Видимо, работников фабрики и складов надо брать на работу по договору, в котором предусмотреть ответственность за совершенный «брак»: штрафы, увольнение с работы, другие наказания. При таком подходе, не нужен будет штат ОТК.

Продавцы должны чувствовать о себе заботу руководства фирмой, они хотят похвалы за свою работу, и, действительно, ее заслуживают. Но, их только ругают. Может быть, в отдельных случаях, они и заслуживают этого, но, в основном, работают хорошо. Коллектив в магазине слаженный, все поддерживают друг друга, сопереживают, если у кого возникает очередной конфликт с покупателем, стараются помочь, как могут. Необходимо было бы продавцам ввести четкий график работы. Они работают четыре дня и один день отдыхают – это очень тяжелая нагрузка. Но, об этом, видимо, должна позаботиться профсоюзная организация, если она есть на фирме. Но, если, будут созданы нормальные условия их работы, то, не мешало бы, почитать им лекции о специфике межличностных отношений, провести семинар о трудовой дисциплине, провести тренинг продаж. Постоянное обучение способствовало бы развитию у них потребности в приобретении новых знаний, приводило бы к повышению качества обслуживания покупателей.

Только такой подход и может помочь вывести фирму на другой уровень приобретения прибыли. Только заинтересованные в работе продавцы, которые ощущают заботу о себе, смогут помочь фирме приобретать, как можно больше, денег.

Безусловно, фирма сможет так работать, если будет иметь, как образец, модель фирмы, как развивающейся системы. И такую модель должны разработать специалисты – ученые и практики. Только такая фирма и сможет выжить. В таком же виде, как фирма создана и функционирует сейчас, она, скорее всего, долго не «протянет».

Модель фирмы, как развивающейся системы

Любая фирма, которая предполагает развиваться, должна быть создана, как материально-энергетически-информационное единство («Я») с «другими». Именно поэтому, главной целью фирмы должно быть: наилучшее

удовлетворение потребностей «других» – покупателей, людей, которые приходят в магазин, чтобы приобрести мебель. Только за счет «других» фирма может развиваться, приобретая от них материальное, положительные эмоции, знания, необходимые для совершенствования деятельности фирмы. Если не соблюдается это условие (то есть, фирма не рассматривает «других», как средство своего развития), фирма идет к самоуничтожению.

В последнее время в магазине фирмы стало возникать много конфликтов с покупателями – теми «другими», от которых зависит процветание фирмы. Это настораживает. И если не принять меры, то фирма может погибнуть. Какие меры надо принять? Мы об этом написали выше.

Но, заботой руководства должны быть и сотрудники фирмы, которые обеспечивают условия удовлетворения потребностей покупателей. Поэтому, забота о сотрудниках – вторая главная цель, которую, непременно, фирма должна реализовать. Забота – это создание условий для удовлетворения материальных, физических, эмоциональных, интеллектуальных, духовных потребностей сотрудников фирмы. Каждый сотрудник фирмы должен чувствовать свою причастность к тому делу, которым занимается фирма. Каждый сотрудник должен иметь, в качестве главной цели, заботу о покупателях, для удовлетворения потребностей которых он и находится в фирме. Такое сознание и руководства фирмы, и сотрудников фирмы необходимо формировать. Ибо, без этого понимания фирма успешно работать не может. Если все сотрудники, в том числе и руководители, стремятся к удовлетворению только своих личных, материальных потребностей, целостность фирмы, как системы, нарушается. С разрушенной структурой фирма долго прожить не сможет.

Фирма, как материально-энергетически-информационная целостность с «другими» (не только с покупателями, но и с природой, и с другими людьми, в том числе с конкурирующими фирмами, руководством области, города и т.д.) должна иметь следующую структуру: Учредитель; директор; главный бухгалтер; отдел развития; отдел социальной защиты; отдел экономики, при котором должна быть научная лаборатория, социологическая служба, аналитический отдел; отдел по организации мероприятий и развитию культуры, здоровья, отдыха.

Целями фирмы являются: создание условий для удовлетворения потребностей покупателей и других форм Жизни – в том числе, создание условий для наилучшего удовлетворения потребностей сотрудников.

Оплату труда всем сотрудникам, в том числе и руководителям, необходимо осуществлять не за должность, а за реально выполненную работу, за реальную пользу, которую сотрудник принес «другим» – людям, государству, Жизни в целом. Чем выше уровень развития и проявления творчества, тем выше качество выполненной работы, тем больше польза, тем выше оплата труда.

Между отдельными звеньями предприятия (фирмы) должно осуществляться постоянное взаимодействие, поскольку только во взаимодействии может осуществляться процесс развития, как фирмы в целом, так и каждого ее сотрудника. В процессе взаимодействия различные отделы, службы, люди могут оказывать помощь друг другу, обмениваться информацией, необходимой, могущей пригодиться в развитии, в жизни. Информация эта может быть о том, как работают службы, чего достигли, какие испытывают трудности, на какую помощь и поддержку рассчитывают, как видят перспективы дальнейшего развития предприятия (фирмы), как видят перспективы взаимоотношений с другими фирмами, в том числе и за рубежом, с другими людьми, между цехами, отделами предприятия, между отдельными сотрудниками предприятия, с государством, партнерами, конкурентами и т.д.

Необходимо подготовить планы поэтапного (этапов всего шесть – от Хаоса, к осознанию, к постановке цели, к подбору средств, к овладению средствами, к реальному удовлетворению потребности) развития – как каждого отдела, так и предприятия, в целом.

Стремление предприятия и каждого сотрудника к совершенствованию – главное условие развития любого предприятия. Реализацию этой цели может обеспечить только творческий, развитый, духовно богатый человек, смыслом жизни которого, безусловно, не является «приобретение «материального» лично для себя».

Отчёт о проделанной работе в мебельном магазине частной фирмы

В исследовании было поставлено три группы задач: 1) осуществить изучение претендентов на должность заведующего магазином и отобрать кандидата на эту должность; 2) изучить микроклимат в коллективе сотрудников склада; 3) изучить микроклимат в мебельном магазине.

Результаты изучения претендентов на должность заведующего магазином

Критерием отбора претендента на должность заведующего магазином являлся стиль руководства трудовым коллективом, который претендент предполагал использовать в работе по созданию коллектива сотрудников магазина. На изучение стиля руководства претендентов и было направлено исследование. Именно представление претендентов о целях и средствах взаимодействия с коллективом сотрудников и выступило основанием для отбора претендента на вакантную должность.

