Я окончил второй класс, и мы переехали в другой район. Так что с нового учебного года мне надо было идти в новую школу.
Идти в новую школу я боялся. Но мама меня утешила – класс, в который меня записали, был целиком сформирован из новичков. И я буду чувствовать себя в нем вполне комфортно. Я поверил. И попал в класс «Г».
Как говорилось в некогда популярной комедии про будни американской полиции: вы находитесь в группе «Г», что означает… Ну, всем понятно, что означает.
Первого сентября я явился в школу с букетиком какой-то там флоры и с новым портфельчиком. Вошел в класс. Все места были заняты. Свободное место за последним столом. Я устроился за ним. Очень скоро ко мне подсел хозяин. Расхлябанный парень с наглой ухмылкой. Это был известный хулиган Коля Тупиков, правда, я об этом тогда еще не знал. Как не знал, что мама меня обманула. Класс «Г» был самым обычным классом, а вовсе не состоял из одних новичков. В классе были сложившиеся компании, были свои хулиганы, были свои аутсайдеры. К счастью, в число последних я не попал, поскольку хорошо учился.
С Колей Тупиковым мы подрались через пару недель. Вера Клюквина остроумно заметила: «Двойка с пятеркой дерутся».
Двойка победила.
Ближайшие три года у меня не было ни друзей, ни даже сколько-нибудь приличных знакомых. Был я один. Сидел дома, даже гулять не ходил. Почти вдвое растолстел, что тоже популярности мне не добавило.
Впрочем, во всем этом присутствовал и положительный момент.
Сидя дома, от нечего делать я пристрастился к чтению.
Быть новеньким – плохо.
Во всяком случае, для большинства ребят школьного возраста. Есть, конечно, исключения. Дети циркачей, дети строителей, дети военных. Они меняют школы чуть ли не по два раза в году, привыкли уже к такому калейдоскопу и не особенно парятся. Даже интересно.
Или хулиганы. Если чел меняет восьмую школу за последние пять лет, вряд ли он испытывает какой-то дискомфорт от общения с новыми людьми. Обычно это они испытывают трудности от общения с ним.
Для среднестатистического же ребенка переход в новую школу всегда сопряжен со стрессом и неприятными волнениями.
Расставание со старыми друзьями. Весьма болезненная штука. Только-только возникла дружба до гроба, и тут приходится все бросать.
Расставание с привычными педагогами и их стилем преподавания.
Вхождение в новый коллектив и связанные с этим волнения. И многое-многое другое.
Поэтому родителям следует многажды подумать – а стоит ли отдавать свое чадо в новую школу? Особенно если до старой всего пять остановок, а в семье есть машина? Может, повременить? Конечно, если впереди еще восемь лет обучения, то переводиться, наверное, стоит. А если осталось всего два-три годика, то, может быть, нет?
Но если звезды повернулись к тебе тылом, то ничего не остается, как начать процедуру интеграции в новый коллектив. А любой коллектив к новичку будет относиться настороженно. Все – и мальчики, и девочки – проверяют нового человека. Еще бы. В зависимости от результатов этой оценки вполне может измениться школьная иерархия. Кумиры могут быть свергнуты, сплошная гибель Помпеи может наступить.
Мальчики оценивают свои параметры, девочки свои.
Как мальчики оценивают мальчиков.
Ну, прежде всего мальчиков интересуют боевые качества пришельца. Грубо говоря, умение дать в бубен. Если боевые качества на изрядной высоте, то кому-то из классных лидеров придется потесниться на Олимпе. Пока не будет определен этот главенствующий параметр, к новичку будут относиться настороженно, своим он не станет.
Посему надо быть готовым к тому, что рано или поздно придется схватиться с кем-нибудь из старожилов.
Если ты искушен в каком-нибудь единоборстве и вообще мощью молодецкой не обделен, не стоит демонстрировать его в лоб и сшибать рога самым сильным и могучим одноклассникам. Зачем сразу же наживать врагов? Лучше определить свой статус-кво опосредованно. Удобнее всего на физкультуре.
