Третий день на исходе после возвращения с Леушинского стояния 2007 года, а я продолжаю мысленно стоять на берегу Рыбинского водохранилища и перебираю в памяти незабвенные дни и ночи с их встречами с единокровным русским народом, с замечательными соотечественниками, намоленными святынями, бескрайней русской далью и незатухающей болью Голгофы-на-водах… Так и всплывает перед глазами часовня у самой кромки берега с мерцающими куполом и крестом от множества свечей. Так и слышится возносящееся к небу единодушное «Радуйся!» многоустого акафистного пения.
Часовня на берегу Рыбинского водохранилища у села Брейтово
Уже покидая пределы Тверской области по дороге на Петербург, приближаясь к дому, почувствовала себя счастливой. И поначалу трудно было понять, откуда взялось это чувство счастья, это ощущение полноты жизни, ведь так наболело сердце за последние дни от соприкосновения с великой русской бедой, от вида запустения в некогда многолюдных и цветущих краях, от созерцания разрушенных храмов и монастырей… Вслушиваюсь в сердце и благодарю Бога за бесценный опыт еще одного припадания к родной земле, ее святому простору, и получение через это благодатной и целительной силы – не за подвиг, не по молитвам, а просто так, даром, лишь за то, что добрался и посочувствовал на месте людскому горю.
Русскому сердцу до всего есть дело. Носит оно в себе великий дар со-страдания, и когда дает человек волю этому чувству, то становится он не на словах только, а по любви, частью своего народа, частью странствующей Руси, взыскующей града Божия, да и частью необозримого земного пространства с именем певучим и ясным – Россия. И в этом обретении единства, в этом чувстве соборности – и только в нем – сокрыто настоящее русское счастье: быть частью целого – и земного, и небесного – Русского мира. Недаром в русском языке слова «часть» и «счастье» имеют один корень.
Первыми плодами стояния стали для меня, конечно, строки поэтические, зародившиеся от самого первого взгляда на воду Рыбинского водохранилища в пасмурный день, от самого первого впечатления: серебро, тускло бликующее без солнца; студеное, не отпускающее внимания; влажное серебро слезы, серебро скорби, втягивающее в свое недоступное зрению, но подлинное существование…
Словно пеплом припорошенный,
Вжался в камыши
Цвет угрюмый рек стреноженных,
Цвет – как стон души.
Даже в ясные, в погожие,
В светлые часы
На лучи здесь тени брошены
От годин косых.
Гладь воды – стеной кладбищенской…
Как многоголос
Этот цвет котомки нищенской
И сиротских слез!
Чуткой совестью востребован
Памяти патруль —
Влажный цвет крестов серебряных
И свинцовых пуль.
Рыбьим именем отмечена
Пресная волна…
Здесь слезинка перед Вечностью
Больно солона!
Серой мутью занавешена
Русской скорби даль:
Скукой пьяной, жизнью грешною
Плещется печаль…
Но, как встарь, Россия выдюжит
Древней тьмы полон!
… Не стихает в градах Китежах
Колокольный звон.
Что бы ни делала, а мысль не оставляет, как отразить в слове Крестный ход и Девятое Леушинское стояние? Как соединить личное и общее? Ведь у каждого из семидесяти моих попутчиков-сомолитвенников во время Рыбинского Крестного хода выстраивался, помимо общего, свой собственный особый ряд открытий, чудес, встреч, связанный с личной судьбой, с личным опытом жизни и личным служением… Каждый обогатился этими приобретениями, и будет хранить тайное в сокровищнице своего сердца, мало кого допуская туда.
Я же об этих личных обретениях, неразрывно вплетенных в ткань Крестного хода и Леушинского стояния, решаюсь писать. Но как иначе сберечь нечто тонкое и быстро стирающееся из памяти потоком жизни? Знаю, что не раз и не два появится у меня потребность возвращаться к незабываемым, хотя и неброским внешне событиям, которые состоялись и могли состояться лишь в реалиях данного Крестного хода и Леушинского стояния 2007 года.
Конечно, эта задача не моей меры – писать о стоянии у Голгофы-на-водах, духовное значение которого во всей его полноте и глубине и охватить-то не в силах. Апостольская заповедь о слове с благодатью слишком высока для меня, и все же… Как часто мы засушиваем цветок на память, если хотим продлить в жизни нечто драгоценное для нас. Такой цветок разительно отличается от цветка живого, но, тем не менее, возвращает нас в дорогие места, события, в исполненное святых воспоминаний время…
Пусть же эти скромные заметки о Крестном ходе и Девятом Леушинском стоянии будут в книге нашей памяти как бы засушенным цветком, но. все-таки будут. Берусь за составление заметок лишь по послушанию, и ради тех, кто был у Рыбинского моря 4–8 июля 2007 года, и кто присоединится к леушинским крестоходцам в будущем. С надеждой на помощь Божию и молитвы Пресвятой Богородицы и святых, которым возносились мольбы в нашем паломничестве, приступаю к плетению памятных узелков, называя и сами заметки «Узелками на память».
Рыбинское водохранилище в пасмурный день
Получив в июне 2007 года приглашение от отца Геннадия принять участие в Девятом Леушинском стоянии и критически оценив состояние своего здоровья и загрузку по основной работе, ехать отказалась. Но недели через две приглашение повторилось. Стало ясно, что есть воля Божия на данное паломничество. Собиралась наскоро, не имея возможности ознакомиться с необходимой для паломничества информацией, поверхностно представляя себе маршрут и события, с которыми связан Крестный ход вокруг Рыбинского моря. Но о традиции Леушинских стояний – брать с собой наиболее чтимую икону Божией Матери – мне стало известно, слава Богу, еще до отъезда.