Изучение претендентов на должность заведующего магазином осуществлялось с помощью наблюдения; беседы; создания ситуаций, предполагающих выбор претендентом средств взаимодействия с вышестоящим руководством, подчиненными, разрешения конфликтов, могущих возникнуть в коллективе или во взаимодействии с покупателями.

Анализ полученных в исследовании материалов позволил составить психологические характеристики на всех претендентов на должность заведующего магазином, осуществить отбор претендента на вакантную должность.

На должность заведующего мебельным магазином претендовало четыре человека.

К. ИГОРЬ По типу темперамента – сангвиник, с ярко выраженными элементами флегматика. Доброжелательный, но недостаточно уверенный в своих поступках, действиях, человек. Это положение имеет место потому, что недостаточно широкая эрудиция, интеллект. Мышление тоже развито недостаточно, поэтому, при решении той или иной проблемы, затрудняется найти средства, которые приведут к устранению возникшего конфликта, к снятию проблемы. Кроме того, в качестве основного метода регулирования отношения к работе подчиненных он рассматривает материальное стимулирование – поощрение и наказание «рублём». В то время, как основная функция руководителя – формирование у сотрудников ответственного отношения к работе, создание условий для проявления самостоятельности в решении проблем, возникающих в процессе взаимодействия с покупателями. Управление коллективом с помощью материальных стимулов держит «в узде» процесс развития сотрудников. А именно развитые, широко эрудированные люди только и могут убедить, посоветовать, порекомендовать приобрести покупателю тот или иной предмет мебели, то есть, в конечном счёте, обеспечить увеличение прибыли магазину (в том числе и себе лично).

Возможно, претендент и может с успехом работать с покупателями индивидуально. Но, руководить коллективом сотрудников магазина, основная масса которых имеет высшее образование, высокий уровень интеллекта, развитое мышление, в том числе и развитое самосознание, ему будет трудно.

Я. ИРИНА С явно расстроенной нервной системой. Создать новый коллектив, сплотить сотрудников вокруг идеи ответственного отношения к работе, человеку с таким состоянием нервной системы, будет сложно. Имеет опыт руководящей работы разных уровней, но подходит к вопросу управления коллективом формально, не вникая в сущность каждой ситуации, с которой ей придётся, как руководителю женского коллектива, столкнуться. Имея большое желание получить руководящую должность, но, не имея уверенности в том, что сможет создать коллектив единомышленников, начинает нервничать, покрываться пятнами, беспорядочно двигать телом, начинают появляться нервные тики. Главным стимулом считает материальное вознаграждение. Считает, что основной целью сотрудников магазина является соблюдение дисциплины. При этом, дисциплину понимает, как формальное исполнение сотрудниками своих должностных обязанностей. Не творческому человеку, каковым она является, трудно будет работать с коллективом продавцов, которые подобрались в этом магазине – образованные, с высоким интеллектом, творческие, самостоятельные, ответственные.

П. ОКСАНА По типу темперамента – сангвиник. Доброжелательна, коммуникабельна, с высоким уровнем развития культуры, интеллекта и духовности. Целеустремленная. Имея немалый опыт работы с большими коллективами, владеет средствами управления людьми разных возрастов, категорий. Умеет общаться, достигать поставленной цели. Дисциплину понимает, как осознанное стремление каждого продавца наилучшим образом удовлетворять потребности покупателей. В высшей степени самостоятельна, творчески развита. Подобрать лучшего руководителя, способного сформировать трудовой коллектив из состава, который в настоящее время имеет место в магазине, наверно, и нельзя.

Резюме

Из всех обследованных претендентов на должность заведующего магазином, в ситуации, которая в настоящее время сложилась в магазине, и, исходя из состава продавцов, подобранных в магазин, можно рекомендовать только П. Оксану.

Результаты изучения микроклимата в коллективе магазина

Для получения необходимой информации, которая позволила бы определить проблемы, имеющие место в трудовом коллективе магазина, и разработать рекомендации по их устранению, были применены такие методы исследования, как беседа, наблюдение, тестовые задания, изучение и анализ средств, используемых сотрудниками во взаимодействии с руководителями, членами коллектива, покупателями. Были составлены психологические характеристики на всех сотрудников мебельного магазина.

Полученная в исследовании информация позволила обозначить проблемы, имеющие место в магазине, разработать рекомендации по их устранению.

В магазине нами было обследовано 13 сотрудников. В том числе – администратор магазина.

К. ГАЛИНА – работает администратором. В настоящее время исполняет обязанности директора магазина. В анкете участника конкурса отметила у себя, как положительные, качества: ответственность, работоспособность. Но, эти качества, также, могут проявляться у человека, который стремится

понравиться, завоевать авторитет у начальства, угодить вышестоящим, попасться на глаза тем, от кого зависит продвижение по служебной лестнице. В этом случае считать эти качества положительными, ни в коей мере, нельзя. Поэтому, чтобы понять, что стоит за этими качествами, необходимо понаблюдать за человеком, изучить, как он решает проблемы, возникающие во взаимодействии с подчиненными, побеседовать с ним. Что и было нами сделано. Но, предварительно, мы получили информацию от сотрудников магазина, что К.Г. считает и называет себя, когда ей приходится кому-то представляться, «исполняющим обязанности директора магазина». Это – явный показатель завышенной самооценки человека, и стремления представить себя «другим», как стоящим на ступеньку выше того положения, которое он реально занимает.

Основную информацию о том, что из себя представляет К.Г., как руководитель, мы получили от продавцов. Однако, составить окончательное представление о ней, как о руководителе, позволили методы, которые мы применили во взаимодействии с ней.

