Я гоняюсь за совершенством уже 43 года – с 1977-го, когда только приступил к исследованиям, впоследствии воплотившимся в книге «В поисках совершенства». Вдохновителем этой работы стал лучший из моих начальников – управляющий директор McKinsey & Company, в сан-францисском отделении которой я работал заурядным консультантом. Управляющего директора очень интересовало, как получается, что его одаренные консультанты изобретают хитроумные и супернадежные бизнес-стратегии, но, по мнению клиентов, внедрить все это на практике трудно или невозможно. Я тогда только-только получил ученую степень в Стэнфордской высшей школе бизнеса. Темой моей диссертации было как раз внедрение. По этой теме, как говорили, никто еще не защищался, так что работа даже удостоилась нескольких наград. Мне предоставили неограниченную возможность колесить по свету – в самом буквальном смысле – в поисках идей и примеров эффективного внедрения стратегий в крупных компаниях.
Однажды, примерно год спустя после начала моих изысканий, меня попросили сделать для клиента презентацию по моей теме. Распоряжение пришло от главного начальника из Сан-Франциско менее чем за сутки до самого мероприятия. Вечером накануне этой публичной декламации я сходил на выступление Сан-Францисского балета, совершенно потрясающее. После чего сел готовиться. И тут меня посетила странная мысль.
Почти все взрослые работают. Нас не выгоняют с работы, поскольку мы эффективно служим своим коллегам, клиентам, потребителям, сообществам. Почему бы в этой работе, в этом служении другим, не брать пример с Сан-Францисского балета? Ведь такое же балетное совершенство могло бы быть присуще нашим компаниям, будь то из 6 или 600 человек, и нашей работе на благо этих компаний? Меня так захватила эта идея, что свою предстоящую короткую презентацию я озаглавил единственным словом: «Совершенство». Хотя презентацию приняли хорошо, я бы не сказал, что обскакал всех конкурентов. Но идея – «почему бы не стремиться к совершенству и в бизнесе?» – запала мне в душу. Я немного развил ее и опробовал на своей команде, рассеянной по миру. Со временем мои коллеги и, к моему вящему удовольствию, клиенты тоже прониклись этой мыслью. Вот тогда-то мы и обскакали прочих.
Это было 43 года назад. И все 43 года я почти не меняю пластинку. По сути, всю взрослую жизнь я провел в поисках личного и корпоративного совершенства. Моя первая книга, написанная в соавторстве с Бобом Уотерманом (даже сейчас, столько лет спустя, он остается моим близким приятелем), имела успех по целому ряду причин, в частности, благодаря ее своевременности (это был период экономических недомоганий и сильной рецессии во всей стране). Эффект оказался таким мощным, что с 1989 по 2002 г. это была самая востребованная книга в американских библиотеках. Оглядываясь назад, я понимаю, что идея «бизнеса как балетного спектакля» или «балетного совершенства в бизнесе» задела в душах людей нужную струну.
Я получил и продолжаю получать множество замечательных откликов. Но я невероятно разочарован тем, что никакой «революции совершенства» не происходит. Да, многие предприятия, особенно из числа малых и средних, взяли эту концепцию на вооружение. Однако нормой осталась работа бизнеса по «небалетным» принципам. Так что я засучил рукава и настрочил еще 17 книг. Кроме того, за тот же период я прочел более 2500 лекций в 63 странах. В книгах я часто и умышленно повторяюсь, а чтобы в них разобраться, не нужно быть семи пядей во лбу:
● Заботьтесь о людях – неустанно обучайте их, проявляйте к ним доброту и уважение, помогайте им готовиться к завтрашнему дню. Настаивайте на том, чтобы каждый ваш сотрудник, в свою очередь, по-настоящему помогал товарищам расти, заботился о них. Это вдвойне или даже втройне важно в наши непростые времена. Ваша цель – Высшая всеобщая вовлеченность («В» в кубе). Суть в том, чтобы совершенство стало нормой во всем, что связано с людьми. (К тому же это лучший путь к развитию и лучший стимул к увеличению прибыльности.)