Решаюсь взять с собой икону Царицы Небесной «В скорбех и печалех Утешение» – святыню Русского на Афоне СвятоАндреевского скита. Этот образ Богородицы прославился особенными чудотворениями в России во второй половине XIX – начале XX веков, что довольно широко освещалось в печатных публикациях того времени. В моей жизни образ Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» особенно значим по нескольким причинам. Сообщу лишь об одной: эта икона, находившаяся в Благовещенском соборе Санкт-Петербургского подворья Русского на Афоне Свято-Андреевского скита до разорения подворья, благоговейно почиталась схимонахом Иннокентием (Сибиряковым) (1860 – 1901) – известным миллионером-благотворителем, в расцвете лет оставившим мир и подвизавшимся на Святой Афонской Горе. Во время работы над книгой «Благотворитель Иннокентий Сибиряков» (СПб., 2005) мне посчастливилось узнать, что духовный отец будущего схимника архимандрит Давид (Мухранов) именно от этой иконы получил откровение об избрании свыше капиталиста-золотопромышленника И.М. Сибирякова для иноческого подвига.
С этой иконой Божией Матери связано и одно очень важное событие в моей творческой жизни (в этот день, в 2004 году, в Петербурге вышла в свет книга моих сказок «Дедовский сундук»). Икона Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» в настоящее время хранится в Николо-Богоявленском соборе Санкт-Петербурга и выносится на поклонение верующим только раз в году, в день празднования, вечером 1 декабря и утром 2-го (по гражданскому календарю), и потому знакома далеко не всем петербуржцам. Может быть, желание напомнить об этом чудотворном образе повлияло на мое решение взять его маленькую копию на Леушинское стояние. И забегая вперед, скажу, что не раз и не два Царица Небесная «В скорбех и печалех Утешение» обрадовала меня во время паломничества.
Икона Царицы Небесной «В скорбех и печалех Утешение»
Образ Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» ценен еще и тем, что он представляет из себя целый иконостас: на левой руке Матерь Божия держит Младенца-Христа, над Ними распростерли крылья Ангелы; Пресвятой Деве и Спасителю предстоят Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, что связано с Леушинским монастырем, основной праздник которого как раз приходится на Рождество Иоанна Крестителя, а главный храм Петербургского подворья освящен в честь Апостола Иоанна Богослова.
По обе стороны иконы расположены образы святителей – Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Под ними – изображения великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Непосредственно под образом Божией Матери находятся изображения преподобных отец: Антония Великого, Евфимия, Онуфрия и Саввы. На образе этом помещен текст тропаря, в словах которого узнаю тропарь иконе Божией Матери «Утоли моя печали»: «Утоли болезни / многовоздыхающия души моея, / утолившая всяку слезу от лица земли: / Ты бо человеком болезни отгониши / и грешных скорби разрушаеши, / Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, / Пресвятая Мати Дево». С таким упованием на помощь Божию и Царицы Небесной и отправляюсь в путь.
Русский Свято-Андреевский скит на горе Афон. Дореволюционная литография
Крестный ход начался напутственным молебном в храме Апостола Иоанна Богослова на подворье Леушинского монастыря. Прихожане подпевают дружно, слаженно, что говорит о многом. С нами отправляется в путь и новописанная икона Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы» – дар петербуржцев в храм Иоанна Предтечи города Весьегонск. По уже закрепившейся традиции паломники обжигают свечи перед храмовой иконой Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы». Из алтаря выносится толстая свеча, горевшая на всех Леушинских стояниях, начиная с 1999 года. Неожиданная задержка автобуса в транспортной пробке и ожидание его – повод для соборной молитвы прямо во дворе храма перед настенной росписью образа Божией Матери. По благословению о. Геннадия миряне читают акафист святителю Николаю «по кругу». Ловлю себя на мысли, что Девятое Леушинское стояние уже началось – в Петербурге. К концу чтения акафиста, как и следует, пребывает автобус, и после обычных в таких случаях хлопот и посадки отправляемся в путь.
Но еще дважды автобус задерживается на улицах Петербурга. Причем, вторая заминка – вынужденная: часть приготовленных подарков осталась на подворье. Но время и теперь даром не пропадает: каждый участник получает на грудь памятный знак Девятого Леушинского стояния, стоя пока только на берегу Невы.
Выясняется, что остановились мы не абы где, а именно в том месте, где некогда высилась часовня, связанная с почитаемым в Петербурге образом Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». В одно из наводнений часовня оторвалась от этого берега Невы и была прибита к берегу противоположному. В дальнейшем эта часовня была связана с образом Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», чтимым как икона чудотворная.
Храм Апостола Иоанна Богослова на подворье Леушинского монастыря в Петербурге
Находился образ при стекольном заводе. И когда в часовню во время грозы в 1888 году угодила молния, сохранилась именно эта икона, да еще и с вплавленными в иконную доску грошиками.
Слушаю отца Геннадия и вспоминаю, что икона «Всех скорбящих Радосте» и образ Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» прославились своими чудотворениями в России в XIX веке с разницей всего лишь в 27 лет: в 1863 году в г. Слободском Вятской губернии благодатью, полученной от иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», исцелился от немоты юноша Владимир Неволин, а в 1890 году в Петербурге у иконы Девы Марии «Всех скорбящих Радосте» получил исцеление от припадков и стал ходить, ранее прикованный к постели, отрок Николай Грачев. Вспоминаю об этих и других многочисленных чудесах, явленных в России от икон Пресвятой Богородицы, и по-особому начинает открываться значение образа Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы», сопутствующий нам. Как много говорит название иконы с обетованием небесной защиты и распахнутые объятия Христа-Богомладенца, готовые обнять каждого, приходящего к Спасителю!
Но вот мы отправляемся дальше, и наш путь пролегает мимо бывшей киновии Александро-Невской Лавры, а ныне подворья Череменицкого монастыря с сохранившимся храмом Пресвятой Троицы. Отец Геннадий повествует о том, что монахи Александро-Невской лавры имели намерение посвятить храм своей киновии всем явленным иконам Божией Матери, но Священный Синод такое пожелание иноков не утвердил. Это была уже третья в истории Русской Православной Церкви попытка устроить храм в честь всех явленных икон Божией Матери. Первая принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, завещавшему построить такой храм Дивеевской обители, а вторая – Леушинской игумении Таисии.
Упоминание о Череменицком Иоанно-Богословском монастыре напомнило мне об одном из его настоятелей игумене Антонии (Бочкове), который много странствовал по лицу земли и оставил, опубликованные уже после его кончины, заметки-воспоминания «Русские поклонники в Иерусалиме». С благочестивым духовным настроем и теплотою сердечною написаны они. И жаль, что пока не переизданы. Ведь и в наше время они могли бы принести немалую духовную пользу читателям-паломникам, преодолевающим большие и малые расстояния ради православных святынь, храмов и монастырей, созидаемых на земле во образ Горнего Иерусалима.