Чтобы понять, почему у администратора не сложились отношения почти со всеми членами коллектива, а с некоторыми из них произошла ссора, нам пришлось изучить процесс развития отношений всех работников магазина с вышестоящим начальством. В настоящее время большее количество продавцов собираются увольняться, потому что их обманули. Пообещав платить определенную зарплату в течение двух месяцев, а с третьего – начать начислять добавку к зарплате в размере 1,2% от оборота продукции, в настоящее время руководство фирмой отказалось прибавлять к зарплате процент. Поскольку, кроме К.Г., в магазине нет другого руководителя, для выяснения причин возникшей ситуации и возможности её устранения, продавцы обратились к «администратору – и.о. зав. магазином». Вот тут-то и проявился, в полную меру, стиль руководителя: не умея и не зная, как разрешить возникшую ситуацию, она начала кричать на сотрудников, приказывать, в грубой форме посоветовала самостоятельно звонить руководству фирмой и т.п.. Понять Г. можно – ведь она, давая поступающим на работу продавцам информацию о зарплате, не сама её придумала, и не знала, что эта информация обернётся обманом. Но, в этом случае, она должна была сама обратиться к человеку, от которого изначально получила эту информацию, и предложить ему разрешить возникшую ситуацию. Вместо этого, она стала «срывать зло» на подчинённых. Так как в магазине подобрался коллектив достойных сотрудников – почти все они самодостаточные, творческие, самостоятельные, с высшим образованием, многие из них имеют опыт управленческой, руководящей деятельности, и понимают, что авторитарный стиль руководства – это стиль прошлых лет, то Г. многие из них дали «отпор». В беседе с нами Г. удручённо произнесла: «Я осталась одна! А один в поле – не воин!» В настоящее время ей некем руководить. Должности у неё есть – даже две, а реальных «воинов», которых она хотела бы «строить», командовать ими, приказывать, кричать на них, унижать их – в её представлении именно это и называется «руководить», нет! Сотрудники магазина ждут разрешения ситуации, а пока она не разрешена, работают, «спустя рукава». Г. самостоятельно разрешить ситуацию не в состоянии, но и за помощью к вышестоящему начальству, видимо, обращаться не торопится. Именно поэтому, создать коллектив, который ответственно, добросовестно относился бы к своей работе из нынешних, обманутых в своих ожиданиях, продавцов, не удастся. А, тем более, Галине, которая уже потеряла авторитет. В настоящее время многие продавцы не подчиняются ей, относятся к ней без уважения, не выполняют требований, которые она предъявляет им в грубой, «приказной», форме.

Как отметили многие продавцы, администратор не только не умеет общаться с подчиненными, но и не выполняет, в полной мере, своих должностных обязанностей, порою – нарушает их. На складе много товара, который не имеет цены, поэтому не поступает в продажу; слабо пополняется ассортимент некоторых товаров, хотя продавцы не раз напоминали администратору о её обязанностях; ключ от магазина передаётся посторонним лицам, родственникам или знакомым администратора (в том числе и грузчикам); переучёт производится в то время, когда магазин работает, и в залах много народа и т.п.

В анкете участника конкурса Г. отметила у себя в качестве отрицательной черты «эмоциональность». Видимо, неумение сдерживать себя, признавать свои ошибки, злиться, когда не хочется признать себя неправой, оскорблять, унижать «других» и т.п., являются постоянными спутниками её взаимодействия с подчинёнными (при этом, она очень вежливо, скорее, даже услужливо, общается с вышестоящим руководителем). А это – верный признак профнепригодности на должность руководителя. Как нам думается, она сама переживает свой неуспех. Но, самостоятельно отказаться от занимаемых должностей, скорее всего, не решится. Однако, для пользы дела, и для сохранения её здоровья, ей необходимо предложить написать заявление об освобождении от должностей руководителей по собственному желанию.

Б.ТАТЬЯНА – работает продавцом в зале, а также – на кассе. Не имеет специального образования, поэтому её волнует проблема карьерного роста. Однако, ей не выдают информации о том, при каких условиях можно повышать свою квалификацию, и, соответственно, зарплату. По типу темперамента – сангвиник с элементами флегматика. Скорее всего, не очень коммуникабельна, поскольку, считает, что в магазине собрались продавцы, не сплочённые в коллектив, «каждый – «сам по себе». Возможно, в настоящее время так оно и есть, поскольку, почти все считают себя обманутыми, и не торопятся начать ответственно подходить к работе. Т. – ответственна, добросовестна. Но, и она – на перепутье: не знает, оставаться ли ей дальше на работе, или искать себе другое место. Всё будет зависеть от того, как решится вопрос с оплатой. Несмотря на то, что ей неясна её дальнейшая судьба, она переживает за то, что в организации деятельности магазина много недочётов, недоделок. Желательно было бы создать ей условия для того, чтобы она продолжала оставаться на работе в магазине.

Г. ОЛЕСЯ – работает дизайнером. Серьёзная, ответственная, самостоятельная. По типу темперамента – сангвиник. Выполняет работу быстро, грамотно. Хорошая речь, высокая эрудиция, хорошо развито мышление. Ценный работник. Но, у неё произошло несколько ситуаций, которые вызывают сомнения в возможности продолжать работу на фирме. Ей обещали компенсировать затраты на учёбу, которую она проходила на фирме. Однако, денег она до сих пор не получила. До сих пор не знает, какая у неё будет зарплата. Хотя, при поступлении на работу, ей обещали оплату, которая её устроила бы. Возникает вопрос о честности отношения руководства фирмы к своим сотрудникам.

Е. ЖАННА – продавец шестого разряда, работает в отделе декор. Ответственна, самостоятельна. Зрелая по возрасту, имеет большой опыт работы

в торговле. Но, несколько расстроена нервная система. Можно предположить – из-за всех неполадок и неурядиц в организации работы магазина. Переживает из-за того, что плохо обеспечена сохранность продаваемой продукции. Поэтому, воруют кружки, вазочки, а платить за ворованный товар придётся продавцам (главным образом, ей самой). Очень грамотный сотрудник. Её можно было бы рекомендовать на должность администратора – она очень хорошо знает, какую именно работу должен выполнять администратор, и видит все изъяны в деятельности человека, работающего на этой должности в настоящее время. Однако, Ж., на наш взгляд, недостаточно творческий человек, скорее, педантичный. Поэтому, возможно, не сможет найти «общего языка» с сотрудниками магазина, многие из которых имеют высшее образование, широкую эрудицию. К таким людям не применим педантизм и формальность. Они предпочли бы использование во взаимодействии с ними методов уважения, доверия, положительной оценки их работы. Но, окончательно решить этот вопрос сможет заведующий магазином, который будет подбирать себе помощника, исходя из своего представления о стиле организации деятельности коллектива.

К. ЮЛИЯ – работает продавцом в зале. Не имеет специального образования, но учится на третьем курсе экономического факультета. По типу темперамента – холерик: активная, энергичная, коммуникабельная. Очень грамотная, хорошо развита речь. Творческая, с аналитическим умом. Переживает за то, что в магазине бывает мало народу, видит причины невысоких продаж. Ценный работник, но, возможно, будет искать себе новое место работы, если руководители не сдержат слово, которое давали по поводу зарплаты, когда принимали на работу. Считает, что это – нечестность, обман.