● Создавайте жизнеутверждающие (слово выбрано далеко не случайно) товары и услуги, которые вдохновляют потребителей, а нас заставляют улыбаться, гордиться своей работой и, быть может, даже немного улучшать мир. Это основа того, что я называю радикальным гуманизмом. Данную заповедь можно применять во всех отраслях. И, между прочим, она годится для любого отдела и подразделения внутри любой организации. (К вашему сведению. Жизнеутверждающие товары и услуги, заряженные «радикальным гуманизмом», заодно служат лучшей защитой от цунами ИИ.)
● «Малое > большого» – вот мой девиз. Нескончаемая череда малых шагов и запоминающихся штрихов важнее, чем попытки «прорыва». Так что постоянно делайте эти шаги в неведомое – как выражается один бизнес-гуру, играйте в это всерьез. Час за часом, день за днем, неустанно. Все мы – все 100 % – можем и должны создавать инновации.
● Осознайте, что и в вашей сфере влияния назрела срочная необходимость бороться с катастрофическим воздействием климатических изменений. Время полумер прошло. Это воздействие не просто «не за горами». Оно уже происходит.
● Всегда ведите себя честно, будьте достойным и энергичным членом сообщества, нравственным лидером. Рассказывая родным о своей работе и оказываемых вами услугах, вы должны гордиться собой. А может, даже восхищаться.
● Каждый день стремитесь к совершенству. Но не как к некоей «великой цели». Ведь совершенство, каким я его вижу, – это просто образ жизни, который может проявиться (или не проявиться) даже в электронном письме из десятка строчек.
Из этих принципов складывается по-настоящему ценная работа – ваша, моя, наших коллег и товарищей. Эта работа вселяет гордость во всех, кто имеет к ней отношение. Как уже отмечалось, такой тип работы поразительным образом окупается даже с точки зрения привычных бизнес-метрик – стабильного роста и высочайшей прибыльности.
Книга содержит 75 идей, сопровождаемых практическими советами («Что делать»). Если применять их с решимостью и рвением, со стопроцентной вовлеченностью, они (уж позвольте мне рискнуть и выразить веру в вас) с гарантией сработают. Практика показывает, что они срабатывают снова и снова, какими бы разными ни были обстоятельства.
Сегодня мы оказались в тисках COVID-19; в довершение всего в США с середины 1960-х не было таких серьезных социальных и политических волнений. На жизнь одного человека подобный хаос приходится, как правило, лишь однажды. И в деловом мире, и за его пределами мы видим организации и лидеров, которые реагируют на это правильно – с состраданием и заботой. Но видим мы и другие организации, и других лидеров: они продолжают цепляться за традиционную догму «максимизации эффективности и объема производства» и иногда ведут себя черство, даже предосудительно.
В сложившихся безумных условиях совершенство, о котором идет речь в этой книге, на мой взгляд, еще важнее и насущнее, чем когда-либо прежде. Стремление к совершенству должно быть всеохватным и не прекращаться ни на день, ни на час, ни на минуту, ни на секунду. Это необходимость. Совершенство не содержит «нравственного измерения». Совершенство, как мы его здесь определяем, всеобъемлюще и должно отражаться в каждом шаге, который делает каждый из нас. Гуманные, вдумчивые, заботливые поступки по отношению ко всем членам нашей команды, сообществам, потребителям должны стать нашим хлебом и маслом, мясом и картошкой. И эти поступки не просто «часть нас». Это и есть мы. Да, черт возьми, пора перестать трепаться о расе и гендере и сделать решение этих вопросов важнейшим, а может, и единственным ключевым элементом нашей организационной миссии, стратегии и ежедневных оценок. И, возможно, – кто знает? – когда худшие из сегодняшних треволнений схлынут, мы вступим в новую эру, когда принципы «люди превыше всего», «забота и сострадание», «инклюзивное лидерство», «совершенство во всем, что мы делаем» станут нормой, а не устремлениями горстки людей.