Размышляя о тысячелетней традиции русского богомолья, невольно задумываюсь о значении нашего Крестного хода. И понимаю, что это паломничество совершается не столько ради личного подвига, сколько носит поминальный характер в память обо всех, кто остался на дне Рыбинского водохранилища, начиная с игумении Таисии (Солоповой) с сестрами, и заканчивая безымянными узниками Волголага, захороненными в арестантских братских могилах в 30-40-е годы XX века.
И сердце притягивается к болевому нерву русской истории, нашей отечественной трагедии: Богоотступничество, разорение Русского Царства, красный террор, геноцид русского народа… В этой системе координат, соединенных с молитвенным трудом души, нам предстоит прожить несколько дней.
Дорожные хлопоты возвращают в реальность. Начинается знакомство с предстоящим маршрутом, который меня обрадовал несказанно, особенно предполагающимся заездом в город Углич: посещение этого древнего города – мое многолетнее желание. С этого момента стало ясно, что это паломничество будет для меня особо значимым. Чем и почему, я еще не могла объяснить, но уже внутри появились те собранность и внимание, которые возникают обычно во время поиска исторических материалов, когда нежданно-негаданно выходишь на интересные источники.
Из «Спутника паломников» находился путевых листков, появившихся у нас в руках по ходу движения, и устных комментариев отца Геннадия к написанному в них, узнаем, что длинна нашего пути составляет около тысячи километров. Крестный ход по случаю Леушинских стояний – самый протяженный в России. Он в этом году проходит по территории четырех областей – Ленинградской, Вологодской, Ярославской и Тверской и, разумеется, города Санкт-Петербурга. Как-то непривычно воспринимать Санкт-Петербург в отрыве от земель, его окружающих, но что поделать? – новая эпоха, новый веник, новый ветер…
Продлится Крестный ход до 8 июля. Главное его событие – Леушинское стояние – осуществится на территории двух областей находился в Мяксе на Вологодчине и в Брейтово на Ярославщине. Городок Брейтово, в который мы должны попасть 6 июля, и является главной целью нашего паломничества: на его береговом крае и будет вершиться Девятое Леушинское стояние. На противоположном берегу – в Мяксе, куда пребудет второй автобус с паломниками из Петербурга, – тоже будут возноситься молитвы у глади Рыбинского водохранилища.
Наш временный «дом на колесах»
И как греет душу, что это духовное событие происходит по почину народа Божия, по зову сердца почитателей и батюшки Иоанна Кронштадтского, и матушки Таисии Леу шине кой, и всех, кто потрудился Богу в этих местах.
А пока – вечернее правило. Слова молитвы, звучащие через микрофон, объединяют всех единым духом сопредстояния пред Господом, хотя мы и сидим в автобусных креслах. Соборная молитва в условиях паломничества несколько иная, чем келейная или храмовая. Она на первый взгляд менее напряженная, но с нею как-то ближе к Богу.
После моста через Волхов на Мурманском шоссе, автобус у селения Иссад плавно отвернул в сторону от живописно окрашенных облаков закатного неба и, устремляясь в ночь, въехал на дорогу, ведущую к Тихвину, Вологде. Позади, в Иссаде, известного с XI века, остался Троицкий Златынский монастырь, связанный с творчеством архитектора Константина Андреевича Тона – создателя проекта храма Христа Спасителя в Москве. Технический надзор в Иссаде за строительством осуществлял архитектор Ефимов, покоящийся на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. И хотя здесь пятишатровый храм разрушен, все же оставшиеся его строения законсервированы, зарегистрирована и православная община, что дает надежду на восстановление в этом придорожном и речном селении церковной жизни.
Сумерки. Моя попутчица Вера угощает свежей клубникой и меня, и окружающих. Благодарю Бога, что Господь сподобил сидеть рядом с христианкой нового поколения, которая, может быть, еще и не осознает, насколько она счастлива: быть со Христом от юности – великая милость Божия. Всматриваюсь в приветливое лицо Веры и радуюсь тому, что в нынешних вавилонах России сквозь пресс бездуховной цивилизации несмотря ни на что в юных душах пробивается к жизни потребность жить в целомудрии, чистоте, благочестии. Плодом нашего общения и соседства стало стихотворение «Юная христианка», на которое меня вдохновила Верочка, но которое посвящается всем православным девушкам России.
Уже скромна, и молится, уже
Разобралась, что главное на свете.
Уже ей Русь Святая – по душе,
И Бог ее приметил и отметил —
Девчушечку лет меньше двадцати,
Упрятанную в корабле Спасенья.
А где еще себя ей обрести,
Как не в словах Любви и Воскресенья?
Здесь всё для жизни вечной и земной
Она нашла, поверившая в чудо.
Украшенная Постною Весной,
Душа ее ликовствует повсюду.
Господь ей посылает благодать
За чистые и светлые стремленья.
Она готова жизнь свою отдать
Христу – за Божий дар воцерковленья.
И, может быть, безлюдною тропой
Она уйдет из мира без оглядки,
И песнь молитвы – тихой и живой —
Ей сердце напоит нектаром сладким.
Ей будут в радость тяготы и боль,
Откроет Спас святые коды к притчам…
Любовью воздается за любовь —
Господь установил такой обычай.
В Тихвин въезжаем уже по темноте, останавливаемся у Введенского женского монастыря, в который по благословению своего духовного отца архимандрита Лаврентия поступила двадцатилетняя дворянка Мария Солопова – будущая игуменья Таисия. Дважды этот город прославила Сама Царица Небесная на весь православный мир: во времена Своего явления и три года назад, во время возвращения иконы из-за рубежей России.
Семь раз являлась в этих местах Матерь Божия людям и осталась здесь в чудотворном образе Своем Тихвинском, воздвигнув Собою и сам город Тихвин. Располагалась икона в Большом мужском Тихвинском монастыре, источая чудодейственную силу всем, с верою к Богородице притекавшим. Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации, верующие продолжали молиться у Защитницы Руси.
