Исследование I

Сороков Д.Г., Дунаева Е.Г.

Универсальные показатели психологического состояния семейных систем молодых москвичей (на примере диагностической работы с молодыми семьями, имеющими детей дошкольного возраста)


Семья является первоначальным и важнейшим элементом социума: чтобы общество было здоровым, необходимо здоровье всех его ячеек, адекватное исполнение ими своих основных функций – культурной, эмоциональной, социально-экономической. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. Но в усложнившихся условиях современного бытия семья – этот уникальный посредник между интересами личности и общества – оказалась в эпицентре общественных катаклизмов [Шнейдер 2000]. Переход к рыночным отношениям, связанные с этим тревожность, напряженность, обнищание немалой части населения – все это резко отразилась на самочувствии семьи, на ее благополучии и стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствия этого кризиса – рост числа разводов, широкое распространение малодетности, расширение одиночнохолостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства [Андреева 2004]. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период: продолжается разрушение старых традиционных брачных установок, а новые еще не сформировались.

В этих условиях особенно тяжело выживать молодым семьям, где на серьезные трудности социально-экономического плана накладываются острые проблемы формирующихся супружеских отношений. Укрепление брака и гармонизация супружеской диады (особенно в молодой семье!) является одним из ведущих направлений в практической психологии. Для того чтобы эффективно осуществлять помощь супругам на предмет выявления предкризисных симптомов критического состояния в семье, психологи и социальные педагоги должны иметь четкое представление об особенностях межличностных, а особенно супружеских отношений в семье. Таким образом, решение задач стабилизации брака и семьи остро требуют незамедлительных и серьезных психологических разработок, в том числе: комплексного исследования всех аспектов формирования, развития и функционирования брачно-семейных отношений, глубокого изучения закономерностей и противоречий в развитии взаимоотношений молодых супругов, определения этапов становления молодой семьи, так как благоприятно складывающиеся отношения в начале семейного пути являются залогом построения успешного брака вообще.

Цель нашего исследования: выявить и описать универсальные показатели психологического состояния семейной системы (на примере диагностической работы с молодыми семьями, имеющими детей дошкольного возраста).

Гипотезы исследования:

основная: существуют универсальные показатели психологического состояния семейной системы (современных молодых семей с детьми-дошкольниками), по которым можно достоверно и комплексно судить о наличии в современной молодой семье различных дисфункций;

дополнительная: на психологическое состояние семейной системы оказывают влияние определенные социально-демографические факторы, обусловливающие специфику перечня его универсальных показателей.


Задачи исследования:

1. Провести аналитический обзор научной литературы по теме исследования, выделив описанные универсальные (интегративные) показатели, оказывающие влияние на психологическое состояние семейной системы, и методики их изучения.

2. На основе эмпирического исследования выявить и описать универсальные показатели психологического состояния семейной системы (на примере диагностической работы с молодыми семьями с детьми-дошкольниками).

Объект исследования: психологическое состояние семейной системы с детьми-дошкольниками.

Предмет исследования: универсальные диагностические показатели психологического состояния семейной системы с детьми-дошкольниками.

Теоретико-методологической базой исследования стали: принципы и закономерности системного подхода и, в частности, системного подхода в семейной психотерапии (М. Боуэн, 1960; С. Минухин, 1974; Дж. Хейли, 1963; К. Витакер, 1999), а также труды исследователей, в которых раскрываются научные основы психологии семьи (Ю. Е. Алешина, А.И. Антонов, С. И. Голод, Л. Я. Гозман, В. Дружинин, С. В. Ковалев, М. С. Марковский, Д. Майерс, А. Г. Харчев, Э. Г. Эйдемиллер, А. В. Черников).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретические – теоретический анализ научной психологической литературы, связанной с предметом исследования;

эмпирические – метод опроса в варианте анкетирования и личностных (в т. ч. клинических) опросников. Для эмпирического исследования универсальных показателей психологического состояния семейной системы служила совокупность следующих методик: тест для диагностики сплоченности и гибкости семейной системы (Д. X. Олсон в новой модификации А. Г. Лидерса); опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. А. Романова, Г. П. Бутенко); опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT; Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис); немецкий опросник социальной поддержки F- SOZU-22 (G. Sommer, Т. Fydrich); фрайбургский семейный опросник (для определения семейной дисфункциональности). Метод обработки данных – количественный. Математическая обработка результатов проводилась с помощью методов описательной статистики, однофакторного, корреляционного и факторного анализа с использованием программного статистического пакета SPSS 18.0 for Windows.