К. ИРИНА – с высшим экономическим образованием. Зрелый работник, самостоятельная, ответственная. Творческая, не терпит неуважительного отношения к себе. Очень образованная, хорошая речь, развитое мышление. На наш взгляд (который мы высказали и ей), она должна вернуться к идее создания самостоятельной фирмы, или устроиться на другую работу – по специальности. Её не устраивает зарплата. На этой почве у неё возник конфликт с администратором, поэтому сейчас она относится к работе формально. Хотя, если бы выполнили обещания по поводу дополнительных процентов и должности, которую ей обещали, она смогла бы вписаться в коллектив работников магазина, и с успехом выполняла бы возложенные на неё обязанности. Если она соберётся увольняться, удерживать её не стоит.

Л. ИЛЬЯ – работает продавцом, учится на экономическом факультете. Как нам показалось, он не хочет участвовать в анализе причин возникшего в коллективе конфликта между продавцами и администратором. Возможно, это – результат его черт характера, может быть, он поддерживает, по какой-то причине, администратора, но не хочет конфликтовать и с продавцами. По типу темперамента – флегматик с элементами сангвиника. Его устраивает всё на работе в магазине. Не берётся анализировать ни одну из проблем. Как мы уже отметили, либо он безразличен вообще к тому, что происходит на работе, либо реализует какие-то свои личные цели, предпочитая ничего не видеть и не слышать.

Н. ОЛЬГ А – работник кассы. Не имеет специального образования. По типу темперамента – флегматик. К работе относится добросовестно, переживает за её результаты. Возможно, допускает в работе ошибки. Хотела бы, чтобы была проведена учёба – не хватает профессиональных знаний (у неё нет опыта работы в качестве продавца), и умения достаточно грамотно общаться с покупателями. В конфликте продавцов с администратором участия не принимает, поэтому у неё – конфликт с сотрудником, который работает вместе с ней на кассе. Возможно, к ней плохо относятся и другие продавцы. Но, для неё важнее оставаться в хороших отношениях с начальством. Это – отрицательная черта, и из-за этого по жизни у неё могут быть неудачи. Но, свои проблемы она будет решать сама, сама будет принимать решения, как ей жить, чтобы жить достойно.

П. ЕЛЕНА – работает продавцом, хотя имеет высшее психологическое образование. Приехала из другого города, в надежде, найти достойную зарплату (за работу психологом в системе образования платят очень мало). Сейчас, когда возникла проблема с зарплатой, скорее всего, будет уходить с работы, и искать себе другое место. Очень расстроена из-за возникшей ситуации. Видимо, ей приходится снимать квартиру, и денег на проживание не хватает. По типу темперамента – сангвиник с элементами флегматика, застенчивая, неуверенная в себе, слабо развита эрудиция, недостаточно развит интеллект и мышление.

Т. АНАСТАСИЯ – продавец с высшим педагогическим образованием. С самого начала не смогла устроиться в школу по специальности, стала работать продавцом. Работа ей нравится. Расстроена из-за того, что не будут выплачивать проценты дополнительно к зарплате. Сказала, что если бы знала, что придется получать только зарплату, не устроилась бы на работу. Надеется, что будет какая-то компенсация – премия. В конфликте, который разгорелся между продавцами и администратором, участия не принимает. Поэтому, её, скорее всего, не принимает коллектив. Но, с покупателями у неё складываются отношения хорошо, поскольку она – сангвиник, коммуникабельна. Кроме того, и это – главное, имея педагогическое образование, она умеет хорошо обслужить покупателей. У многих продавцов не хватает именно этих, педагогических, знаний. Возможно, и по этой причине, у неё не складывается добрых отношений с другими сотрудниками. Может быть, она не осуждает администратора, имея свои личные цели, связанные с карьерным ростом. Хотя, и она вспомнила, как когда-то администратор была к ней несправедлива и груба. А. в большей мере заботится о своих личных успехах и материальном вознаграждении, чем о престиже фирмы, в целом.

Ц. ЕЛЕНА – работает дизайнером кухни. Серьёзная, очень образованная, имеет, кроме дизайнерского образования, образование юридическое. В конфликте с администратором других продавцов не поддерживает. Работа ей нравится, если бы не некоторые издержки: отсутствие второго компьютера, задержка в поставке мебели, несоблюдение сроков договоров, неполадки во взаимодействии с транспортной компанией и др. Пожалуй, это единственная сотрудница, которую всё в работе устраивает. Но, скорее всего, ей многое безразлично, и она не хочет тратить своё время и мысли на разбор ситуаций, в решении которых она ничем помочь не может.

Ч. АННА – работает продавцом. По типу темперамента – сангвиник. Улыбчивая, коммуникабельная, уравновешенная. Очень серьёзная, ответственная, творческая, оптимистка. Достаточно высокий уровень культуры, интеллекта, развитое мышление. Не имеет специального образования, но, на предыдущей работе, была директором магазина. Имеет средне-специальное педагогическое образование, владеет английским языком. На предыдущем месте работы проводилось много занятий – учёба по обучению умению продавать, общаться с покупателями, друг с другом. Очень расстроена из- за того, что не сдержали данного обещания по поводу зарплаты. Деньги ей нужны на учёбу, поэтому, если не будет решена проблема, она будет искать себе другое место работы.

Анну можно рекомендовать на должность администратора. Но, окончательное решение этого вопроса необходимо предоставить заведующему магазином.

Ш. ОЛЬГА – продавец. Работает на кассе, в зале, не имеет постоянного места работы. Сангвиник – коммуникабельная, открытая. Не принимает унижений, окриков со стороны администратора, поэтому делает попытку не подчиняться начальству. За это сопротивление её постоянно грозят «уволить». Очень расстроена из-за обмана с зарплатой. Если не выправится положение, она уволится, не дожидаясь, когда её реально уволят. В настоящее время находится в состоянии упадка сил, нежелания добросовестно исполнять свои должностные обязанности.

Резюме

По результатам проведённого исследования можно внести следующие предложения:

1)

освободить от занимаемой должности администратора магазина;

2)

провести собрание сотрудников магазина и обговорить вопрос об оплате их труда;

3)

позволить беспрепятственно уйти с работы тем продавцам, которые не примут условий оплаты, предложенной им на собрании (несмотря на то, что с ними заключён договор на год);

4)

назначить нового администратора, согласовав его кандидатуру с вновь назначенным заведующим магазином.