Служили перед чудотворной иконой русские священники Псковской миссии. В те военные годы великая русская святыня – Тихвинская икона Божией Матери – попущением Божиим снялась с места и вместе с верными служителями покинула пределы России. Прошли десятилетия, и в 2004 году о Тихвине узнали во всех уголках мира. Царица Небесная вернулась в избранный Ею город в чудотворном Своем старинном образе. Теперь Тихвин снова стал центром паломничества православных. В дореволюционные времена Царица Небесная не только чудотвор ила в Тихвине, но, можно сказать, и кормила весь город, экономика которого развивалась вокруг удовлетворения нужд пребывавших в Тихвин паломников. Здесь широко были развиты ремесла по изготовлению церковных предметов для домашнего обихода.
По ходу нашего паломничества мы убедились, насколько широко было прежде почитание Тихвинской иконы Божией Матери на Севере Руси: во всех храмах, которые довелось посетить, мы встречали икону Тихвинской Божией Матери, и чаще всего не в единственном числе. Да положит Господь на сердце и нам, православным начала XXI века, почитать Тихвинский образ Божией Матери с такой же верой и благоговением, как это делали наши благочестивые предки. Сегодня, как и прежде, Тихвинская икона Божией Матери – главная святыня Успенского мужского монастыря. Многие наши паломники уже не раз поклонились ей, специально приезжая для этого в Тихвин. Но сегодня, будучи в Тихвине в ночное время и проездом, мы оставляем в стороне Успенскую обитель и направляемся к цели своего прибытия в этот северный город.
Игуменья Таисия
Для нас, почитателей игумении Таисии, было отрадно сознавать, что Тихвин – один из тех городов, который матушка Таисия могла бы назвать родным. Здесь будущая настоятельница знаменитого Леушинского монастыря была пострижена в иночество с именем Аркадия, здесь вкусила первые скорби крестного монашеского пути, здесь несла различные послушания и подвиги, здесь открывал ей Господь тайны духовной жизни.
В своих келейных записках матушка Таисия живо описала свою первую встречу с Введенской женской обителью: «Как раз в последний день года, декабря 31-го, в полдень мы въехали в городок Тихвин; златоглавый мужской монастырь, с чудотворной иконой Богоматери, давно уже остановил наше благоговейное внимание, но, подъехав к нему, мы миновали его, направляясь к главной цели, к женскому Введенскому монастырю. Святые ворота его были отворены, мы въехали, ища глазами кого-либо, чтобы спросить, но никто не показался нам на улице, и мы доехали до самого соборного храма, окруженного могилами».
Из окна автобуса по дороге к Тихвину
В Тихвине прошли молодые годы игуменьи Таисии. Вспоминая об этом периоде своей жизни, матушка писала: «Уже четырнадцатый год моего пребывания в Тихвинском Введенском монастыре подходил к концу; в ней протекли и самые лучшие, и самые горькие минуты моей жизни духовной; я настолько любила эту обитель, что мне казалось, что нигде, кроме нее, я не найду ни счастья, ни спасения души; оставить же навсегда – мне было страшно и помыслить…»
Из автобуса, остановившегося напротив Святых ворот Введенского монастыря, выходим в темноту ночи. В рассеянном свете слабого фонаря находился картина полного запустения: обшарпанное здание, глухая трава, выбоины на дороге… Вид удручающий. Долгое время в период массового безверия сооружение над Святыми вратами использовалось под нужды пожарной части. Сегодня можно увидеть лишь обрубок некогда пятиэтажной, украшенной золотыми куполами и крестами звонницы. Святые врата предназначались для въезда почетных гостей. В остальное время они были наглухо закрыты. Закрыты врата и теперь. Через широкий проезд, по которому, возможно, въехала в Введенский монастырь и Мария Солопова, входим во двор, огибая странное на первый взгляд сооружение: оно включает и кельи, и подсобные помещения, и храм…
Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы в Тихвинском женском монастыре. Дореволюционная фотография
Сейчас в Введенской обители единственная насельница – матушка Любовь. На наш стук вышла инокиня в зрелых летах, в черном монашеском облачении, и повела нас, паломников, по внутренней лестнице в глубину здания в свечную лавку. Маленькая, ярко освещенная, чисто выбеленная комната, где можно подать записки, купить свечи, книги… Особый уют придают помещению вышивки ручной работы. Всматриваюсь в лицо инокини, решившейся поселиться здесь: седина снеговой белизны над чистыми голубыми находился в бирюзу находился глазами… Спокойный, проницательный взор, быстрые, без суеты, движения… «Мужественная душа», находился отмечаю про себя, глядя на матушку Любовь с почтением.
Поднимаемся в храм. Ступени крутые. Лестница ведет не только вверх, в церковь, но и в глубину веков. Припоминается история основания обители, правление Иоанна Грозного и сосланная в Тихвинский Введенский монастырь четвертая жена его находился «старица Дария», а также возвышение обители после Смутного времени. Входим в надвратный храм, в нем по ночному сумрачно. Справа – старинный образ Тихвинской иконы Божией Матери, один из многих на Русском Севере. Отец Геннадий рассказывает историю о том, как в прошлом году участники Леушинского стояния заехали в Введенскую обитель Тихвина ровно через час после того, как сюда была доставлена находящаяся теперь перед нами Тихвинская икона Божией Матери. Образ имел значительные повреждения. Среди паломников оказалась реставратор из Москвы, которая предложила свою помощь. Сразу же образ был доставлен в Петербург и находился на Леушинском подворье, куда наезжала время от времени из Москвы реставратор, проводя «лечение» старинной иконы. Наконец, отреставрированная Тихвинская икона Божией Матери была возвращена в Введенскую обитель, связав ее крепкими духовными узами с храмом Иоанна Богослова Леушинского подворья, его настоятелем и прихожанами.