Научная новизна исследования: выявлены и описаны универсальные диагностические показатели психологического состояния семейной системы с детьми-дошкольниками, интегрирующие и дополняющие материалы, разработанные в различных традициях.

Теоретическое значение исследования связано с тем, что выявленные универсальные показатели психологического состояния семейной системы позволяют расширить представления о системной семейной диагностике современных молодых семей как о превентивной диагностической процедуре выявления возможного семейного неблагополучия с целью оказания психологической поддержки и помощи.

Практическая значимость: выявленные универсальные показатели и апробированный пакет методик могут быть использованы в практике системной семейной диагностики, семейного системного консультирования и психотерапии для выявления причин неблагополучия семейной жизни и разработки социально-психологической модели помощи молодой семье.

Глава 1.1 Актуальные проблемы и современное состояние исследований психологического состояния семейной системы

В настоящее время одной из самых незащищенных групп населения является молодая семья. Именно на них – на семьи, прожившие менее 3–5 лет, – приходится наибольший процент разводов.

В истории психологии накоплен большой опыт в сфере исследований семьи. Еще до распада СССР эти исследования велись, в основном, с позиций места и роли семьи в жизни общества (Е.Г. Балагушкин, К.Т. Виниченко, В.П. Ключников, Н.Я. Соловьев, В.И. Чекалин, A. Г. Харчев, Н.Г. Юркевич и др.).

В конце 70-х – начале 80-х годах особое внимание уделялось социально-психологическим аспектам общения в семье и его роли в процессе формирования личности (А.Р. Лурия, И.В. Колмановский, Б.П. Парыгин, В.М. Родионов, И.А. Сикорова, А.Г. Харчев), а также изменению положения женщины в профессиональной сфере и в жизни семьи, и влиянию этих факторов на благополучие семейной жизни (С.И. Голод, В.А. Сысенко, Н.Я. Соловьев, Д.Я. Кутсар, В.Е. Переведенцев, Ю.Б. Рюрик, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевич и др.).

Также активно исследовались эмоциональные отношения в семье (3 И. Файнбург), их влияние на гармонию внутрисемейных отношений и на устойчивость семьи (Ю.Г. Юркевич), а также причины напряженности в отношениях между членами семьи (В.Б. Голофаст, К.Н. Волков, B. И Селиванов, А.И. Ушатиков и др.).

Начиная с конца 70-х годов, в психологии семьи проводятся исследования, направленные на выявление основных тенденций развития отношений внутри семьи и организацию психологической помощи (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, В.В. Столин, А.Ф. Северина и др.). В этот же период проводятся исследования, направленные на изучение психологической совместимости в браке (А.А. Агустинавичюте, А.Н. Волкова, Т.В. Галкина, Я.Л. Коломинский, Д. Кутсар, Д.В. Ольшанский, Ю.Н. Олейник, Н.Н. Обозов, Э.А. Тийт, и др.).

Все эти исследования объединены общей метацелью: изучить факторы, влияющие на супружескую удовлетворенность браком, значение которой и позволяет судить о том, что лучше для супругов и на какой стадии развития семьи – традиционность или эгалитарность ролевой структуры, высокая доминантность или низкая и т. д.

Все это, а также ряд разногласий относительно критериев успешности-неуспешности брака, позволяет нам сделать вывод о том, что современная картина процессов, происходящих в семье, и влияющих на благополучие семейной системы, нуждается в более пристальном рассмотрении.