Подойди к перекладине и как бы для разминки подтянись десяток раз на правой руке, а потом на левой.
Это произведет впечатление. Нарываться на тебя не будут, недругов не приобретешь, зато авторитет себе заработаешь.
Над тобой попробовали посмеяться? Не позволяй. Вернее, не позволяй смеяться над собой безнаказанно. Над тобой смеются, и ты тоже посмейся над другими. Умение перевести злую шутку в шутку добрую – ценное умение. Самая большая ошибка – это когда ты сам смеешься над собой вместе с остальными. Никогда так не делай. Ты должен показать, что тебе не нравится, что над тобой потешаются, что ты можешь постоять за себя. Но без истерик – а то издевательства над тобой станут всеобщим развлечением.
Ситуация, когда излишняя самоирония приводит к превращению человека в изгоя, прекрасно описана в повести «Чучело»[3] и одноименном фильме. Причем ситуация довольно обычная. Человек стремится стать частью компании и начинает, опять же за компанию, обсмеивать сам себя. Из этого ничего хорошего не получается: роль шута – слишком тяжелая роль, об этом уже говорилось выше.
Не каждому такая роль по плечу. А в слабого шута каждый может плюнуть.
Обрати внимание на свой внешний вид. Откровенный неряха и грязнуля угодит в «чужие» гораздо скорее, чем человек опрятный. Если у тебя грязные уши, желтые зубы, грязь под ногтями, расцарапанные руки и сальные волосы – тебя запишут в свиньи. А от свиньи до «чужого» – один шаг.
Конечно, хорошо, если ты сразу отправляешь всех насмешников в задумчивость левым крюком. Это автоматически вызывает к тебе уважение и пресекает дразнилки. Но, как мы все понимаем, это требует большой подготовительной работы.
Однако встречаются люди, которые могут просто послать приставалу, даже не повышая голос. Что-то есть такое в их поведении, что злодеи как-то обламываются и отходят. Но такие уникумы попадаются нечасто.
О таких случаях иногда пишут в книжках или рассказывают в компаниях. Они, эти случаи, с одной стороны, очень типичны и как-то похожи друг на друга, а с другой – весьма интересны, поскольку являются проявлением какой-то странной силы, которая присутствует в этом мире.
Учился в школе признанный хулиган и задира, кличка у него была Боксер, хотя боксом он вроде никогда не занимался. Но был здоровым, толстым и страшным, таким, что его даже старшеклассники боялись. Обычно он спокойно сидел за задней партой и сам с собой играл в карты, регулярно сам у себя выигрывая. Но иногда у Боксера наступало обострение, и тогда на глаза ему лучше было не попадаться. Однажды в класс (напомню, в класс «Г» – туда всегда спускают странных новичков) перевели откуда-то некоего Волкова. Тот оказался полной противоположностью Боксера. Тощий, как-то даже болезненно тощий, лохматый и улыбчивый. Со всеми здоровался и говорил, что его зовут Паша.
Была перемена между химией и физикой, луна входила в полную фазу, у Боксера случилось обострение. Он уже поставил на уши полкласса, рассек губу одному отличнику, а другому, ради веселья, залил тетрадь с контрольной серной кислотой.
Волков сидел за партой и читал учебник. Боксер решил пощупать его. Подошел и предложил выйти в туалет, разобраться, кто тут д’Артаньян, а кому придется до конца года говорить ему, Боксеру, «слушаюсь и повинуюсь». В подтверждение серьезных намерений Боксер предъявил Волкову кулак. Как пишут в плохих книжках, пудовый кулак.
Тогда произошло то, что сделало Волкова кумиром в глазах многих. Волков посмотрел на кулак Боксера, а потом четко и громко, чтобы все в классе слышали, сказал: «Знаешь, я думаю, что ты просто жирная вонючая свинья».
Тишина сделалась такая, что стало слышно, как далеко, на первом этаже в столовой, брякают тарелками первоклашки. Судьба Волкова вырисовывалась четко и ясно. Сейчас последует расправа. Причем кровавая расправа. Даже более мелкие вещи Боксер никогда не спускал.