Смотрю на скорбный лик Богоматери Тихвинской и вспоминаю, как три года назад, когда возвращалась из-за океана великая святыня в свою родную обитель и по дороге в Тихвин несколько дней находилась в Петербурге, истекали последние дни земной жизни моей мамы. Тогда, находясь день и ночь возле маминой постели, я не смогла поехать на поклонение, но сестра во Христе Людмила привезла мне маленький образок Тихвинской иконы Божией Матери, освященный у древней иконы. Этот образок после маминой кончины я и вложила в ее успокоившиеся, натруженные руки. Теперь этот образок находится в моем домашнем иконостасе, соединив нашу семью с Тихвинской Святыней…
С особым чувством сопричастности к тайне Богородичного Покрова над Святой Русью поем величание Царице Небесной и, пожелав матушке Любови Божией помощи и заступничества Пресвятой Богородицы, покидаем древние стены. В Тихвине к нам присоединяется священника Знаменской городской церкви иерей Андрей с матушкой.
Церковь Святых великомученицы Екатерины и мученицы Августы. Дореволюционная фотография
Отправляемся в путь. Глубокой ночью нам предстоит остановка в Сомино, где вот уже пятнадцать лет отец Геннадий Беловолов настоятельствует в храме Святых апостолов Петра и Павла. В полудреме замечаю, что вдоль дороги почти сплошной стеной стоит лес. Едем долго. Редкие машины, безлюдье, глухая сторона…
Но вот и Сомино. Автобус останавливается у церкви. Мягко мерцает при лунном свете недавно установленный на колокольне шпиль с четкими линиями креста на фоне ночного неба. Ангел, поддерживающий крест, в ночной темноте воспринимается неясным силуэтом. Всматриваюсь в классические формы старинного храма, чудом уцелевшего в безбожные годы, и, более того, многие десятилетия служившего единственным пристанищем верующих во всем Бакситогорском районе Ленинградской области… Каменные ступени ведут к сохранившейся – коренной – ограде с двустворчатыми вратами, открывающимися по-старому – с помощью металлических полозьев. Мирная, летняя, тихая, звездная ночь… Благодатно.
Когда был выпит паломниками горячий чай, приготовленный радушной хозяйкой сельского прихода, все направились к свежей могилке в ограде храма. Здесь недавно похоронена алтарница местной церкви Мария Трофимовна Орехова (1923 (24?) – 2006). С теплотой сердечной говорит о приснопоминаемой Марии батюшка Геннадий, по-доброму вспоминают Марию Трофимовну знавшие ее прихожане. Сердце умилилось, услышав о том, что у алтарницы Марии был обычай, в случае причащения кого-либо из прихожан на дому, нести перед священником со Святыми Дарами свечу по дороге от церкви к дому и обратно. До последних дней жизни самозабвенно служила раба Христова Мария Тому, Кто открылся ей, как Свет миру.
Храм Апостолов Петра и Павла в Сомино
Так и встает перед глазами картина, о которой мне довелось лишь услышать: по заснеженной улице села идет с церковным фонарем немало пожившая на свете дочь Христова; внимательно наблюдает она за тем, чтобы не задул ветер в стеклянном фонарике огонек свечи; а за Марией следует батюшка со Святыми Дарами в дароносице на груди; редкие прохожие оглядываются; верующие и понимающие – крестятся… Надо же, на улице – лето, а вот картинка почему-то представилась зимняя. Может, потому, что отошла Мария ко Господу зимой? Для себя невольно отмечаю, что преставилась алтарница Петропавловской церкви села Сомино 2-го декабря в праздник иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Да упокоит Милосердный Господь по молитвам Своей Пречистой Матери душу рабы Божией Марии в селениях праведных…
«Во блаженном успении…», – возглашает отец Геннадий и все поют Марии «Вечную память» и «Царство Небесное». Помяни, Господи, вместе с Марией и моих родителей Сергия и Матрону, а также схимонаха Иннокентия, всю русскую братию Афонской Горы, всех «зде лежащих и повсюду православных христиан». Помяни, Господи, и тех, за кого некому молиться, и всех, днесь пред Тобою представших… С благостной тишиной на сердце отходим от могилки алтарницы Марии и покидаем маленький островок Святой Руси, остающийся под ночным небом с вознесенными крестами храма и незримыми молитвами святых покровителей этого уголка родной земли.
Снова отправляемся в путь. Ночная дорога, лес, дрема… С непривычки не спалось. К утру предполагали приехать в Парфеново, в пустынь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Замечаю, что автобус для дальней дороги едет слишком медленно, словно преодолевая некое сопротивление. Оказалось, что так и есть: поломка в пути, а потому план меняется, и вместо Парфеновой пустыни мы направляемся сразу в Череповец, многотрубный силуэт которого уже проступил впереди справа. Этот техногенный вид мне напомнил линию юго-восточного горизонта при подъезде к Керчи, когда вдали начинают проступать трубы керченского металлургического комбината. Работает ли он сейчас, неизвестно, но трубы на берегу Керченского пролива так и стоят. А вот череповецкое предприятие «Северсталь» является важнейшим в своей отрасли в России, кормит всю Вологодскую область.
…Нас встречают еще на подъезде к городу. Брат во Христе Петр – череповецкий почитатель иконы Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы» – предлагает в преддверии Череповца посетить сельский Степановский храм с редким посвящением в честь родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анны. Отец Геннадий сообщает, что в России только два храма с таким посвящением. Этот, в селе Степановском, замечателен уже тем, что в советское время не закрывался.
Пока подъезжаем к селу, совершаем краткое правило по «Часослову», а затем отец Геннадий рассказывает о Череповце, знакомит с его историей, неразрывно связанной с историей русской святости, так как первыми поселились в этих местах монахи Афанасий и Феодосий – ученики преподобного Сергия Радонежского. Они основали в этой местности в XV веке обитель в честь Воскресения Христова.
Постепенно вокруг монастыря возникла слобода, которая и выросла со временем в город Череповец, как говорят местные жители. В XVIII веке Афанасьево-Феодосиевский местный монастырь обветшавшие деревянные постройки сменил на каменные. Главный собор монастыря в настоящее время является главным собором Череповца. Основателям города инокам Афанасию и Феодосию в Череповце поставлен памятник. Батюшка обращает наше внимание, что на Руси не так много памятников установлено церковным деятелям: есть памятник Иоанну Кронштадтскому в Кронштадте, Сергию Радонежскому в Подмосковье и Кириллу и Мефодию в Москве. По ходу дела припоминаю памятник Андрею Первозванному в Херсонесе близ Севастополя, рядом с Херсонесом памятник князю Владимиру, святителю Луке Войно-Ясенецкому в Симферополе и Тамбове, Илье Муромцу в Муроме, святителю Николаю на Камчатке, князю Владимиру в Киеве.