Исследуя семейные системы, нельзя забывать об историческом контексте, так как для каждого исторического периода характерны свои особенности, которые непосредственно влияют на формирование и развитие семейной системы. Так, в нашем исследовании участвовали семьи, в которых развитие гендерного самосознания супругов пришлось, в основном, на периоды перестройки и кризиса после распада СССР. Естественно, нестабильная ситуация в обществе, которая существовала в те периоды, напрямую определяла психологическое состояние родителей наших испытуемых. Образ их жизни, меняющийся в эти различные периоды, неизбежно привел к искажениям в семейных установках. Но, тем не менее, их семьи пережили трудные времена; и тут возникает вопрос: какое воздействие оказали эти макросоциальные влияния на развитие гендерного самосознания наших испытуемых?

Анализ литературных источников показывает, что также недостаточно разработаны вопросы, имеющие непосредственное отношение к благополучию семьи; в частности, очень мало работ, посвященных исследованиям различных показателей психологического состояния семейной системы. Нам удалось обнаружить в достаточном количестве мере лишь научную литературу, посвященную такому интегративному показателю, как удовлетворенность браком.

Таким образом, после теоретического анализа и обобщения данных научной психологической литературы, связанной с предметом исследования, мы считаем необходимым выдвинуть гипотезу о специфичности развития семейных систем, развитие гендерного самосознания супругов в которых приходилось на кризисные годы в нашей стране.

Системная семейная психология и психотерапия – одни из самых молодых направлений, активно разрабатывающийся в последнее время. Этот подход возник после Второй мировой войны и развивался в тесном сотрудничестве с кибернетикой – именно в этом его существенное отличие от других психологических теорий и психотерапевтических школ. Базовую основу системной семейной психотерапии составила общая теория систем, вытекающая из «организмического взгляда на мир». Семейная системная психотерапия направляет фокус внимания на всю семью целиком, а не на отдельных ее членов. Системный подход проявляется в том, что неблагополучие кого-то одного из членов семьи рассматривается с точки зрения взаимовлияния с остальными членами семьи.

Семейная психотерапия ни в коем случае не ставит своей задачей менять людей, составляющих семью. Все люди, какими бы они ни были, могут жить более счастливо в своей семье. Препятствие этому не в том, что люди вокруг плохи, а в том, что сама семейная система функционирует неправильно. Вот это функционирование и можно изменить с помощью системной семейной психотерапии. Пионерами семейной психотерапии являются Мюррей Боуэн, Джей Хейли, Вирджиния Сатир, Карл Витакер, Сальвадор Минухин и другие.

В настоящее время выделяют несколько основных направлений в семейной терапии: психодинамическое, системное и стратегическое, а также эклектическое. Исторически первым стало психодинамическое направление, выросшее из анализа Фрейда случая «маленького Ганса».

Задачей психотерапии в этом подходе являлось достижений инсайта – то есть осознания того, как нерешённые в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых её членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов семьи, считается экономически менее целесообразным, хотя и высокоэффективным.

В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Любая семейная система стремится пройти свой жизненный цикл в соответствии с законом развития систем, и в то же время каждая стадия жизненного цикла семьи стремится остановиться навсегда, никогда не меняться, согласно закону гомеостаза.

На всём протяжении своего существования семьи проходят через различные стадии жизненного цикла [Черников 2001]. Жизненный цикл семьи представляет собой последовательную смену определенных событий (вступление в брак, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т. д.) и сопровождающих их ситуаций, то есть, стадий развития семьи [Шнейдер 2000].

Представление о семейных циклах пришло в психологию из социологии в 40-х годах XX в. Впервые понятие «цикл развития семьи» было представлено в докладе о динамике семейного взаимодействия Э. Дювалля и Р. Хила. В психотерапии это понятие начало использоваться позже – в 60-х годах. Существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. Как правило, за основу берутся те специфические задачи, которые семья должна решить на каждом этапе. В большинстве случаев такая классификация базируется на изменении места детей в семейной структуре. Такой подход характерен как для зарубежных, так и отечественных ученых.

В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следующие:


1) период добрачного ухаживания;

2) молодая брачная пара без детей;

3) семья с маленькими детьми;

4) семья с детьми-школьниками или подростками;

5) отделение детей от родителей;

6) супружество в позднем возрасте.


