1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: изучить современные информационные технологии с целью их практического (прикладного) применения в сфере компьютерных технологий при проведении научных исследований, овладеть теорией создания и использования вычислительной техники в образовательном процессе.

Задачи дисциплины: формирование общетеоретического кругозора, профессиональных знаний и практических навыков, необходимых студенту любого профиля для дальнейшего успешного осуществления научной, производственной и преподавательской деятельности в информационном обществе.

1.2. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Информационное общество – теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Отличительные черты:

• увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

• возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

• нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

В конце XX в. термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли свое место в лексиконе не только специалистов в области информации, но и политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев эти понятия ассоциировались с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, XXI век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

В отличие от революций, происходящих в человеческом обществе, каждый информационный «скачок» вперед не уничтожал, а вбирал в себя и усовершенствовал достижения предыдущих этапов.

Основные характеристики информационного общества определяются по следующим критериям:

• Технологический: ключевой фактор – информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

• Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

• Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

• Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

• Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

• Коммуникативный: информация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном обществе. Эта модель ориентирована на будущее, но в развитых странах уже сейчас можно отметить целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений можно выделить следующие:

– структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;

– возросшее осознание важности информации и информационных технологий;

– растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

– широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

– развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

– поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

В свете этих изменений информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же, как и перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависит от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

1.3. ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС

Понятие, обозначаемое термином «информация», очень емкое. Оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках: физике, биологии, информатике, экономике, психологии, социологии и др. В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информацией является не любое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты. Если в полученных сведениях ничего нового для получателя нет (например, 2 умножить на 2 получается 4), то количество полученной информации будет равно нулю. И поэтому общим являются понятия, данные или сведения – любые сообщения без оценки их значимости или полезности для потребителя.

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

1) по способу восприятия:

– визуальная – воспринимаемая органами зрения;

– аудиальная – воспринимаемая органами слуха;

– тактильная – воспринимаемая тактильными рецепторами;

– обонятельная – воспринимаемая обонятельными рецепторами;

– вкусовая – воспринимаемая вкусовыми рецепторами;

2) по форме представления:

– текстовая – передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка;

– числовая – в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия;

– графическая – в виде изображений, предметов, графиков;

– звуковая – устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём;

3) по назначению:

– массовая – содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума;

– специальная – содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть непонятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация;

– секретная – передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам;

– личная (приватная) – набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции;

4) по значению:

– актуальная – информация, ценная в данный момент времени;

– достоверная – информация, полученная без искажений;

– понятная – информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена;

– полная – информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания;

– полезная – информация, полезность которой определяется субъектом, получившим информацию, в зависимости от объёма возможностей её использования;

5) по истинности:

– истинная;

– ложная.

Информацию также различают по отраслям знаний: техническая, экономическая, биологическая и т.п. Одна из важнейших разновидностей информации – экономическая информация. Она непосредственно связана с управлением коллективами людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени.

Информация приобретает черты экономического блага и обращается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги).

С наиболее общих позиций информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.

Информационные ресурсы характеризуются:

– тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);

– формой собственности (государственная, муниципальная, частная);

– доступностью (открытая, секретная, ограниченного использования);

– формой представления (текстовая, изобразительная, звуковая);

– носителем (бумажный, электронный).

Использование информационных ресурсов сопровождало деятельность человека, в том числе и экономическую, и раньше, однако к настоящему времени их роль и значение неизмеримо возросли. Информационные ресурсы занимают все более значимое место в ряду с другими ресурсами предприятия, отрасли и национальной экономики в целом. К информационным продуктам и услугам относят: базы данных, программное обеспечение, образовательные услуги, консультирование, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др. Эти продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и отличаются многочисленными особенностями как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. Для принятия правильных решений хозяйствующим субъектам необходим доступ к соответствующим информационным ресурсам. Здесь речь может идти о самых разных источниках, доступных в условиях рыночных отношений, в том числе и о таких, за пользование которыми приходится платить немалые деньги. По источникам формирования и отношению к конкретной организации информационные ресурсы могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним ресурсам относится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специалистами различных ее подразделений (например, отчетность). К внешним информационным ресурсам относятся сведения о состоянии внешней среды, в которой действует организация (например, средства массовой информации – СМИ).

1.4. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Управление информационными ресурсами, включающее организацию данных и управление процессами их обработки, активно выделяется в отдельную управленческую функцию. Все это связано с таким процессом в обществе, как информатизация. Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав юридических и физических лиц на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация базируется на применении автоматизированных информационных технологий (АИТ).

Основными задачами информатизации общества являются:

– модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

– эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

– обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

– создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества.

Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяют уровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в будущем. Государственная политика информатизации правовой сферы имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, посредством чего должны быть обеспечены более полная правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения и тем самым усилена «правовая плотность общества». Информатизация призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Как показывают расчеты, в некоторых областях юридической деятельности информатизация позволяет увеличить производительность труда юристов в несколько раз. Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «Концепция правовой информатизации России» определяет основные направления информатизации:

Загрузка...