Но расправы не последовало. Боксер развернулся и отправился дальше по классу, продолжая как ни в чем не бывало тиранить всех остальных учащихся. Волков остался цел. И за все полтора года, что он учился в классе, Боксер ни разу до него не докапывался. Хотя, в общем, в лучшую сторону Боксер не изменился.
Такая вот история.
Кстати, некоторые новенькие предпочитают сразу расставить все точки над «i» и попытаться поколотить всех классных героев.
Появившийся Новенький неожиданно оказался драчуном.
Дрался он не очень хорошо, но долго и занудливо. В результате из таких драк победителем никто не выходил. Новенький передрался со всеми самыми рослыми и сильными ребятами и успокоился. Никто не смог его одолеть, но и он решающего преимущества так и не получил. Однако связываться с Новеньким никто больше не хотел.
Лидером в классе Новенький не стал, однако уважением одноклассников пользовался.
В случае, если новичок силен не только в мордобое, но и в разных науках, то можно с определенной долей уверенности утверждать, что в классе появится новый потенциальный лидер. Особенно если новичок произведет впечатление на девчачью часть класса. Если новый мальчик сумел найти поддержку у прекрасной половины класса – он на верном пути к успеху.
Однако если сильного и уверенного в себе парня практически всегда принимают, то у красивой и умной девчонки наверняка возникнут сложности. Умница и красавица почти наверняка не сразу сможет найти свое место в сплоченном женском коллективе. Если для мальчиков интересны интеллектуальные и бойцовские качества, то для девочек интересны красота и умение нравиться мальчикам. Ты обладаешь и тем и другим? Скорее всего, девочки тебя не будут любить. Конкуренция, однако…
Мальчики относятся к сильным мальчикам с завистью, но зависть эту они успешно контролируют. Поскольку знают, что стать сильнее – вполне реально. Достаточно приложить некоторые усилия. Девчонки гораздо ревнивее. Принять в свою компанию новую красавицу, а значит, вероятную соперницу… С большим, большим трудом. И девочке при вхождении в коллектив надо действовать весьма осторожно.
Во всяком случае, с ходу показывать, что ты самая обаятельная и привлекательная, не стоит. Девчонки жестоки, задавалу они не потерпят.
Есть несколько универсальных правил, которые могут помочь в интеграции в школьный коллектив и мальчикам и девочкам.
1. Не будь букой. Не замыкайся в себе, считая поголовно всех своих новых приятелей придурками, недостойными твоей великости. Хотя считать-то ты их можешь кем угодно, это дело сугубо твое. Но про себя. Не оставайся в одиночестве. Принимай посильное участие во всех классных и школьных мероприятиях, даже если тебе они не очень интересны. Примелькаешься, ребята к тебе попривыкнут и постепенно перестанут воспринимать тебя как инородный элемент. Да и знакомых, глядишь, заведешь.
2. Старайся не очень отличаться от своих новых одноклассников. Ни в лучшую, ни в худшую сторону. Будь как все. Поначалу это лучшая тактика поведения. Потом, когда ты станешь более-менее своим, сможешь начать развивать свою индивидуальность. Если захочешь. А пока – как все.
3. Самая распространенная рекомендация на страницах этой книжки. Хорошо учись. Никогда, практически ни при каких обстоятельствах отличник не становится «чужим». Как ни крути, к отличникам до сих пор в школе существует особое отношение. Их иногда презирают, но слишком уж травить никогда не осмеливаются – себе дороже. Школьная администрация слишком в отличниках заинтересована. Хочешь предотвратить свое обращение в аутсайдера – берись за учебу.
4. Старайся занять свою жизнь чем-нибудь, кроме учебы или неучебы. Спорт, хобби, другое какое небезынтересное занятие. Банально, но эффективно. Если не в классе, так в школе обязательно обнаружатся твои единомышленники. И одинок ты уже не будешь.
2020. В эпоху социальных сетей проблема одиночества настолько остро уже не стоит. Впрочем, количество «друзей» и их качество вещи разные.