Поскольку в нашем исследовании принимали участие молодые семьи с детьми-дошкольниками, находящиеся на стадии «семья с маленькими детьми», остановимся подробнее на характеристике именно этой стадии. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве. Одновременно это время первичного введения детей во внесемейные институты (дошкольные учреждения). Расширяется сеть внешних социальных контактов, требующих от супругов готовности, знаний и умений взаимодействовать с воспитателями, учителями, медицинскими работниками, руководителями кружков, тренерами, другими родителями и их детьми Родители должны адаптироваться к возрастным потребностям дошкольников. У них накапливается усталость, им необходимо преодолеть трудности, связанные с сильным ограничением личного пространства.

Часто при переходе к каждому последующему жизненному циклу семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции. Если это не получается, семья входит в кризис.

Семейная система может быть описана по нескольким параметрам [Варга 2000]. Можно выделить шесть информативных параметров:

– особенности взаимоотношений членов семьи;

– гласные и негласные правила жизни в семье;

– семейные мифы;

– семейные границы;

– стабилизаторы семейной системы;

– история семьи.


Основные методологические принципы системной семейной психотерапии сформулированы Белл [цит. по: Варга 2000]:

1. Принцип целостности: семья – целостная система, её нужно рассматривать целиком.

2. Принцип открытости: все семейные проблемы обсуждаются в присутствии всех членов семьи.

3. Принцип ответственности: любое внутрисемейное нарушение – результат семейных отношений, а не чья-либо персональная вина.

4. В любом симптоме есть позитивный смысл.

5. Принцип нейтральности: психотерапевт не должен принимать сторону одной из сторон.

6. Принцип гипотетичности: психолог строит гипотезы, которые впоследствии опровергает или подтверждает.

В ходе семейной системной психотерапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до нескольких лет, выделяют ряд этапов. Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом:

– объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей;

– формулирование психотерапевтического запроса;

– реконструкция семейных отношений;

– завершение психотерапии и отсоединение.

Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной системной психотерапии, обосновывает последовательность применения тех или иных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объема диагностических сведений. По Э. Г. Эйдемиллеру и В. В. Юстицкису, понятие «этап семейной системной психотерапии» и выбор адекватной ему психотерапевтической методики – взаимосвязанные между собой явления [Эйдемиллер 2003]. К психотерапевтическим приемам, наиболее часто применяемым в семейной системной психотерапии, относятся следующие:

1) Эффективное использование молчания;

2) Умение слушать;

3) Обучение с помощью вопросов;

4) Повторение (резюмирование);

5) Суммарное повторение;

6) Уточнение (прояснение) и отражение аффекта;

7) Конфронтация;

8) Проигрывание ролей;

9) Создание «живых скульптур»;

10) Анализ видеомагнитофонных записей.

Кроме того, смысл принципа системности проявляется в свете идеи о «круговой причинности» в семье, т. е., о взаимодетерминированности личности и межличностных отношений, согласно которой стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи – с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл. Семейная системная психотерапия является попыткой разрушения этого цикла и создания конструктивных альтернатив семейного функционирования.

Мара Сельвини-Палаццоли ввела такой принцип работы, когда бригада терапевтов разного пола работают с семьёй, а другие наблюдают за их работой, находясь за односторонне-прозрачным зеркалом. Единицей психотерапии является участие на всех сессиях всех членов семьи, живущих под одной крышей. Частота встреч была 1 раз в месяц, всего до 10 сессий. Её метод был краток и внезапен, она использовала метод парадоксальных предписаний, стремилась вызывать изменения в семье внезапным решающим движением. Парадоксальное задание (иначе “инвариантное предписание”) разрабатывалось очень тщательно и вовлекало всех членов семьи в серию действий, противоречащих сложившимся в семье ригидным правилам и мифам.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что системная семейная психотерапия, хотя и является достаточно молодой психотерапевтической школой, тем не менее, чрезвычайно эффективна и действенна для решения огромного множества семейных проблем, в том числе и для диагностики и коррекции психологического состояния семейных систем.

Для психологов и педагогов-практиков, работающих с молодыми семьями в рамках просветительских, досуговых и развивающих программ, подобные методические находки представителей системной семейной психотерапии могут оказаться чрезвычайно ценными.

Загрузка...