"Никто не знает, кто он такой, пока он себя не проявит", – писал Эрнест Хемингуэй. Что вы узнали о себе, после того как прошли тест на определение типа личности? Являетесь ли вы СТРОИТЕЛЕМ/Дипломатом? РУКОВОДИТЕЛЕМ/Исследователем? Или у вас иная комбинация? И здесь нет ни плохих, ни хороших вариантов. В нас сочетаются понемногу черты всех четырех типов, данные шкалы всего лишь помогают определить, каких больше. Я пришла к выводу, что…
Два типа, по шкалам которых мы получаем наивысшие результаты, характеризуют нашу личность.
При этом не берусь утверждать, что заложенные от природы гены и есть ваша судьба, мы не марионетки на веревочках, за которые дергает наша ДНК. На самом деле я не могу сказать о том, что ваш темперамент неразрывно связан с вашим жизненным опытом, благодаря чему вы такие, какие есть, пока не расскажу вам больше об этот тесте и о том, кем вы являетесь на самом деле[9]. Я определенно в этом уверена, потому что у меня есть сестра-близнец Лорна. Мы унаследовали одинаковые гены, у нас обеих тип личности ИССЛЕДОВАТЕЛЬ/Дипломат. Но в то же время наш личный опыт сделал нас разными людьми. Начнем с того, что мы обе готовы идти на риск. Лорна – пилот теплового аэростата. Она пролетает над горами в Колорадо и Швейцарии, пользуясь одной только горелкой Бунсена, чтобы управлять аэростатом из корзины в половину ее роста. Как антрополог, я открыто обсуждаю такие темы, как секс, измена, развод и гендерные особенности. Таким образом, в нас обеих, скорее всего, проявляется одна и та же активность дофамина, гормона, связанного с готовностью рисковать, характерная для типа Исследователь. Также Лорна пишет картины. И хотя это, казалось бы, не имеет прямой связи с моей профессией писателя, полотна, созданные Лорной, состоят из тысячи маленьких мазков, тогда как мои книги состоят из тысячи маленьких слов. Мы обе целеустремленные, и у нас обеих творческие профессии – больше признаков активности дофамина. У нас обеих работа, требующая хороших "навыков общения", поэтому, без сомнения, у нас также и одинаковый уровень эстрогена – гормона, формирующего личность Дипломата.
Ни одна из нас не работает в корпоративной или военной среде, там, где четкая структура, правила и определенные линии руководства. Напротив, мы обе сами себе работодатели, у обеих индивидуальная работа, обе придерживаемся гибких графиков, достигаем целей, поставленных самим себе, и занимаемся неординарной деятельностью. Вероятнее всего, поэтому у нас низкая активность серотонина, главного гормона Строителя.
У нас также примерно одинаковый уровень сексуального влечения, что говорит о заложенном одинаковом уровне тестостерона – ключевого гормона Руководителя.
При всем этом моя повседневная жизнь антрополога и писателя сильно отличается от жизни Лорны, пилота воздушного шара и художника. Мы придерживаемся разных стилей в одежде, занимаемся разными видами спорта, читаем разные книги, даже живем в разных странах. Поэтому нас невозможно назвать точной копией друг друга.
Суть вышесказанного: Исследователи, Строители, Руководители и Дипломаты – все неодинаковы. Одни Исследователи занимаются скалолазанием, другие – любители истории, коллекционеры антиквариата, театралы или страстные читатели. Одни Строители управляют бизнесом, другие становятся военными или бухгалтерами, а третьи – священниками, раввинами или имамами. Одни Руководители круглые сутки трудятся в лаборатории в поисках лекарства от рака, а другие разрабатывают компьютерные чипы, работают в автомастерской или возятся в своем гараже. При этом одни Дипломаты приводят страны к мировым соглашениям за столом переговоров, а другие работают воспитателями в детском саду или активно участвуют в общественной жизни.
Тест, который вы только что прошли, всего лишь выявляет ваши внутренние склонности, заложенные природой. И на этой генетической основе вы уже формируете, обобщаете свою личность с помощью принимаемых вами решений и личного опыта.
Тем не менее люди всех четырех типов, как правило, думают и поступают совершенно по-разному. И при этом в большинстве из нас ярко выражены два из этих типов личности.
Несомненно, есть и исключения.
В моем друге Ките, например, проявляются черты трех из четырех выделенных мной типов личности. У него представительный вид, он красноречив, что является характерными чертами Дипломата. Но по профессии он нейрофизик. Ученый с мировым именем, который проводит сложнейшие технические эксперименты у себя в лаборатории, как это делал бы Руководитель. Его научные теории, доклады и стихи, которые он пишет, свидетельствуют о любознательности, творческом подходе, таланте и дерзновении Исследователя.
Кто-то почти в равной степени проявляет признаки всех четырех типов. Взять, к примеру, Дженнифер, редактора крупной американской издательской фирмы в Нью-Йорке, которая прошла мой тест на определение типа личности. Дженнифер позвонила мне и сказала, что ее результаты по всем четырем шкалам примерно одинаковы. "Должно быть, я ужасно скучный человек", – заявила она. "Вряд ли, – ответила я. – Ты – человек уравновешенный". Но, несмотря на то что ее результаты были почти одинаковыми, я предполагаю, что первичный и вторичный типы личности Дженнифер все равно более точно характеризуют ее.