Тем временем батюшка говорит, что действующий в России фонд Апостола Андрея Первозванного осуществляет программу установки в России памятников апостолу Андрею и святителю Николаю. Почему-то подумалось словами древних, а не будет ли за эти памятники «закону нашему греческому укоризны»? Скульптурные памятники – обычай больше католический, чем православный. У нас для памяти все больше церкви да часовни ставились. «Россия, Русь, храни себя, храни», – вспоминаются строки великого нашего современника, поэта Николая Рубцова, уроженца Вологодчины.
С такими мыслями пристально всматриваюсь в блеклые рассветные дали, словно пытаясь отыскать в них и ответы на трудные вопросы современности, и разгадку щемящей Рубцовской поэзии, близкой моему сердцу.
Впереди – село Степановское. Среди деревьев, выделяясь на фоне неба двухцветной зелено-голубой кровлей, проступил белый храм. Церковь эта, построена в 1814 году. Здесь все сохранилось так, как было в прежние времена. Есть в храме и две иконы из Леушинского монастыря, в одной из которых узнается прообраз иконы Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы».
Само это место связано с древней русской историей: в XIV веке эти земли принадлежали Московскому князю Димитрию Донскому, отсюда посылалась в Москву положенная князю дань. Храм Иоакима и Анны кирпичный, белённый, с выделенными (в цвет красного кирпича) архитектурными деталями, и этим напоминает старинные московские постройки. Помимо основного, в церкви имеется престол святителя Николая и Ильи-пророка. Настоятель храма Иоакима и Анны протоиерей Валерий Белов – в отъезде. Нас привечают прихожане. В храме ведутся ремонтные работы, обновляется иконостас. В церкви поражают давней работы иконостасы своеобразием архитектуры, старина и даже древность некоторых икон. Запоминаются дивные ризы тонкой работы на иконах Иоакима и Анны и Божией Матери Тихвинской с клеймами, изображающими явления Богородицы.
Храм святых Богоотец Иоакима и Анны с. Носовского (Степановского) Череповецкого района
Рядом с храмом Иоакима и Анны – живописные развалины древней церкви из красного кирпича. Стены еще стоят, частично сохранился свод, но входить во внутрь здания опасно – уже сыпятся кирпичи. Кто там побывал, рассказывают, что на стенах храма еще можно увидеть древние фрески. Но отец Геннадий не благословляет паломникам их осматривать в силу нашего многолюдства. Расстаюсь с желанием заглянуть под своды древней церкви. Ну, что ж, не моя воля, а Твоя да буди, Господи! Может, когда-то доведется еще раз побывать в этом месте, как знать? За время осмотра храма водители исправили поломку своими силами, без поездки в город за деталями. Едем дальше без задержки.
Из объяснений отца Геннадия узнаем, что Череповец – третий после Санкт-Петербурга и Тихвина – Леушинский город. От Череповца до Леушинского монастыря – 40 километров. Неслучайно матушка Таисия учредила здесь подворье. Кроме подворья, по предложению игуменьи Таисии на железнодорожном вокзале Череповца была построена часовня, в которой трудились сестры с Череповецкого подворья Леушинского монастыря. Привокзальная часовня в Череповце – одна из первых, если не первая, в России, устроенная на железной дороге. Часовню у череповецкого вокзала тоже можно отнести, как считает отец Геннадий, к духовным откровениям игуменьи Таисии. За короткое время затраты на строительство привокзальной часовни в Череповце окупились с лихвой. По Промыслу Божию здание часовни сохранилось до наших дней. В настоящее время часовня во имя Святителя Николая используется по своему прямому назначению. Здесь нередко служится Литургия, как и в утро нашего прибытия в Череповец.
На вокзале наш автобус поджидают паломницы из Вологды, добравшиеся до Череповца поездом. Мы заезжаем за ними на привокзальную площадь, и перед нами открывается Таисина часовня во всей своей красе – предмет ее игуменских трудов и попечений.
Никольская часовня в Череповце на железнодорожном вокзале
Здание добротное, красивое, вписанное в одну линию с привокзальными помещениями… Да, умели наши предки не поскупиться, отдать Божьему дому, пусть и малому, лучшее место, заметное со всех сторон.
Радостная встреча с вологодскими леушанами, которых питерские леушане не только давно знают, но, по всему видно, и любят… Взаимные приветствия, объятия…
Поем тропарь святителю Николаю Чудотворцу и отправляемся дальше. И как же после этого печально было услышать, что в Череповце – городе с населением в 400 тыс. жителей – всего два действующих храма: в честь Воскресения Христова и Рождества Христова. Но первыми-то здесь поселились монахи, а, значит, надо верить, что вернуться люди к Богу и в этом городе, только надо дать на это время.
Забудут люди – будут помнить птицы.
Забудут птицы – ветры не забудут,
А коль забудут, дальние зарницы
О небесах опять напомнят людям.