Результаты исследования, проведённого на складе

Перед нами была поставлена задача изучить микроклимат в коллективе, определить причины конфликта, возникшего у вновь назначенного директора склада с одной из сотрудниц, внести предложения по урегулированию отношений между членами коллектива.

В качестве методов исследования были применены: беседа, наблюдение, создание ситуаций взаимодействия, анализ информации, полученной в ходе исследования. По результатам проведенного исследования были составлены психологические характеристики на работников склада.

Д. АНАСТАСИЯ – экономист по сбыту, сотрудник склада. По типу темперамента – холерик с элементами сангвиника. Коммуникабельная, доброжелательная, улыбчивая, не конфликтная. Работает в контакте с администратором магазина. Всем довольна. Коллектив на складе хороший, все идут навстречу друг другу, помогают, уважают. Все проблемы считает решаемыми, и, по мере их возникновения, устраняет их причины.

К. АННА – работает менеджером. По типу темперамента – сангвиник с элементами флегматика. Покладистая, отзывчивая, уступчивая. Идёт навстречу всем сотрудникам, с которыми работает. Помогает сама в выполнении работы другим, и ей помогают в коллективе более опытные сотрудники. В настоящее время обучается, у одной из сотрудниц магазина, бухгалтерскому делу. Всем довольна – и зарплатой, и коллективом, в котором ей приходится работать.

М. НАТАЛЬЯ – экономист по сбыту. Работает с оптовиками. У неё возникли конфликтные отношения с новым руководителем складов. В связи с этим, она выглядит как «загнанный», истерзанный, измученный человек. Определить её психологические особенности достоверно не предоставляется возможным. Но, она работает на этом месте около года, и, значит, можно предположить, что работает хорошо, если до сих пор её не уволили. Причины конфликтных отношений с начальством, скорее всего, лежат в плоскости личных отношений (возможно, и между предыдущим начальником и ныне работающим). Насколько ей хватит здоровья продолжать находиться в конфликтных отношениях с руководством, неизвестно. Если с ней случится нервный срыв, к которому она в настоящее время очень близка, у фирмы могут возникнуть неприятности (учитывая поддержку, которую она имеет от прежнего, весьма влиятельного, руководителя)

Резюме

Коллектив сотрудников склада, которых нам пришлось обследовать, успешно справляется со своими обязанностями. Все довольны условиями работы и оплаты. Конфликт, который имеет место между руководителем и экономистом по сбыту, не имеет истоков в производстве. Устранить его можно, только изменив личные мотивы отношения руководителя к подчинённому. Сделать это, однако, видимо, не очень просто, если конфликт продолжается достаточно долго, и не угасает. Можно предоставить экономисту другое место работы, на которое она согласна будет уйти. Можно уволить, найдя вескую, неопровержимую причину. Но, этот вопрос не находится в нашей компетенции. Уволить данного сотрудника по причинам психологической несовместимости с членами коллектива невозможно – этих оснований нет.

Недочёты в деятельности магазина, выявленные в процессе исследования

Магазин является одним из структурных звеньев целостной системы. Поэтому, понятно, что устранить причины недостаточно эффективной работы магазина – значит, в том числе, и устранить недостатки в работе других звеньев системы – на производстве, на складах. Начинать, однако, надо с разработки модели фирмы, как развивающейся системы, с разработки концепции дальнейшего развития фирмы.

Нижеизложенные замечания были высказаны сотрудниками магазина, которые на практике определили, что наличие недочётов в организации деятельности магазина приводит к снижению прибыли, а также к возникновению конфликтов, как среди самих сотрудников магазина, магазина и других подразделений системы, так и между продавцами и покупателями, сотрудниками складов и покупателями. Всё это приводит к расстройству нервной системы всех работников, принимающих участие в создании продукции для покупателей.

Чтобы увеличить товарооборот, прибыль предприятия, и, соответственно, удовлетворённость покупателей и сотрудников предприятия от взаимодействия друг с другом, необходимо поставить работу всего предприятия, в целом, на научную основу.

В процессе исследования сотрудники магазина и склада высказали следующие претензии – предложения:

Необходимо изменить график работы: после пяти дней работы отдых – два дня, является тяжёлым условием работы. Необходимо, чтобы сотрудники работали три дня, с последующим, двухдневным, отдыхом.

Необходимо постоянно информировать продавцов о новых инструкциях, которые приходят в магазин. Например, цены на продукцию поднялись, а продавцам об этом не сказали. Это внесло дополнительные проблемы во взаимодействие продавцов и покупателей. Накапливается много вопросов по организации работы с покупателями. Их не с кем обсудить. Поэтому, необходимо проводить, хотя бы, два раза в неделю, «пятиминутки», на которых можно было бы получить советы, информацию, ответы на вопросы, которые возникли в процессе работы.

Необходимо разработать документы (памятку, программы) и донести информацию до продавцов, как, при каких условиях они могли бы повышать свой квалификационный разряд. Этот вопрос интересует многих продавцов, которые в настоящее время работают в магазине, и только начали свою карьеру в этом направлении.

На сегодняшний день продавцы не имеют на руках, и даже не ознакомлены, с должностными инструкциями. У продавцов нет фирменной одежды, обуви. Но, главное – у них нет знаний о том, как качественно, на высоком уровне, обслужить покупателей (скорее всего, у них нет и знаний о том, что именно эта цель является главной в их работе).

У некоторых продавцов до сих пор нет на руках контрактов (хотя они работают уже два или больше месяцев).

Отсутствует четкая, грамотная, научная организация труда. Поэтому, начальство не обращает внимания на просьбы продавцов создать им благоприятные условия для работы. Просьбы эти продавцы излагали, неоднократно, не только администратору, но и непосредственно вышестоящему начальству, которое периодически появляется в магазине. Им обещают, но свои обещания не выполняют. Это ставит вопрос о заинтересованности самих руководителей в высококачественной работе продавцов с покупателями.

В секции, где оформляются договора на приобретение кухни, отсутствует второй компьютер. Трём сотрудникам приходится одновременно работать на одном компьютере. При этом, если одновременно оформляются два заказа, то сорок минут приходится ждать и потенциальному покупателю. У многих не хватает времени, терпения, и они уходят. Таким образом, фирма теряет покупателей.