Быть добрым.
Быть неравнодушным.
Быть терпеливым.
Уметь прощать.
Быть позитивным.
Быть сопричастным.
Уметь ставить себя на место других.
Короче говоря, вам выпала беспрецедентная возможность немного изменить жизнь к лучшему, посеять семена нового мира, который будет совершеннее нынешнего. На мой взгляд, пытаться отделаться чем-то меньшим, нежели полномасштабная вовлеченность и подлинная готовность к действию, просто неразумно. Так что действуйте. Не упустите шанс!
То, что написано на этих страницах, представляется мне достаточно полным описанием маршрута, ведущего к миру совершенства, радикального гуманизма, к миру, где придерживаются принципа «люди превыше всего», где лидерство в предпринимательстве носит заботливый, сочувственный и инклюзивный характер. Если вы пойдете по этому пути, это не значит, что наши нынешние тревоги, связанные с COVID-19, социальными волнениями и политическими проблемами, исчезнут. Однако это может привести к созданию или поддержанию организации, изо всех сил борющейся за процветание всех своих сотрудников и благополучие сообществ, с которыми она связана. Над этим вкладом любой лидер может работать каждый день, и это действительно будет вкладом в решение чрезвычайных проблем, с которыми все мы столкнулись.
Как здорово было бы достичь этих целей для всех членов нашей команды, наших клиентов, сообществ и для нас лично! Но путь к успеху не увеселительная прогулка.
Этот путь начинается уже сегодня. Скажем прямо: то, как вы, лидер (предполагается, что все читатели этой книги – лидеры: все мы должны и можем быть лидерами), ведете себя именно сейчас, в разгар кризиса, будет важным, если не важнейшим фактором, определяющим ваше жизненное наследие. Вы можете изменить его к лучшему или худшему.
Люди превыше всего / высшая всеобщая вовлеченность.
(Или нет.)
Сию секунду.
(Или никогда.)
Инклюзивное лидерство: забота и сочувствие.
(Или нет.)
Сию секунду.
(Или никогда.)
Чрезвычайная вовлеченность в жизнь сообщества.
(Или нет.)
Немедленно.
(Или никогда.)
Чрезвычайная экологическая стабильность.
(Или нет.)
Сию секунду.
(Или никогда.)
Жизнеутверждающие товары и услуги, которые делают мир немного лучше и дают нам повод гордиться.
(Или нет.)
Сию секунду.
(Или никогда.)
Радикальный гуманизм во всем, что мы делаем.
(Или нет.)
Сию секунду.
(Или никогда.)
Совершенство во всем, что мы делаем.
(Или нет.)
Сию секунду.
(Или никогда.)
В последнее время я много задумываюсь о различии между достоинствами «для резюме» и достоинствами «для некролога». Первые – это качества, о которых вы упоминаете при устройстве на работу, навыки, которые предлагаете рынку труда и с помощью которых достигаете внешнего успеха. А достоинства «для некролога» – это нечто более глубокое; то, что вы оставляете после себя. Это качества, о которых будут вспоминать, когда вас не станет, – сущность вашей натуры: доброта, смелость, честность; ваши взаимоотношения с другими людьми.
Конечно, я всегда рад слышать добрые слова о своей работе. Но я, как говорится, стою на плечах гигантов. Презентация из 50 слайдов PowerPoint, которую я использую для обычного выступления, включает около 30 цитат из «золотого запаса» мыслей других людей.