От вокзала мы направляемся к тому месту, где некогда находилось первое из устроенных игуменьей Таисией подворий Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Возникло оно в 1888 году на улице Крестовской (теперь Ленина) и было посвящено иконе Божией Матери «Достойно есть». Список этой иконы был получен матушкой Таисией с Афона. При слове «Афон» сердце во мне встрепенулось, обдалось радостью. Отрадно было услышать, что у матушки Таисии были с Афоном духовные связи. А мне припомнилось (из прочитанного), что келья, в которой было явлено Ангелом Богородичное песнопение «Достойно есть», находится недалеко от Русского на Афоне Свято-Андреевского скита, правда, занятого ныне греческими иноками. Вспомнился мне и действующий храм «Достойно есть» в поселке Октябрьский в степной части Крыма, где неоднократно приходилось бывать. Там приход живет полнокровной жизнью, народ Божий освящается церковными Таинствами… Не потому ли защемило сердце, когда батюшка сообщил, что Череповецкое подворье «Достойно есть» не сохранилось? Более того, на его месте частный предприниматель развернул стройку в желании извлекать прибыль – и где? Там, где возносилась молитва к Богу, и где до скончания земных времен будет стоять Ангел на месте освященного Престола Божия…
Глядя из окна на скелет будущего новодела, попирающего не только землю монастырскую, но и русскую историю, составной частью которой является судьба наших монастырей и храмов, я думала о том, что хозяин участка, некогда принадлежавшего Леушинскому монастырю, наверное, рассчитывает быть богатым и счастливым. Но вот будет ли? Ведь он посягнул на долю, особо выделенную Богом для молитвы и богоугодных дел! Да, трудно просыпается Русь от безбожной спячки, медленно. С сомнением усваивает даже такой духовный закон: «Господь поругаем не бывает…»
Батюшка продолжает сообщать нам историю Череповецкого подворья. Со временем здесь был выстроен храм в честь Сретения Господня. Некоторое время подворье было архиерейским: здесь проживал после революции архиепископ Лев (Тихомиров), оставшийся верным Патриарху Тихону иерарх Русской Православной Церкви. Владыка был сыном известного монархиста, вышедшего из среды народовольцев, Льва Тихомирова, оставившего русскому народу замечательное исследование о духовной природе царской власти.
Леушинское подворье в Череповце до революции.
Сретенская церковь
Но пока монастырская территория пребывает в руках «чемпионов новой жизни», в соседнем здании бело-желтого цвета сопровождающие нас гостеприимные череповчане Петр и Надежда хлопочут об устройстве в этом офисном центре часовни в честь иконы Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы». Помоги им, Господи, осуществить задуманное.
Проезжаем по Череповцу. Вот и храм, в котором после закрытия обители, пели на клиросе Леушинские сестры. А вот речной вокзал старой постройки, куда прибыл на пароходе святой праведный Иоанн Кронштадтский. Здесь встречала старца его духовная дочь матушка Таисия. Ловлю себя на мысли, что речной фасад Череповца, наверное, красив, но мы не сможем в этом убедиться, так как уже покидаем пределы города. Не знаю, как другие, а я расстаюсь с Череповцом с грустью на сердце. Такое впечатление, что этот город и сегодня пытается, по меткому выражению Федора Михайловича Достоевского, устроиться без Бога. Видно дух безбожных десятилетий и теперь продолжает довлеть над сердцами проживающих здесь людей. Но, слава Богу, власть его распространилась не на всех. Не раз и не два на этих вымороченных русских просторах возрадовалось мое сердце, когда во время Крестного хода доводилось встречать искренних людей, с теплым огоньком сердечной веры, в долготерпении скорбей не потерявших исконной русской доброты, не остудивших совести, сострадающих разоренным святыням…
Движемся в сторону Мяксы. Отец Геннадий рассказывает о создании самого большого рукотворного водоема в мире, объясняет, для чего был создан Волголаг, перемоловший своим бесчеловечным жерновом судьбы и жизни сотен тысяч людей, оставшихся лежать в братских могилах на дне Рыбинского моря. Затопленные города Леушино и Молога, подтопленные Пошехонье, Брейтово, Весьегонск, сотни деревень, храмов, часовен, несколько иноческих обителей… Особенно меня поразил своей бесчеловечностью такой факт: из зоны затопления людей выселяли принудительно, выделив им на переезд всего два осенних месяца, когда народ уже сделал на старом месте закладку урожая в зиму, когда уже начались затяжные осенние дожди. И теперь им, беззащитным, срываемым с насиженных мест, предстояло поспешно разбирать деревянные избы, перевозить или сплавлять их на новые места, пытаться устроить новое жилье до зимы. А пожитки? А запасы продовольствия? А дети малые и старики? А скотинка? Людям пришлось расставаться с родовыми землями, с родными могилами, с дорогими сердцу святынями. Многие старинные иконы, которые хранились веками и передавались в семьях из поколения в поколение, были просто оставлены.
Забегая вперед, не могу не поделиться своим впечатлением, полученным в притворе храма Иоанна Предтечи в Весьегонске: многочисленные иконы, развешанные по стенам притвора – выщербленные, утратившие краски, какого-то землисто-серого цвета – выглядели так, словно они долго находились в воде, отдав ей свою красоту и сохранив только изображение, рисунок. Рядом с полноцветными, эти иконы воспринимались, как черно-белые фотографии в сравнении с цветными. Кто знает, может быть, верующие люди действительно выловили их из воды Рыбинского моря или подобрали на берегу после шторма?
Приближаясь к Мяксе и слушая ужасающие факты и свидетельства о рабском труде заключенных и высокой смертности при строительстве Рыбинского водохранилища, съеживалось сердце, и вспоминались слова батюшки Иоанна Кронштадтского, обращенные к русским людям в начале XX века: «Если в России так пойдут дела, и безбожники, анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и свои беззакония». «Бог. пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».
Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Но как показала история нашего Отечества последнего столетия, крови и слез незваным правителям России оказалось мало. Они стали заливать ее рукотворными потопами, добивая при этом на изнурительных работах людей, рожденных и воспитанных в Русском Царстве, помнящих о жизни при Царе-батюшке, людей с благочестивыми сердцами и живой верой во Христа Спасителя. И если Православная вера сегодня в России возрождается, то, наверное, потому, что были в Отечестве нашем не только разрушители православных святынь, но и те, кто тайно или явно эти святыни оплакивал, кто продолжал молиться, кто старался хранить чистоту сердца и жить по заповедям Божиим, кто исповедовал Христа и отдал за Него свою жизнь. Приходят на память строки стихотворения, написанного два месяца назад.
… Террор не везде одинаков.
Россия другим – не чета:
Христа здесь губили во всяком,
В ком свет замечали Христа.
За такими думами подъезжаем к Мяксе. В правые окна автобуса уже видна серо-мглистая водная гладь, местами с серебристо-перламутровым отливом. Это Рыбинское водохранилище. Из лежащих сегодня на берегу моря населенных пунктов, Мякса ближе всего располагается к Леушинскому Иоанно-Предтеченскому монастырю.