Переучёт товаров проводится в рабочее время, когда по залу ходят посторонние люди – потенциальные покупатели.

Во время, не списывается «бой», поэтому коробки с негодным товаром захламляют отдельные помещения.

Нет своевременного пополнения ассортимента, это сокращает возможность магазину получить дополнительную прибыль.

На складе много товаров без цены, из-за чего они не могут поступить в продажу.

Для сохранности товаров не принимается должных мер: в магазине нет сигнализации, нет камер видеонаблюдения, внутренняя дверь закрывается на шнур, ключи от магазина не всегда находятся у материально ответственных лиц, поэтому, практически, в магазин могут в любое время попасть посторонние люди и т.д.

В магазине создаются все условия для воришек, которые могут спокойно унести «мелкие» товары.

Необходимо более грамотно и честно составить договора «купли – продажи» с покупателями: определить ответственность предприятия за несвоевременную поставку продукции; определить истинные сроки, в которые предприятие может изготовить продукцию для предприятия; снять противоречия, имеющие место в договоре; прописать ситуацию, если продукцию поставили раньше обозначенного в договоре срока (в этом случае нельзя требовать с покупателей забрать мебель в течение двух дней) и т.п.

Необходимо снять одну из причин конфликтов, возникающих во взаимодействии с покупателями: назвать «магазин» не «магазином», а «салоном» (сделать соответствующую вывеску). Поскольку, в «магазин» покупатели приходят для того, чтобы купить мебель. А реально, в настоящее время, они этого сделать не могут, так как магазин ничего не продаёт. Покупатели уходят из магазина неудовлетворёнными, но, предварительно, успевают обругать продавцов, которые их, вроде бы, «обманули», и заставили проделать до магазина длительный путь. Кроме того, покупатели, неудачно посетившие магазин, передают информацию о специфике работы магазина другим людям. Это заметно сократило поток покупателей по сравнению с тем временем, когда магазин только открылся.

Но, можно изменить специфику взаимодействия магазина с покупателями, и начать реализовать те товары, которые покупатели, посетив магазин, хотели бы купить.

Необходимо перестать «кормить» покупателей «завтраками», то есть, перестать нарушать сроки поставки, оговоренные в договорах.

При этом, как видно из практики, задержки готовой продукции происходят не только по вине производства, но и по вине склада.

Кухни, которые покупатели должны были получить в декабре, пришли в магазин только в марте. В январе тоже не было поставок кухни. Во всё предыдущее время продавцы выслушивали от покупателей, по телефону и воочию, грубости, доходящие до нецензурной брани, угрозы судом и судебными приставами, крики, оскорбления, в том числе, и в свой адрес (взрослых, ответственных продавцов, не виноватых в чьих-то ошибках, обзывают «торгушками»). Это положение – очень серьёзная причина, способствующая расстройству нервной системы, доводящая женщин – продавцов до «срывов» нервной системы. За такие «тяжёлые» условия труда предприятие должно «отпаивать молоком» своих сотрудников – продавцов, или назначать штрафы тем сотрудникам, по вине которых продавцы не смогли выполнить условия договора с покупателями.

Проблема недоставки мебели в сроки, оговоренные в договорах, является очень серьёзной проблемой, и на её решение руководство компанией должно обратить особое внимание. Для её решения необходимо разработать документ, в котором будет четко прописана ответственность каждого сотрудника, принимающего участие в подготовке и продвижении к покупателям предметов мебели, ради приобретения которых, они обратились на фирму.

В настоящее время реально никто не отвечает за то, что нарушаются условия договора с покупателем. Но, «отдуваться» приходится продавцам.

Эта проблема может быть снята, если формировать сознание у каждого сотрудника фирмы: он не для того, чтобы «иметь материальное лично для себя», а для того, чтобы «наилучшим образом удовлетворить потребности покупателя». Необходимо, поэтому, обращать внимание на цели, с которыми приходит человек работать на фирму, и приглашать только тех, кто понимает, что иметь материальное лично для себя он сможет только в том случае, если на высоком уровне обслужит покупателя. Причём, такими должны быть ВСЕ СОТРУДНИКИ фирмы, и, главным образом, руководители отдельных звеньев и подразделений. Для того и нужны на фирме специалисты: методологи, аналитики, системщики, идеологи, психологи, педагоги, чтобы работать по формированию сознания, с отдельными сотрудниками и коллективами, в целом (это предполагает постоянную работу: чтение лекций, проведение бесед, индивидуальных консультаций, тренингов «продаж», «общения», «личностного роста» – не как отдельных «мероприятий», а как целостной системы знаний по интеллектуальному и нравственному развитию каждого сотрудника).

Регулярную учёбу надо проводить не только для развития сотрудников, но и для повышения их профессионального уровня. Поэтому, необходимо сотрудникам читать лекции, снабжать их соответствующей литературой, откуда они могли бы черпать дополнительную информацию о продукции, которую «продвигают» к покупателю.

В магазине отсутствует служба доставки мебели на дом. Покупателям приходится самим ездить на склад, и там иногда приходится выстаивать в очереди. Это создаёт дополнительные неудобства для покупателей и приводит к необходимости сотрудникам склада выслушивать очередные «порции» брани, недовольства, которые покупатели выражают – каждый – на «своём языке». Есть покупатели, которые готовы оплатить все услуги, но, чтобы их обслужили качественно и своевременно. Однако, магазин такой услуги им предоставить не может.

Возможно, на покупательскую способность влияет место нахождения магазина – он расположен далеко от центра. Хотя, с другой стороны, если бы в магазине мебель продавалась, то, наверное, нашлись бы и покупатели. Кроме того, немаловажное значение имеет наружная реклама (это может быть: световая реклама на самом здании, где расположен магазин, на автобусах, троллейбусах и внутри них, прайс-листы, мини-каталоги и т.п.). В самом помещении, где на втором этаже расположен магазин, нет указателей, как к нему пройти (это могут быть не только указатели на стенах, но и указатели на полу).

Возможно, целесообразно сделать пункт приёма заказов на мебель по каталогам через Интернет, а также на рынках, ярмарках и в других «людных» местах.

Необходимо изменить время работы магазина в воскресные и праздничные дни. В такие дни последние два часа продавцы сидят без работы. Редко кому понадобится заказывать (не приобретать!) мебель в дни, когда их ждут к праздничному столу, или, когда им необходимо отдохнуть перед началом новой трудовой недели.