Многие из нас хотят казаться теми, кем на самом деле не являются. Как сказал Сервантес в "Дон Кихоте": "Я знаю, кто я есть, и также знаю, что могу быть не только тем человеком, которого я описал, но и всеми Двенадцатью Пэрами Франции вместе с Девятью Достойнешими". Нам свойственно вести себя "несвойственным образом". Однако это достаточно утомительное занятие.
Исследователям, постоянно ищущим новизны, сложно придерживаться однообразного графика работы.
Предусмотрительные Строители будут испытывать дискомфорт, живя "на пределе" более нескольких недель или месяцев.
Решительные Руководители, скорее всего, станут абсолютно нетерпеливыми, если им придется ждать, пока другие примут решение.
Чутким Дипломатам придется не по душе работа, связанная с беспощадностью.
Ваш характер невозможно полностью переделать. Я поняла это однажды вечером, вскоре после того как выступила с речью в Вашингтоне, округ Колумбия. Ко мне из зала подошла женщина и рассказала, что, встречаясь с молодым человеком на протяжении трех лет, по-настоящему не чувствует себя самой собой. Чтобы угодить ему, она делает вид, что интересуется военной историей и спортивными телепередачами. Изображает наивную простушку, что ей совсем несвойственно. Она сказала, что ей удается на время снимать с себя эту маску, но такая игра совершенно лишает сил. "Когда он уезжает по делам из города, – призналась она, – я снова становлюсь самой собой".
"Целостность подразумевает всего лишь неприкосновенность личности человека", – писал психолог Эрих Фромм. Думаю, когда этой женщине станет невмоготу со своим возлюбленным, она наконец приложит усилия, чтобы обрести целостность. И здесь два варианта: либо взаимоотношения изменятся в лучшую сторону, либо прекратятся. Но, независимо от того, что произойдет с ее отношениями, она скорее всего будет больше любить свою подлинную личность.
Я так говорю не случайно. По моим наблюдениям, почти каждый, кто проходит тест на определение типа личности, кажется, остается доволен своим типом темперамента. Исследователям нравится быть любознательными и спонтанными; Строителям – предусмотрительными, верными и традиционными; Руководителям нравится их решительность, логика и точность; Дипломатам – их чуткость, альтруизм и воображение. Элеонора Рузвельт когда-то сказала: "Я думаю, что сначала мы каким-то образом узнаем о том, какие мы есть на самом деле, а потом живем согласно этому решению". Мы не только живем с этим, нам это нравится.
Впервые я поняла, что людям чаще всего нравится их определенный тип темперамента, пережив один необычный момент на работе. Ко мне обратилась девушка, искавшая сезонную работу. Она совсем недавно получила степень кандидата наук по психологии в университете и хотела работать над проектом сайта знакомств. Хрупкая, собранная и готовая к решительным действиям, в костюме, застегнутом на все пуговицы, она появилась в моем офисе весенним днем. Села на диван, и мы начали собеседование. Через несколько минут я спросила, прошла ли она мой тест на определение типа личности. Она ответила положительно.
Людям чаще всего нравится их тип темперамента.
"Каков ваш первичный тип?" – спросила я.
"Руководитель", – ответила она.
"Вот как", – сказала я. И неожиданно почувствовала себя "не в себе". Я только что описала склонность Руководителя к прямоте, иногда резкости и даже грубости. Принялась разубеждать ее, говоря, что, скорее всего, она очень общительный и доброжелательный человек.
Наступила пауза. Затем она резко ответила: "Я не всегда любезна с людьми, в отличие от моей сестры. Она любезна со всеми – даже с людьми, которые ей не нравятся. Я же считаю это проявлением слабости. И предпочитаю говорить то, что думаю".
Я поразилась своей ошибке. Стремясь приписать ей некоторые черты, которые мне особенно импонируют в Дипломатах, коим и сама являюсь, я задела этого горячего молодого Руководителя.
Будет ли эта горячая девушка все еще "говорить, что думает", через тридцать лет? Думаю, что будет.
На протяжении десятилетий психологи изучали, насколько изменяется личность человека со временем. Они проводили исследования с помощью так называемого метода повторного тестирования. Для этого предлагали людям заполнить один и тот же тест повторно несколько раз по прошествии недель, месяцев или нескольких лет с момента предыдущего опроса; затем они сравнили полученные данные. Какие же результаты они получили? Большинство черт характера остаются неизменными на протяжении всей жизни.
Результаты повторных тестов у детей и подростков отличаются от предыдущих, вероятно, из-за того, что у них меняется восприятие самих себя по мере того, как они открывают в себе новые способности. Результаты тестирования пожилых людей также изменчивы с течением времени, возможно, потому, что они научились приспосабливаться к обстоятельствам. Обычно более точно и последовательно отвечают на вопросы мужчины и женщины с активной жизненной позицией, не скрывающие своих естественных желаний. Как правило, это люди среднего возраста.