До него от Мяксы – девять километров водного пространства. Поэтому именно здесь в 1999 году была положена традиция Леушинских стояний, именно здесь был установлен первый поклонный крест в память о святынях, затопленных Рыбинским водохранилищем в 30-40-е годы XX века.
Леушинский монастырь в 1950-х гг.
Проезжаем через поселок, минуя двухэтажный деревянный сестринский корпус, перемещенный в Мяксу перед затоплением низменности между реками Шексной и Мологой. В нем, еще на родном, монастырском, месте жила иконописица Алипия, написавшая по благословению игуменьи Таисии первый образ Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы». Кроме этого корпуса, был перенесен в Мяксу из Леушино и чайный домик.
В самом селении слева по ходу нашего движения открывается вид на разрушенный лихолетьем и временем кирпичный храм, недалеко от которого – сруб почти достроенного деревянного храма на высоком цоколе. Рядом с ним прямо на земле стоят небольшие главки, приготовленные к завершающей стадии строительства поселковой церкви. Главок по проекту должно быть двенадцать, как в Кижах. Уже сейчас заметно, что эта церковь будет очень красивой. И слава Богу! Наверное, в сознании верующих она со временем начнет восприниматься, как духовная преемница Леушинского монастыря.
В засушливый год на месте Леушинского монастыря.
Льды, вода, непогода и время разрушили святыню до основания
Здесь, в Мяксе, мы совершаем первый из трех по нашему маршруту пешеходный Крестный ход на берег Рыбинского водохранилища. По песчаной дороге и луговой траве подходим к 15-метровому поклонному Кресту, установленному череповецким фондом «Возрождение». Крест деревянный, на проволочных растяжках, собран из отдельных сегментов, соединенных металлическими болтами… Воспринимается неожиданно. Своими пропорциями (опять же – по книжным впечатлениям) напоминает крест, установленный над часовней преподобного Антония Печерского на Афоне в местности Самара… Освящал мяксинский Крест старец Херувим – хранитель в течение многих лет иконы Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы».
Но вот и цель нашего движения – береговой поклонный Крест, установленный петербургскими почитателями матушки Таисии и хранителями памяти Леушинского монастыря на месте Леушинских стояний. Крест из цельного бревна, выброшенного Рыбинским водохранилищем… Омытый горькими водами, теперь он обдувается всеми ветрами, напоминая прохожему и проезжему человеку о Боге, о спасении души, о верности Христу, и – куда от них деться? – о разрушителях России… Прямо в сырой песок вокруг Креста вкопано несколько букетов живых цветов, а на кустарниках береговой линии – искусственные цветы, придающие месту обихоженный вид. Здесь же устроен деревянный навес-беседка, по периметру которого растут бархатцы и другие цветы.
У подножия Креста появляется иконостас из Богородичных икон, зажигаются свечи, привезенные из Петербургского подворья Леушинского монастыря. Начинается молебен. Пустынная местность оглашается молитвами, которыми молились и князь Владимир, и Александр Невский, и преподобные отцы и жены Руси. Молился этими священными словами и святой Иоанн Кронштадтский, молилась и матушка Таисия с сестрами… Через молитвенное слово и мы духом соединяемся со Святой Русью. Вслушиваюсь в сердце и отмечаю, что далеко не всегда даруется ему так остро пережить принадлежность к Церкви Христовой, как переживает оно теперь, на берегу рукотворного моря у Мяксы, у непотопляемого Креста…
Поклонный крест на берегу водохранилища в Мяксе, сооруженный из маренного бревна, прибитого волной к берегу
После молебна освящается водой Рыбинского водохранилища икона Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы», предназначенная для храма Иоанна Предтечи в городе Весьегонск. Местная жительница с чувством читает стихи, написанные ею по случаю Леушинских стояний в Мяксе. Здесь же проходит импровизированная Леушинское стояние 2006 года, московские фотохудожники. Авторами фотографий являются московские фотохудожники. Данная выставка постоянно действует в Череповце в том помещении, где предполагается освятить часовню в честь иконы Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы». Пояснения к фотографиям дает послушник Алексей.
Икона Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы»
В Крестном ходе приняли участие местные прихожане и директор школы, который рассказал, что при школе действует музей истории затопленного края. После трапезы в походном режиме – на траве, на скатерти-самобранке, возблагодарив Бога и гостеприимных мяксинцев, собираемся возвращаться к автобусу. Друг за дружкой, с добрым детским чувством проходим под освященной иконой Божией Матери, и, наверное, у каждого в сердце звучат слова тропаря: «Владычице, чистая, призри, Богородице, виждь наших язв болезни, и умилосердися, Пречистая, и исцели совестное жжение, Твоею милостию орошающи, и вопиющи рабом Твоим: Азъ есмь с вами, и никтоже на вы». День без солнца, серый, со скучноватым, мелким дождичком, а на сердце – словно солнышко засветило, ведь Матушка Богородица – с нами.
Мы уезжаем, а завтра сюда приедут другие паломники из Петербурга, соберутся местные жители, пребудет владыка Максимилиан, архиепископ Вологодский и Великоустюжский – и Девятое Леушинское стояние в Мяксе состоится. Но перед его началом в строящемся храме пройдет Всенощное бдение по случаю праздника Рождества Иоанна Предтечи. После стояния, 7 июля, совершится Божественная Литургия, в которой примут участие, невидимые глазу, но зримые сердцем, и святой праведный Иоанн Кронштадтский, и матушка Таисия, и сестры Леушинской обители… Престольный праздник Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря будет отмечен. Нам же предстоит добраться до Брейтово, на противоположный берег Рыбинского водохранилища, и совершить памятное стояние – с этого года уже и на Ярославской земле.
Доведется ли когда еще побывать в окрестностях Леушинской обители, неведомо, а потому стараюсь всмотреться в грустно-серые дали, в прибрежные кустарники, среди которых, кажется, вот-вот мелькнет склоненная над омутом Аленушка в неизбывной печали о братце своем неразумном Иванушке, испившим водицы из козлиного копытца… Да, проста и мудра русская сказка, и все с детства знают ее, но почему-то снова и снова тянутся неразумные Иванушки к козлиным копытцам Неруси, как называли в старину темную, не от Бога, сторону жизни на нашей земле, чуждую русским людям.