5. Никогда не пропускай школу из-за того, что тебя начали дразнить и издеваться. Прогуливать слишком легко, слишком приятно и слишком затягивает. Начнешь прогуливать – и остановиться будет сложно. А это уже серьезные проблемы. Пристрастие к прогулам может легко перерасти в школофобию – острую боязнь посещения школы. Избавиться от нее без помощи психолога будет трудно.
Не стоит спешить и с выбором друзей и подруг. Допустим, ты попал или попала в нормальный класс, где нет или почти нет идиотов. Не следует сразу кидаться на первого встречного и пытаться пролезть к нему в други. Лучше вообще не иметь друзей, чем иметь каких попало. Человек, стремящийся во что бы то ни стало задружиться с аборигенами, вызывает законные подозрения. Друзья появятся сами, постепенно. Со временем.
Или не появятся, такое тоже бывает.
Впрочем, кроме учеников в школе есть еще и учителя. И порою найти общий язык с учителями бывает даже сложнее. Особенно если перевод осуществляется в пределах одного города, из школы в одном конце в школу в другом конце. Поскольку учителя обладают вполне выраженной корпоративной этикой. Особенно старые. То есть педагоги из школы № 25 всегда считают, что в школе № 26 работают одни недоучки. И дети там разболтанные и не знают ничего. А директор – сопляк, назначенный по блату. Поэтому нередки случаи, когда успеваемость при переводе резко падает. В силу того, что учителя предъявляют к новичкам несколько завышенные требования. Учителям ведь тоже надо продемонстрировать преимущество своих методов над чужими.
И успеваемость падает.
Бороться с подобной практикой бесполезно. Бесполезно жаловаться папе-маме, бесполезно просить отца побеседовать с завучем. Самый простой способ завоевать расположение придирчивого педагога – подождать. Не вступая в конфронтацию. И через четверть-другую, видя смирение и старание, учитель проникнется благосклонностью, учитель примет тебя как своего, и все наладится.
Впрочем, бывает и наоборот. Средний, весьма средний ученик в сильной школе при переводе в школу обычную может легко выбиться в отличники.
И еще. В качестве обычного утешения. Новая школа – большие проблемы. И тебе наверняка кажется, что издевательства, насмешки и обиды будут преследовать тебя до конца твоих несчастливых дней. ЭТО СОВСЕМ НЕ ТАК!!! Подобные проблемы, как правило, весьма и весьма недолговечны. Новенький очень быстро становится стареньким. Приходят новые новенькие, и уже у них возникают проблемы, которые совсем недавно терзали тебя.
И через каких-то полгода ты будешь с улыбкой вспоминать о том, как в шестом классе всю ночь маялся от того, что кто-то обозвал тебя косым. Или от того, что Вера Клюквина обсмеяла твою новую блузку.
А потом и сама Вера Клюквина останется далеко в прошлом.
Попал в новый класс – не садись к окну.
Плюс один – красивые, успокаивающие душу виды. Серое небо, серый бетон, муть на березе, в трещинах склон. Красиво…
Минусов много. Во-первых, зимой в окно частенько дует – забитые в раму предварительно размоченные газеты не всегда держат русскую зиму. Во-вторых, весной вырабатывая фонды ГСМ, батареи начинают топить сильнее – и тогда жарко. Очень жарко. В-третьих, через окно светит солнце, что тоже прохлады не добавляет. В-четвертых, учителей весьма раздражает, когда ученики то и дело кидают страждущие взоры на заоконную вольницу. Учителя к таким ученикам придираются.
Лучшее место в классе – прямо перед учительским столом. Многие учителя любят побродить по классу. Шаг от стола – и первая парта попадает в мертвую зону. Можно спокойно списывать. Да и вообще многие люди плохо замечают то, что находится под носом, зрят вдаль. К тому же быть все время на первых местах полезно с точки зрения психологии. Учитель к тебе привыкает, и ставить плохие отметки ему гораздо сложнее.
Впрочем, такие привилегированные места новичкам обычно малодоступны.
2020. Окна почти везде пластиковые, и в них не дует. Отопление регулируют. Учителя стали гораздо равнодушнее.