Предложения, которые изложены в данном документе, могут быть и более пространными. Но, для этого необходима заинтересованность руководителей всех звеньев. Кроме того, как мы уже отмечали в самом начале, необходима разработка концепции дальнейшего развития предприятия, разработка модели фирмы, которая хочет иметь будущее.

Отчёт о проделанной работе в магазине

Была проведена беседа, осуществлена диагностика и составлены психологические характеристики на претендентов на должности бухгалтера и сотрудника салона – магазина.

X. ТАТЬЯНА – претендент на должность бухгалтера. По типу темперамента – холерик с элементами сангвиника. Можно предположить, с несколько расстроенной нервной системой. Этот вывод позволяет сделать излишняя эмоциональность. Активная, энергичная. Но, на должность бухгалтера не подойдёт – нет опыта управленческой деятельности, взаимодействия с коллективом на должности руководителя. Чувствуется некоторая «несолидность», несамостоятельность, несерьёзность.

К. ЕЛЕНА – претендент на должность продавца – кассира. По типу темперамента – сангвиник с элементами флегматика. Уравновешенная, серьёзная, коммуникабельная, открытая, доброжелательная. Чувствуется ответственность, старательность, трудолюбие. Претендент проходила длительную стажировку в магазине, и о ней очень хорошо отзываются сотрудники и заведующая магазином.

Было проведена беседа, осуществлена диагностика и составлены психологические характеристики на работающих сотрудников магазина, у которых истекает испытательный срок.

М. СВЕТЛАНА – продавец-консультант. По типу темперамента – сангвиник. Чувствуется некоторая расстроенность нервной системы. К покупателям проявляет интерес и уважение до тех пор, пока они в состоянии удовлетворить некоторые её потребности. Коллектив её не принял, поскольку она разносит сплетни, ссорит продавцов друг с другом. Лжива, хотя не признаётся в этом. Лжёт спокойно, продуманно. Стремясь иметь постоянный успех, не обращает внимания и не принимает замечания, которые ей делают сотрудники. В отношении руководства магазина и другому начальству, проявляет услужливость. Наверно, нет смысла продлевать с ней договор, и оставлять на работе – она создаёт в коллективе напряжённую обстановку.

М. МАКСИМ – продавец зала. Образован, хорошая речь, активный сангвиник. Сдержан, уравновешен – проявление элементов флегматика. Со всеми членами коллектива находится в ровных, добрых отношениях. Но, на себе испытывает негативное отношение некоторых сотрудников магазина, из – за того, что проявляет излишнее дружелюбие к Светлане М., к которой у членов коллектива негативное отношение. Целесообразно продлить с ним договор и оставить его продолжать работать в магазине.

Была проведена беседа со всеми сотрудниками магазина, с целью изучения микроклимата в коллективе, и определения особенностей взаимоотношений членов коллектива между собой и с заведующей – П.О.

Со времени предыдущего посещения нами магазина, произошли значительные изменения в составе продавцов, в их настроении и настрое на работу. Многие из тех, кто был недоволен зарплатой, и работал «спустя рукава», агрессивно и недобросовестно, уволились. Однако, многие из тех, кому обещали зарплату выше, но не дали, вроде бы, смирились, и остались работать в магазине, но, тем не менее, особого рвения на работе не проявляют. Некоторые продолжают осуществлять поиск более материально выгодной работы.

П. О. пришла работать на должность заведующей, не подозревая о той атмосфере, которая творилась в магазине – о «бунте», который накануне был поднят сотрудниками магазина, считавшими, что их обманули. Кроме того, в магазине на должности администратора по- прежнему продолжала работать К. Галина, у которой и произошёл конфликт с коллективом, которая потеряла всякий авторитет у продавцов, поскольку, продавцы именно её обвиняли в обмане, которому они подверглись. К. Галина, которая в то время исполняла обязанности заведующей магазином, и надеялась стать заведующей реально, не могла спокойно, доброжелательно принять новую заведующую, которая, вроде бы, заняла место, на которое она претендовала.

Мы тогда рекомендовали руководству фирмой: прещде, чем брать на работу новую заведующую, решить проблемы, имеющие место в коллективе, и освободить от занимаемой должности администратора. Наши рекомендации не были приняты и исполнены. Это и повлекло за собой те события, которые стали происходить, когда к исполнению обязанностей заведующей приступила П. О. Всё это было предопределено прежними событиями, произошедшими в коллективе. Конечно, предполагая работать руководителем, которому предстояло формировать коллектив сотрудников, П. О. не предполагала встретиться с той ситуацией, в которую она попала. Вместо спокойной работы по управлению коллективом, ей необходимо было начать искать средства, чтобы унять агрессию, бившую ключом из недовольных, обиженных, обманутых сотрудников. Кроме того, ей пришлось научиться отражать «атаки», которым она стала подвергаться со стороны прежней и.о. заведующей. И на то, чтобы решить проблемы, имевшие место в магазине (уволить недовольных и не желающих принять условия работы, предлагаемые фирмой, продавцов, подобрать новых сотрудников, а также навести порядок в «бумагах», устранить все недочёты, допущенные прежними руководителями и т.п.), у неё и ушло время, выделенное испытательным сроком.

В настоящее время идёт процесс формирования коллектива (и это – длительный процесс, и ожидать, что коллектив может быть сформирован за короткий срок, особенно, в этом магазине, не приходится). По словам сотрудников магазина, из беседы с самой заведующей магазином, в результате наших наблюдений, можно сделать вывод, что «настоящая» жизнь в магазине, постепенно, налаживается. На днях, наконец-то, уйдёт с работы К. Галина, которую потом уже, удерживала сама П. О., поскольку, без неё она не смогла бы разобраться в «бумажном» хаосе, который остался от прежнего начальства (в том числе и от самой Галины).

Мало того, все сотрудники заявили, что нет смысла менять заведующую магазином, поскольку, если и есть недочёты в деятельности магазина, то они порождены ошибками и недочётами в работе других структурных подразделений фирмы, а не ошибками в работе заведующей магазином.

П. О. – интеллигентный, грамотный, образованный человек. Стиль руководства, ей присущий, способен сформировать у каждого сотрудника добросовестное отношение к своей работе. Она не кричит, не унижает сотрудников, не следит за ними, не подглядывает, не собирает сплетен, спокойно и терпеливо объясняет каждому, как надо работать с покупателями и общаться друг с другом. Уважительно относясь к сотрудникам, она своим примером прививает сотрудникам культуру общения. Она формирует у сотрудников правильное представление о целях, которые они призваны реализовать – обеспечить наилучшее удовлетворение потребностей покупателей. По нашим наблюдениям, она пользуется авторитетом и уважением среди сотрудников и покупателей. И ей необходимы время и помощь сотрудников отдела по работе с персоналом, чтобы в достаточно короткий срок она смогла сделать магазин образцом обслуживания покупателей.