Так что и в этой книге я взваливаю львиную долю нагрузки на плечи других: среди них Херб Келлехер и Колин Баррет (оба из Southwest Airlines), Маргарет Тэтчер, неподражаемый сэр Ричард Брэнсон, Линда Каплан Талер (звезда предпринимательства, сияющая в Зале славы рекламного бизнеса) и даже Бенджамин Франклин. Это их слова, а вовсе не мои, будут играть здесь первостепенную роль. Я же выступлю как простой организатор, лаконичный комментатор и главный ваш понукатель и тормошитель. В конце концов, именно они, эти гиганты, а не я по-настоящему стремятся к совершенству; это они создали удивительные предприятия, где работают полностью вовлеченные и необычайно компетентные люди, постоянно дарящие клиентам незабываемые, увлекательные, жизнеутверждающие товары и услуги (много букв, но иначе не скажешь). Так что обращайте на них пристальное внимание. И учитесь у них, а не у меня.
По моим меркам это довольно тонкая книжка: в моем «Менеджменте освобождения» (Liberation Management) 900 страниц. Как я уже намекал выше, эта книга, по сути, подборка цитат. В общей сложности я использовал около 300 выдержек, процедив мою библиотеку в формате PowerPoint, где их многие тысячи. В принципе, вы можете просмотреть эти цитаты (вероятно, то и дело кивая в знак согласия) всего за час. Ну, максимум за два-три.
Но вот моя настоятельная просьба, мой призыв. Да, вы вполне можете бегло пролистать этот набор цитат. Но я искренне надеюсь, что настоящее знакомство с этим комплектом наблюдений и рецептов займет у вас месяцы, или годы, или вечность – всю вашу профессиональную жизнь. Так и представляю (и надеюсь), как вы не спеша разжевываете эти брэнсонизмы или келлехеризмы, перекладываете их в уме с места на место, потом снова пробуете на вкус, обсуждаете самые глубокие наблюдения с друзьями и коллегами. Практически в каждой из этих цитат заключен и описан определенный способ существования.
Вот, к примеру, слова Ричарда Шеридана, генерального директора успешной фирмы Menlo Innovations, производящей программное обеспечение:
Оно [понятие] может казаться радикальным, нетрадиционным, на грани безумной бизнес-идеи. Однако насколько бы нелепо это ни звучало, радость – то, во что мы верим в нашей компании. Единственная причина, благодаря которой наша компания существует до сих пор. Радость – единственное общее убеждение всей нашей команды.
И в самом деле, это за гранью! Нет, только вдумайтесь: «Радость – единственная причина, благодаря которой наша компания существует до сих пор». И ведь он правда так думает. И живет согласно этому принципу, о чем говорят результаты работы компании. Пример, конечно, исключительный. Можете представить такое в вашем собственном мире? Поспешный ответ станет оскорблением для мистера Шеридана. И для меня.
Но вот за что я вам ручаюсь: эти и подобные слова, как уже было отмечено, вышли из уст, из-под пера, с клавиатуры невероятно вдумчивых людей. Эти цитаты – подведение итогов, или сумма правильно прожитой жизни, того самого реального вклада, который делает мир чуть-чуть лучше, какими бы разными ни были обстоятельства.
Поэтому вместо того, чтобы краем глаза пробежать очередную цитату, кивнуть и перейти к следующей, хорошо поразмыслите над ней: «Э-э-э, а как это применить в моем мире???»
Вот именно:
Размышляйте!
Размышляйте!
Размышляйте!
И действуйте, в одиночку или в связке с единомышленниками, – действуйте, воплощая в жизнь те принципы, которые кажутся вам разумными.
Послушайте, ведь для меня все это важно. Настолько важно, что я объездил 63 страны, чтобы об этом поговорить. Я налетал больше трех миллионов миль, проделал безумное количество ночных авиарейсов, и все для того, чтобы рассказать эту историю. И убедить слушателей серьезно отнестись к Ричарду Шеридану (см. выше) и ему подобным. Правда-правда, для меня важны «все эти штуки». И черт возьми, я точно знаю, что они работают.
Мне 78 лет. Считайте, что эта книга – мой последний вздох, моя финальная великая попытка достучаться до лидеров и нелидеров, работающих в бизнесе и вне бизнеса.
Пожалуйста.
Пожалуйста.
(К черту!)