друзья подъехали к одному из склонов высокой горы. Отчетливо слышался шум и грохот спускающейся воды. Вскоре их взору открылась великолепная долина Катуни. Река грохотала, спускаясь в глубоком каньоне. Белая пена лизала берега лунного пейзажа.

– Какая неукротимая первозданная сила! – раскинув руки, восхитился Николай.

Налюбовавшись рекой, молодые люди двинулись к высокогорному аилу. Он открылся им внезапно. Над юртами поднимался дымок. Дети играли около юрт, старики курили трубки, а женщины чистили кастрюли.

– И здесь курят, – пробурчала Лена.

– Алтайцы еще в шестнадцатом веке покупали табак у китайских купцов, – заметила Женя.

– Здесь курят не только привозной табак, но и высушенные травы. Трубка мира и согласия известна не только индейцам, – добавил Анатолий. Погода резко портилась. Редко нависшие тучи на глазах собирались в сплошную небесную серую завесу.

Играющие около юрт дети, первыми заметили путников. Вскоре почти все жители поселка вышли из юрт. Они с улыбками встретили их. Впереди стоял старик и женщина пенсионного возраста, в очках и платке.

– Здравствуйте, – поздоровались подъехавшие путники. Они спешились. Несколько мужчин аила увели лошадей.

– Добрый вечер, – ответили им.

Их, как дорогих гостей провели в самую большую юрту. Она была обвешена оленьими шкурами. По бокам стояли лавки. В центре горел очаг. На нем готовилась еда. Шкуры разделяли юрту на несколько комнат. Одну из них, самую большую выделили путникам. Их пригласили к очагу. В юрту набилось много народу. Все слушали завязавшийся около очага разговор. Путников засыпали вопросами. Свежие новости были интересны.

Вскоре за юртой послышался шум. Пошел дождь. Ближе к ночи он перешел в ливень, а потом в снег. Все-таки там, высокогорье.

Проснувшись на рассвете, друзья вышли из юрты и увидели снежный покров. Жители заоблачного аила собрались около алтаря, сложенного из камней.

Хозяйка гостеприимной юрты, Светлана Алексеевна, оказалась шаманкой. Она развела костер на алтаре. Жители аила по очереди бросили в огонь лучшие куски пищи.

– Для всякой удачи в делах, – прокомментировала шаманка, – в этом обряде участвуют все – от чабана до учителя. Алтайцы одушевляют природу. Огонь, вода, горы, – все живое.

– Мы наследники древней кочевой культуры. Вон там, на скалах вы можете увидеть первобытные рельефы, – покуривая трубку и хитро усмехаясь, поведал старик.

Друзья подошли к указанным скалам. На них были запечатлены рожающая женщина, фаллосы и барсы. Девушки спрыснули.

– Древний мужской журнал. Ничего смешного. Все просто и естественно, – смущенно прокомментировал увиденное Жора. Вернувшись в юрту, они расселись около очага.

– По пути сюда, мы уже видели следы глубокой старины: каменную бабу, алтарь, курган, – прервал тишину Николай, обращаясь к Светлане Алексеевне. Она, сузив и без того узкие глаза, улыбнулась.

– Алтай богат мистикой. Он почти не тронут цивилизацией. Находят новые следы древности. Например, если подняться от старинного Чуйского тракта на одну из гор, то можно попасть в комплекс «омо». Энергетический центр. Он состоит из четырех каменных пирамид, а в центре – выложенная галькой площадка. Комплексу около тысячи пятьсот лет. Это врата в параллельный мир, – проговорила шаманка.

– Я знаю это место! – оживился Анатолий. – Гора находится перед погранзоной.

– Древние обладали большими знаниями. Сейчас они нам недоступны. Их знания лежали в другой плоскости, – продолжила образованная шаманка.

– Например, египетские пирамиды, сфинкс, Шамбала, – осторожно заметила Зоя. Шаманка неожиданно сжалась.

– Не произносите без надобности это слово. Именно там начнется великая битва добра и зла. Для простых людей – это очень опасное место.

– А для нас? – неожиданно спросил Коля. Шаманка буквально вонзила в него свой взгляд. Николай спокойно его выдержал.

– Для вас, это точка касания. За вашими спинами я вижу мощную поддержку, – меняясь и переходя на шепот, проговорила она. Ее взгляд уже блуждал в иных мирах. – Но силы зла не дремлют. Будьте осторожны! Ваша экспедиция затянется и пройдет по необыкновенным местам. От вас зависит многое! Вы должны справиться с возложенной на вас миссией, о которой вы сейчас даже не подозреваете, – еле слышно продолжила, впавшая в транс, шаманка.

Напуганные друзья выскочили из юрты. Там их ждали старик, курящий трубку мира и отдохнувшие лошади с поклажей. Гости поблагодарили его за гостеприимство и гуськом двинулись в обратный путь.

«Да хранят вас горные духи», – подумал про себя старик и зашел в юрту.

Друзья быстро доехали до перевала. Когда проезжали мимо алтаря, то явно услышали: «Будьте осторожны! «Он» там!»

Они узнали голос шаманки и ускорили шаг.

Загрузка...