Отчёт о работе, проведённой в магазине частной фирмы

Были поставлены следующие цели: 1) осуществить диагностику и составить психологические характеристики на каждого сотрудника; 2) изучить степень сформированное™ коллектива; 3) прочесть лекции по проблемам личности и общения; 4) провести отработку и закрепление теоретических положений, изложенных в лекциях (тренинг личностного роста и тренинг общения).

В ходе исследования были применены: методы групповой диагностики, беседа, анализ полученной информации, анализ ситуаций взаимодействия продавцов с покупателями, разработка рекомендаций сотрудникам магазина по взаимодействию друг с другом и с покупателями.

В ходе работы в магазине возникла необходимость поработать с руководителями – осуществить анализ используемых во взаимодействии с подчиненными средств, разработать рекомендации по дальнейшему взаимодействию с подчиненными.

В процессе работы была получена информация об особенностях взаимодействия сотрудников магазина с вышестоящим руководством и другими звеньями фирмы, что повлекло за собой необходимость разработать рекомендации вышестоящим руководителям по организации работы предприятия, в целом.

Психологические характеристики сотрудников магазина

А. ЕЛЕНА – по типу темперамента – сангвиник с элементами флегматика. Несмотря на достаточно зрелый возраст, воспринимает окружающий мир по- детски: сказывается то, что она росла в семье единственным, избалованным ребёнком. Внимание рассеянное, мышление развито недостаточно, несколько расстроена нервная система. Недостаточно самостоятельна, несколько инфантильна в решении жизненных проблем. Но, переживает, если случается неуспех, стремится найти ответы на вопросы, которые возникают во взаимодействии с покупателями. В коллективе ей нравится, хотя она недостаточно открыта для взаимодействия, в равной степени, со всеми сотрудниками магазина.

ЕЛЕНА В. – добросовестная, трудолюбивая, с ответственностью относится к своим обязанностям. Однако, недостаточно развито умение анализировать жизненные ситуации, что приводит к необоснованным переживаниям и эмоциональным всплескам. В семье у неё растёт ребенок, и ей не помешало бы развивать мышление, внимание, память, что пригодилось бы не только ей самой в работе и в жизни, но и позволило бы более целенаправленно развивать своего ребёнка. Считает, что им, необоснованно мало, платят за работу. На этот изъян в работе фирмы указали почти все сотрудники магазина.

В. ТАТЬЯНА – администратор магазина. Ответственная, трудолюбивая, думающая, с развитыми психическими функциями. Однако, порою бывает не уверенна в себе – скорее всего, истоки этого состояния необходимо искать ещё в далёком детстве. Очень слаженно, грамотно руководит коллективом, совместно с заведующей. Находит правильные способы взаимодействия с продавцами и покупателями. Если случается неуспех, переживает, ищет способы устранить его. Видит причины неудач, которые случаются у магазина с покупателями, но, к сожалению, изменить отношение сотрудников других структурных подразделений фирмы к своей работе, не может.

К. ЕЛЕНА – переживает за успех всего предприятия. Видит изъяны в работе других звеньев фирмы, высказывает свои пожелания усовершенствовать их работу. К сожалению, вышестоящее начальство не слышит не только её, но и других сотрудников. Можно было бы и дальше совершенствовать и развивать мышление, аналитическую деятельность. Но, опять же, эти особенности сотрудников не востребованы вышестоящим руководством фирмой. Может быть обидчивой, мнительной, поскольку не хватает знаний по проблеме общения и умения анализировать причины возникающих ситуаций. Очень довольна, что работает в этом коллективе, считает руководителя магазином образцом взаимодействия с подчиненными и покупателями.

Л. ОЛЬГА – поступала на работу, изначально, продавцом, сейчас работает кассиром – бухгалтером. Очень довольна своим назначением. К работе относится добросовестно, старательная, переживает за успех всего предприятия, в целом. Хорошо развито внимание, мышление, грамотно анализирует возникающие ситуации взаимодействия с покупателями. Это породило завышенную самооценку. Повышенная тревожность. Причины кроются в детстве. Ей нужен успех в работе, жизни, иначе могут случаться срывы нервной системы. По поводу специфики взаимодействия с этим сотрудником руководителям магазина были даны рекомендации.

П. ТАТЬЯНА работает в магазине недавно. Имеет высшее педагогическое образование и многолетний опыт управления детским коллективом. Можно предположить, что не удовлетворена занимаемой должностью. Стиль управления и взаимодействия с сотрудниками и руководством магазина – авторитарный. Самооценка завышена, хотя реально, внимание и мышление развиты недостаточно. А память развита очень хорошо. Не умеет глубоко анализировать ситуации и вскрывать причинно-следственные связи. Посоветовали ей продолжить своё обучение и поменять место работы на более престижное.

Р.АЛЛА – работает бухгалтером. Уравновешенная, относительно спокойная, хотя, как отмечает сама, иногда бывает раздражительна и вспыльчива. Мы усматриваем причины такого положения, в основном, в отсутствии достаточных знаний по проблеме общения и в недостаточной развитости мышления. Ей необходимо продолжить развиваться – приобретать знания и практиковаться в умении анализировать возникающие ситуации, отыскивать цели, которые ставит человек, вступающий с ней во взаимодействие, и чётче осознавать те цели, которые хочет реализовать она сама. Это позволит ей быть уверенней, сдерживать свои эмоции.

С.НАТАЛЬЯ – по типу темперамента – сангвиник. Улыбчивая, покладистая. В семье, видимо, подчиняется мужу. На работе, скорее всего, тоже не проявляет инициативы. Более того, несколько не уверена в себе, с расстроенной нервной системой. Это состояние есть результат недостаточно развитого внимания, памяти, мышления, общей эрудиции. Но, работать ей нравится. Коллектив, как она отмечает, слаженный, очень хорошим руководителем является заведующая магазином. Желательно было бы развиваться, приобретать знания, учиться анализировать. Но, возможности это осуществлять у неё нет, поскольку, она обременена домашними заботами – в семье растёт двое детей.

Загрузка...