ARTFORINTROVERT (другое название – «Правое полушарие интроверта») – онлайн-платформа, занимающаяся популяризацией искусства, культуры и науки. URL: https://online.artforintrovert.ru/
AR, augmented reality (англ.) – дополненная реальность – компьютерная технология, которая программным образом визуально совмещает два изначально независимых пространства: мир реальных объектов и виртуальный мир, воссозданный на компьютере.
VR, virtual reality (англ.) – виртуальная реальность – полностью смоделированное с помощью компьютерных технологий трехмерное пространство с ощущением полного присутствия в нем.
Передвижники – художники, члены Товарищества передвижных художественных выставок. Объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года. Организуя передвижные выставки, передвижники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих произведений.
Иван Константинович Айвазовский (настоящее имя – Ованнес Айвазян; 1817–1900) – русский живописец-маринист армянского происхождения, коллекционер, меценат.
Карл Павлович Брюллов (при рождении – Брюлло; 1799–1852) – русский живописец и рисовальщик итальянского происхождения, один из главных художников позднего русского классицизма первой половины XIX века.
Модернизм – состояние мировой культуры, отражающее изменения в литературе, философии и искусстве в конце XIX – начале XX века. Эти изменения были направлены на разрыв с предшествующими художественными традициями, стремление к новому, поиск нового художественного языка, а также попытку отразить в искусстве все более усложняющийся мир. NB! Модернизм не равен эпохе модерна!
Постмодернизм – состояние мировой культуры, которое проявилось в начале XX века. Часто воспринимается как антитеза модернизму, и характеризуется игрой со стилями предшествующих эпох, ощущением того, что все уже в этом мире открыто и найдено, внутренней пустотой, которая скрывается за сарказмом и иронией. Для постмодернизма также характерно размытие границ между высоким (элитарным) и низким (массовым).
Эжен Анри́ Поль Гоген (1848–1903) – французский живописец, скульптор-керамист и график, крупнейший представитель постимпрессионизма. Известен своими работами с изображением Таити.
Альфонс Мария Муха (1860–1939) – чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля ар-нуво.
Илер-Жермен-Эдгар де Га (Эдгар Дега; 1834–1917) – французский живописец, один из виднейших представителей импрессионистского движения. Известен изображениями балерин в необычных ракурсах.
Гюстав Кайботт (1848–1894) – французский художник, меценат, коллекционер, один из главных основателей собрания парижского музея д’Орсэ. Известен работами со сложно выстроенной перспективой и использованием нескольких точек зрения в одной картине.
Джон Констебль (1776–1837) – английский художник-романтик. Известен пейзажами с видами окрестностей Саффолка.
Зигмунд Фрейд (1856–1939) – австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.
Жорж Эжен Осман (более известный как барон Осман; 1809–1891) – французский государственный деятель, градостроитель, во многом определивший современный облик Парижа.
Поль Валери (полное имя – Амбруаз Поль Туссен Жюль Валери; 1871–1945) – французский поэт, эссеист, философ. Известен не только стихами и прозой, но и афоризмами, посвященными литературе и искусству.
Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. СПб. : Питер, 2008. С. 3
Жакоб Абраам Камиль Писсарро (1830–1903) – французский художник еврейского происхождения, импрессионист и неоимпрессионист, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.
Оскар Клод Моне (1840–1926) – французский живописец, один из основателей импрессионизма.
Эдуар Мане (1832–1883) – французский художник, вдохновитель и предводитель импрессионистической живописи, никогда не примыкавший к лагерю импрессионистов.
Винсент Виллем Ван Гог (1853–1890) – нидерландский художник-постимпрессионист, один из известнейших художников XIX века, не получивший при жизни признания.
Кацусика Хокусай (1760–1849) – самый распространенный псевдоним одного из наиболее известных японских художников направления укиё-э. Мастер ксилографии, автор циклов «36 видов Фудзи», «100 видов Фудзи» и других.
Китагава Утамаро (ок. 1753–1806) – японский художник, мастер гравюры укиё-э. Более всего известен как автор изображений японских женщин в жанре бидзинга («картины красавиц»). Пионер в изображении погрудных портретов (окуби-э), много работал и с гравюрами эротического содержания.
Утагава Хиросигэ (1797–1858) – японский художник, мастер цветной ксилографии.
Поль Сезанн (1839–1906) – французский живописец, представитель постимпрессионизма.
Фердинан Виктор Эжен Делакруа (1798–1863) – французский художник, занявший в истории искусства место самого яркого представителя и основателя романтического направления в живописи.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) – французский художник, живописец и график, лидер европейского академизма XIX века.
Анри Эмиль Бенуа Матисс (1869–1954) – французский живописец, рисовальщик, гравер и скульптор. Один из главных европейских художников эры модернизма, вошедший в историю искусства своими изысканиями в передаче эмоций через форму и цвет; один из основоположников и ведущих представителей фовизма.
Пабло Руис-и-Пикассо (полное имя – Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо; 1881–1973) – испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. Основоположник кубизма.
Амедео Клементе Модильяни (1884–1920) – итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников начала XX века, представитель экспрессионизма.
Лубок – вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и емкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.